Применение метода «Томатис» в работе с детьми с аутизмом

372

Общая информация

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Каширина С.В. Применение метода «Томатис» в работе с детьми с аутизмом // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В жизни человека общение и коммуникация играют чрезвычайно важную роль. Можно ли поставить знак равенства между общением и коммуникацией? За обще­нием в основном закрепляются характеристики меж­личностного взаимодействия. Коммуникация — это со­циально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном так и в массовом об­щении по разным каналам при помощи различных вер­бальных и невербальных коммуникативных средств. Передача любой информации возможна лишь посредст­вом знаков, точнее, знаковых систем. Различают вер­бальную и невербальную коммуникации, использую­щие различные знаковые системы. Соответственно воз­никает и многообразие видов коммуникативного про­цесса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный зву­ковой язык, т. е. систему фонетических знаков. Речь яв­ляется самым универсальным средством коммуника­ции, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Полный текст

В жизни человека общение и коммуникация играют чрезвычайно важную роль. Можно ли поставить знак равенства между общением и коммуникацией? За обще­нием в основном закрепляются характеристики меж­личностного взаимодействия. Коммуникация — это со­циально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном так и в массовом об­щении по разным каналам при помощи различных вер­бальных и невербальных коммуникативных средств. Передача любой информации возможна лишь посредст­вом знаков, точнее, знаковых систем. Различают вер­бальную и невербальную коммуникации, использую­щие различные знаковые системы. Соответственно воз­никает и многообразие видов коммуникативного про­цесса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный зву­ковой язык, т. е. систему фонетических знаков. Речь яв­ляется самым универсальным средством коммуника­ции, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Детский аутизм — достаточно распространенное явление. Но, к сожалению, это особое нарушение пси­хического развития. В широком смысле под аутизмом обычно понимается явная необщительность, стремле­ние уйти от контактов, жить в своем собственном ми­ре. Все дети, кому был поставлен диагноз аутизм, име­ют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Сре­ди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые от­ражают основную специфику аутизма, а именно, не-сформированность коммуникативного поведения. По­этому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено раз­витие коммуникативной функции речи и коммуника­тивного поведения в целом. Независимо от срока по­явления речи и уровня ее развития ребенок не исполь­зует речь как средство общения.

Существуют различные методы, помогающие раз­вивать коммуникативные навыки, олин из которых — «Томатис».

Эта система разработана в пятидесятых годах фран­цузским врачом-отоларингологом А. Томатисом, (1920—2001) и определяется как педагогика слушания. Альфред Томатис экспериментально подтвердил тот факт, что хорошая организация слухового процесса мо­жет благотворно влиять на наше развитие. Результат его исследований был представлен в 1957 году в Па­рижской медицинской академии наук под названием «эффект Томатис». Гипотезы, выдвинутые А. Томати-сом, в основе которых лежит взаимосвязь между слу­хом и голосом, являются результатом его медицинской практики. Проведенные Томатисом исследования по изучению языковой функции позволили выявить мето­ды структурирования пути по осуществлению контро­ля голоса и речи за счет функции слушания. Эта мето­дика, вписанная в рамки гуманитарных наук, затрагива­ет процесс интеграции языка начиная с взаимосвязей, существующих между слухом и фонацией. Фонация за­висит от слухового анализатора, связанного с психиче­скими реакциями. Томатис разделяет слышание и слу­шание как пассивный и активный процессы.

Слушание можно определить как способность нервной системы использовать звуковой сигнал в це­лях обучения и коммуникации, вовлекая в данный процесс тело и эмоции. Это способность использовать свой слух в сознательной и внимательной манере. Ни в коем случае эта функция не должна приравниваться к пассивному звуковому восприятию, которое напря­мую зависит от хорошего функционирования слухо­вой системы. Можно иметь прекрасный слух, но при этом быть плохим слушателем: слышать не значит слушать!

Как проходит воздействие на процесс слушания, на что мы воздействуем и почему?

Применение в педагогическом или терапевтичес­ком плане метода «Томатис» возможно только с при­менением технического средства, названного «элек­тронным ухом». Принцип функционирования элек­тронного уха заключается в тренировке мышц средне­го уха. Они делают возможным передачу точной и гар­моничной звуковой информации во внутреннее ухо, а затем в мозг. Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стиму­ляции, проводимые «электронным ухом», — аппара­том разработанным А. Томатисом. Различные параме­тры: электронные переключения, частотные фильтры, латеральность, запрограммированные с помощью это­го сложного аппарата, проводят настоящие гимнасти­ческие упражнения мышц среднего уха, изменяя эво­люцию процесса слушания. В качестве музыкальной поддержки используется музыка, проработанная в ла­боратории «Томатис».

Этот метод затрагивает различные области, основ­ные из которых: процесс слушания, речь и поведение.

Метод «Томатис» может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы. Стиму­лируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы.

Двадцать детей с аутизмом в возрасте от 4 до 17 лет, из них пятнадцать мальчиков и пять девочек, посещали аудиовокальные занятия в центре «Тома-тис» в 2009—2010 годах в Москве для смягчения тяже­сти состояния болезни. Все они закончили основную предложенную им программу по индивидуальному плану, но родители шестерых детей проявили желание продолжать поддерживающие курсы.

80 % обследуемых детей показали позитивные из­менения в поведении уже после двадцати часов про­слушивания, четыре — после тридцати шести часов. У детей с агрессивным поведением снизилось как про­явление агрессии по отношению к себе и окружаю­щим, так и повторяющееся поведение, раздражитель­ность, неуверенность в себе, стало легче реагирование на изменения окружающей обстановки.

У девяти детей, имеющих нарушения сна, норма­лизовался сон. Три ребенка перестали испытывать на­вязчивые страхи.

Улучшилось состояние психоэмоциональной сфе­ры. У 85 % обследуемых детей появилась способность в разной степени распознавать эмоции, сопереживать и правильно выражать свои эмоции.

У всех детей с разной степенью тяжести улучши­лось слуховое восприятие, звуковой анализ, скорость интеграции информации, было отмечено увеличение концентрации внимания, снизилось время на освоение того или иного навыка, увеличилось полезное время проведения занятий. Восемь детей с гиперчувстви­тельностью к звукам перестали испытывать диском­форт и закрывать уши.

У семи детей, ранее отвергающих тактильный кон­такт, возникло желание взаимодействовать с другими. Они стали проявлять больше нежности и любви, по­явилось желание объятий.

У одиннадцати детей, имеющих проблемы с воспри­ятием пищи, расширился вкусовой диапазон, улучши­лось восприятие еды, добавились новые продукты.

У всех детей из обследуемой группы отметились положительные изменения в социальных навыках. Они начали инициировать визуальный контакт, более точно выполнять инструкции, не сопровождающиеся указанием, меньше использовать для инициации кон­такта неречевые звуки (частое дыхание, пощелкива­ние языком и т. п.), стали обращать внимание на дру­гих детей и с удовольствием наблюдать за их действи­ями, появилось желание контактировать.

Улучшилось представление о самом себе. Семь де­тей с отсутствием речи начали больше вокализиро­вать, у них появились новые звуки, интонации.

У остальных 13 детей группы с разными речевыми навыками улучшилась грамматическая структура предложений, расширился словарный запас, появи­лись вопросительные интонации, они стали чаще ис­пользовать личное местоимение я. У них изменилось качество голоса, ушла монотонность. Улучшилась ре­чевая память, стали легче запоминаться стихи.

У 90 % детей отметились улучшения моторных на­выков. У пяти из одиннадцати детей улучшилась мел­кая моторика, у семи — координация, владение телом, осанка у десяти — пространственные ощущения. У всех обследуемых улучшилось чувство ритма.

Другое проведенное исследование моих коллег в Америке выявило значительные улучшения в состоя­нии у 100 детей с диагнозом аутизм, в возрасте от 3 лет до 21 года, которые получали базовый курс 60 часов прослушивания. Все 100 детей продемонстрировали положительные изменения и применимость метода «Томатис» при аутизме. Родителям детей была пред­ложена анкета для оценки состояния ребенка до и по­сле проведения курса по 102 пунктам в 12 областях. Изменение было отмечено в каждой области: 87 % — в личном развитии, 85 % — в слуховом восприятии и ре­чи, 81 % — в обучении, 80 % — в увеличении концент­рации внимания, 79 % — в поведении, 69 % — в личном росте и самовыражении, 66 % — в развитии моторных навыков, спортивных достижениях, 63 % — в вокаль­ных и музыкальных навыках, у 49 % развилось вообра­жение. По мнению Дорин Дэвис, дети, страдающие ау­тизмом, нуждаются в количестве сессий больше, чем 60 прослушанных часов. Так что изменения после про­ведения курса являются лишь началом изменений для данной группы детей. Им были предложены дополни­тельные сессии программы «Томатис».

Приведем данные наблюдений в ЮАР. Шестеро мальчиков в возрасте от 4 до 11 лет с тяжелой формой аутизма занимались по методу «Томатис» с целью кор­рекции поведенческих расстройств, вызванных болез­нью. К концу курса трое из них продемонстрировали позитивные изменения поведения. Один из детей боль­ше не оценивался как ребенок, страдающий аутизмом, двое продемонстрировали значительное смягчение ау-тичных симптомов, трое оставались в тяжелом состоя­нии. Пять из шести детей показали значительные изме­нения в предречевых областях по оценочной шкале ау­тизма (САRS). У них также увеличились скорость ин­теграции слуховой информации, невербальная комму­никация, эмоциональное состояние и динамизм.

Информация об авторах

Каширина С.В., центр «Томатис», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 7224
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 372
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6