Договор как ресурс инклюзивного образования
Общая информация
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение
Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Юсфин С.М. Договор как ресурс инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Объективная данность образования — это общественный характер процессов, происходящих в нем. Под «общественным» мы подразумеваем участие в образовательном процессе в разной степени и в разных позициях социальных, профессиональных или возрастных групп людей. Основания для порождения и дальнейшего существования в образовании этих групп различны. Но все перечисленные группы имеют проявленные или не проявленные, долгосрочные либо ситуативные интересы, желания по поводу происходящего в образовательном процессе. Представители этих групп постоянно сталкиваются и пытаются взаимодействовать. Причем конструктивность и продуктивность увязки деятельностей всех участников во многом определяет и обусловливает эффективность и оптимальность образования.
Полный текст
Объективная данность образования — это общественный характер процессов, происходящих в нем. Под «общественным» мы подразумеваем участие в образовательном процессе в разной степени и в разных позициях социальных, профессиональных или возрастных групп людей. Основания для порождения и дальнейшего существования в образовании этих групп различны. Но все перечисленные группы имеют проявленные или не проявленные, долгосрочные либо ситуативные интересы, желания по поводу происходящего в образовательном процессе. Представители этих групп постоянно сталкиваются и пытаются взаимодействовать. Причем конструктивность и продуктивность увязки деятельностей всех участников во многом определяет и обусловливает эффективность и оптимальность образования.
Таким образом, для образования актуальна увязка взаимодействия внутреннего для отдельной группы, а также внешнего с другими группами и их участниками. Как основные мы выделяем следующие группы и межгрупповые объединения.
Коллектив педагогов, или педагогический коллектив. Если бы отдельный, единственный как деятель педагог мог осуществить, в том числе и без соотнесения с детьми, требуемое образовательное действие и достичь культуросообразный времени образовательный результат, это была бы достаточно очевидная социальная механика. Но современное образование имеет многообразное контекстуальное насыщение. Обозначим эти образовательные контексты в простом перечислении, не анализируя их соотнесенность: 1) учение, воспитание, индивидуальное становление; 2) дидактика и педагогическая поддержка ребенка в образовании; 3) естественные, математические и гуманитарные предметные циклы; 4) базовый и профильный уровни образования; 5) инклюзивное и типологическое образование и т. д. Можно и далее обозначать различные основания направлений современного образования. Но этот открытый перечень приведен для профессионального понимания, что современное образование требует постоянного согласования контекстов и разворачивания образовательных процессов, а также действий представителей различных профессиональных коллективов и групп.
Педагоги представляют и специализируются в вышеупомянутых профессиональных образовательных контекстах. Если у них не будет возможности соотносить и согласовывать свои взаимодействия, то в качестве результата образования мы увидим не «умножение» эффектов, а череду столкновений в действиях педагогов. В контексте инклюзивного образования это только усиливается.
Педагоги и дети, подростки, юноши и девушки (в профессиональном просторечии называемые «дет-ско-взрослым коллективом»). Находясь совместно, эти группы взрослых и детей или представители этих групп очень часто действуют нерезультативно, формально осуществляя некие процедуры и «обряды» в рамках образовательного учреждения или образовательной программы. По собственному опыту, художественному и методическому описанию педагогов, аналитическому обобщению ученых-педагогов можно сделать заключение, что максимально продуктивное образовательное пространство создается конструктивным взаимодействием педагогов и ребят.
Группа «педагогический коллектив» объединена существующей, но размытой профессиональной нормой: осуществлять образовательный процесс. Группа «дети, подростки, юноши и девушки» объединяется по очень подвижной и слабо структурированной единой норме, в нормативно-правовой форме говорящей о том, что ребенок определенного биологического возраста должен посещать «школу». Предъявить в качестве единого ориентира, единой нормы и общего интереса этим группам, созданным по разным основаниям, практически нечего. Недостаточны имеющиеся процедуры и механизмы (не говоря уже о позиции) складывания пространства совместного взаимодействия.
Дети, подростки, юноши и девушки как «коллектив учащихся». Данная группа с самого начала поставлена в ситуацию необходимости находиться в одном и том же месте в одно и то же время, участвовать в одних и тех же мероприятиях и занятиях и т. п., поэтому требует внутреннего согласования. Интересы членов этой группы часто не проявлены как для отдельного индивида, так и для других. Они лежат не столько в сфере функционально-ролевых отношений «учитель-ученик» или «воспитатель-воспитанник», а в масштабе всей жизнедеятельности ребенка, со всеми контекстами подвижной жизни растущего человека. Встречаются и живут ребята в своей школьной группе не как ученики/учащиеся, а как индивиды, наполненные многокрасочной жизнью. И это требует специальных усилий по сложению отношений и взаимодействий внутри каждой ребячьей группы.
Мы охарактеризовали лишь три слоя отношений: 1) педагогический коллектив; 2) педагогический коллектив — ребята; 3) коллектив учащихся. Каждый из них имеет свои специфики и акценты в построении взаимодействия. Есть и другие группы, которые в разных позициях участвуют в образовательном процессе: управленцы образовательных учреждений; родители учащихся.
Из названных трех групп одна создана и функционирует по профессиональному основанию, а вторая имеет социально-биологическую привязку к образованию. Для конструктивного участия в образовательном процессе каждая из них нуждается во внутригруппо-вом согласовании действий. Содержание и практика инклюзивного образования в своей простой идеоло-гичности, без профессиональной проработки придают всем указанным особенностям взаимодействия дополнительную акцентировку и напряженность.
Необходимость корректировки взаимоотношений и взаимодействий в сфере образования как одной из социальных и профессиональных сфер возникает в двух принципиальных ситуациях:
-
столкновение интересов и действий участников образования. Столкновение вызывает неудовольствие сторон и очень часто сопровождается агрессией, перерастая в конфликт;
-
непроявленность желаний, интересов, стимулов, причин действий. Такая непроявленность возможна как для себя самого — взрослого или ребенка, так и себя для другого, а другого для себя. Другими словами, человек не видит пользы для себя взаимодействовать с другим, не видит усиления своего действия в объединении с другими.
Отсутствие или разрушение взаимодействия в двух обозначенных ситуациях не придает конструктивности образованию.
Общекультурным механизмом, который используется с очень давних времен и доказал свою продуктивность в выстраивании отношений и взаимодействий, является договор. Человечество использует договор как в конфликтных ситуациях, так и в ситуациях поиска и выстраивания взаимодействия для организации совместного дела.
В инклюзивном образовании, как и в образовании вообще, потребность в организации, построении, возникновении, корректировке взаимодействия различных профессиональных и социальных групп и их представителей наиболее актуальна и является основой продуктивного образовательного процесса.
Договор в образовании надо понимать не как юридический документ, а как процессуальное средство построения и норму отношений и взаимодействия между различными участниками образования. В договорном процессе:
-
каждая из сторон находит, приобретает или осознает свой интерес в совместном действии с другой стороной;
-
стороны совместно определяют предмет своего взаимодействия;
-
стороны совместно конструируют весь алгоритм необходимых действий и отношений по его реализации;
-
каждая из сторон берет на себя ответственность по исполнению действий, которые совместно определены.
Одним из сущностных процессов и результатов образования является становление в ребенке позиции самостоятельного деятеля, способного строить свою деятельность в культурном соотнесении и согласовании с действиями других оптимальнее и продуктивнее в сравнении с предыдущим этапом жизни.
Инклюзивное образование — это двусторонняя задача, требующая согласования и договора как внутри каждой из групп участников образования, так и между представителями различных групп. Оно предполагает интенсивную включенность ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во взаимодействие с другими участниками и наоборот. Обозначим наиболее актуальные явления и ситуации, связанные с этим.
Основная группа педагогов (педагогического коллектива), получающих профессиональное образование, не специализируется по работе с такими детьми. Другая немногочисленная ее часть, наоборот, может работать только с ними, как правило, в специализированных образовательных учреждениях, таких как школы-интернаты. И если те и другие придут в инклюзивное образование со своими представлениями и нормами образовательного процесса, потребуется согласование усилий различных групп педагогов. Это очевидно.
Ситуация неповторимого жизненного опыта будет ожидать и различные группы ребят. Дети с многообразным жизненным опытом коммуникаций окажутся в одном пространстве с детьми, у которых этот опыт ограничен или его нет. Тогда отсутствие культуры, умений, места, времени, процедур договора приведет к возрастанию агрессии со стороны обеих групп детей.
Встреча и взаимодействие детей и взрослых в образовательном учреждении, собственно, и есть полноценный образовательный акт, связанный с различными направлениями — учение, воспитание, развитие (пользуясь общепринятой терминологией в образовательных кругах). Важно, чтобы любое совместное действие педагогов и ребят решало образовательную задачу, в которой каждый ребенок обретает опыт самостоятельности. Поэтому договор, с одной стороны, выступает средством налаживания взаимодействия педагогов и ребят., с другой стороны, ребенок выступает пока в роли становящегося субъекта своей жизнедеятельности, а все, что происходит в образовании, является основным, определяющим контекстом его жизнедеятельности. Следовательно, использование различных форм, процедур, временных рамок договора должно создавать условия или выступать условием для становления самостоятельности каждого ребенка. Эти понимания еще более акцентированы в инклюзивном образовании.
Выделим четыре возможных типа договора, которые ориентированы на различные детские возрастные динамики становления самостоятельности, т. е. осуществления образовательной динамики.
-
Договор на условиях ребенка. Этот способ выстраивания договора может помочь «снять» с ребенка боязнь вступать в отношения и взаимодействие с другим.
-
Договор на условиях педагога. Этот вариант использования договора может способствовать созданию условий, при которых ребенок будет осваивать свои умения по ответственному осуществлению договорных обязательств.
-
Договор-компромисс поможет педагогу и ребенку видеть зоны договорного согласия с ответственностью обеих сторон, а также зоны несогласия, когда стороны «не давят» друг на друга, пытаясь сохранить отношения.
-
Договор-партнерское взаимодействие. В этом типе взаимодействия ребенок уже может многое осуществлять самостоятельно, но объективно присутствуют компоненты деятельности, которые он не может произвести сам. Тогда он выступает «заказчиком» для того, с кем хочет взаимодействовать, и получить пока недостающее, а также опыт получения опыта в приобретении недостающего.
В образовательной практике уже сложился и продолжает формироваться опыт использования договора как в профессиональной среде педагогов, так и в детской среде. Актуальность договора особенно возрастает в инклюзивном образовании как образовательный ресурс.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2038
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 57
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0