Фильмотека как ресурс инклюзивного образования

42

Общая информация

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ертанова О.Н., Михайлова Н.Н. Фильмотека как ресурс инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Сразу оговоримся, что мы не сводим понятие «ин-клюзивное образование» только к«обучению детей с особенностями развития или инвалидностью совмест­но с нормативно или условно здоровыми», а «инклюзивное образовательное пространство» — к стенам «единого образовательного учреждения». Для нас «инклюзивным» является образование, действи­тельно обеспечивающее условия, при которых каж­дый ребенок чувствует себя безопасно рядом с други­ми людьми (взрослыми и детьми) и в процессе обуче­ния осваивает необходимые для каждого культурного человека знания, умения и навыки. При этом «траектория освоения» стратегически совпадает с целями и за­дачами общего образования, а тактически — с индиви­дуальными способностями и возможностями конкрет­ного ребенка быть адекватным и успешным в этом ос­воении. Следовательно, чтобы быть истинным, а не декларативным, инклюзивное образование в обяза­тельном минимуме должно соответствовать главным условиям — безопасности, адекватности и успешности (продуктивности). Эти критерии распространяются и на «общность» как особый тип отношения между людьми, которых объединяют чувства симпатии, инте­ресное общение, взаимодействие, сотрудничество, вза­имопомощь.

Полный текст

Сразу оговоримся, что мы не сводим понятие «ин-клюзивное образование» только к«обучению детей с особенностями развития или инвалидностью совмест­но с нормативно или условно здоровыми», а «инклюзивное образовательное пространство» — к стенам «единого образовательного учреждения». Для нас «инклюзивным» является образование, действи­тельно обеспечивающее условия, при которых каж­дый ребенок чувствует себя безопасно рядом с други­ми людьми (взрослыми и детьми) и в процессе обуче­ния осваивает необходимые для каждого культурного человека знания, умения и навыки. При этом «траектория освоения» стратегически совпадает с целями и за­дачами общего образования, а тактически — с индиви­дуальными способностями и возможностями конкрет­ного ребенка быть адекватным и успешным в этом ос­воении. Следовательно, чтобы быть истинным, а не декларативным, инклюзивное образование в обяза­тельном минимуме должно соответствовать главным условиям — безопасности, адекватности и успешности (продуктивности). Эти критерии распространяются и на «общность» как особый тип отношения между людьми, которых объединяют чувства симпатии, инте­ресное общение, взаимодействие, сотрудничество, вза­имопомощь.

Исходя из этого понимания, попробуем раскрыть возможности фильмотеки в качестве ресурса в сфере инклюзивного образования. Здесь под«сферой» пони­мается весь круг людей со связями и отношениями, обусловленными проблемами, целями, задачами и дея­тельностью инклюзивного образования. В него входят:

  • люди с особенностями развития или инвалидно­стью, для которых проблема здоровья стала причиной проблем с получением образования в тех же условиях, что и у обычных людей;
  • семьи, в которых они живут и для которых их проблемы порождают специфическое и критическое отношение к традиционно устоявшимся нормам тра­диционного отечественного (общего и специального) образования;
  • педагогическое сообщество, которое включено через профессиональную деятельность и общение с та­кими людьми и их семьями, что создает для професси­оналов определенные личностно-профессиональные проблемы;
  • профессиональное сообщество в сфере подготов­ки и переподготовки кадров для системы образования;
  • та часть общества, которая считает, что в отноше­нии этих людей реально не подтверждено (т. е. только декларировано) право каждого человека на достойное и качественное образование, гарантированное ему Конституцией РФ;
  • та часть общества, которая особо не задумывает­ся о качестве отечественной правовой системы в сфере образования, но искренне сочувствует чужой беде и желает, чтобы такие люди не испытывали никаких проблем сверх того, что испытывают в жизни обычные люди.

При желании, представленный круг можно расши­рять и уточнять. Но заявленного нами вполне доста­точно, чтобы показать, за счет чего, каким образом и в каких масштабах фильмотека может выступить ресур­сом, соотносимым со смыслом, целями и задачами ин­клюзии.

Фильмотеки в образовании традиционно комплек­туются учебными фильмами, специально созданными в дидактических целях. Применительно к инклюзив­ному образованию мы предлагаем дополнительно ис­пользовать художественные фильмы по самым раз­ным проблемам. Создать такую фильмотеку неслож­но, особенно на основе зарубежных фильмов. В отли­чие от России, кинематограф за рубежом давно ре­флексирует процессы, происходящие в обществе отно­сительно людей с инвалидностью. Эти киноленты до­ступны. Их демонстрируют в кинотеатрах, по телеви­дению, распространяют в цифровом формате на CD и DVD-дисках, размещают в интернете для просмотра в режиме он-лайн или для скачивания.

Такая доступность позволила и нам, сначала сти­хийно, а затем целенаправленно, создать фильмотеку, в которой на сегодня почти полторы сотни художест­венных, документальных и даже мультипликацион­ных фильмов по разным актуальным социальным, психолого-педагогическим, семейным и другим на­правлениям, представляющим интерес для сферы об­разования, в частности инклюзивного. Например, о людях с инвалидностью или с тяжелыми заболевания­ми, их жизни, огромном потенциале, разнообразии ин­тересов и достижений, о событиях, в которых они уча­ствуют, о школьной жизни, об их семьях и семейных проблемах, о сиротах, об одаренных детях, об отноше­ниях детей и родителей, об одинокой старости и т. д.

Со временем помощь заинтересованным людям в ис­пользовании фильмотеки как образовательного ресурса стала особым предметом нашей профессиональной дея­тельности в рамках МГППУ. Поэтому параллельно с по­стоянным пополнением фильмотеки составляется филь-мография с кратким описанием входящих в нее филь­мов; организуется просмотр, обсуждение и анализ кон­кретного фильма; проводится его методическая паспор­тизация с соответствующими рекомендациями. И на ос­нове методических паспортов составляется каталог.

Методический паспорт включает в себя стандарт­ную информацию о фильме, аналитическое описание и собственно рекомендации по его возможному ис­пользованию.

В стандартную информацию о фильме входит на­звание на русском языке, страна и год выпуска, ориги­нальное название, авторский коллектив (режиссер, сценарист, оператор, композитор, актеры), продолжи­тельность, краткое содержание сюжета и дополнитель­ная информация.

Аналитическое описание содержит ключевые сло­ва, отражает основные смысловые линии фильма, под­нятые в нем проблемы и возможные пути их решения, перечисляет потенциальных адресатов. В их числе мо­гут быть дети, подростки, родители, семья в целом, лю­ди с инвалидностью и без нее, студенты, аспиранты, ма­гистранты и преподаватели сузов и вузов педагогичес­кой, психологической, социальной и медицинской на­правленности, учителя и специалисты сферы образова­ния, социальной защиты, здравоохранения и т. д.

Методические рекомендации составляются для специалистов — потенциальных пользователей. В них максимально полно и аргументированно описывается, кто может использовать фильм, для кого, в каких обра­зовательных целях, в какой образовательной форме.

Организационной основой методических рекомен­даций является адресность. При указании конкретно­го адресата объясняются причины его выбора (цели и ожидаемые результаты просмотра) и перечисляются рекомендуемые формы использования фильма или его фрагментов. Это может быть просто«просмотр» либо«просмотр с последующим обменом мнениями или обсуждением». Обычно простой просмотр дает первичную информацию об интересующей проблеме, о конкретном опыте. При постановке сложных целей и задач более уместен«просмотр с обсуждением».

Если же, к примеру, преподаватель вуза хочет сконцентрировать внимание студентов на конкретной проблеме, он может прибегнуть к форме«фрагментар-ного просмотра» и применить отобранные фрагменты фильма в качестве иллюстраций в лекционных курсах, для дискуссионного обсуждения выделенного вопроса или проблемы в целом. Иногда для иллюстрации до­статочно лишь назвать фильм, и аудитории понятно, о чем именно идет речь.

Фильмы или их фрагменты также можно исполь­зовать для диагностики или исследования в лабора­торно-практических работах студентов, в исследова­тельских заданиях при подготовке магистров, аспи­рантов и в рамках дистанционного образования.

Для каждой из рекомендуемых форм последова­тельно даются подробные рекомендации по ее органи­зации. К примеру, как можно и нужно организовать об­суждение фильма после просмотра (в зависимости от адресата); какие вопросы следует задать интервьюеру (или в анкете), если просмотр организован с целью ис­следования и т. д. По каждой форме обязательно указы­ваются ограничения (риски, противопоказания).

В качестве примера приведем ориентировочные ре­комендации по фильму«Я тоже» для обсуждения в профессиональной среде.

Краткое описание сюжета. Это история любви Да­ниэля и Лауры. Ему 34 года и у него синдром Дауна. Он — выпускник высшего учебного заведения, обладает потрясающе тонким чувством юмора, самоиронии, от­лично разбирается в живописи и восхищается картина­ми Босха, учит иностранные языки, занимает ответст­венную должность и влюбляется в Лауру, свою коллегу.

Что отличает этих героев? У него 47 хромосом, у нее — 46. Он живет в прекрасной семье. Она — сама по себе, с психической травмой, полученной в детстве в результате ненормальных отношений в семье. Он от­крыт себе и людям. Она закрыта и не доверяет ни лю­дям, ни своим отношениям с ними. Он умеет любить. Она учится любви к себе, обретая эту способность бла­годаря его любви к ней.

Главную роль в фильме сыграл Пабло Пинеда — первый человек с синдромом Дауна в Европе, который бросил вызов самой природе и сломал прочные сте­реотипы в головах не только обывателей. Он получил университетский диплом, работает преподавателем и борется за права инвалидов. Но фильм не о правоза­щитной борьбе, а о тончайших гранях складывания че­ловеческой общности вне зависимости от количества хромосом или иных«разграничителей».

В методических рекомендациях мы отмечаем, что этот фильм содержит большой потенциал для профес­сиональной аудитории, которая работает с людьми, имеющими инвалидность, подросткового или более старшего возраста, поскольку в нем дополнительно к другим поднимается очень важная и обычно замалчи­ваемая проблема, связанная с пробуждением чувст­венности и сексуальности.

Рекомендуя данный фильм для работы в профес­сиональной аудитории, мы отмечаем, что на его осно­ве можно поднимать, обсуждать, дискутировать и про­ектировать профессиональные деятельности разного типа и с точки зрения определенных профессиональ­ных позиций.

Например, исследовательская позиция как универ­сальная необходима для специалистов в сфере образо­вания и социальной защиты, так как является основой для понимания и анализа проблем жизни человека с инвалидностью и его окружения.

Приведем примерный перечень исследовательских вопросов, с позиции которых можно смотреть этот фильм, выделять предмет для анализа, обмениваться соответствующими выводами:

  • Какие личностно-психологические особенности проявления сексуальности у подростков, зрелых лю­дей, людей с инвалидностью, функциональными нару­шениями или особенностями развития можно обнару­жить в данном фильме?
  • В чем сложность и возможность понимания себя и другого человека в ситуации физического влечения и нравственного выбора, как сохранять отношения в случае отказа от близости?
  • Каковы причины гармонии и дисгармонии в от­ношениях между близкими людьми (например, в се­мье) в проблемной жизненной ситуации?

Деятельностная позиция предполагает обсужде­ние профессиональных действий, адекватных ситуа­ции и соответствующих смыслу и задачам профессии. Поэтому рекомендуемый фильм может стать образо­вательным ресурсом для специалистов в сфере психо­логической, социальной, педагогической помощи, под­держки, сопровождения таких людей.

Содержание фильма дает возможность поднять и обсудить ряд следующих острых и проблемных вопро­сов, связанных с необходимостью и рисками оказания профессиональной помощи людям, столкнувшимся с реальной жизненной проблемой.

  • Обсуждение и анализ различных стратегий и тактик поведения людей, к которым герои обра­щаются за помощью в сложной жизненной ситуа­ции.
  • Выявление и аргументация продуктивных стра­тегий оказания извне помощи и поддержки человеку в сложной жизненной ситуации. Выявление и аргумен­тация непродуктивных стратегий.
  • Что и в какой форме можно позаимствовать в сфере психолого-педагогической или социально-педа­гогической поддержки и сопровождения из увиденно­го в фильме и почему?
  • Степень и границы ответственности профессио­нального психолого-педагогического сопровождения человека, находящегося в критических (проблемных) жизненных ситуациях.
  • Риски психолого-педагогического сопровожде­ния человека, находящегося в психологически трав­мирующей ситуации.
  • Любая ли личностная проблема человека может стать предметом профессионального вмешательства?
  • Какова ответственность стратегии вмешательст­ва и стратегии невмешательства в личную жизнь чело­века со стороны профессионала, занимающегося пси­хологической, социальной или педагогической под­держкой?

В заключение еще раз отметим, что художественные фильмы могут быть эффективным, почти универсаль­ным образовательным средством; сама по себе фильмо­тека — неисчерпаемым источником жизненных ситуа­ций, примеров, путей решения разных проблем и т. д., а фильмотека, снабженная каталогом с методическими паспортами фильмов и рекомендациями, — огромным ресурсом для сферы инклюзивного образования.

Информация об авторах

Ертанова Ольга Николаевна, Старший научный сотрудник; отдел социально-психологических проблем детства МГППУ.

Михайлова Н.Н., ИПИО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2432
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0