Диалог взрослых: родители и специалисты в сопровождении ребенка с ОВЗ
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Фальковская Л.П. Диалог взрослых: родители и специалисты в сопровождении ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Когда задумывался данный материал, изначально в названии статьи на первом месте стояли специалисты и на втором — родители, но, проанализировав, каким пониманием и проблемами нам бы хотелось поделиться, название решили изменить.
Становление инклюзивного образования во многом зависит от активности отдельных родителей и родительских общественных организаций, от установления конструктивного взаимодействия, сотрудничества между родителями и образовательными учреждениями, органами управления образования, что зачастую пока остается лишь недостижимым идеалом.
Полный текст
Когда задумывался данный материал, изначально в названии статьи на первом месте стояли специалисты и на втором — родители, но, проанализировав, каким пониманием и проблемами нам бы хотелось поделиться, название решили изменить.
Становление инклюзивного образования во многом зависит от активности отдельных родителей и родительских общественных организаций, от установления конструктивного взаимодействия, сотрудничества между родителями и образовательными учреждениями, органами управления образования, что зачастую пока остается лишь недостижимым идеалом.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в концепции инклюзивного образования играет одну из ключевых ролей как идеология и технология психологизации образовательного пространства.
Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения ежедневно оказывает помощь детям с различными трудностями в развитии (от возрастных проблем взросления до сложных множественных нарушений развития), а также их родителям, по личному обращению родителей и направлениям от специалистов медико-социальной экспертизы, детских садов и школ.
Всякий раз, когда запрос связан с выбором условий и программ обучения и воспитания, специалисты очень тщательно исследуют возможности ребенка. В то же время специалисты нередко затрудняются в понимании внутренних установок родителей по поводу образованию их ребенка, в разделении ответственности между родителями и образовательным учреждением.
В ходе родительских собраний в группах ранней помощи группе для детей с РАС и группе по подготовке к школе нам стало очевидно, что родители не в полной мере учитывают индивидуальные особенности ребенка, ориентируются на оценку знаний, а не на социальную адаптацию, часто выбирают общеобразовательные детский сад или школу, в которых не созданы условия для «особых» детей. Или же они недостаточно компетентны в особенностях современного общего и специального образования, не видят своей роли в образовании ребенка.
Для более глубокого понимания проблематики и оценки удовлетворенности родителей помощью, оказываемой в центре, было проведено исследование, в рамках которого была получена обратная связь о различных аспектах пребывания детей и родителей в группах.
Удовлетворенность нами понималась как эмоционально окрашенное оценочное представление родителей как субъектов деятельности о результатах активности специалистов и своей активности, о самом процессе коррекционно-развивающих занятий и внешних условиях, в которых происходит взаимодействие.
Необходимо отметить, что посещение занятий в центре является эмоционально привлекательным как для детей, так и родителей (100 % родителей из 118 участвовавших в исследовании указали, что им нравится центр, в котором занимается их ребенок). Ключевыми ценностями в его работе родители выделяют направленность на ребенка, создание условий для развития, профессионализм специалистов. Реализация индивидуального подхода оценивается родителями как наиболее важное условие занятий в группах центра (90,3 % респондентов). При оценке эмоциональных условий развития 100 % родителей отмечают, что ребенок веселый и жизнерадостный приходит на занятия. Позитивная оценка педагогических условий развития родителями была связана с соответствием задачам возраста и особым потребностям ребенка.
Результативность коррекционно-развивающей работы (изменения в детях — динамика развития) отмечена всеми респондентами, динамика собственного развития (изменения в себе) выделяет примерно 40 % родителей. Большая часть родителей в части субъектного отношения к самому себе не готовы были об этом высказываться.
Удовлетворенность взаимодействием со специалистами центра лишь 55,8 % родителей была охарактеризована как оптимальная и достаточная. Почти половина респондентов не смогли выразить свою удовлетворенность общением со специалистами либо сочли его недостаточным. Во многом это обусловлено внутренней установкой родителей — «специалист как инструмент коррекции и развития ребенка». «Специалист — субъект эмоциональной поддержки, принятия» как родительская установка респондентами практически не обозначается.
Таким образом, эмоциональная составляющая взаимодействия в практике либо не является важной для родителей, либо недостаточно понимается, и специалисты не акцентируют внимание родителей на этой составляющей. Без механизмов эмоциональной поддержки достаточно сложно включить родителей в развитие различных форм образования, организовать продуктивное сотрудничество с ними.
Данная малодифференцированная картина взаимодействия была подтверждена неполным пониманием самими родителями возможностей своей активности (что они могли бы предложить специалистам центра, чтобы жизнь в нем для детей стала интересней и увлекательней). Определенная часть родителей из группы выразивших готовность к сотрудничеству, обозначили, что ждут предложений от специалистов. Таким образом, можно сформулировать вывод о неопределенной внутренней готовности родителей к сотрудничеству со специалистами как некоторой общей неструктурированной направленности на сотрудничество в пользу ребенка. Родители из другой части группы, готовые сотрудничать, выразили: готовность помочь материально; готовность к волонтерству; готовность передать опыт, готовность организовывать праздники, рекомендовать центр другим.
Необходим анализ, с одной стороны, для активизации профессиональной рефлексии специалистов при организации и разработке содержания взаимодействия с родителями, а с другой стороны, для инициирования внутренней активности родителей (в когнитивном и эмоциональном аспектах) при ответах на вопросы, выработки ими некоторых критериев оценки организации образовательного процесса. Мы полагаем, что, отвечая на вопросы и затем, обсуждая ответы в группе, родители смогли бы выделить для себя ключевые моменты, на которые необходимо опираться при выборе образовательных условий для своего «особого» ребенка.
Проблемные семинары, проводимые по запросу специалистов, профессиональные консультации показывают, что взаимодействие с родителями — одна из наиболее сложных, дефицитарных зон в работе. Специалисты жалуются на нехватку диагностического инструментария, неумение воздействовать на родителей, корректировать детско-родительские отношения. Актуальна проблема внутренних барьеров, обусловленных страхом не соответствовать имиджу профессионала в глазах родителей, что родители не будут воспринимать специалиста всерьез и будут саботировать его предписания. Родитель во многом воспринимается как противодействующая сторона, за редким исключением — некомпетентная и сопротивляющаяся повышению своей психологической грамотности. Так же, как герой Андрея Миронова в фильме «Берегись автомобиля!» восклицает «Жениться надо на сироте!», специалисты, похоже, не прочь были бы иметь дело с детьми в чистом виде, не обремененными родственными связями.
Противоречие «родитель — заказчик и объект воздействия одновременно» может быть снято при отношении к родителю как к клиенту. Рассматривая родителя как клиента, необходимо придавать соответствующие смыслы этому понятию. Не те смыслы, которые закладываются в словосочетании «клиент клиники», а те, которые фиксированы в установках клиентцентри-рованной психологической помощи. Это предполагает: 1) отношение к человеку как к субъекту, опирающемуся на собственные потребности, и 2) организацию сотрудничества с ним. Сотрудничество, как известно из социальной психологии, и означает такое взаимодействие, которое направлено на получение результата в максимально возможной степени удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. Речь идет об изменении общих установок с ди-агностико-коррекционной парадигмы на парадигму сотрудничества с родителем, выражаемую в установочной триаде «понимание-поддержка-совместные действия».
В этом случае специалист уже не нагружен необходимостью быть аналитиком семейных отношений. Сотрудничающие стратегии сами по себе являются целебным психотерапевтическим «бальзамом». Они способствуют снижению тревоги, большему принятию себя и окружающих, вследствие чего повышаются личностная ответственность и способность к продуктивному, творческому решению жизненных проблем. Родитель, в большей мере принимающий себя, с большей готовностью реализует принимающие стратегии по отношению к ребенку. Поскольку сотрудничество ориентировано на удовлетворение потребностей участников, постольку и мотивация участников, соответственно, более высокая и продуктивная.
В ходе анализа практики работы центра были сформулированы структурные компоненты организации взаимодействия с родителями в рамках групповой работы:
-
инициирование субъектности (опросники, совместные детско-родительские занятия, тренинги, родительские собрания);
-
выбор субъектов и предмета активности (специалистов, программы, условий проведения занятий);
-
диалог родителей и специалистов (содержание диалога — ознакомление с современными тенденциями в образовании, формами его получения, обсуждение индивидуальных возможностей ребенка и ресурсов семьи).
При выстраивании системы взаимоотношений с родителями в центре самым главным залогом успешного сотрудничества является выявление потребностей родителей и апеллирование к ним в ходе взаимодействия. Здесь наиболее продуктивно использование техник, разработанных в клиентцентрированном консультировании и позитивном консультировании, направленном на решение. В ходе взаимодействия важно применять техники позитивного подкрепления как по отношению к ребенку, так и к родителю. При этом фиксируется внимание не на недостатках, а на ресурсах клиента и поддержке любых, даже небольших продуктивных изменениях. В качестве методических приемов могут выступать бихевиоральные техники, аналогичные дневникам достижений, где применяется письменная фиксация положительных изменений.
Изменение социальных отношений как одного из аспектов инклюзии заключается в том, что родители и специалисты становятся соавторами в построении перспектив образовательного маршрута ребенка, повышаются психолого-педагогическая компетентность родителей в диалоге, активизируются внутренние ресурсы, направленные на конструктивные и продуктивные жизненные сценарии «особого» ребенка и его семьи.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3402
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0