Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования

119

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сабельникова С.И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерст­ва образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным доку­ментом, регламентирующим деятельность образова­тельных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего об­разования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккре­дитацию.

Одним из разделов ООП НОО является «Про­грамма коррекционной работы в образовательном уч­реждении».

Полный текст

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерст­ва образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным доку­ментом, регламентирующим деятельность образова­тельных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего об­разования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккре­дитацию.

Одним из разделов ООП НОО является «Про­грамма коррекционной работы в образовательном уч­реждении».

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы ком­плексной помощи детям с ограниченными возможнос­тями здоровья (далее — ОВЗ) в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО.

Данная программа является совершенно новым для образовательных учреждений разделом, так как до 2010 года в образовательном учреждении прописыва­лись только направления деятельности коррекцион-ной работы в школах. Поэтому следует понимать, что эта программа должна быть составлена в каждом обра­зовательном учреждении, так как в каждом из них есть дети, в той или иной степени испытывающие труд­ность при освоении образовательных программ. При этом Стандарт учитывает образовательные потребнос­ти детей с ОВЗ.

В образовательных учреждениях необходимо со­здавать условия, при которых дети с ОВЗ могли бы включаться в образовательный процесс наравне с дру­гими, иметь возможность осваивать программу в соот­ветствии со своими возможностями и индивидуаль­ными потребностями. Все эти создаваемые условия должны быть спланированы и прописаны в ООП ОО.

На сегодня к пилотному внедрению стандарта приступили только 186 школ Москвы, 19 из них — в Центральном округе. 4 школы из 19 реализуют также инклюзивное образование (ГОУ ЦО № 2030, ГОУ СОШ № 480, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1323,

ГОУ СОШ № 622 с углубленным изучением предме­тов области знания «искусство»). Заметим, что все образовательные учреждения являются разными по своему статусу и типу, значит, и программы должны кардинально отличаться одна от другой. Единствен­ное, что их объединяет, — это принадлежность к про­екту «Стрижи», реализующего инклюзивное образо­вание в Центральном округе Москвы. На сегодня за основу написания раздела «Программа коррекцион-ной работы в образовательном учреждении» все шко­лы взяли содержание Примерной образовательной программы издательства «Просвещение». К сожале­нию, в данных разделах программ очень плохо про­слеживается индивидуальность каждого отдельно взятого образовательного учреждения, его особеннос­ти, специфика, не учитывается контингент учащихся и учителей, а также не прописывается программа пер­спективного развития образовательных учреждений в области инклюзивной практики.

У всех образовательных учреждений на настоя­щее время возникает сложность при составлении ООП НОО, особенно его раздела «Программа кор-рекционной работы». Подобного рода документы пе­дагогические коллективы раньше не составляли, а значит, методические рекомендации для написания данного раздела окажутся востребованными и необ­ходимыми.

Не в каждом образовательном учреждении есть специальные педагоги, которые могут правильно спланировать и провести мероприятия коррекцион-ной работы в школе, а также провести экспертизу составленной «Программы коррекционной работы», поэтому правильно разработанные методические ре­комендации для педагогического коллектива мог­ли бы стать ориентиром для написания данного раз­дела.

Программа коррекционной работы образователь­ного учреждения должна отражаться и в других разде­лах ООП НОО, таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в котором прописываются направления внеурочной деятельнос­ти для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа ду­ховно-нравственного развития, воспитания обучаю­щихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорово­го и безопасного образа жизни».

Мы предполагаем, что необходимо:

  1. создать методические рекомендации для проек­тирования, в частности, «Программы коррекционной работы в образовательных учреждениях», которые по­могут педагогическому коллективу сориентироваться в выборе наиболее оптимальной структуры и содержа­ния;
  2. разработать некий универсальный методичес­кий конструктор для написания «Программы коррек-ционной работы»;
  3. прописать примерный регламент по ее написа­нию (кто и за какую часть программы — написание и реализация — несет персональную ответственность).

Коррекционная работа в образовательных учреж­дениях, реализующих инклюзивную практику, может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по ин­дивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Могут варь­ироваться степень участия специалистов сопровожде­ния и организационные формы работы.

Основными направлениями коррекционной рабо­ты в образовательном учреждении должны стать:

  1. диагностическое;
  2. коррекционно-развивающее;
  3. консультативное;
  4. информационно-просветительское;
  5. социальное партнерство.

Каждое из них направлено на мониторинг и сопро­вождение учащихся с особыми образовательными по­требностями и их семей, а также на создание благо­приятной психологически безопасной среды для каж­дого учащегося не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Одним из основных механизмов реализации кор-рекционной работы является оптимально выстроен­ное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровожде­ние детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на со­временном этапе — это консилиумы и службы сопро­вождения образовательного учреждения, которые пре­доставляют многопрофильную помощь ребёнку и его семье, а также образовательному учреждению в реше­нии вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.

Среди требований к условиям реализации данной программы можно выделить психолого-педагогичес­кое, кадровое, программно методическое, материально техническое и информационное обеспечение.

К сожалению, образовательная система не накопила достаточного опыта в инклюзивной практике, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный про­цесс в учреждении с учетом индивидуальных особенно­стей каждого ребенка, имеющего особые образователь­ные потребности, а также с учетом системно-деятельно-стного подхода, который становится основным принци­пом обучения учащихся. Деятельностная парадигма об­разования призвана создать условия для индивидуали­зации и дифференциации образовательного процесса.

Кроме этого, предполагаемая коррекционная работа в образовательном учреждении будет призвана повысить профессиональный уровень педагогов в области психоло­гии и педагогики, специальной (коррекционной) педаго­гики, а также сплотить усилия коллектива для совместной деятельности по освоению всеми учащимися первой сту­пени образования основной образовательной программы.

Информация об авторах

Сабельникова С.И., окружной методический центр Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3414
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 119
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0