Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сабельникова С.И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из разделов ООП НОО является «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении».
Полный текст
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из разделов ООП НОО является «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении».
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО.
Данная программа является совершенно новым для образовательных учреждений разделом, так как до 2010 года в образовательном учреждении прописывались только направления деятельности коррекцион-ной работы в школах. Поэтому следует понимать, что эта программа должна быть составлена в каждом образовательном учреждении, так как в каждом из них есть дети, в той или иной степени испытывающие трудность при освоении образовательных программ. При этом Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ.
В образовательных учреждениях необходимо создавать условия, при которых дети с ОВЗ могли бы включаться в образовательный процесс наравне с другими, иметь возможность осваивать программу в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями. Все эти создаваемые условия должны быть спланированы и прописаны в ООП ОО.
На сегодня к пилотному внедрению стандарта приступили только 186 школ Москвы, 19 из них — в Центральном округе. 4 школы из 19 реализуют также инклюзивное образование (ГОУ ЦО № 2030, ГОУ СОШ № 480, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1323,
ГОУ СОШ № 622 с углубленным изучением предметов области знания «искусство»). Заметим, что все образовательные учреждения являются разными по своему статусу и типу, значит, и программы должны кардинально отличаться одна от другой. Единственное, что их объединяет, — это принадлежность к проекту «Стрижи», реализующего инклюзивное образование в Центральном округе Москвы. На сегодня за основу написания раздела «Программа коррекцион-ной работы в образовательном учреждении» все школы взяли содержание Примерной образовательной программы издательства «Просвещение». К сожалению, в данных разделах программ очень плохо прослеживается индивидуальность каждого отдельно взятого образовательного учреждения, его особенности, специфика, не учитывается контингент учащихся и учителей, а также не прописывается программа перспективного развития образовательных учреждений в области инклюзивной практики.
У всех образовательных учреждений на настоящее время возникает сложность при составлении ООП НОО, особенно его раздела «Программа кор-рекционной работы». Подобного рода документы педагогические коллективы раньше не составляли, а значит, методические рекомендации для написания данного раздела окажутся востребованными и необходимыми.
Не в каждом образовательном учреждении есть специальные педагоги, которые могут правильно спланировать и провести мероприятия коррекцион-ной работы в школе, а также провести экспертизу составленной «Программы коррекционной работы», поэтому правильно разработанные методические рекомендации для педагогического коллектива могли бы стать ориентиром для написания данного раздела.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП НОО, таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в котором прописываются направления внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Мы предполагаем, что необходимо:
-
создать методические рекомендации для проектирования, в частности, «Программы коррекционной работы в образовательных учреждениях», которые помогут педагогическому коллективу сориентироваться в выборе наиболее оптимальной структуры и содержания;
-
разработать некий универсальный методический конструктор для написания «Программы коррек-ционной работы»;
-
прописать примерный регламент по ее написанию (кто и за какую часть программы — написание и реализация — несет персональную ответственность).
Коррекционная работа в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Могут варьироваться степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Основными направлениями коррекционной работы в образовательном учреждении должны стать:
-
диагностическое;
-
коррекционно-развивающее;
-
консультативное;
-
информационно-просветительское;
-
социальное партнерство.
Каждое из них направлено на мониторинг и сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей, а также на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Одним из основных механизмов реализации кор-рекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его семье, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.
Среди требований к условиям реализации данной программы можно выделить психолого-педагогическое, кадровое, программно методическое, материально техническое и информационное обеспечение.
К сожалению, образовательная система не накопила достаточного опыта в инклюзивной практике, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс в учреждении с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с учетом системно-деятельно-стного подхода, который становится основным принципом обучения учащихся. Деятельностная парадигма образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Кроме этого, предполагаемая коррекционная работа в образовательном учреждении будет призвана повысить профессиональный уровень педагогов в области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а также сплотить усилия коллектива для совместной деятельности по освоению всеми учащимися первой ступени образования основной образовательной программы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3414
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 119
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0