Инклюзивное образование как процесс интеграции

35

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тюрин А.В. Инклюзивное образование как процесс интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование в нашей стране стало развиваться относительно людей с проблемами здоро­вья. Запуск программы инклюзивного образования был связан с просчетами экономистов от образования США. В 70-е годы XX века они посчитали, что экс­клюзивное образование детей с проблемами здоровья обходится государственной казне США очень дорого и проще организовать обучение этих детей совместно со здоровыми сверстниками. Идея оказалась привле­кательной для правозащитников. Эти люди поддержа­ли данное начинание. Однако это нововведение оказа­лось очень дорогим удовольствием. При каждом учеб­ном заведении стало необходимым иметь штат тьюто­ров, которые владели бы знаниями специальной педа­гогики и медицинской психологии. В дополнение к этому необходимо было перестроить учебные помеще­ния под нужды проблемных детей. По нашему мне­нию, это внешняя сторона образовательного процесса. И этой стороне инклюзии посвящено большинство, если не все, работы.

Полный текст

Инклюзивное образование в нашей стране стало развиваться относительно людей с проблемами здоро­вья. Запуск программы инклюзивного образования был связан с просчетами экономистов от образования США. В 70-е годы XX века они посчитали, что экс­клюзивное образование детей с проблемами здоровья обходится государственной казне США очень дорого и проще организовать обучение этих детей совместно со здоровыми сверстниками. Идея оказалась привле­кательной для правозащитников. Эти люди поддержа­ли данное начинание. Однако это нововведение оказа­лось очень дорогим удовольствием. При каждом учеб­ном заведении стало необходимым иметь штат тьюто­ров, которые владели бы знаниями специальной педа­гогики и медицинской психологии. В дополнение к этому необходимо было перестроить учебные помеще­ния под нужды проблемных детей. По нашему мне­нию, это внешняя сторона образовательного процесса. И этой стороне инклюзии посвящено большинство, если не все, работы.

Однако существует «внутренняя» сторона этого процесса. Основным предметом изучения является формирующаяся личность человека с ограниченны­ми возможностями здоровья. К сожалению, новых работ по данной проблеме мы не смогли найти. От­сутствуют также работы по качественному сравне­нию адаптации выпускников-инвалидов учебных за­ведений с различными формами образовательного процесса. Пока научно не доказана несостоятель­ность выводов нашей диссертационной работы, в ко­торой показано, что выпускники специализирован­ных школ социализируются лучше, чем выпускники массовых школ. Из этого факта можно сделать вывод, что важна не форма образовательного процесса. Важ­нее является влияние образовательного процесса на личностное развитие. Поэтому представляется необ­ходимым проведение дальнейших психологических исследований. На основе этого можно было бы соста­вить методические рекомендации для педагогов по личностному развитию людей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Можно выделить два типа инклюзивного образо­вания. При первом типе инклюзивного образования инвалид учится в одной учебной группе со здоровыми сверстниками. Это классический тип инклюзивного образования, который рекламируется и тиражируется по всему миру. Но есть и второй тип подобного обу­чения, когда меньшая часть здоровых учащихся вклю­чаются в группу инвалидов. Подобная практика при­менялась еще в 70-е годы прошлого века в школах-ин­тернатах для детей с двигательными нарушениями. Замечу малоизвестный факт. Само появление терми­на «опорно-двигательная система» связано с пробле­мами обучения больных детей с двигательными нару­шениями.

В наши дни инклюзивное обучение второго типа стало применяться и в высшей школе. Например, Московский государственный социально-гуманитар­ный институт (МГСГИ) изначально создавался как вуз для инвалидов с нарушением опорно-двигатель­ной системы. C 2005 года в МГСГИ стали принимать абитуриентов без двигательной патологии. На дан­ный момент численность здоровых студентов состав­ляет примерно четверть от списка студентов. Причем среди них есть граждане ближнего и дальнего зарубе­жья.

Информация об авторах

Тюрин Александр Владимирович, заведующий научно-исследовательской лабораторией по проблемам профессионального обучения инвалидов с нарушением ОДС Московского государственного социально-гуманитарного института, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2059
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0