Инклюзивное образование как процесс интеграции
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тюрин А.В. Инклюзивное образование как процесс интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Инклюзивное образование в нашей стране стало развиваться относительно людей с проблемами здоровья. Запуск программы инклюзивного образования был связан с просчетами экономистов от образования США. В 70-е годы XX века они посчитали, что эксклюзивное образование детей с проблемами здоровья обходится государственной казне США очень дорого и проще организовать обучение этих детей совместно со здоровыми сверстниками. Идея оказалась привлекательной для правозащитников. Эти люди поддержали данное начинание. Однако это нововведение оказалось очень дорогим удовольствием. При каждом учебном заведении стало необходимым иметь штат тьюторов, которые владели бы знаниями специальной педагогики и медицинской психологии. В дополнение к этому необходимо было перестроить учебные помещения под нужды проблемных детей. По нашему мнению, это внешняя сторона образовательного процесса. И этой стороне инклюзии посвящено большинство, если не все, работы.
Полный текст
Инклюзивное образование в нашей стране стало развиваться относительно людей с проблемами здоровья. Запуск программы инклюзивного образования был связан с просчетами экономистов от образования США. В 70-е годы XX века они посчитали, что эксклюзивное образование детей с проблемами здоровья обходится государственной казне США очень дорого и проще организовать обучение этих детей совместно со здоровыми сверстниками. Идея оказалась привлекательной для правозащитников. Эти люди поддержали данное начинание. Однако это нововведение оказалось очень дорогим удовольствием. При каждом учебном заведении стало необходимым иметь штат тьюторов, которые владели бы знаниями специальной педагогики и медицинской психологии. В дополнение к этому необходимо было перестроить учебные помещения под нужды проблемных детей. По нашему мнению, это внешняя сторона образовательного процесса. И этой стороне инклюзии посвящено большинство, если не все, работы.
Однако существует «внутренняя» сторона этого процесса. Основным предметом изучения является формирующаяся личность человека с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, новых работ по данной проблеме мы не смогли найти. Отсутствуют также работы по качественному сравнению адаптации выпускников-инвалидов учебных заведений с различными формами образовательного процесса. Пока научно не доказана несостоятельность выводов нашей диссертационной работы, в которой показано, что выпускники специализированных школ социализируются лучше, чем выпускники массовых школ. Из этого факта можно сделать вывод, что важна не форма образовательного процесса. Важнее является влияние образовательного процесса на личностное развитие. Поэтому представляется необходимым проведение дальнейших психологических исследований. На основе этого можно было бы составить методические рекомендации для педагогов по личностному развитию людей с ограниченными возможностями здоровья.
Можно выделить два типа инклюзивного образования. При первом типе инклюзивного образования инвалид учится в одной учебной группе со здоровыми сверстниками. Это классический тип инклюзивного образования, который рекламируется и тиражируется по всему миру. Но есть и второй тип подобного обучения, когда меньшая часть здоровых учащихся включаются в группу инвалидов. Подобная практика применялась еще в 70-е годы прошлого века в школах-интернатах для детей с двигательными нарушениями. Замечу малоизвестный факт. Само появление термина «опорно-двигательная система» связано с проблемами обучения больных детей с двигательными нарушениями.
В наши дни инклюзивное обучение второго типа стало применяться и в высшей школе. Например, Московский государственный социально-гуманитарный институт (МГСГИ) изначально создавался как вуз для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. C 2005 года в МГСГИ стали принимать абитуриентов без двигательной патологии. На данный момент численность здоровых студентов составляет примерно четверть от списка студентов. Причем среди них есть граждане ближнего и дальнего зарубежья.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2076
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 43
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1