Курсовое обучение педагогов для работы в интегрированном образовательном пространстве: опыт Амурской области
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Макарова И.А. Курсовое обучение педагогов для работы в интегрированном образовательном пространстве: опыт Амурской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Ключевой идеей НОИ «Наша новая школа» стало обеспечение доступности образования по принципу «общее образование для всех и для каждого». При этом особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с особенностями развития и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [3]. Эти дети имеют особые образовательные потребности (ООП). Данный термин, как отмечают Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, является новым, закрепляющим смещение акцентов с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования. Тем самым подчеркивается ответственность общества за реализацию права на обучение и полноценное развитие [1].
По данным статистики, в Амурской области на первое февраля 2011 г. зарегистрированы более 3,5 тыс. детей-инвалидов. Из них возможность посещать ДОУ комбинированного и компенсирующего вида имеют около 200 детей. Количество учреждений этого типа в области составляет 3,1 % от общего количества ДОУ.
Полный текст
Ключевой идеей НОИ «Наша новая школа» стало обеспечение доступности образования по принципу «общее образование для всех и для каждого». При этом особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с особенностями развития и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [3]. Эти дети имеют особые образовательные потребности (ООП). Данный термин, как отмечают Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, является новым, закрепляющим смещение акцентов с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования. Тем самым подчеркивается ответственность общества за реализацию права на обучение и полноценное развитие [1].
По данным статистики, в Амурской области на первое февраля 2011 г. зарегистрированы более 3,5 тыс. детей-инвалидов. Из них возможность посещать ДОУ комбинированного и компенсирующего вида имеют около 200 детей. Количество учреждений этого типа в области составляет 3,1 % от общего количества ДОУ.
В специализированных (коррекционных) образовательных школах-интернатах могут получить начальное общее или основное общее образование 1390 детей, из которых 340 детей с ОВЗ — это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Среднее (полное) общее образование предоставляет только школа-интернат для учащихся с нарушением зрения. Учреждения этого типа составляют 2,5 % от общего числа общеобразовательных учреждений и имеются далеко не повсеместно.
На период 2010—2011 учебного года 301 ребенок с ОВЗ находится на индивидуальном надомном обучении, а 1400 детей с ОВЗ обучаются в массовых СОШ. Эти показатели необходимо дополнить данными по детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (официальной статистики нет). Данная статистика свидетельствует: в Амурской области большое число детей с ООП приходит для получения образования в массовые СОШ, и педагоги должны быть готовы к работе с ними, учитывая их индивидуальные особенности. Это требует формирования особой инклюзивной компетентности педагогов различных ОУ, готовых работать в интегрированном (в том числе инклюзивном) образовательном пространстве. Эта компетентность, по мнению И. Н. Хафизуллиной, выступает интегра-тивным личностным образованием, обусловливающим способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая их включение в ОУ с целью развития и саморазвития [5].
Подготовка педагогов к работе в интегрированном образовательном пространстве стала актуальной задачей для учреждений ДПО во многих регионах РФ [2], в том числе и в Амурской области. С 2009 года ГОАУ ДПО «Амурский областной ИРО» разрабатывает методическое обеспечение интегрированного обучения. На первое апреля 2011 года повышение квалификации по данному направлению прошли 466 педагогов, переподготовку завершили 43 специалиста. Основу обучения составляет компетентностно-ориентированный подход, реализующийся в рамках инвариантно-дифференцированной технологии (на основе идеи Н. Я. Семаго) [4]. Данная технология включает: 1) инвариантную часть, обеспечивающую дефектологическую подготовку; 2) дифференцированную часть, учитывающую специфику профессиональных функций различных специалистов и состоящего из 3 разделов (интеграционного, профильного, организационного).
Интеграционный раздел рассматривает особенности создания условий для интеграции в образовательное пространство детей с ООП в различных ОУ. Его содержание способствует формированию у специалистов навыков анализа потребностей, достижений и уровня развития детей по результатам предыдущего этапа коррекционно-развивающей работы и проектирования индивидуальной программы развития и обучения.
Профильный раздел рассматривает и описывает сопровождение интеграции и инклюзии детей с конкретными образовательными потребностями. Его содержание сконцентрировано на специфике профессиональной деятельности специалистов разных профилей (педагогический, психологический, медицинский, управленческий). Например, специалисты всех профилей будут знакомиться с нормативно-правовыми вопросами обеспечения интегрированного образования, углубленно изучаемого административными работниками. Специфику психических процессов, особенности развития коммуникативных навыков данной категории детей рассматривают все специалисты, но углубленно работают с материалами диагностик, характеристиками, разработкой программ ППС специалисты психологического профиля (психологи, педагоги-психологи). Специалисты педагогического профиля (учителя-предметники, преподаватели, мастера ПО, воспитатели, музыкальные руководители, тренеры, педагоги-дефектологи, социальные педагоги, педагоги УДО) более глубоко знакомятся с содержанием учебных и коррекционно-развивающих программ, УМК, рассматривают средства образования как ресурс реабилитационной работы.
Организационный раздел включает организацион-но-обучающие параметры, позволяющие планировать степень активности специалистов в процессе обучения, уровни проработки учебного материала (репродуктивный, активный продуктивный, творческо-про-ектировочный):
-
вид обучения (курсы повышения квалификации, обучающие (проблемные) семинары, профессиональная переподготовка);
-
форму обучения (лекции, практические, проблемные и обучающие семинары, стажировки, диссе-минация опыта);
-
длительность обучения (курсы повышения квалификации в объеме 40, 72, 80, 144 часов; семинары по 4—8 часов, отдельные учебные модули от 4 до 12 часов; переподготовка на 1500 часов).
В содержание курсов обязательно включены следующие темы:
-
Клинические характеристики отклонений в развитии.
-
Нормативно-правовые основы реализации интегрированного образования.
-
Модели интеграции детей с ООП в образовательные учреждения.
-
Психолого-педагогические особенности организации обучения детей с ООП. Взаимодействие специалистов ОУ при организации ППС детей с ООП.
-
Дидактика построения учебного занятия в условиях интеграции и инклюзивной образовательной среды.
-
Диагностика психических процессов, личностных особенностей и трудностей в обучении детей с ООП.
-
Организация коррекционно-развивающей и вне-учебной работы.
-
Взаимодействие с семьей ребенка с ООП.
Такое структурирование тем содействует принятию философско-гуманистической и психологической концепции интеграции детей с ООП; определению приоритетов интеграции для различных ступеней и видов ОУ и осмыслению преемственности в их работе; разработке ИУП и программ ППС детей с ООП.
При выборе инвариантно-дифференцированной технологии формирования готовности педагогов к работе в условиях интеграции обязательно учитывается наличие базового образования, квалификация и специализация; объем опыта в области реализации инклюзии и интеграции детей с ООП (нулевой, первичный, долгосрочный).
Проведенные исследования показывают, что педагоги, проходящие КПК, испытывают ряд трудностей в работе с категорией детей с ООП. Их анализ позволил выделить ряд компетенций, которыми должен обладать педагог. Так, обучающиеся на курсах в качестве наиболее важных для них отметили следующие направления обучения: особенности организации процесса обучения в условиях интеграции (отметили 92 чел.), отличительные характеристики категорий детей с ООП (98 чел.), формирование представлений о специфике физиологии и психических процессов детей (64 чел.), формирование представлений о моделях интеграции детей (29 чел.), изучение типологии трудностей в обучении (33 чел.), особенности коммуникации с детьми с ООП (35 чел.), углубление и дополнение имеющихся знаний (22 чел.), формирование нового ПКА (25 чел.), специфика прохождения МППК, понимание диагнозов (32 чел.), ознакомление с НПБ интегрированного обучения.
Не менее значимо осознание готовности к работе с данной категорией детей. Так, готовность применять диагностические методики отметили 60 чел., готовность применять дидактические принципы обучения — 85 чел., готовность применять навыки разработки ИУП — 53 чел., использовать средства образования в ППС и коррекционно-реабилитационной работе — 48 чел., готовность проектировать интеграцию в ОУ — 40 чел., готовность принимать детей с ОВЗ такими, какие они есть, — 60 чел., готовность планировать задания для детей с различной обучаемостью (норма и ОВЗ) — 34 чел., консультировать родителей — 25 чел., готовность к саморазвитию в работе с детьми с ООП — 30 чел., готовность развивать познавательные процессы на уроке и индивидуальном занятии у детей с ОВЗ — 31 чел. При оценке результативности курсов повышения квалификации (переподготовки) их можно использовать в качестве критериев эффективности обучения. Их оценивание проводится слушателями самостоятельно и закрепляется рефлексивным тренингом.
Проведенный анализ показывает, что формирование готовности к работе в условиях инклюзии проходит неравномерно и требует наработку индивидуального опыта. С этой целью содержание КПК целесообразно дополнить вопросами построения индивидуального образовательного маршрута учащихся, включив в них больше практических работ, диссеминацию опыта.
В данной статье описываются промежуточные результаты пилотного эксперимента. Дальнейшие исследования будут продолжаться с учетом произведенных доработок и мониторинга готовности педагогов.
Литература
- Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах ИКП РАО. 2002. № 5.
- Зубарева Т. Г. Компетентностно-ориентирован-ное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды: дисс. . канд. пед. наук. — Курск, 2009.
- Малофеев Н. Н, Шматко Н. Д. Интеграция и специальное образование: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—93.
- Семаго Н. Я. Модульная система обучения и повышения квалификации специалистов ОУ, реализующих инклюзивное образование // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Матер. межд. конф. 19—20.06.2008 г. — СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 59—60.
- Хафизуллина И. Н. Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с ООП // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — Кострома, 2007. С. 83—88.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2321
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 40
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1