Подготовка кадров для психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

66

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ряписов Н.А., Ряписова А.Г., Чепель Т.Л. Подготовка кадров для психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Одним из перспективных направлений развития инклюзивного образования детей-инвалидов является применение дистанционных образовательных техно­логий. В 2010 году Новосибирский государственный педагогический университет выиграл федеральный грант для выполнения проекта «Дистанционное обу­чение детей-инвалидов Новосибирской области». К участию в нем были приглашены региональный ре­сурсный центр дистанционного обучения при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования» и ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультиро­вания».

В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических ра­ботников образовательных учреждений Новосибир­ской области по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и де­тей-инвалидов в очной и дистанционной формах с ис­пользованием интернет-технологий». Объем програм­мы составил 72 часа, срок обучения — 2 месяца. Адрес­ной аудиторией курсов повышения квалификации стали сетевые учителя (101 человек) и тьюторы дис­танционного обучения (96 человек). Обучение прово­дилось в очно-дистанционной форме. Дистанционное обучение осуществлялось без отрыва слушателей от производства через образовательный ресурс, предо­ставленный Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педа­гогического университета (НГПУ). После успешного освоения программ дополнительного профессиональ­ного образования участникам курсов повышения ква­лификации были выданы документы государственно­го образца, программ дополнительного образования — сертификат НГПУ.

Полный текст

Одним из перспективных направлений развития инклюзивного образования детей-инвалидов является применение дистанционных образовательных техно­логий. В 2010 году Новосибирский государственный педагогический университет выиграл федеральный грант для выполнения проекта «Дистанционное обу­чение детей-инвалидов Новосибирской области». К участию в нем были приглашены региональный ре­сурсный центр дистанционного обучения при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования» и ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультиро­вания».

В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических ра­ботников образовательных учреждений Новосибир­ской области по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и де­тей-инвалидов в очной и дистанционной формах с ис­пользованием интернет-технологий». Объем програм­мы составил 72 часа, срок обучения — 2 месяца. Адрес­ной аудиторией курсов повышения квалификации стали сетевые учителя (101 человек) и тьюторы дис­танционного обучения (96 человек). Обучение прово­дилось в очно-дистанционной форме. Дистанционное обучение осуществлялось без отрыва слушателей от производства через образовательный ресурс, предо­ставленный Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педа­гогического университета (НГПУ). После успешного освоения программ дополнительного профессиональ­ного образования участникам курсов повышения ква­лификации были выданы документы государственно­го образца, программ дополнительного образования — сертификат НГПУ.

Программа курсов включала восемь модулей раз­личного содержания. Остановимся более подробно на характеристике подпрограммы «Организация психо­лого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Ее цель — повышение психолого-педагоги­ческой компетентности специалистов образования по вопросам организации обучения и психолого-педаго­гического сопровождения дистанционного образова­ния детей с ОВЗ.

Образовательные задачи:

  1. Выявить сущность и специфику надомного (ин­дивидуального) обучения и технологии дистанцион­ного обучения, проблемы, перспективы, целесообраз­ность и ограничения дистанционного образования.
  2. Сформировать представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, обучающих­ся дистанционно.
  3. Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, исходя из реальных возможностей ОУ.
  4. Сформировать умение проектирования индиви­дуального учебного плана, индивидуальной образова­тельной траектории, индивидуально-ориентирован­ной рабочей программы.

Ожидается, что в результате освоения программы:

  • педагоги будут уметь проектировать индивиду­альный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную траекторию, индивидуальную обра­зовательную программу;
  • будут владеть умениями осуществлять деятель­ность по технологии школьного консилимума (ПМПк) в аспекте психолого-педагогического сопро­вождения процесса дистанционного обучения;
  • освоят теоретические основы дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: общеди­дактические, специальные педагогические, психоло­го-педагогические, социально-психологические под­ходы.

В основе методологии преподавания данного учеб­ного модуля лежат теоретические и практические раз­работки в области компетентностного образования, рефлексивно-деятельностного подхода к обучению, принципы сотрудничества со слушателями и субъект-субъектного подхода. Используются методы организа­ции коллективной проектной деятельности, коллек­тивного решения творческих задач, активного освое­ния знаний.

Содержание программы представлено в восьми те­мах.

Тема 1. История, состояние и перспективы разви­тия образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Рос­сии

  1. Основные этапы развития образования детей-инвалидов и детей с особыми образовательными по­требностями в истории мировой и российской педаго­гики.
  2. Организация обучения детей с ОВЗ в современ­ной России: 8 видов специальных (коррекционных программ), их краткая характеристика.
  3. Виды специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений, классы ККО и КРО.
  4. Инклюзивное образование как современный об­разовательный проект обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Тема 2. Особенности организации образования де­тей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому в технологии дистанционного обучения: нормативно-правовое и ор­ганизационно-педагогическое обеспечение нового обра­зовательного проекта

  1. Обучение на дому как одна из законодательно за­крепленных форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в РФ: нормативно-правовые основы организа­ции.
  2. Недостатки и ограничения надомного (индиви­дуального) обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  3. Дистанционное обучение детей-инвалидов и де­тей с ОВЗ как один из компонентов приоритетного на­ционального проекта «Образование» в современной России: нормативно-правовое обеспечение, стратегия, перспективы, задачи, проблемы.

Тема 3. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ как путь повышения качества и доступ­ности их общего образования

  1. Понятие о дистанционном обучении как одной из современных образовательных технологий в систе­ме непрерывного образования и школьного обучения детей-инвалидов.
  2. Плюсы и минусы дистанционного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  3. Система организации дистанционного обучения как пути индивидуализации образовательного марш­рута «особенного» ребенка.

Тема 4. Психолого-педагогические, организационно-педагогические и методические аспекты дистанцион­ного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

  1. Психологическое сопровождение дистанционно­го обучения детей с особыми потребностями.
  2. Педагогические аспекты сопровождения обуче­ния детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Методические аспекты организации дистанци­онного обучения детей с ограниченными возможнос­тями здоровья.
  4. Просветительская и консультативная деятель­ность как условие качественного дистанционного обу­чения детей с ограниченными возможностями здоро­вья.

Тема 5. Возрастные и индивидуально-типологичес­кие психофизиологические особенности детей-инвали­дов и детей с ОВЗ

  1. Определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», дети-инвалиды.
  2. Проявление общих закономерностей психичес­кого развития при различных нарушениях.
  3. Специфика социальной ситуации развития де­тей-инвалидов и детей с ОВЗ как важнейшего факто­ра их психического развития.
  4. Основные типологические группы детей-инва­лидов и детей с ОВЗ в системе дистанционного обуче­ния.
  5. Клинико-психолого-педагогическая характерис­тика детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих воз­можность обучаться дистанционно.
  6. Определение возможностей дистанционного об­разования детей с ОВЗ (психологическая, педагогиче­ская, медицинская диагностика).

Тема 6. Определение специфики организации и осу­ществления дистанционного обучения детей с ОВЗ, их учет при разработке индивидуальной образовательной программы

  1. Приемы обучения учащихся целеполаганию.
  2. Рекомендации учителю по отбору содержания учебных пособий для дистанционного обучения школьников.
  3. Самостоятельная работа как форма организации учебно-познавательной деятельности школьников.
  4. Активные методы в системе дистанционного обучения.

Тема 7. Составляющие педагогической технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
  2. Психолого-педагогические условия применения наглядных и технических дидактических средств в технологии дистанционного обучения.
  3. Современные подходы к диагностике результа­тов обучения.
  4. Дидактические принципы реализации техноло­гии дистанционного обучения.

Тема 8. Осуществление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в условиях надомного образования с использова­нием дистанционных технологий обучения

  1. Организация работы школьного ПМПк в усло­виях дистанционного обучения.
  2. Роль ПМПк, ППМС-центров и лечебно-профи­лактических учреждений в сопровождении ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Взаимодействие с родителями детей, обучаю­щихся дистанционно: просветительская и консульта­тивная помощь со стороны педагогов и специалистов системы ППМС-сопровождения.

Для реализации программы курсов повышения квалификации сетевых учителей и тьюторов был создан специальный сайт, на котором зарегистри­рованным пользователям доступны все учебные материалы. Учебно-методическое обеспечение мо­дуля «Организация психолого-педагогического со­провождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» вклю­чало теоретические материалы (конспекты лекций, тексты научных и методических статей), норматив­ные документы в области обучения детей с ОВЗ, инклюзивного и дистанционного обучения, учеб­ные и методические фильмы, слайдовые презента­ции.

Основным результатом проведенной работы мож­но считать тот важный факт, что сетевые учителя и тьюторы овладели технологией сопровождения детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения, разрабо­тав и внедрив соответствующие учебные курсы.

Информация об авторах

Ряписов Н.А., Новосибирский государственный педагогический университет, Россия

Ряписова А.Г., Новосибирский государственный педагогический университет, Россия

Чепель Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Новосибирский областной центр диагностики и консультирования (ГБОУ НСО ОЦДК), научный консультант ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Новосибирск, Россия, e-mail: homechep@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4313
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2