Использование методики «пальцем окрашивания тест» в профессиональной подготовке слушателей курсов повышения квалификации

122

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Барбитова А.Д. Использование методики «пальцем окрашивания тест» в профессиональной подготовке слушателей курсов повышения квалификации // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики в качестве одного из новых эффектив­ных направлений оказания коррекционной психоло­го-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья сегодня широко применяет­ся арттерапия, использующая многообразные средства и методы различных видов искусств для достижения целей оздоровления, развития, воспитания и социали­зации детей с ОВЗ.

Сила арттерапи как метода, как отмечает А. И. Копытин, «. заключается в ее способности выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры» [1, с. 315].

Полный текст

В области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики в качестве одного из новых эффектив­ных направлений оказания коррекционной психоло­го-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья сегодня широко применяет­ся арттерапия, использующая многообразные средства и методы различных видов искусств для достижения целей оздоровления, развития, воспитания и социали­зации детей с ОВЗ.

Сила арттерапи как метода, как отмечает А. И. Копытин, «. заключается в ее способности выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры» [1, с. 315].

Современная арттерапия ориентирована на иссле­дование внутреннего мира людей и системы их отно­шений и в некоторых случаях способствует их измене­нию. Она также позволяет более активно использо­вать творческий потенциал человека. Отличительной чертой современной арттерапии является использова­ние разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и опыта.

Применение арттерапевтических методов и техник в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ требует специальной подготовки, так как специа­лист должен уметь сохранять высокую степень откры­тости и быть сенситивным к множеству внешних и внутренних факторов, а также развивать и корректи­ровать свои взгляды и методы работы.

Для повышения профессиональной компетентнос­ти и личностного развития учителей, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов специ­альных (коррекционных) образовательных учрежде­ний, детских домов, школ-интернатов, коррекционных классов общеобразовательных школ и специалистов, работающих в детских лечебных учреждениях на ка­федре коррекционной педагогики Ульяновского ин­ститута повышения квалификации и переподготовки работников образования разработан факультативный курс «Психолого-педагогическое сопровождение де­тей с ограниченными возможностями здоровья и арт-терапия».

Цель данного курса — ознакомление слушателей с техниками и приемами арттерапии, позволяющими оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ.

Важными направлениями психолого-педагогичес­кого сопровождения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья являются диагностика, коррекция и развитие.

В одном ряду с психологической диагностикой и использованием контрольно-измерительных материа­лов, позволяющих отслеживать динамику изменений у ребенка в ходе коррекционных и развивающих заня­тий, стоит и изотерапевтическая диагностика — один из методов арттерапии. Ее использование предостав­ляет возможность прояснить скрытые смыслы, вы­явить психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, физиологические нарушения и т. д.

В основе изотерапевтической диагностики лежит рисование, которое позволяет успешно решать психо­терапевтические, педагогические, социальные задачи (общее оздоровление, снятие эмоционального напря­жения, развитие высших психических функций, раз­личных способностей и качеств личности, формирова­ние мотивации, гармонизация личности, социализа­ция и адаптация в обществе и др.).

В каких случаях может применяться изотерапевти-ческая диагностика? Она показана в случаях, связан­ных с негативной «Я»-концепцией, дисгармоничной самооценкой, с низкой степенью самопринятия, с трудностями эмоционального развития, импульсивно­стью, повышенной тревожностью, страхами, агресси­ей, переживаниями эмоционального отвержения, чув­ством одиночества, неадекватным поведением, нару­шением отношений с людьми, конфликтами в меж­личностных отношениях и др.

Изотерапевтическая диагностика эффективна так­же при нарушении адаптации, с целью психологичес­кой помощи школьникам, испытывающим трудности в обучении. Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова, передает со­держание внутреннего мира личности и снимает пси­хологическое напряжение, что позволяет с ее помо­щью работать с аутичными детьми, корректно им по­могать через коммуникацию на символическом уров­не, посредством визуальных образов. Изобразитель­ные средства рисунка предоставляют уникальную воз­можность для отражения, осознания и переработки травматических воспоминаний, так как в процессе ри­сования удается воспринимать драматические собы­тия как бы со стороны, отвлеченно [2].

Желая раскрыть для слушателей курса все богатст­во возможностей использования рисуночных тестов, мы считаем важным не только знакомить их с разнооб­разными проективными методиками, основанными на использовании рисунка, но обучать их применению в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

Одной из методик, с которой знакомятся слушате­ли на указанных курсах повышения квалификации, является проективная методика исследования личнос­ти, предложенная Р. Ф. Шоу (1932) и в дальнейшем разработанная П. Наполли (1951) «Пальцем окраши­вания тест».

В основе метода «пальцем окрашивания» лежит базисное утверждение, что рисование пальцами — это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. Наиболее значимые ассоциации субъект выдает в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит к наибольшему эмоциональ­ному накалу.

Методика «Пальцем окрашивания тест» обладает следующими достоинствами: свобода от двигатель­ных ограничений, культурного влияния и социаль­ного давления; широкая возможность для процессу­ального и исследовательского анализа; отсутствие проблемы эквивалентных форм при повторном ри­совании; многовариантность целевого использова­ния методики.

Данная проективная методика позволяет стимули­ровать проявления фантазии и свободных ассоциаций у детей. Рисование помогает ребенку развивать себя как физически, так и умственно, так как развитие мел­кой моторики влияет на работу головного мозга. Рисо­вание оказывает влияние и на логику рассуждения, концентрацию, сосредоточение на объекте рисования, внимание, организацию деятельности, расширяет кру­гозор, воспитывает морально-эстетические нормы, осуществляет коррекцию некоторых нарушений. Ри­сование стимулирует развитие познавательных про­цессов, интеллекта, моторики, способно корректиро­вать психические проблемы.

Для проведения диагностической процедуры не­обходимы: 1) бумага с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой фиксируется дата проведения, личные данные и дру­гая необходимая информация; 2) краски шести ос­новных цветов (синий, черный, красный, коричне­вый, зеленый и желтый; 3) место для рисования должно позволять субъекту свободно перемещаться, ходить вокруг работы; 4) емкости для смачивания бумаги, сосуд для обрызгивания и увлажнения, вед­ро для уборки.

Процедура проведения заключается в том, что субъекту дается инструкция: «Здесь есть шесть основ­ных цветов, которые можно использовать в любых со­четаниях для получения любого эффекта. Мы не ис­пользуем кисти, потому что у нас есть десять пальцев: пять на одной руке, пять — на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать с красками на данном листе бумаги и скажите мне, когда закончите».

Ограничения во времени нет, хотя как показывает практика, в среднем рисование длится пятнадцать-двадцать минут (крайние варианты от десяти минут до одного часа). Количество расходуемого времени мо­жет варьироваться в зависимости от возраста участни­ка рисования.

Что диагностируется в процессе проведения дан­ной методики?

В ходе диагностики учитываются следующие ос­новные показатели: наблюдение за поведением; дис­танция (пространственно-физическая, вербальная, не­вербальная); вовлеченность — погружение в работу (в процессе рисования могут быть задействованы не только пальцы, но и движения всего тела, дети особен­но любят размазывать краску по животу, некоторые могут наслаждаться мытьем рук в воде и т. д.); распре­деление времени (продолжительность реакции до на­чала рисования, паузы во время рисования, время, за­траченное на произведение каждой части и всего ри­сунка); использование пространства и местоположе­ния; экспансия (выход за пределы бумаги) и, наобо­рот, ограничения (использование очень малой части листа); использование пространства в процессуальном анализе; цвет (конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями; одни и те же цвета могут яв­ляться выражением различных аспектов эмоциональ­ной жизни, возраста, образовательного фактора); све­тотени; мазки (направление, повторение мазков, ши­рина, нажим и многочисленность, форма и длина, фак­тура); содержание рисунка (видимое, изображенное на листе, и высказывания, которые делаются по ходу или после рисования); организация содержания, процессу­альный и последовательный анализ содержания (наи­большую ценность приобретает содержание, когда оно наблюдается на протяжении серии повторяющихся тем); преемственность тем и символические замести­тели; движения и жесты, ритм поведенческий и ритм количества.

В качестве предостережения необходимо обратить внимание, что анализ содержания рисунков часто мо­жет варьироваться в зависимости от того, к какой тео­ретической школе принадлежит наблюдатель (экспе­риментатор). Поэтому для проверки догадок необхо­димо опираться на дополнительные данные. Для того чтобы сделать заключение, необходимо искать посто­янно повторяющиеся аспекты содержания и рассмат­ривать их в совокупности с общей диагностической картиной.

Наблюдения за слушателями курсов показали, что при выполнении ими практической части работы, в процессе рисования, они существенно вовлекаются в работу и у них снимается напряжение (поза и тело ста­новятся более мягкими, раскрепощенными, мимика — более яркой, выразительной).

В рефлексивной части занятия слушатели отмеча­ют положительные изменения, которые происходят с ними: появляется более оптимистическое восприятие жизни, ощущение доброты и чувство единения с груп­пой, ощущение отдыха, изменяется временное воспри­ятие и др. Часто слушатели говорят, что «время заня­тия пробежало очень быстро», «хорошо отдохнули», «получили заряд бодрости».

Таким образом, использование арттерапевтичес-кой проективной методики «Пальцем окрашивание тест» позволяет педагогу-психологу, учителю, воспи­тателю не только расширить диагностический инстру­ментарий, но и обогащает комплекс средств психоло­го-педагогического сопровождения детей с ограничен­ными возможностями здоровья, а метод арттерапии определяется в самостоятельное новое педагогическое направление, позволяющее успешно решать коррек-ционные, развивающие и социальные задачи обучения и воспитания.

Литература

  1. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002.
  2. Сизова А. В. О новом направлении оказания кор-рекционной психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии // Коррекционная педагоги­ка. 2005. № 1. С. 53—54.

Информация об авторах

Барбитова Анна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2765
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 122
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1