Использование методики «пальцем окрашивания тест» в профессиональной подготовке слушателей курсов повышения квалификации
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Барбитова А.Д. Использование методики «пальцем окрашивания тест» в профессиональной подготовке слушателей курсов повышения квалификации // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики в качестве одного из новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья сегодня широко применяется арттерапия, использующая многообразные средства и методы различных видов искусств для достижения целей оздоровления, развития, воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Сила арттерапи как метода, как отмечает А. И. Копытин, «. заключается в ее способности выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры» [1, с. 315].
Полный текст
В области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики в качестве одного из новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья сегодня широко применяется арттерапия, использующая многообразные средства и методы различных видов искусств для достижения целей оздоровления, развития, воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Сила арттерапи как метода, как отмечает А. И. Копытин, «. заключается в ее способности выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры» [1, с. 315].
Современная арттерапия ориентирована на исследование внутреннего мира людей и системы их отношений и в некоторых случаях способствует их изменению. Она также позволяет более активно использовать творческий потенциал человека. Отличительной чертой современной арттерапии является использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и опыта.
Применение арттерапевтических методов и техник в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ требует специальной подготовки, так как специалист должен уметь сохранять высокую степень открытости и быть сенситивным к множеству внешних и внутренних факторов, а также развивать и корректировать свои взгляды и методы работы.
Для повышения профессиональной компетентности и личностного развития учителей, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов, коррекционных классов общеобразовательных школ и специалистов, работающих в детских лечебных учреждениях на кафедре коррекционной педагогики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработан факультативный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и арт-терапия».
Цель данного курса — ознакомление слушателей с техниками и приемами арттерапии, позволяющими оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ.
Важными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья являются диагностика, коррекция и развитие.
В одном ряду с психологической диагностикой и использованием контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать динамику изменений у ребенка в ходе коррекционных и развивающих занятий, стоит и изотерапевтическая диагностика — один из методов арттерапии. Ее использование предоставляет возможность прояснить скрытые смыслы, выявить психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, физиологические нарушения и т. д.
В основе изотерапевтической диагностики лежит рисование, которое позволяет успешно решать психотерапевтические, педагогические, социальные задачи (общее оздоровление, снятие эмоционального напряжения, развитие высших психических функций, различных способностей и качеств личности, формирование мотивации, гармонизация личности, социализация и адаптация в обществе и др.).
В каких случаях может применяться изотерапевти-ческая диагностика? Она показана в случаях, связанных с негативной «Я»-концепцией, дисгармоничной самооценкой, с низкой степенью самопринятия, с трудностями эмоционального развития, импульсивностью, повышенной тревожностью, страхами, агрессией, переживаниями эмоционального отвержения, чувством одиночества, неадекватным поведением, нарушением отношений с людьми, конфликтами в межличностных отношениях и др.
Изотерапевтическая диагностика эффективна также при нарушении адаптации, с целью психологической помощи школьникам, испытывающим трудности в обучении. Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова, передает содержание внутреннего мира личности и снимает психологическое напряжение, что позволяет с ее помощью работать с аутичными детьми, корректно им помогать через коммуникацию на символическом уровне, посредством визуальных образов. Изобразительные средства рисунка предоставляют уникальную возможность для отражения, осознания и переработки травматических воспоминаний, так как в процессе рисования удается воспринимать драматические события как бы со стороны, отвлеченно [2].
Желая раскрыть для слушателей курса все богатство возможностей использования рисуночных тестов, мы считаем важным не только знакомить их с разнообразными проективными методиками, основанными на использовании рисунка, но обучать их применению в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
Одной из методик, с которой знакомятся слушатели на указанных курсах повышения квалификации, является проективная методика исследования личности, предложенная Р. Ф. Шоу (1932) и в дальнейшем разработанная П. Наполли (1951) «Пальцем окрашивания тест».
В основе метода «пальцем окрашивания» лежит базисное утверждение, что рисование пальцами — это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. Наиболее значимые ассоциации субъект выдает в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит к наибольшему эмоциональному накалу.
Методика «Пальцем окрашивания тест» обладает следующими достоинствами: свобода от двигательных ограничений, культурного влияния и социального давления; широкая возможность для процессуального и исследовательского анализа; отсутствие проблемы эквивалентных форм при повторном рисовании; многовариантность целевого использования методики.
Данная проективная методика позволяет стимулировать проявления фантазии и свободных ассоциаций у детей. Рисование помогает ребенку развивать себя как физически, так и умственно, так как развитие мелкой моторики влияет на работу головного мозга. Рисование оказывает влияние и на логику рассуждения, концентрацию, сосредоточение на объекте рисования, внимание, организацию деятельности, расширяет кругозор, воспитывает морально-эстетические нормы, осуществляет коррекцию некоторых нарушений. Рисование стимулирует развитие познавательных процессов, интеллекта, моторики, способно корректировать психические проблемы.
Для проведения диагностической процедуры необходимы: 1) бумага с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой фиксируется дата проведения, личные данные и другая необходимая информация; 2) краски шести основных цветов (синий, черный, красный, коричневый, зеленый и желтый; 3) место для рисования должно позволять субъекту свободно перемещаться, ходить вокруг работы; 4) емкости для смачивания бумаги, сосуд для обрызгивания и увлажнения, ведро для уборки.
Процедура проведения заключается в том, что субъекту дается инструкция: «Здесь есть шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев: пять на одной руке, пять — на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать с красками на данном листе бумаги и скажите мне, когда закончите».
Ограничения во времени нет, хотя как показывает практика, в среднем рисование длится пятнадцать-двадцать минут (крайние варианты от десяти минут до одного часа). Количество расходуемого времени может варьироваться в зависимости от возраста участника рисования.
Что диагностируется в процессе проведения данной методики?
В ходе диагностики учитываются следующие основные показатели: наблюдение за поведением; дистанция (пространственно-физическая, вербальная, невербальная); вовлеченность — погружение в работу (в процессе рисования могут быть задействованы не только пальцы, но и движения всего тела, дети особенно любят размазывать краску по животу, некоторые могут наслаждаться мытьем рук в воде и т. д.); распределение времени (продолжительность реакции до начала рисования, паузы во время рисования, время, затраченное на произведение каждой части и всего рисунка); использование пространства и местоположения; экспансия (выход за пределы бумаги) и, наоборот, ограничения (использование очень малой части листа); использование пространства в процессуальном анализе; цвет (конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями; одни и те же цвета могут являться выражением различных аспектов эмоциональной жизни, возраста, образовательного фактора); светотени; мазки (направление, повторение мазков, ширина, нажим и многочисленность, форма и длина, фактура); содержание рисунка (видимое, изображенное на листе, и высказывания, которые делаются по ходу или после рисования); организация содержания, процессуальный и последовательный анализ содержания (наибольшую ценность приобретает содержание, когда оно наблюдается на протяжении серии повторяющихся тем); преемственность тем и символические заместители; движения и жесты, ритм поведенческий и ритм количества.
В качестве предостережения необходимо обратить внимание, что анализ содержания рисунков часто может варьироваться в зависимости от того, к какой теоретической школе принадлежит наблюдатель (экспериментатор). Поэтому для проверки догадок необходимо опираться на дополнительные данные. Для того чтобы сделать заключение, необходимо искать постоянно повторяющиеся аспекты содержания и рассматривать их в совокупности с общей диагностической картиной.
Наблюдения за слушателями курсов показали, что при выполнении ими практической части работы, в процессе рисования, они существенно вовлекаются в работу и у них снимается напряжение (поза и тело становятся более мягкими, раскрепощенными, мимика — более яркой, выразительной).
В рефлексивной части занятия слушатели отмечают положительные изменения, которые происходят с ними: появляется более оптимистическое восприятие жизни, ощущение доброты и чувство единения с группой, ощущение отдыха, изменяется временное восприятие и др. Часто слушатели говорят, что «время занятия пробежало очень быстро», «хорошо отдохнули», «получили заряд бодрости».
Таким образом, использование арттерапевтичес-кой проективной методики «Пальцем окрашивание тест» позволяет педагогу-психологу, учителю, воспитателю не только расширить диагностический инструментарий, но и обогащает комплекс средств психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а метод арттерапии определяется в самостоятельное новое педагогическое направление, позволяющее успешно решать коррек-ционные, развивающие и социальные задачи обучения и воспитания.
Литература
-
Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002.
- Сизова А. В. О новом направлении оказания кор-рекционной психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии // Коррекционная педагогика. 2005. № 1. С. 53—54.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2766
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 123
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2