Творческое наследие С.Я. Рубинштейн в пространстве научной дефектологии

42

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, дефектология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сорокин В.М. Творческое наследие С.Я. Рубинштейн в пространстве научной дефектологии // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

C.Я Рубинштей оставила богатое творческое наследие не только в области патопсихологии, но и в сфере дефектологии, предметное содержание которой сегодня чаще обозначается как специальное (коррекционное) образование. Ее учебник «Психология умственно отсталого школьника», вышедший в 1970 году и впоследствии неоднократно переиздававшийся, стал, несомненно, ярким событием и новым этапом в развитии отечественной олигофренопсихологии, как важнейшей отрасли современной специальной психологии.

Полный текст

C.Я Рубинштей оставила богатое творческое наследие не только в области патопсихологии, но и в сфере дефектологии, предметное содержание которой сегодня чаще обозначается как специальное (коррекционное) образование. Ее учебник «Психология умственно отсталого школьника», вышедший в 1970 году и впоследствии неоднократно переиздававшийся, стал, несомненно, ярким событием и новым этапом в развитии отечественной олигофренопсихологии, как важнейшей отрасли современной специальной психологии. Появление такого фундаментального учебника для большинства профессиональных дефектологов того времени было явлением неожиданным, ибо его создание было не по силам для большинства тогда еще малочисленных олигофренопсихологов. Интересно отметить, что в этот же период выходят в свет другие не менее фундаментальные учебники в других отраслях специальной психологии – тифло и сурдопсихологии. В этом ряду учебник С.Я. Рубинштейн был первым и знаменовал собой новый этап в развитии дефектологии, точнее ее психологической составляющей. Огромный фактологический клинический и педагогический материал нуждался в обобщении на основе релевантных психологических теорий таких, как теории Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, Б.Г. Ананьева и др. Долгое время эмпирический материал в дефектологии интерпретировался по преимуществу исходя из элементов физиологических и макросоциальных теорий, наряду с общепедагогическими подходами. Ребенок с отклонениями в развитии попросту был разорван между физиологией и социологией. Связующее звено – психология, существовало в весьма редуцированной форме. В идеях патобиологической детерминации умственной отсталости психологической феноменологии отводилось весьма скромное место. Учебник С.Я. Рубинштейн, продолжая традиции А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.Л. Занкова, Г.Е. Сухаревой и др., тем не менее, представлял целостную в своей психологической трактовке и масштабную картину психического развития умственно отсталого ребенка. Пожалуй, впервые в нем наметился необратимый отход от узко клинико-физиологического толкования умственной отсталости. Само понимание феноменологии умственной отсталости ориентировано на качественный анализ и системно-комплексный подход в ее диагностике. С учебником С.Я. Рубинштейн в дефектологию начинает входить «большая психология», как адекватный способ объяснения сущности дизонтогенетической феноменологии. Он оказал серьезное влияние на психологическую подготовку нескольких поколений будущих дефектологов. На протяжении более чем четверти века в области олигофренологии учебник С.Я. Рубинштейн оставался в числе наиболее цитируемых произведений. С такой популярностью могут сравниться только произведения Л.С. Выготского, имя которого в начале 70 гг. уже не было под идейным запретом. Тем не менее, содержание его идей еще не стало достоянием широких кругов профессиональных дефектологов. Думается, что именно учебник С.Я. Рубинштейн стал первым популярным изложением культурно-исторической теории Л.С. Выготского в области коррекционной педагогики того времени. В связи с этим М.Г. Ярошевский обратил внимание на одну любопытную историческую инверсию в судьбе признания идей Л.С. Выготского, которые прежде всего стали известны и приобрели огромную популярность в кругах дефектологов в 1924 году и только значительно позже среди профессиональных психологов. Начиная со второй половины 50-ых гг. можно наблюдать совершенно обратную картину. С.Я. Рубинштейн одна из немногих психологов того времени занималась реинтеграцией идей Л.С. Выготского в пространство дефектологии, в котором эти идеи когда-то зарождались. Прежде всего, это идеи о единстве общих закономерностей психического развития нормального и умственно отсталого ребенка, о скрытых потенциальных возможностях развития последнего, реализация которых принципиально изменяет характер его психического развития. Полемизирую с узко биологической трактовкой феноменов ментальной ретардации, С.Я.Рубинштейн несколько переоценивала роль социального факторов в преодолении последствий умственной отсталости, но это делалось с целью построения единой внутренне непротиворечивой психологической картины ребенка с интеллектуальными нарушениями. Одновременно с учебником по психологии умственно отсталого школьника в том же 1970 году вышла в свет не менее известная книга Сусанны Яковлевны «Экспериментальные методики патопсихологии», что само по себе говорит о ее необыкновенной работоспособности. Тем не менее, параллельность проводимых исследований в области патопсихологии и дефектологии существенно сблизило эти отрасли, расширяя при этом контекстуальность, и тем самым обогатило предметное содержание самой олигофренопсихологии. Последняя традиционно являлась отраслью специальной психологии. Одновременно благодаря усилиям С.Я. Рубинштейн она же рассматривается как часть предметного содержания детской патопсихологии, тем самым входя в состав и клинической психологии, что расширяет ее предметное содержание как прикладной и фундаментальной отрасли психологической науки. Прошло более 40 лет с момента публикации учебника С.Я, Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника», тем не менее, он до сих пор не утратил своего научно-дидактического значения, являясь одновременно уникальным историческим документом и продуктом интеллектуальной активности выдающегося ученого.

Литература

  1. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. М., 2007.

Информация об авторах

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2109
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2