Структурно-динамический подход в практике клинического психолога
Общая информация
Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, клиническая психология, подход
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Трайнина Е.А. Структурно-динамический подход в практике клинического психолога // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
Фрагмент статьи
Разработанные Б.В.Зейганик и С.Я.Рубинштейн основы структурно-динамического подхода в клинической психологии до настоящего времени остаются недооцененными. В практической клинической психологии на данном этапе сформировалась кризисная ситуация, которая характеризуется оторванностью деятельности психологов от реальности клиники, неспособностью к формированию совместных с другими специалистами целей и задач лечебно-реабилитационного процесса, отсутствием единства в собственных теоретических и методических подходах.
Полный текст
Разработанные Б.В.Зейганик и С.Я.Рубинштейн основы структурно-динамического подхода в клинической психологии до настоящего времени остаются недооцененными. В практической клинической психологии на данном этапе сформировалась кризисная ситуация, которая характеризуется оторванностью деятельности психологов от реальности клиники, неспособностью к формированию совместных с другими специалистами целей и задач лечебно-реабилитационного процесса, отсутствием единства в собственных теоретических и методических подходах. В психиатрии, по словам Братуся, «устойчиво сложилась практика использования патопсихологических исследований как вспомогательного инструментария (по типу лабораторных анализов) с целью подтверждения или опровержения тех клинических фактов, с которыми работают психиатры. Отсюда и логика взаимоотношений психиатра и патопсихолога: врач направляет больного на патопсихологическое исследование, сам определяя цель и задачи для психолога». С другой стороны, малоэффективной оказывается и участие психологов в лечебно-реабилитационной работе. В отечественной практике отмечается крайнее разнообразие теоретических позиций и методов, несоответствие между теоретическими установками, диагностическими подходами и используемыми психотерапевтическими технологиями, заимствованными из зарубежной практики. Несоответствие теоретических посылов используемым методам приводит к углублению общего кризиса. На решение проблем реабилитации больных направляются усилия многих специалистов разного профиля, но отсутствие единства подходов приводит к невозможности формирования целостной программы реабилитации. Сложившаяся ситуация требует научной парадигмы, определяющей основные методические подходы, а также механизмы взаимодействия со специалистами.
Преодоление указанных противоречий делает особенно актуальным использование разработанных Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн идей и принципов патопсихологического исследования, основанных на культурно-исторической концепции Выготского. Прежде всего - это положения о единстве закономерностей в норме и патологии, о роли опосредствования в формировании патологических психических феноменов, о наличии сложной структуры первичных болезненных симптомов и вторичных культурно обусловленных феноменов, возникающих в процессе аномального развития и жизнедеятельности. Этим идеям четко соответствует и разработанный ими новый вид эксперимента, который позволяет моделировать различные типы ситуаций и взаимоотношений в деятельности. «Патопсихологический эксперимент должен представлять собой известную модель жизненной ситуации, которая способна актуализировать не только умственные операции больного, но и его отношение, установки, направленность, которая может вызвать определенный мотив к действию» (Б.В.Зейгарник). При этом сам экспериментатор и его система воздействий выступает как основной инструмент активизации сложившейся системы личностного реагирования в деятельности. Главный принципом экспериментального исследования становится качественный анализ деятельности и поведения человека, который предполагает выявление структуры нарушений познавательной деятельности больного, выделение первичных и вторичных механизмов нарушений деятельности и поведения, приводящих к дезадаптации больного. Он также позволяет выявлять потенциальные возможности человека, сохранные звенья, как в когнитивной сфере, так и в структуре личности. Квалификация структуры нарушений деятельности и поведения невозможна без анализа развития человека, исследования его «жизненного пути». Онтогенетический принцип дает возможность выделить и соотнести выявленные нарушения психической деятельности с проявлениями аномального развития, понять, у какого человека возникли данные нарушения, каковы были особенности развития в детстве, почему конкретная ситуация стала для данной личности патогенной и т.п. Внедрение Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн структурно-динамического качественного анализа в практику клинической психологии вырастало из опыта совместной работы с ведущими отечественными психиатрами. Положенные в основу такого подхода принципы качественного анализа психологического явления, рассмотренного в процессе его развития, были тесно связаны с основным клинико-динамическим подходом, принятым в отечественной психиатрии, в том числе с клинико-онтогенетическим методом исследования, разработанным Г.Е.Сухаревой. Важно подчеркнуть, что при всей разности предметов и методов исследования психиатрии и патопсихологии их основными методологическими доминантами являлись структура и динамика изучаемого явления.
Введенные Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн основы структурно-динамического подхода в практику клинической психологии имеют громадное значение, открывая большие перспективы партнерской работы психолога с другими специалистами в рамках общего лечебно-реабилитационного процесса. Они определяют не только структуру патопсихологического исследования, но и пути и механизмы взаимодействия психолога и клинициста. Только такая многоуровневая оценка в единых осях анализа позволяет соотнести между собой психологическую и клиническую структуру, клинико-патогенетические и психологические механизмы формирования феноменов, наметить на их основе мишени лечебной и психологической коррекции. Однако, возможности, которые дает такой подход, остаются в настоящее время недостаточно реализованными. Наш опыт работы в рамках школы Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн показывает, что построенное по этим принципам психологическое исследование значительно расширяет границы деятельности психолога - от узко диагностических, которые до сей поры преобладают, до реабилитационных. Во главу угла ставится не только выделение патопсихологического синдрома (что является главным запросом психиатров), но и анализ структуры дезадаптации человека, выделение основных механизмов нарушений, приведших больного в психиатрическую клинику. Это предполагает отношение к больному с психическими расстройствами как к цельной личности, испытывающей проблемы социальной адаптации, причинно связанные как с наличием тех или иных психических расстройств, так и с проблемами социально-психологического уровня. В рамках такого подхода изменяются цели и задачи психолога, который равноправно с другими специалистами участвует в лечебно-реабилитационном процессе - от постановки диагноза, планирования лечебно-коррекционных мероприятий в виде индивидуальной коррекционной программы, через ее реализацию до достижения реабилитационного эффекта. Значение медицинского психолога определяется тем, что он вместе с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение больного на всех этапах реабилитации. На первом диагностическом этапе задачей клинического психолога является составление структурно-динамического психологического диагноза, который строится на основе данных экспериментально-психологического исследования, а также психологического анамнеза (истории развития и жизнедеятельности человека). Психологический диагноз включает в себя: 1) Структурный анализ нарушенных звеньев психической деятельности с выделением первичных и вторичных нарушений (по Выготскому) для дифференциации медицинских и психолого-педагогических воздействий. На основании этого психолог определяет основные симптом-мишени лечебно-педагогических и психотерапевтических воздействий. 2) Анализ психологического развития пациента с выделением симптомов и типа дизонтогенеза.
3) Анализ обучаемости или возможностей к саморегуляции. На наш взгляд, принцип обучаемости носит более широкий универсальный характер и может быть применен не только к оценке умственного развития, но и к поведению человека в целом в плане изучения возможностей формирования новых способов поведения. В этом смысле принцип обучаемости может быть чрезвычайно эффективен в психокоррекционной работе. Задачей психолога тогда становится оценка потенциальных возможностей больного к перестройке поведения под влиянием коррекционных воздействий и на основании этой оценки формирование конкретных программ реабилитации. 4) Анализ психологических ресурсов и сохранных положительных звеньев психической деятельности, на которые можно опираться в реабилитационной работе. Конечным результатом диагностического этапа является составление индивидуальной диагностическо-коррекционной программы, в которой определяется в рамках бригадного участия преемственность различных воздействий (медицинских, психотерапевтических, лечебно-педагогических, социально-реабилитационных) с выделением этапов, на которых приоритетны те или иные формы помощи. Далее на всех этапах реализации индивидуальной программы коррекции психолог проводит динамическое обследование с целью определения эффективности проводимых воздействий. Результаты таких динамических экспериментальных скринингов могут повлечь за собой некоторое уточнение и даже изменение индивидуальной коррекционной программы. Другим важнейшим этапом работы клинического психолога является психокорреционная и психообразовательная деятельность, которая охватывает все этапы лечебно-реабилитационного процесса. Психообразовательные мероприятия должны проводиться для всех пациентов и их семей независимо от характера имеющейся психической патологии и этапа заболевания, осуществляться с учетом возраста, интеллектуальных способностей, психического состояния пациента. Время начала психокоррекционных мероприятий всегда сугубо индивидуально и полностью зависит от структуры выявленных нарушений, их глубины. Основные симптом-мишени, требующие выбора соответствующих техник, выявляются в процессе патопсихологического исследования и обозначаются в индивидуальной коррекционной программе.
Наш опыт показывает, что эффективность работы медицинского психолога при оказании комплексной лечебно-реабилитационной помощи пациентам может быть достигнута только в рамках бригадного взаимодействия на всех этапах реабилитационного процесса с выделением «зон преимущественной ответственности» каждого специалиста. Равноправное или бригадное участие специалистов в оказании помощи позволяет объединять усилия отдельных профессионалов, определять приоритетность проблем, обсуждать целесообразность использования различных подходов, их последовательность и сочетаемость. При таком подходе психолог выступает не просто как еще один лабораторный исследователь, «возвращающий клинике лишь по-иному обозначенные факты», а как соавтор научно-исследовательской и лечебно-реабилитационной работы. Идеи и подходы БВЗ и СЯ содержат огромный теоретический и методический потенциал. Их внедрение в клиническую практику открывает большие возможности в лечебно-реабилитационном процессе и позволяет значительно увеличить эффективность работы психолога в рамках комплексных психосоциальных мероприятий.
Литература
- С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методы патопсихологии». М.1970г.
- Б.В.Зейгарник «Патопсихология». М.1986г.
- Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь «Очерки по психологии аномального развития личности». М.1980г.
- Б.С.Братусь, И.Я.Розовский, В.Н.Цапкин «Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности». М.1988г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4655
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 74
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1