Введение
Представление о благотворном — релаксационном, восстановительном, витализирующем — воздействии природной среды на психическое и физическое здоровье человека в последние два десятилетия всё чаще становится предметом психологических исследований [vаn den Berg, 2021]. Этот растущий интерес связан, по мнению специалистов, с проблемой качества окружающей среды в условиях прогрессирующей урбанизации, — поскольку, согласно общепринятому представлению, среда способна влиять на здоровье и благополучие человека [Browning M.H, 2020; Gallis, 2020; Houlden, 2018]. В зарубежной науке (Северная Америка, Европа, Австралия, Восточная Азия) изучение салютогенных, т. е. поддерживающих здоровье и благополучие, эффектов природы является активно развивающимся направлением психологии среды [Houlden, 2018; Keniger, 2013; McMahan, 2015].
В статье представлен нарративный обзор научных представлений о двух специфичных для этой области исследований конструктах — психологическом восстановлении (restoration / psychological restoration) и связи с природой (nature connectedness). Каждый из них репрезентирует фрагмент психической реальности, обусловленный взаимодействием человека с природой. Взаимодействие может происходить с природной средой как референтом (физической реальностью) либо как знаком, но так или иначе оно производит определенные изменения в психике субъекта. Оба конструкта популярны в психологии среды, каждый отражает область специфических исследований, но, поскольку оба представляются специалистам значимыми для понимания психологических преимуществ взаимодействия с природой [Barbiero, 2018; Macaulay, 2022а; Wyles, 2019], их «орбиты» всё чаще пересекаются (табл. 1).
Таблица 1. Количество результатов поиска статей в Google Scholar
|
Ключевые слова |
Год публикации |
|||
|
1990—1999 |
2000—2009 |
2010—2019 |
2020—2023 |
|
|
Psychology, restoration, nature connectedness |
2 |
20 |
643 |
934 |
Примечание: параметры поиска: любые статьи; в любом месте статьи встречаются все слова: psychology, restoration и точное словосочетание nature connectedness.
Задачи настоящей статьи: 1) представить общую характеристику конструктов; 2) рассмотреть конструкты и их возможные отношения с точки зрения «восходящего» и «нисходящего» подходов к пониманию салютогенных эффектов природы, поскольку в психологии среды связанная с этими подходами дискуссия является зоной «инвестиции мысли» в последние годы [Haga, 2016; Koivisto, 2022; Menatti, 2019; Ratcliffe, 2020; Subiza-Pérez, 2021; vаn den Berg, 2021]. «Восходящие» (bottom-up) теории базируются на эволюционно-психологических основаниях и универсализируют благотворное влияние на человека физических свойств природной среды; «нисходящие» (top-down) связывают эффекты воздействия природы не с имманентными свойствами стимула, а с его субъективной интерпретацией.
Выбор темы обусловлен немногочисленностью текстов, решающих эти задачи, на английском языке и крайней немногочисленностью на русском языке.
Общая характеристика конструктов
Термин психологическое восстановление (psychological restoration) [Macaulay, 2022а], или восстановление (restoration) [Han K.-Ts, 2020], применительно к эффектам пребывания на природе закрепился благодаря влиянию известных с 1970-х гг. теорий: теории восстановления внимания (Attention Restoration Theory (далее — ART)) Р. и С. Капланов и теории восстановления после стресса (Stress Recovery Theory (далее — SRT)) Р. Ульриха [Hartig, 2021, p. 95]. Первая фокусируется на восстановлении когнитивных функций, в частности, произвольного внимания, после умственного утомления (когнитивное восстановление), вторая — на снижении вегетативных проявлений реакции на стресс (физиологическое восстановление) и улучшении эмоционального состояния — уменьшении негативных эмоций и росте позитивных (аффективное восстановление) [Nukarinen, 2022, p. 7]. Обе рамки — эволюционно-ориентированные и объясняют эффекты пребывания на природе теми или иными аспектами «естественности» такового пребывания [vаn den Berg, 2021, p. 38]. Будучи в известной мере полемизирующими, эти теории еще в XX веке демонстрировали устремление к синтезу [Kaplan, 1995], ныне реализованное: в современных эмпирических исследованиях под восстановлением нередко понимается комплексный феномен, совмещающий когнитивную и аффективную/аффективно-физиологическую рекреацию [Han K.-Ts, 2020; Korpela, 2008; Macaulay, 2022; Whitburn, 2019] (в литературе также фигурирует социальное и другие измерения восстановления [Nukarinen, 2022], однако здесь мы придерживаемся «традиционных» границ понятия, очерченных ART и SRT [Barbiero, 2018]). Одно из определений комплексного феномена: возобновление психических и физических адаптивных ресурсов, истощенных при выполнении повседневных действий [Han K.-Ts, 2020].
Как отмечает один из ведущих исследователей эффектов природы Т. Хартиг, конструкт восстановления принадлежит той рамке понимания связи субъекта и среды, которую он вслед за С. Сэгерт и Г. Винкелем называет «парадигмой адаптации» [Hartig, 2021, с. 91]. Восстановление есть один из аспектов адаптации, наряду с двумя другими, выражаемыми в терминах стресса и копинга. Базовым концептуальным допущением этого конструкта является необходимость периодического возобновления психических адаптивных ресурсов [Ibid.].
В эмпирических исследованиях салютогенных эффектов контактов с природой фигурируют различные аспекты феномена восстановления, иначе говоря, это общий конструкт, включающий ряд частных. Так, можно различить восстановительный эффект (restoration) и восстановительный потенциал среды (restorativeness) [Han K.-Ts, 2020]. Восстановительный эффект акцентирует состояние субъекта вследствие пребывания в среде. Его показатели могут быть как субъективные, например, в случае использования специальных шкал самоотчета (Restoration Outcome Scale [Korpela, 2008]), так и объективные — в случае применения методов измерения физиологического (пульс, уровень кортизола) или когнитивного (объективные тесты) восстановления. Восстановительный потенциал среды акцентирует отношение субъекта к окружению. Это оценка субъектом степени особых восстановительных характеристик среды, описываемых ART [Kaplan, 1995], для чего используются специальные опросники (Perceived Restorativeness Scale [Hartig, 1997]). В одной из работ упомянуто более 10 шкал самоотчета о восстановительном эффекте / восстановительном потенциале среды [Malekinezhad]; в российской психологии аналогичных оригинальных или адаптированных инструментов не обнаружено.
Хотя неоднородность перечисленных показателей приводит к неоднородности результатов, положения ART и SRT в целом подтверждаются. Так, систематический обзор 36 исследований удостоверяет надежность результатов для аффективного восстановления, показывая менее согласованные результаты для физиологического [Corazon, 2019]. Систематический обзор 42 работ подтверждает когнитивное восстановление, но с большим эффектом для рабочей памяти и когнитивной гибкости, чем для контроля внимания [Stevenson, 2018]. Метаанализ 22 исследований, сравнивающих показатели шкал самоотчета о восстановлении, подтверждает более выраженный восстановительный потенциал природных сред по сравнению с урбанистическими [Menardo, 2019].
В российской психологии конструкт восстановления ввиду восприятия природы представлен ограниченно, в рамках как теоретических [Нартова-Бочавер, 2020], так и эмпирических исследований. Среди последних можно назвать организационно-психологические исследования рабочих сред, в которых природные элементы и символы, включенные в офисное пространство, рассматриваются как ресурс психологического восстановления [Павлова, 2022; Павлова, 2020].
Термины для именования второго обсуждаемого общего конструкта, связи с природой, в зарубежной психологии варьируют: nature affiliation [Howell, 2013], nature connectedness [Capaldi, 2014], sense of connection, relationship with nature, environmental identity [Olivos, 2017, p. 109], human-nature connectedness [Barragan-Jason, 2023]. Категория стоящего за этими именами психического образования курсирует между пунктами «чувство (единства)» [Mayer, 2004], «отношение» [Restall, 2015], «идентичность» [Olivos, 2017; Restall, 2015]. На данный момент общепринятое определение отсутствует; понятие схватывается скорее интуитивно. Одна из дефиниций обозначаемого конструктом феномена — «чувство единства с миром природы» [Mayer, 2004, p. 504]. Связь с природой может концептуализироваться как состояние, обусловленное ситуацией контакта с природой [Mayer, 2009; Nisbet, 2011], либо как черта личности [Mayer, 2009; Nisbet, 2009], когда человек чувствует связь с природой «независимо от того, где находится» [Barbiero, 2018, p. 13].
Частные конструкты связи с природой соответствуют ряду конституирующих их психодиагностических методик; эмпирически их общность подтверждается тем, что показатели методик тесно коррелируют [Olivos, 2017]. Среди этих феноменов: эмоциональная близость к природе (Еmotional Affinity Toward Naturе); когнитивные конструкты (Implicit Associations Test — Nature); совмещение когнитивного и аффективного компонентов (Connectedness to Nature Scale (далее — CNS)); сочетание эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов (Nature Relatedness Scale); средовая идентичность (Environmental Identitу (далее — EID)) [Ibid.] и другие; в одной из работ рассматривается 26 инструментов, измеряющих подобные феномены [Salazar, 2021]. В российских исследованиях фигурируют показатели связи с природой, выявляемые адаптированными зарубежными методиками, такими как «Шкала связи с природой» (CNS) [Чистопольская], «Шкала идентификация с природой» (EID) [Clayton, 2019], а также оригинальными инструментами: «Люди и растения» [Нартова-Бочавер, 2020а].
Происхождение общего конструкта связано с контекстом осмысления, с одной стороны, глобальной урбанизации [Howell, 2013], с другой стороны, глобальных экологических проблем [Nisbet, 2009]. Базовое концептуальное допущение здесь можно сформулировать следующим образом — чувство связи с природой компенсирует отчуждение от природы (мыслимое как вредная нехватка, «природный голод» (nature starvation [Howell, 2013, p. 232]) и способствует экологически ориентированным установкам и действиям. Иначе говоря, конструкт осмысляется как ресурс одновременно здоровья/благополучия и проэкологического поведения [Mellor, 2022]. В систематическом обзоре 16 метаанализов (832 экспериментальных и корреляционных исследования) показано, что связь с природой позитивно влияет на проэкологическое поведение и ценности, а также положительно коррелирует с теми же феноменами и со здоровьем/благополучием [Barragan-Jason, 2023]. Благополучие (well-being), позитивно-психологический аспект здоровья, является одной из наиболее популярных переменных, удостоверяющих благотворный эффект связи с природой [Olivos, 2017, p. 113]. Метаанализ 30 исследований демонстрирует, что большая выраженность связи с природой соотносится с более высокими показателями гедонистического благополучия [Capaldi, 2014]; метаанализ 20 исследований показывает аналогичную закономерность в отношении эвдемонического благополучия [Pritchard, 2020]. Подобная закономерность подтверждается и в российских исследованиях отношений связи с природой и благополучия [Мухортова, 2020; Чистопольская; Irkhin, 2020].
Теоретические основания конструктов
Дискуссия «восходящих» и «нисходящих» теорий восстановления проводит водораздел между объяснениями восстановительных эффектов контактов с природой: с одной стороны, через эволюционные механизмы и «универсально полезные» свойства среды, с другой стороны, через социокультурные механизмы — работу когнитивных конструктов, установок, ценностей. В качестве «восходящих» теорий традиционно понимаются ART и SRT, а также гипотеза биофилии (biophilia hypothesis) Э. Уилсона, согласно которой предкам человека для успешной адаптации требовалось быть эмоционально отзывчивыми к неугрожающим нечеловеческим формам жизни [Barbiero, 2018], — потребность, доныне способствующая субъективной защищенности и продуктивности человека. «Нисходящие», или конструктивистские, идеи более новы. Пример — теория обусловленного восстановления (Conditioned Restoration Theory) Л. Айнера и др., согласно которой динамика восстановления следует схеме классического обусловливания: досуг в природной среде вызывает чувство расслабления и удовольствия, затем связка «природа—восстановление» закрепляется [Egner, 2020]. Другие «нисходящие» концепции, подтверждаемые эмпирическими исследованиями, объясняют восстановление влиянием когнитивных конструктов (позитивный образ природы) [Haga, 2016; Koivisto, 2022] или личностных переменных (привязанность к месту) [Menatti, 2019; Subiza-Pérez, 2021].
Среди объяснений связи с природой также можно опознать тяготеющие к обсуждаемым полюсам. На «восходящей» стороне обнаруживается та же гипотеза биофилии [Olivos, 2017, p. 110, 112], на «нисходящей» — теория самодетерминации (Self Determination Theory) Р. Райана и Э. Деси, где связь с природой рассматривается как удовлетворение базовой психологической потребности в отношениях. В отличие от гипотезы биофилии, чувство связи здесь обусловливается не объектом, а субъектом (для людей с аутизмом общение с природой может удовлетворять потребность в отношениях) [Cleary, 2017].
Особо следует отметить тенденцию к интеграции подходов, опознаваемую в последние годы в целом ряде концепций. Примером, охватывающим оба обсуждаемых конструкта, являются работы Дж. Барбиеро и Р. Берто. С одной стороны, авторы концептуализируют восстановление, понимаемое в русле ART (1), и связь с природой (2) как два компонента биофилии, отражающие эволюционно обусловленные тенденции человека «сосредоточивать внимание на натуральных формах» (1) и «эмоционально присоединяться к ним» (2) [Barbiero, 2018, p. 12]. С другой стороны, согласно авторам, «нисходящие» объяснения не противоречат гипотезе биофилии. Биофилия не неизбежность, а потенция («слабые правила обучения»), требующая взращивания в психике индивида через накапливание опыта контактов с природой [Barbiero, 2021, р. 4, 8]. При не-реализации этой потенции субъектам, судя по всему, не отказывается в получении восстановительных благ: в одной из работ предлагается гипотеза, согласно которой уровень восстановления есть продукт как уровня связи с природой, так и «биофильного качества» (уровня естественности) среды. Высокий уровень восстановления может продуцироваться как комбинацией высокой связи и высокого биофильного качества среды, так и комбинацией низкой связи и низкого биофильного качества [Berto, p. 14]. Таким образом, «восходящая» и «нисходящая» логики сливаются в точке имплементации исходных допущений.
Похожий сценарий представлен другой группой авторов, предлагающих эволюционно-конструктивистскую точку зрения (evolutionary-constructivist perspective) на восстановление: врожденная позитивная реакция на естественные стимулы может модифицироваться «нисходящими» факторами, такими как уровень связи с природой [Koivisto, 2022].
Еще один пример осмысления восстановления интересен как широкий синтезирующий жест. Это трехуровневая модель восстановления в городе, которая может быть адаптирована и для природной среды. Первый уровень модели — отсутствие стрессоров (containment): шума, загрязнений, толпы. На этом уровне нет психологических изменений, это предпосылка восстановления. Второй уровень — пассивное восстановление, провоцируемое «восходящими характеристиками» (bottom-up features) городской среды, такими как биофильный дизайн; в случае природы это собственно разномодальные качества среды. Эффекты этого уровня — формы восстановления, описываемые ART и SRT. Третий уровень — активное восстановление — работает через «нисходящие характеристики» (top-down features), личный вклад субъекта: привязанность к месту, память о месте, чувство принадлежности (что в случае естественной среды может конвертироваться в связь с природой). Эффекты уровня — когнитивное вовлечение, эвдемоническое благополучие [Bornioli].
Другая теоретическая схема объединяет восстановление и связь с природой «под зонтиком» практик осознанности в естественной среде (оба эффекта поддерживаются этими практиками). Авторы при этом различают перцептивно ориентированную внешнюю осознанность (external awareness) и внутреннюю осознанность эмоций, мыслей, идей (internal awareness) иотмечают, что в «более восстановительной», т. е. более естественной, среде для получения психологических преимуществ, возможно, достаточно первой формы, а в перцептивно ограниченных условиях (насаждения в оживленном городе) может понадобиться вторая [Macaulay, 2022а]. Нетрудно здесь увидеть аналогию пассивного «восходящего» и активного «нисходящего» восстановления.
Отношения конструктов
Конструкты восстановления и связи с природой — поскольку оба представляют позитивно-психологические эффекты взаимодействия с естественной средой — не могли не пересечься на исследовательских полях.
Возможное основание систематизации их отношений — та же полярность «восходящего» и «нисходящего» подходов. В частности, с этой позиции можно рассмотреть применение таких методов математико-статистической обработки данных, как анализ медиации и анализ модерации, часто использующихся для тестирования предположений о связи обсуждаемых конструктов. Использование анализа медиации при изучении отношений конструктов более характерно для «восходящего» подхода. Как отмечают П. Оливос и С. Клейтон, связь с природой «…в биофильном смысле… можно рассматривать как переменную-медиатор в силу возможного филогенетического происхождения и потенциального универсального объяснения чувства принадлежности к природе» [Olivos, 2017, p. 118]. Авторы здесь говорят о медиации отношений переменных пребывания на природе и благополучия. На наш взгляд, можно распространить это суждение и на другие релевантные схемы медиации, поскольку последняя реконструирует пути эффектов («как и почему возникают… эффекты» [Ibid.]), что является универсализирующим допущением par excellence. Вместе с тем анализ модерации тестирует условия («когда будут сохраняться… эффекты» [Ibid.]), что является дифференцирующим «нисходящим» допущением.
Так, экспериментально подтверждена медиирующая роль связи с природой в отношениях показателей восприятия природы и аффективно-когнитивного восстановления [Mayer, 2009]; иначе говоря, чувство единения с природой работает как «действующее вещество» восстановления. В другом эксперименте аффективное восстановление медиирует эффект прогулок на открытом воздухе в отношении связи с природой [Nisbet, 2011]; иначе говоря, через аффективное восстановление пролегает путь от контактов с природой к чувству связи. Оба исследования, несмотря на противоположные направления эффектов в регрессионных моделях, ставят задачи и интерпретируют результаты в «восходящем» русле.
Пример проверки «нисходящей» гипотезы — исследование, в котором подтвердилась модерирующая роль связи с природой в отношениях восприятия ландшафтов и аффективного восстановления [McMahan, 2018], т.е. аффективное восстановление выше у тех, кто чувствует себя более связанным с природой. Другой пример — исследование, в котором связь с природой является группирующей переменной, что в концептуальном смысле близко анализу модерации. Подтверждено, что переменная связи с природы «переключает режимы» восстановления: группа низкой урбанистической ориентации (ориентированная на природу) показала самый высокий восстановительный эффект после прогулки в лесном массиве по сравнению с показателями группы высокой урбанистической ориентации [Ojala].
Итого, в зависимости от теоретической базы и дизайна исследования, мы получаем аргументы в пользу как «восходящей», так и «нисходящей» логики отношений. Такая полифония может быть предсказуема по двум причинам. Во-первых, в силу объемности конструктов и многообразия их показателей, не говоря про массив дополнительных переменных (социально-демографических характеристик, типов активности в среде, типов среды), рассмотрение которых выходит за границы этой статьи. Соответственно, разные конфигурации признаков могут обусловливать разные конфигурации связей. Во-вторых, интеграция подходов, охарактеризованная выше, позволяет валидизировать обе позиции.
В связи с вышесказанным, общим знаменателем отношений конструктов может служить столь же общее предположение об их взаимозависимости. Эта формулировка не противоречит обоим подходам, означая, что более выраженная связь с природой наблюдается в более восстанавливающем природном окружении и, наоборот, более выраженное восстановление фиксируется в той среде, с которой респонденты чувствуют себя более связанными [Wyles, 2019]. Как сформулировано в одной из недавних работ, восстановление и связь с природой, «по-видимому, взаимно усиливают друг друга» [Macaulay, 2022а, p. 2].
Заключение
Психологическое восстановление, восполнение адаптационных ресурсов через восприятие природы, и связь с природой, чувство единства с миром природы, есть конструкты, используемые в зарубежной психологии среды для описания психологических эффектов взаимоотношений человека с природой.
Теоретические основания конструктов и их отношения в эмпирических исследованиях рассмотрены через оптику «восходящего» (эволюционно ориентированного) и «нисходящего» (конструктивистского) подходов к пониманию салютогенных эффектов природы. Выделена тенденция к интеграции, наблюдаемая в обсуждаемой области исследований. С одной стороны, это интеграция подходов, когда психологические эффекты взаимоотношений с природой понимаются как зависимые и от качеств среды, и от особенностей субъекта. С другой стороны, это конгломерация психологических эффектов: восстановление и связь с природой рассматриваются как взаимно поддерживающие феномены, оттого при исследовании психологических преимуществ природы для получения их комплексной картины в последние годы все чаще учитываются оба конструкта.
К ограничениям обзора можно отнести обобщающую оптику рассмотрения конструктов, которая может создать впечатление их монолитности. Вместе с тем показатели восстановления достаточно неоднородны; конструкт в одних случаях может быть представлен показателем уровня кортизола в слюне [Corazon, 2019, p. 11], в других — оценкой утверждений типа «Я хотел бы проводить больше времени, созерцая эти места» [Hartig, 1997, p. 182]. Хотя на данный момент отсутствуют основания для отсечения от базового конструкта каких-либо частей, к обобщению столь разнородных феноменов стоит относиться с известной долей осторожности. И, конечно, рамки «восходящего» и «нисходящего» подходов не могут исчерпать тему взаимодействия с природой.
Статья может представлять интерес для исследователей восстановления после умственного утомления или стресса и для исследователей эффектов взаимоотношений с природой на русскоязычных выборках. Проведенный обзор позволяет вычленить моменты, которые имеет смысл учесть при реализации таких исследований. Во-первых, схемы медиации и модерации, включающие переменные восстановления и связи с природой, «предрасположены» поддерживать «восходящие» и «нисходящие» допущения соответственно. Во-вторых, при исследовании восстановительных сред стоит прогнозировать вероятное влияние «нисходящих» переменных — установок по отношению к природе, ценностных предпочтений и др.