Образовательная среда интерната как фактор психологической готовности к материнству девушек-сирот
Общая информация
Рубрика издания: Риски и перспективы развития в подростковом возрасте
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Егорова М.А., Миронова С.И. Образовательная среда интерната как фактор психологической готовности к материнству девушек-сирот // На пороге взросления.
Фрагмент статьи
В настоящее время психологические проблемы подростков – воспитанников интернатных учреждений получают широкий общественный резонанс благодаря освещению как в научно-популярной литературе, так и в средствах массовой информации. Следует отметить позитивные сдвиги в решении вопроса жизнеустройства детей-сирот и признании приоритета семейного воспитания. Тем не менее, институализированные формы остаются ведущими, поэтому анализ образовательной среды интерната является основным инструментом познания социально-психологических рисков вхождения сирот в самостоятельную жизнь. Понятие «образовательная среда» включает систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия способностей и личностных особенностей учащихся. Образовательная среда призвана обеспечивать активную позицию учащихся в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие [8]. Согласно эколого-личностной модели, разработанной В. А. Ясвиным, образовательная среда, обладающая развивающим эффектом, раскрывает комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов) на пространственно-предметном, социальном и организационнотехнологическом уровнях [14] .
Литература
- Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 79–87.
- Егорова М. А. Психологическое обеспечение образовательной среды в школе-интернате // Обучение и воспитание детей-сирот. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. С. 258–280.
- Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. Ф., Сенкевич Л. В., Столярова Г. И. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы / Монография. – Тула, 2005. – 230 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенез аобщения. – М., 1986. – 372 с.
- Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
- Миронова С. И. Психологическая готовность к материнству у девушек в условиях интернатных учреждений // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы IX научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2010. С. 33 – 35.
- Павлычева Т. Н. Социально-психологические аспекты адаптированности выпускников сиротских учреждений в открытом социуме. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05.: М., 2 010. – 26 с.
- Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. – 2001. – № 4.
- Проселкова М. О. Особенности психического здоровья детей-сирот. Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18.: М., – 2002. – 25 с.
- Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – C. 81–88.
- Хломов К. Д., Ениколопов С. Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 3. – С.38–49.
- Чурпова М. А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13.: М., 2007. – 24 с.
- Юферева Т. И. Образы мужчина женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 84–90.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1288
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 73
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1