Практика внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы

84

Аннотация

Авторами обозначены ключевые проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия. Представлена практика применения нормативно-правовой базы в работе с семьей и детьми. Описана эмпирическая модель системно-целевого подхода в работе с семьей. Отражены результаты социального аудита по оценке готовности внедрения профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства города Москвы. Показана значимость работы специалиста по работе с семьей на трех уровнях: умения, действия, знания. Намечены ключевые позиции по трансляции практического инструментария по работе с семьей, который представлен в Портфеле специалиста по работе с семьей.

Общая информация

Ключевые слова: профилактическая работа с семьей, профессиональный стандарт, специалист по работе с семьей, профессиональные компетенции, случаи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шульга Т.И., Шинина Т.В. Практика внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. С. 88–111.

Фрагмент статьи

Анализ результатов внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» показывает, что после его утверждения в 2013 г. Приказом Минтруда России идет постоянная работа над его совершенствованием. Претерпели изменение требования к уровню образования, специальным компетенциям, знаниям, умениям, трудовым функциям. При этом процесс его практической реализации замедлился.

Литература

  1. Джудит С.Р., Рональд С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. М.: Национальный фонд за- щиты детей от жестокого обращения, 2008.
  2. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер — их роль в повышении каче- ства профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110
  3. «Концепция государственной семейной политики в Российской Феде- рации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р.
  4. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудно- стей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 6 (14).
  5. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социаль- ной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—93.
  6. Семья в современном социуме: междисциплинарные связи: коллективная монография / Под ред. М.В. Носковой, Е.П. Шиховой. Екатеринбург: УГМУ, 2014. 312 с.
  7. Шинина Т.В. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академи- ческого бакалавриата / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 379 с.
  8. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. , 2007. 254 с.
  9. Шульга Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вест- ник Московского государственного областного университета. Серия «Психо- логические науки». 2010. № 4. С. 40–44.
  10. Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики специалистов со- циальной сферы. К проблеме разработки профессиональных стандартов // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 23—32.
  11. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих се- мей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. Рекомендации. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 204 с.
  12. Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подрост- ков-сирот и подростков, оставшимся без попечения родителей / Вестник Мо- сковского государственного областного университета. Серия: Психологиче- ские науки. 2014. № 3. С. 40–51.
  13. Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска: монография. М.: Издательство МГОУ, 2010. 198 с.
  14. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска. Элек- тронный научный журнал «Психология» Вестник МГОУ., № 3, 2011. С. 136— 141.
  15. Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Семья и дети. М.: Фонд Тимченко. 2015. 115 с.
  16. Эффективные региональные модели и лучшие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения. Сборник материалов «круглого стола» 4 апреля 2013 г. М.: АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ООО «Вариант, 2013. 196 с.

Информация об авторах

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Шинина Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104, e-mail: shininatv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1294
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 84
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1