Практика внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы

130

Аннотация

Авторами обозначены ключевые проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия. Представлена практика применения нормативно-правовой базы в работе с семьей и детьми. Описана эмпирическая модель системно-целевого подхода в работе с семьей. Отражены результаты социального аудита по оценке готовности внедрения профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства города Москвы. Показана значимость работы специалиста по работе с семьей на трех уровнях: умения, действия, знания. Намечены ключевые позиции по трансляции практического инструментария по работе с семьей, который представлен в Портфеле специалиста по работе с семьей.

Общая информация

Ключевые слова: профилактическая работа с семьей, профессиональный стандарт, специалист по работе с семьей, профессиональные компетенции, случаи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шульга Т.И., Шинина Т.В. Практика внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. С. 88–111.

Фрагмент статьи

Анализ результатов внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» показывает, что после его утверждения в 2013 г. Приказом Минтруда России идет постоянная работа над его совершенствованием. Претерпели изменение требования к уровню образования, специальным компетенциям, знаниям, умениям, трудовым функциям. При этом процесс его практической реализации замедлился.

Литература

  1. Джудит С.Р., Рональд С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. М.: Национальный фонд за- щиты детей от жестокого обращения, 2008.
  2. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер — их роль в повышении каче- ства профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110
  3. «Концепция государственной семейной политики в Российской Феде- рации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р.
  4. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудно- стей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 6 (14).
  5. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социаль- ной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—93.
  6. Семья в современном социуме: междисциплинарные связи: коллективная монография / Под ред. М.В. Носковой, Е.П. Шиховой. Екатеринбург: УГМУ, 2014. 312 с.
  7. Шинина Т.В. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академи- ческого бакалавриата / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 379 с.
  8. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. , 2007. 254 с.
  9. Шульга Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вест- ник Московского государственного областного университета. Серия «Психо- логические науки». 2010. № 4. С. 40–44.
  10. Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики специалистов со- циальной сферы. К проблеме разработки профессиональных стандартов // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 23—32.
  11. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих се- мей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. Рекомендации. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 204 с.
  12. Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подрост- ков-сирот и подростков, оставшимся без попечения родителей / Вестник Мо- сковского государственного областного университета. Серия: Психологиче- ские науки. 2014. № 3. С. 40–51.
  13. Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска: монография. М.: Издательство МГОУ, 2010. 198 с.
  14. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска. Элек- тронный научный журнал «Психология» Вестник МГОУ., № 3, 2011. С. 136— 141.
  15. Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Семья и дети. М.: Фонд Тимченко. 2015. 115 с.
  16. Эффективные региональные модели и лучшие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения. Сборник материалов «круглого стола» 4 апреля 2013 г. М.: АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ООО «Вариант, 2013. 196 с.

Информация об авторах

Татьяна Ивановна Шульга, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Татьяна Валерьевна Шинина, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104, e-mail: shininatv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1455
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 130
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 1585
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3