Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 6. С. 54–66
doi:10.17759/pse.2024290604
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Демонстрационный экзамен как форма оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов
Аннотация
Представлены результаты анализа нормативных и теоретико-методологических основ подготовки и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена как формы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов на базе Центра проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет». Описаны требования к разработке заданий демонстрационного экзамена, а также критерии проведения их независимой экспертной оценки. Рассмотрен порядок организации и этапы проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Авторами делается вывод о том, что промежуточная и итоговая аттестация в форме профессионального (демонстрационного) экзамена является новым средством оценки профессиональных компетенций, позволяющим определить не только уровень развития профессиональных компетенций, но и степень овладения способами решения профессиональных задач обучающимися будущими педагогами-психологами. Обращается внимание на то, что понимание актуальных вопросов подготовки и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов позволяет повысить качество профессиональной подготовки педагогов-психологов, отвечающей актуальным вызовам современности.
Общая информация
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, педагог-психолог, профессиональные компетенции, оценка профессиональных компетенций, профессиональная подготовка, готовность к профессиональной деятельности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290604
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г. «Мониторинг готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования».
Получена: 28.09.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Егоренко Т.А., Леонова О.И., Голованова И.А. Демонстрационный экзамен как форма оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. С. 54–66. DOI: 10.17759/pse.2024290604
Полный текст
Введение
Одним из стратегических направлений модернизации высшего педагогического образования является совершенствование практической подготовки обучающихся в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и рынка труда. Организационные и содержательные аспекты этого процесса должны быть диагностируемыми, открывающими широкие возможности для улучшения ее содержания. Концепцией развития педагогического образования на период до 2030 года «определена необходимость внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена в программы подготовки педагогических кадров высшей школой» [9, с. 10]. В 2023-2024 учебном году профессиональный (демонстрационный) экзамен включен в систему аттестации (промежуточной и итоговой) студентов педагогических университетов [9, с. 16].
В своих исследованиях А.И. Асташенко [1] обращает внимание на то, что обеспечение успешной реализации программ обучения педагогов-психологов в вузе осуществляется за счет компетентностного подхода, который включает как знаниевый, так и практический компоненты. Компетентностный подход при подготовке психологов образования соответствует требованиям профессионального стандарта и существенно повышает качество их подготовки, позволяя выпускникам решать профессиональные задачи сразу по окончании высшего учебного заведения [2; 12; 24]. Но современным требованиям к оценке практической подготовки психологов образования не в полной мере соответствуют традиционные методы организации и проведения формально-знаниевой промежуточной и итоговой аттестации в форме классических зачетных или экзаменационных процедур, зачастую не позволяющих определить достоверно уровень, на котором освоенные знания могут быть применены в условиях практической деятельности [11; 25; 27]. Так, А.А. Марголис [11] говорит о том, что знания, продемонстрированные в ходе традиционного экзамена, могут быть сформированы только на формальном уровне, не носить прикладного характера, часто не могут быть использованы студентом или выпускником при выполнении трудовых функций, определяемых профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [18], который фактически является маркером для оценки готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста. Многие трудовые действия педагога-психолога требуют от него активного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с учетом их специфики и специфики образовательной организации. По мнению Ю.М. Забродина, к такому взаимодействию выпускника нужно не только готовить уже на этапе обучения, но и необходимо обеспечить экспертизу готовности к выполнению трудовых функций [5; 8; 13; 14].
Проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме профессионального (демонстрационного) экзамена позволяет студентам – будущим педагогам-психологам получить экспертную независимую объективную оценку собственных образовательных результатов (уровня развития профессиональных компетенций), предоставляет возможность прохождения аттестационных мероприятий в максимально соответствующей реальной профессиональной деятельности форме, а также продемонстрировать уровень развития компетенций экспертам-представителям профессионального сообщества, работодателям [23; 25].
Таким образом, внедрение профессионального (демонстрационного) экзамена в структуру промежуточной и итоговой аттестации в педагогических высших учебных заведениях способствует повышению уровня содержания в части практической подготовки студентов. Качество многоаспектной, сложной практической подготовки определяется такими условиями, как соответствие программ теоретических курсов задачам освоения профессиональных модулей, планируемым результатам прохождения практик, соответствие теоретического материала профессиональным задачам, объяснение и проработка в учебных профессиональных задачах знаний, полученных в рамках теоретических курсов, использование теоретических понятий для анализа практики и рефлексии профессиональных задач, а также развитие профессиональных знаний за счет обобщения практики, освоение понятийного практического знания, наличие высококвалифицированных преподавателей, материально-техническая база учебного заведения, наличие практико-ориентированных технологий обучения, баз практики и опытных ее организаторов на местах, соответствующих программам обучения [4; 6; 7; 13]. Также в оценке содержания практической подготовки важное значение имеет мнение выпускников относительно качества своей подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Усиление практической подготовки студентов – будущих педагогов-психологов способствует:
1. совершенствованию формирования профессиональных компетенций выпускников вузов с учетом содержания трудовой деятельности, обозначенного в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
2. развитию компетентности в общении, социально-психологической компетентности, профессионально-значимых личностных качеств, навыков командного взаимодействия в связи с системно-деятельностным характером профессиональной деятельности;
3. формированию навыков эффективного взаимодействия для позитивного взаимодействия в условиях образовательных и социальных организаций, обучения детей с особыми образовательными потребностями, профилактики и преодоления трудностей в обучении и поведении детей;
4. созданию благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития студентов;
5. развитию цифровых компетенций, способности применять цифровые ресурсы при решении профессиональных задач.
В этой связи подготовка и выполнение профессионального (демонстрационного) экзамена требует от студентов высокого уровня практической подготовки, усвоения теоретического и практического учебного материала, умения опираться на критерии оценки в ходе анализа полученного задания, демонстрировать решение проблемных ситуаций в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Организационно-методическое сопровождение проведения профессионального (демонстрационного) экзамена
Профессиональной деятельности педагога-психолога отводится важная задача в современной системе образования по обеспечению поддержки обучающихся, их семей и педагогического коллектива. В этой связи степень сформированности профессиональных компетенций педагога-психолога является ключевым индикатором успешности выполнения этой задачи. В связи с этим одной из инновационных форм оценки профессиональных компетенций становится демонстрационный экзамен. Этот формат квалификационного испытания позволяет не только проверить теоретические знания, но и реализовать их на практике, что особенно важно в условиях быстро меняющейся социальной ситуации [10; 14; 15; 19; 20; 21].
Основной целью профессионального (демонстрационного) экзамена является оценивание «готовности выпускника к выполнению профессиональных задач в условиях, приближенных к реальным» [17, с. 2], поэтому активное участие в проведении экзамена, помимо преподавателей вуза, должны принимать работодатели [16; 21].
Объектом оценки является сформированность профессиональных компетенций студента – будущего педагога-психолога, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Содержание контрольно-измерительных материалов профессионального (демонстративного) экзамена основывается на анализе профессиональных компетенций, определенных требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» [22], а также трудовых функций и трудовых действий, определенных профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [18]. Задания демонстрационного экзамена представлены в виде психолого-педагогических ситуаций, с которыми будущий педагог-психолог может столкнуться в своей профессиональной деятельности. Это может быть реализовано через выполнение практических заданий, кейсов или проектов, отражающих конкретный компонент профессиональной деятельности.
При разработке психолого-педагогических заданий по оценке сформированности профессиональных компетенций у студентов разработчики руководствовались следующими требованиями:
1. Экзаменационные задания должны четко соотноситься с профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», трудовыми функциями, отраженными в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [18; 22], и основной профессиональной образовательной программой высшего образования «Психолог образования (педагог-психолог)».
2. Задания разрабатываются с учетом системного подхода, интегрирующего все компоненты профессиональной деятельности педагога-психолога – теоретические знания, практические навыки и личностные качества, что позволит более полно оценить готовность студента к профессиональной деятельности.
3. Задания должны моделировать реальные профессиональные ситуации, с которыми сталкивается в своей деятельности педагог-психолог в современном образовании.
4. Разработка экзаменационных заданий предусматривает интеграцию знаний из разных областей психологического и педагогического знания, а также смежных дисциплин.
5. В экзаменационные задания необходимо включать элементы, которые позволяют оценивать рефлексивные способности студентов: умение анализировать собственные действия, искать пути их улучшения, а также выявлять свои сильные и слабые стороны.
6. В содержание психолого-педагогического задания необходимо включать современные информационные технологии и инновационные методы работы психолога образования.
7. Психолого-педагогическое задание необходимо сопровождать четкими и понятными критериями оценки, чтобы студенты могли осознавать, как их знания и умения будут оцениваться. Это повышает уровень мотивации и способствует более осмысленному обучению.
В критерии оценки психолого-педагогического задания вошли компоненты:
1. Психолого-педагогическая грамотность, которая определяет умение студента – будущего педагога-психолога создавать благоприятные условия для обеспечения образовательного процесса, учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при решении задач профессиональной деятельности.
2. Научная грамотность – включает в себя знание фундаментальных основ психолого-педагогической деятельности и способность их применять для эффективного решения практических задач в профессиональной деятельности.
3. Инструментальная грамотность – включает в себя знание современных технологий, методов, способов и приемов работы педагога-психолога, а также умение адекватно их подбирать и применять в профессиональной деятельности.
4. Коммуникативно-цифровая грамотность как способность выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, а также владение современными цифровыми средствами и технологиями и применение их в профессиональной деятельности [17; 26].
Обязательным условием при разработке контрольно-измерительных материалов стало проведение независимой экспертизы с привлечением представителей академического, профессионального сообществ. Для осуществления экспертизы необходимо правильно определить ключевые критерии (параметры анализа), которые имеют наибольшее значение для оценки контрольно-измерительных материалов профессионального (демонстрационного) экзамена. Эксперты оценивают:
структуру оценочного средства, его спецификацию (прежде всего, соответствие предмета оценивания профессионального (демонстрационного) экзамена трудовым функциям, трудовым действиям, умениям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; достаточность перечня трудовых функций, заданных в фонде оценочных средств профессионального (демонстрационного) экзамена, для оценки в рамках итоговой государственной аттестации; выбор в качестве предметов оценивания наиболее важных для выполнения данной трудовой функции умений, трудовых действий; исключение возможности субъективной оценки умений, трудовых действий, трудовых функций; согласованность критериев оценивания и результата выполнения практической задачи; определение в критериях оценки образца сравнения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, присутствие пороговых значений, определенных в каждом критерии; диагностируемость критериев оценивания для мероприятий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; соответствие типов заданий, выбранных для профессионального (демонстрационного) экзамена, оцениваемым компетенциям;
условия проведения демонстрационного экзамена, включающие кадровое, нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение оценочных мероприятий;
блок оценочных заданий для профессионального (демонстрационного) экзамена составлен в соответствии с оцениваемыми компетенциями, характеризуется полнотой описания практических заданий, наличием алгоритма их выполнения; соответствие оценочных заданий тем параметрам оценки, которые приведены в вышеуказанной спецификации; «наличие указаний на длительность выполнения задания, места выполнения, источников информации и других составляющих, необходимых для выполнения задания; наличие четкого указания на форму предъявления результатов» [17, с. 15].
В таблице представлен пример задания профессионального (демонстрационного) экзамена на оценку сформированности компетенции студентов в области психолого-педагогической диагностики. В условиях постоянного изменения образовательной среды и увеличения числа психологических проблем у детей способность проводить психодиагностику становится одной из ключевых компетенций педагога-психолога. Психодиагностическая компетенция педагога-психолога включает в себя владение современными средствами психологической диагностики, направленными на анализ «динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи, оценки эмоциональных и социальных навыков обучающихся, выявление склонностей и способностей обучающихся, а также выявление трудностей в обучении у обучающихся» [16].
Таблица
Задание профессионального (демонстрационного) экзамена промежуточной аттестации по модулю «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»
Тип мероприятия |
Психолого-педагогическое занятие |
Тема |
Диагностика трудностей в обучении у обучающихся |
Категория контингента |
Нормотипичные обучающиеся |
Возраст (класс) |
12 лет (5 класс) |
Индивидуальные особенности контингента |
Нормотипичные дети с трудностями в обучении |
Содержание задания |
1. Изучите психологическую характеристику ученика 5 класса. Ученик пятого класса Влад Г. постоянно отвлекается во время урока. Ему сложно сосредоточиться на материале, который объясняет учитель, его внимание постоянно блуждает. Он то смотрит в окно, то начинает играть с ручкой, то шепчется с соседом. На протяжении всего урока Влад проявляет физическую активность: он ерзает на стуле, часто встает без разрешения, подходит к доске без причины и теребит своего соседа по парте. Иногда он выкрикивает ответы, не дожидаясь, пока его позовут, что вызывает недовольство учителя. Он испытывает трудности с организацией своего рабочего места: у него часто разбросаны тетради и учебники, он не может найти нужные для выполнения задания материалы. На переменах у Влада возникают конфликты с другими учениками, так как он толкает их, увлекаясь активными играми. 2. Определите причины такого поведения Влада (сформулируйте диагностические гипотезы). 3. Разработайте программу психолого-педагогической диагностики. 4. Спроектируйте план дальнейшей психологической работы с выделенной проблемой. 5. Продемонстрируйте с привлечением волонтера фрагмент разработанной Вами программы. |
Компетенции |
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении [22]. ПКО-2. Способен проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся [22]. |
Трудовая функция |
Психологическая диагностика детей и обучающихся |
Трудовое действие |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы [18] |
При оценке сформированности профессиональных компетенций в области психодиагностики необходимо учитывать, насколько студент обладает способностью анализировать психолого-педагогическую проблему, выдвигать диагностическую гипотезу, правильно подобрать психодиагностический инструмент к ней, отвечающий требованиям возраста, социальной ситуации и критерию доказательности. Умение студента устанавливать контакт с обучающимся, поддерживать его на протяжении всего психолого-педагогического занятия является индикатором сформированности у него компетенции выстраивать конструктивное взаимодействие.
Порядок организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов
В 2023-2024 учебном году Центр проведения демонстрационного экзамена МГППУ обеспечил условия проведения апробации профессиональных (демонстрационных) экзаменов как формы промежуточной и итоговой аттестации студентов, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Психология образования (педагог-психолог)» [17]. Профессиональный (демонстрационный) экзамен проходил:
2 курс, 3 семестр – промежуточная аттестация по модулю «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»;
2 курс, 4 семестр – промежуточная аттестация по модулю «Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога»;
3 курс, 5 семестр – промежуточная аттестация по модулю «Психологическое консультирование в работе педагога-психолога»;
3 курс, 6 семестр – промежуточная аттестация по модулю «Проектная деятельность педагога-психолога»;
4 курс, 8 семестр – итоговая государственная аттестация (государственный экзамен) в форме профессионального (демонстрационного) экзамена.
Профессиональные (демонстрационные) экзамены в МГППУ были проведены в соответствии с утвержденным Порядком организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов.
Порядок организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00. Образование и педагогические науки разработан и утвержден в МГППУ 7 июня 2023 г. в соответствии с Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р) [17, с. 1].
Этапы проведения демонстрационного экзамена:
Первый этап, предшествующий проведению демонстрационного экзамена, предусматривает подготовку заданий, консультационную поддержку студентов, знакомство с условиями и материально-техническим оснащением проведения экзамена, формирование состава волонтеров-статистов и обязательное проведение инструктажа для студентов и преподавателей;
Второй этап – проведение демонстрационного экзамена – включает получение задания, подготовку необходимого оснащения с целью моделирования условий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности; подготовку студентом сценария проведения психолого-педагогического мероприятия, выполнение задания и его оценивание; очень важным мероприятием второго этапа является получение обратной связи от экспертов и волонтеров-статистов.
Операциональное обеспечение профессионального (демонстрационного) экзамена в МГППУ предусматривает:
- формирование заявки на проведение демонстрационного экзамена в демоцентре;
- создание демоэкзаменов в программе Demoexam (создание в программе календаря проведения экзаменов, состава комиссий, списков студентов);
- выдачу обучающимся индивидуальных (или подгрупповых) заданий профессионального (демонстрационного) экзамена и получение согласий студентов на участие в демоэкзамене;
- ознакомление студентов с оснащением центра проведения демоэкзаменов (инфраструктурные листы);
- проведение инструктажа для участников демоэкзамена по процедуре его проведения;
- сопровождение проведения демоэкзаменов в программе Demoexam (электронный кабинет эксперта, выставление оценок, формирование электронной ведомости);
- обеспечение видеозаписи проведения демоэкзаменов (управление камерой, оборудованием для записи и вывода звука);
- регулярное взаимодействие с технической поддержкой (компания «Просвещение») [17, с. 15].
Заключение
В современном образовательном контексте обновление подходов к подготовке педагогов-психологов становится важной задачей, требующей интеграции современных методов и технологий оценки профессиональной компетентности [6]. Как показали результаты апробации, внедрение демонстрационного экзамена в процесс профессиональной подготовки позволяет более точно оценить степень сформированности профессиональных компетенций педагога-психолога и его готовности к профессиональной деятельности. Перспективной задачей становится понимание актуальных вопросов в связи с подготовкой и проведением профессиональных (демонстрационных) экзаменов, что позволит повысить качество реализуемых образовательных программ, совершенствовать взаимодействие с будущими работодателями, в том числе определить: в какой мере программы теоретических курсов являются частью профессиональных модулей; как именно программы теоретических курсов связаны с практикой; в какой мере теория в программах теоретических курсов контекстуализирована в профессиональных задачах; в какой мере теория в программах теоретических курсов преподается инвариантно и автономно от профессиональных задач; как именно в программах практик отражена теория и использование теоретических понятий для анализа практики и рефлексии профессиональных задач; является ли практическое знание исключительно процедурным или концептуальным; осуществляются ли рефлексия практики и формирование профессиональных знаний за счет обобщения практики [11].
Внедрение демонстрационного экзамена в процесс подготовки педагогов-психологов представляет собой значимый шаг к улучшению качества образования и профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Этот подход позволяет интегрировать теоретические знания и практические навыки, формируя у студентов уверенность в своих профессиональных действиях и обеспечивая их готовность к выполнению сложных задач в динамичной образовательной среде. Таким образом, демонстрационный экзамен становится не только формой оценки, но и инструментом формирования нового подхода к подготовке педагога-психолога, основанного на практической ориентированности и высоких стандартах профессиональной компетентности.
Литература
- Асташенко А.И. Формирование профессиональных компетенций студентов-психологов // Современная наука: идеи, которые изменяют мир. 2018. Т. 1. С. 28–31.
- Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32–40.
- Волкова Е.Н., Кошелева А.Н., Богдановская И.М., Хороших В.В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Вестник Мининского университета. 2017. № 4. DOI:10.26795/2307-1281-2017-4-9
- Воронушкина О.В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4(57). С. 7–16. DOI:10.37386/2413-4481-2023-4-7-16
- Гладкая И.В., Гутник И.Ю., Бахмутский А.Е., Смирнова Н.В. Демонстрационный экзамен как новый формат итоговой аттестации выпускников педагогических вузов // Научное мнение. 2023. № 12. С. 92–96. DOI:10.25807/22224378_2023_12_92
- Егоренко Т.А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 61–70. DOI:10.17759/jmfp.2022110306
- Егоров И.А., Ямбург Е.Ш., Ахапкина М.Е., Волкова А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцова Н.Н. Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 55–63. DOI:10.17759/psyedu.2018100205 URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2018_n2/Egorov_Yamburg_et_al (дата обращения: 26.09.2024).
- Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. C. 21–42. DOI:10.17759/psyedu.2018100203 URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2018_n2/psyedu_2018_n2_Zabrodin_Pakhalyan.pdf (дата обращения: 26.09.2024).
- Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. 2022. 18 с. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 26.09.2024).
- Макеева Т.В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 195–199.
- Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. C. 5–39. DOI:10.17759/pse.2021260301 URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n3/pse_2021_n3_Margolis.pdf (дата обращения: 26.09.2024).
- Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. C. 64–81. DOI:10.17759/pse.2018230106 URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2018_n1/Margolis_Safronova_et_al (дата обращения: 26.09.2024).
- Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 66–75. DOI:10.17759/pse.2016210208 URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2016_n2/minyurova_leonova (дата обращения: 26.09.2024).
- Несына С.В., Мычко Е.И. Демонстрационный экзамен как форма итогового контроля профессиональных компетенций будущих педагогов // Перспективы науки. 2020. № 2. С. 144–146.
- Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 71–82. DOI:10.17759/psyedu.2017090308 URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2017_n3/Oltarzhevskaya_Krivenko_Kurbanov (дата обращения: 26.09.2024).
- Поникаровская В.В. Демонстрационный экзамен как инструмент построения жизненно-образовательного маршрута студентов // Перспективы науки. 2023. № 4(163). С. 293–295.
- Порядок организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки [Электронный ресурс] // Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет». URL: https://mgppu.ru/files/galleries/documents/f169680b2c901baab2c04803febfbd27.pdf (дата обращения: 26.09.2024).
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственные образовательные стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf?ysclid=m1g6gl6z79501769202 (дата обращения: 26.09.2024).
- Сигитова Л.И. Нормативное и методическое обеспечение демонстрационного экзамена в педагогическом университете // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 176–180. DOI:10.17513/snt.39751
- Ситникова Л.Д., Николаева А.М. Использование VR-технологий на профессиональном (демонстрационном) экзамене будущих учителей // Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 23 ноября 2023 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2023. С. 278–281.
- Фетисов А.С., Горбунова Н.В., Кудинова Ю.В. Демонстрационный экзамен в современной системе фондов оценочных средств в педагогическом университете // Вестник педагогических инноваций. 2024. № 1(73). С. 46–55. DOI:10.15293/1812-9463.2401.04
- Федеральный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс] // Реестр профессиональных стандартов. М.: Министерство труда Российской Федерации. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 26.09.2024).
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Профессиональный экзамен как компонент многоканального «входа» в педагогическую профессию // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 699–707.
- Flanagan R. School psychology: Training individuals for one of the best kept secrets in professional psychology // Psychologists in Making. Routledge. 2024. P. 36–52.
- French S., Dickerson A., Mulder R.A. A review of the benefits and drawbacks of high-stakes final examinations in higher education // Higher Education. 2024. Vol. 88. № 3. P. 893–918.
- Plakhotnik O. et al. Use of information technologies for quality training of future specialists // Amazonia Investiga. 2023. Vol. 12. № 65. P. 49–58.
- Rokach A., Boulazreg S. The road to becoming a psychologist: Indicators of success and hardship during the university years // Psychologists in Making. Routledge. 2024. P. 100–129.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0