О границах тела школьника на уроках физической культуры

31

Общая информация

Рубрика издания: Психология телесности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Горячев В.В. О границах тела школьника на уроках физической культуры // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Исследованию образа тела и его границ посвящены многие исследования (Д.А. Бескова, И.М. Быховская, В.Н. Никитин и др.). К сожалению, статьи и монографии, посвящённые изучению данного феномена, недостаточно отображают его проявление в школьной системе физического воспитания. Отсюда цель нашей статьи определить, что является границей тела школьника и какова её роль в успешности овладения двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры.

В отношении понятия «граница тела» наука не даёт точного определения, создавая тем самым пространство для исследовательской деятельности. Что можно считать границей тела, каково её переживания во время выполнения физических упражнений? Насколько стабильна – подвижна она, и что влияет во время урока физической культуры на её изменение? Каковы механизмы её становления в результате двигательных действий? Как переживание границ тела соотносится с переживаниями других субъективных представлений?

Полный текст

Исследованию образа тела и его границ посвящены многие исследования (Д.А. Бескова, И.М. Быховская, В.Н. Никитин и др.). К сожалению, статьи и монографии, посвящённые изучению данного феномена, недостаточно отображают его проявление в школьной системе физического воспитания. Отсюда цель нашей статьи определить, что является границей тела школьника и какова её роль в успешности овладения двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры.

В отношении понятия «граница тела» наука не даёт точного определения, создавая тем самым пространство для исследовательской деятельности. Что можно считать границей тела, каково её переживания во время выполнения физических упражнений? Насколько стабильна – подвижна она, и что влияет во время урока физической культуры на её изменение? Каковы механизмы её становления в результате двигательных действий? Как переживание границ тела соотносится с переживаниями других субъективных представлений?

Начнём с того, что определение границ в любом случае требуется, когда необходимо разграничить, отделить одно от другого. Определение границ тела школьника необходимо для отделения сферы телесного влияния во время уроков физической культуры. Учащиеся испытывают переживание границ тела при встрече с чем-то, что ограничивает или оказывает существенное влияние на функциональные возможности тела, заставляя его определённым образом реагировать на «встречу». Так при оценке уровня развития общей выносливости, представленной в программе по предмету «Физическая культура» бегом от пятисот до трёх тысяч метров, школьники сталкиваются с проявлением утомления, тем самым ощущая ограниченность возможностей собственного тела. Во время выполнения  бросков в баскетбольную корзину, находящуюся вне зоны телесных возможностей, учащиеся, используя мяч, увеличивают протяжённость части своего тела, приводя к перемещению границу тела на место взаимодействия спортивного снаряда и корзины.

Переживание границы тела связано с переживанием поверхности, ограничивающей и защищающей нечто целостное (тело субъекта) от вторжения или посягательств чего-либо чужеродного. Но не только совокупность экстроцептивных ощущений позволяет индивиду переживать границу собственного тела. Поскольку «граница тела» скорее феноменологическое понятие, нежели реально существующее явление, обратимся к понятию телесное пространство. Большинство авторов, занимающихся данной проблемой (Д.А. Бескова, М.Л. Мельникова, А.Ш. Тхостов и др.), понимают под ним осознанное представление человека того, где ему в пространственном отношении комфортно во взаимоотношениях с другими людьми или предметами. Мы считаем, что в работе со школьниками учителя физической культуры должны учитывать некоторые особенности данного феномена. Во-первых, здоровое телесное пространство является подвижным, образы тела могут изменяться под влиянием внутренних ощущений, психических событий и внешних ситуаций. Однако основное представление об образе тела остаётся неизменным, что обеспечивает чувство стабильности и целостности личности. В противоположность этому учащиеся, имеющиеся проблемы управления своим телом во время выполнения физических упражнений, в результате своих ригидных образов, не принимают новую информацию в их телесном пространстве. Следствием этого может явиться степень неудовлетворённости собой и снижение интереса к урокам физкультурной культуры. Во-вторых, одной из особенностей восприятия границ тела,  отличающей его от восприятия, взаимодействия с любым другим объектом, является для учащихся осознание внутренней стороны тела, которая очевидна для школьника, но невидима и зачастую не воспринимается преподавателями физической культуры. Анализ этой характеристики телесного восприятия занимающегося физическими упражнениями, имеет существенное отношение не только к вопросам, связанным с физическим самоощущением, здоровьем детей, но и к проблеме разделённости - слитности субъекта действия и его тела. Особенно ярко это проявляется на первых стадиях овладения двигательным действием.

Особое значение приобретает социокультурная опосредованность восприятия границ тела на уровне эмоционально-ценностного отношения. Так И.М. Быховская отмечает, что «аффективный компонент образа внешности характеризует эмоционально-ценностное отношение к своему внешнему облику и складывается из совокупности эмоционально-ценностных отношений к отдельным телесным качествам. Каждое такое отношение образовано двумя параметрами: эмоциональной оценкой качества и его субъективной значимостью [2, с.153].

Необходимо отметить, что эмоциональная оценка во время уроков физической культуры формируется как на интерсубъективном, так и на интрасубъективном уровне. На первом она строится как парциальная (существующая в виде отдельных высказываний учителя о двигательных качествах школьника и его достижениях во время выполнения физических упражнений) и фиксированная оценка (существует в форме отметок как знаков оценки). На втором – эмоциональная оценка отражает удовлетворённость школьника проявлением того или иного двигательного качества по шкале «нравится – не нравится», которая отражает степень соответствия его проявления, развития, выраженности тем требованиям, которые предъявляет к себе сам школьник. Так, например, учащийся может считать, что развитие такого двигательного качества, как ловкость является необходимым для восприятия и владения собственным телом, поскольку позволяет повысить уровень его умений в спортивных играх. В тоже время, занятие, по совершенствованию гибкости он относит к незначимым для себя формам физкультурной активности, направленной на развитие телесности/

Субъективная значимость, по определению В.Франкла [6, с.170-171], определяется иерархией эмоциональных оценок, приданием тем или иным из них особого, центрального, интегрирующего значения, степенью влияния на глобальное, аффективное отношение к своему внешнему облику. Исследования, посвящённые изучению границ тела (Быховская И.М., Кон  И.С., Мельникова М.Л. и др.) показывают, что наиболее типичными являются оценки, которые охватывают следующие качества и характеристики: привлекательность или непривлекательность собственного тела, пространственная определённость (большой – маленький); соответствие принятым в данной культуре стандартам (маскулинность – феминность). Характер такого рода оценок школьников проявляет себя в степени удовлетворённости собой во время уроков физической культуры и мотивированности к двигательной деятельности по «преобразованию» своего тела. На основе оценок собственного тела, учащиеся, особенно старших классов, могут включаться в определённую активность, направленную на изменение, компенсацию неудовлетворяющих его особенностей.

Таким образом, представление о границах тела школьника во время  уроков физической культуры накладывает свой отпечаток как на самого занимающегося, так и на процесс рефлексии телесности со стороны учителя, делает изучение этого феномена существенным и чрезвычайно интересным в акмеологии и педагогической психологии.

Литература

  1. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная фигура // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2005.- С.256-252.
  2. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 208с.
  3. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире.  М.: Время, 2009. 496с.
  4. Мельникова М.Л. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет / под ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. 126 с.
  5. Никитин В.Н. Онтология человеческой телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд. М.: Когито-Центр, 2006.  320с.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.  368с.

Информация об авторах

Горячев В.В., Рязанский филиал Московского психолого-социального института, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1543
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0