Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Григорьева М.В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие индивиду при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности. Социально-психологическая адаптация ученика к школе – сложная и многоплановая проблема, которая включает в себя психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные и социально-психологические аспекты.
Успехи и трудности учеников в учебно-воспитательном процессе нельзя также рассматривать в отрыве от проблем семьи. Поэтому необходимо определить взаимосвязи отношения родителей учащихся к школе и учителям с особенностями различных адаптационных процессов их детей.
Определив методами стандартизированного наблюдения и тестирования успешность интеллектуальной, эмоциональной и социально-психологической адаптации учащихся разного возраста, мы проанализировали ее в связи с отношением родителей к школе и учителям. Данное отношение определялось методом шкалированной самооценки, где положительному отношению соответствовал +1 балл, нейтральному – 0, отрицательному – -1. План стандартизированного наблюдения включал в себя показатели адаптации-дезадаптации, предложенные Р.В. Овчаровой (1996), применялись также интеллектуальные тесты Векслера и Айзенка.
Данные табл. 1 дают возможность проанализировать отношение родителей учащихся в зависимости от того, в каком классе учится их ребенок.
Таблица 1
Отношение родителей к школе и учителям (количество родителей в %)
Классы |
Отношение к школе и учителям | ||
Положительное |
Нейтральное |
Отрицательное | |
1 – 3-4 |
43,8 |
50,6 |
5,6 |
5 – 9 |
34,1 |
50,1 |
15,8 |
10 – 11 |
40,5 |
54,9 |
4,6 |
Всего, в среднем |
39,5 |
51,9 |
8,6 |
Стандарт. откл. |
4,9 |
2,6 |
6,2 |
Как видно из табл. 1, самый большой процент родителей, имеющих положительное отношение к школе и учителям, которое выражается в действительной поддержке деятельности педагогов и школы, наблюдается в начальной школе.
Небольшая часть родителей учащихся начальных классов демонстрирует отрицательное отношение к школе и учителям, отрицательно оценивает действия и личностные качества учителей, деятельность школы в целом, конфликтует с учителями по различным поводам.
При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено школы заметно уменьшение количества родителей, имеющих положительное отношение к школе, и увеличение количества родителей, имеющих отрицательное отношение к школе. Больше родителей учеников старших классов по сравнению с 5-9 классами имеют положительное отношение к школе, и меньше – отрицательное отношение.
Из данных табл. 1 видно, что по сравнению с начальными и старшими классами отрицательное отношение родителей учащихся 5-9 классов к школе и учителям более выражено. Это можно объяснить большей неоднородностью отношений родителей к учителям в условиях, когда их число увеличивается.
Повышение доли родителей с положительным отношением к школе и учителям и значительное уменьшение доли родителей с отрицательным отношением к школе при переходе в старшие классы, очевидно, вызвано тем, что большинство проблем, связанных с взаимодействием с учителями и администрацией школы, разрешились к 10-му классу более или менее успешно.
Рассмотрим корреляционные взаимосвязи отношения родителей учащихся к школе и учителям с интеллектуальной, социально-психологической и эмоциональной адаптацией их детей к обучению в школе.
В 55 % наблюдаемых классов выявлена статистически значимая корреляционная зависимость показателей отношения родителей к школе и учителям и успешности интеллектуальной адаптации их детей. В 45 % классов данной зависимости не наблюдается. В первом случае средний балл отношения родителей к школе равен 0,42 (max=1), во 2-ом случае – 0,3, из чего следует, что положительное отношение родителей к школе более выражено, если оно зависит от того, насколько успешна интеллектуальная адаптация их детей, и если своим положительным отношением родители могут влиять на процесс интеллектуальной адаптации детей.
Значимая положительная корреляционная связь между отношением родителей к школе и успешностью социально-психологической адаптации их детей обнаружена в большинстве наблюдаемых классов. Чем больше положительное отношение к школе и учителям демонстрируют родители, тем в большей степени их дети-школьники учатся положительно реагировать в ситуациях социальных контактов в школе, тем лучше он входят в ролевую структуру класса, тем более положительным является их отношение к различным социально-психологическим феноменам, связанным со школой и учителями, т.е. становится успешнее их социально-психологическая адаптация к школе.
Родители и учителя по-разному воспринимают и оценивают особенности адаптационных процессов учащихся. На гистограмме показаны средние оценки успешности адаптации учащихся разных классов родителями и учителями.
Успешность адаптации учащихся
Все различия в оценках учителей и родителей значимы по t – критерию Стьюдента, при р < 0,01.
Данные различия объясняются тем, что учителя непосредственно наблюдают за учащимися в новых для них ситуациях, а родители получают опосредованную информацию о том, как проходит привыкание их детей к школе. Успех адаптации одних и тех же учащихся оценивается выше родителями, чем учителями. Очевидно, это связано с тем, что у родителей одними из основных механизмов восприятия своих детей является аттракция, основанная на формировании по отношению к ним устойчивого позитивного чувства, и эмпатия, основанная на постижении их эмоционального состояния. В связи с этим возможны различные ошибки при оценивании родителями тех или иных качеств учащихся: положительного ореола, снисходительности, подобия. В последнем случае родители рассматривают качества своих детей с тех же самых позиций, что и свои собственные, а это приводит в свою очередь к субъективизму при оценивании и завышению оценок. Учителя, скорее всего, используют механизмы идентификации и рефлексии, что дает возможность отвлечения от эмоциональных компонентов в процессе оценивания и повышает объективность оценки. Не исключены также и экспертные ошибки, снижающие оценку: центральной тенденции, контраста, отрицательного ореола.
Успешность адаптации у школьников общеобразовательных классов и родителями, и учителями оценивается значительно ниже, чем у учащихся гимназических классов.
Рассмотрим, с какими адаптационными процессами школьников статистически связаны оценки данных процессов родителями и учителями. Обобщив данные результаты, получим показатели, сведенные в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязи экспертных оценок с результатами наблюдения за процессами адаптации учащихся
Количество классов в %, в которых существует значимая связь | |||||
оценок родителей с адаптацией |
оценок учителей с адаптацией | ||||
интел- лектуаль- ной |
социально- психологи-ческой |
эмоцио- нальной |
интел- лектуаль- ной |
социально- психологи-ческой |
эмоцио- нальной |
32,5 |
65 |
47,5 |
72,5 |
77 |
87,5 |
По данным табл. 2 видно, что большее количество родителей связывает общую адаптацию своих детей к школе с тем, насколько быстро и эффективно проходит процесс привыкания к взаимодействиям с группой и учителем и воспитателем. Почти половина родителей оценивает результат общей адаптации своих детей через особенности их эмоционального реагирования на новые школьные ситуации. Лишь третья часть всех родителей наблюдаемых детей связывает результат их общей адаптации с успехами в интеллектуальной деятельности.
В сравнении с оценками общего результата адаптации детей их родителями, оценки общего результата их адаптации учителями в большей мере зависят от особенностей эмоциональных проявлений школьников, от их привыкания в группе и от успешности их интеллектуальной деятельности. Больше учителей по сравнению с родителями учитывают при оценивании результата адаптации школьников эмоциональные, интеллектуальные и социально-психологические факторы. Значит, общую оценку результата адаптации учащихся учителями можно считать более сложной, чем оценку родителей.
Педагоги и родители при оценивании успешности адаптационного процесса учеников применяют различные критерии оценивания. Мы попросили учителей и родителей назвать признаки, по которым они определяют, что адаптация ученика проходит успешно. В опросе участвовали 10 педагогов 1 – 11 классов и 20 родителей учащихся различных классов. Высказывания педагогов включают в себя 6 признаков:
- отсутствие у ученика проявлений отрицательных эмоций во время нахождения его в школе;
- отсутствие у ученика проявлений агрессии;
- выполнение правил школы, требований учителя, соблюдение дисциплины;
- дружеские контакты с другими учениками;
- выполнение домашнего задания, активная работа на уроке;
- умение применить и показать свои знания на тестировании, контрольной работе, открытом уроке и т.п.
По своему содержанию данные признаки можно соотнести с отдельными процессами адаптации учащихся. Так, 1 и 2 признаки являются критериями оценивания успешности эмоциональной адаптации, 3 и 4 признаки – критериями оценивания социально-психологической адаптации, 5 и 6 – интеллектуальной адаптации учащихся.
Высказывания родителей включают в себя 5 признаков:
- отсутствие конфликтов с одноклассниками и учителями;
- появление друзей;
- хорошее настроение у ребенка после школы;
- желание у ребенка идти в школу;
- хорошие отметки.
Признаки, выявленные при опросе родителей, также можно соотнести с адаптационными процессами: 1 и 2 – с социально-психологической адаптацией, 3 и 4 – с эмоциональной адаптацией, 5 – с интеллектуальной адаптацией учеников.
Сравнивая критерии оценивания успешности адаптации, применяемые учителями и родителями, можно заметить сходство в том, что учитываются внешние признаки поведения учащихся в трех сферах жизнедеятельности: интеллектуальной, социально-психологической и эмоциональной, что подтверждает правильность выделения и учета нами в общем адаптационном процессе учащихся в школе трех соответствующих составляющих.
Видны также различия в содержании и количестве критериев оценивания у родителей и учителей. При оценивании успешности интеллектуальной адаптации учащихся родители используют критерий, характеризующий результат учебной деятельности ученика («хорошие отметки»), учителя – критерии, характеризующие процесс этой деятельности («выполнение домашнего задания, работа на уроке», «умение применить свои знания в контрольной работе, тестировании, на открытом уроке»). Оценивая успех социально-психологической адаптации детей, родители применяют более широкие по содержанию критерии по сравнению с учителями: они включают в себя отсутствие конфликтных отношений и с другими учащимися, и с учителями, а также не просто дружеские контакты с одноклассниками, а появление у их детей друзей. Критерий оценки успешности эмоциональной адаптации родителями по содержанию неотделим от положительной мотивации учения у детей. Критерий оценивания эмоциональной адаптации у учителей включает в себе возможность эмоциональных помех в учебно-воспитательном процессе и стремление к их отсутствию. В целом, большинство критериев оценивания успеха адаптации учащихся родителями содержат описания явлений, возникающих вне школы, учителями – в школе.
Наиболее важными критериями, применяемыми в процессе оценивания адаптации учащихся к школе, родители считают критерии, описывающие социально-психологические явления, учителя – критерии, описывающие эмоциональные проявления учеников. Об этом свидетельствуют результаты ранжирования критериев по степени важности с точки зрения характеристики общего процесса адаптации.
Результаты ранжирования критериев оценивания родителями (60 чел.) представлены в таблице 3, учителями (30 чел.) – в таблице 4.
Приведенные результаты ранжирования еще раз подтверждают сделанный нами ранее вывод о том, что общая адаптация учащихся к школе связана в представлениях родителей с социально-психологическими явлениями, учителя учитывают в первую очередь эмоциональные проявления своих учеников.
Таблица 3
Ранжирование критериев оценивания родителями
Критерии |
Ранг |
Отсутствие конфликтов с одноклассниками и учителями |
2,2 |
Появление друзей |
2,4 |
Хорошее настроение у ребенка после школы |
2,4 |
Желание у ребенка идти в школу |
3,8 |
Хорошие отметки |
4,2 |
Таблица 4
Ранжирование критериев оценивания учителями
Критерии |
Ранг |
Отсутствие у ученика проявлений отрицательных эмоций во время нахождения его в школе |
1,2 |
Отсутствие у ученика проявлений агрессии |
2,1 |
Дружеские контакты с другими учениками |
3,1 |
Выполнение правил школы, требований учителя, соблюдение дисциплины |
3,9 |
Выполнение домашнего задания, активная работа на уроке |
5,2 |
Умение применить и показать свои знания на тестировании, контрольной работе, открытом уроке и т.п. |
5,5 |
Таким образом, проведенное нами исследование показало взаимосвязь школьной адаптации учащихся разного возраста от отношения их родителей к школе и учителям. Отношение родителей, а также различия в восприятии и оценивании процесса школьной адаптации у родителей и учителей детерминируют социально-психологическую адаптацию школьников.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8035
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5