Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности ВУЗа
Общая информация
Ключевые слова: психология воспитания личности, воспитание личности, психология личности, деятельность
Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Долгова В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности ВУЗа // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологических механизмов воспитательной деятельности педагогического вуза и понятийный аппарат рассмотрены далее с позиций взаимосвязи деятельности и общественных отношений (В.Г. Бочарова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), с позиции единства деятельности и сознания личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский и др.), единства профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности (Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.).
Анализ работ специалистов показал, что система воспитательной деятельности вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – целей, содержания, форм, методов и средств, достигнутых результатов.
Мера воспитанности определяется отношением студентов к социально-ценностным эталонам профессии учителя, степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и мерой руководства ими в профессионально-педагогических поступках, а также уровнем приобретенных на их основе профессионально значимых качеств (далее ПЗК) личности будущего учителя, т.е. комплекса социально востребованных качеств и способностей личности, позволяющих эффективно реализовывать современные образовательные цели.
В нашем исследовании за основу выбрана структура деятельности учителя, которая включает пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина).
Определено двадцать одно качество, входящее в пять групп ПЗК (согласно пяти компонентам структуры деятельности учителя – гностическому, проектировочному, конструктивному, организаторскому, коммуникативному), которые способствуют, во-первых, успешному осуществлению педагогической деятельности и, во-вторых, поддаются формированию в процессе воспитания студентов педагогического вуза.
Первая группа (гностический компонент) – профессиональные знания и умения, способность к накоплению и обновлению педагогического опыта, способность к самооценке.
Вторая группа (проектировочный компонент) – способность адаптироваться к новым условиям, способность к творческому применению профессионального опыта, инициативность.
Третья группа (конструктивный компонент) – дисциплинированность, самостоятельность, работоспособность.
Четвертая группа (организаторский компонент) – организованность, лидерство, ответственность, авторитетность, справедливость.
Пятая группа (коммуникативный компонент) – коммуникативность, гуманность, честность, этика поведения, стиль общения, общая культура, внешняя культура.
Рассмотрим влияние психологических механизмов воспитательного процесса педагогического вуза на формирование ПЗК личности будущего учителя.
Уровни организации воспитательного процесса – институциональный, социально-психологический, межличностный, интраперсональный.
В нашей модели институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных подразделений ЧГПУ.
Социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных студенческих групп, ассоциаций, коллективов.
Межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних.
Интраперсональный уровень является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие студента на самого себя в разных обстоятельствах.
Модель разработана, внедрена и реализована в ЧГПУ, отмечена дипломом первой степени на Всероссийском конкурсе систем и моделей воспитательной деятельности (2001г., Министерство образования РФ) и дипломом первой степени на Втором Всероссийском конкурсе проектов и моделей организации воспитательной деятельности (2004г., Министерство образования РФ).
В системе воспитательной деятельности нашего вуза ведется целенаправленная, планомерная работа по сохранению традиций, развитию социально-психологического климата в студенческом коллективе; психологические механизмы его формирования мы изучали с опорой на работы Р.Х. Шакурова (бумеранг, созвучие, эталон, дефицит, эмоциональное эхо, упорядочение, сопереживание, познавательный интерес, красота, вклад, адаптация, катализ). Р.Х. Шакуров вкладывал следующий смысл в открытые им психологические механизмы.
«Бумеранг». Известно, что люди симпатизируют, прежде всего, тому, кто сам выражает им симпатию, любят и уважают того, кто сам их любит и уважает, – словом, они платят той же эмоциональной «монетой»: отвечают добром на добро, доверием на доверие, безразличием на равнодушие.
«Созвучие» является формой проявления той же самой потребности. Механизм его действия таков: когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы людей созвучны, сходны, тождественны, – это эмоционально сближает их, привязывает друг к другу. На этом основано чувство близости, укрепляющее взаимное доверие и симпатию.
«Эталон» – еще одна форма проявления потребности в духовном единении с группой. Человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились в его сознании под влиянием общественного мнения, особенно ближайшего социального окружения, референтной группы. Оно влияет и на самооценку, которая имеет питающие корни во внешней оценке. Если у человека ярко выражены качества, отвечающие таким эталонам, это возвышает его в глазах других, внушает им уважение.
«Дефицит». Уважение к учителю зависит от того, в какой мере он обладает качествами, дефицитными в обществе. В свое время учитель был ярким носителем «дефицита» – знаний, культуры, что резко выделяло его из общей массы и служило главным источником авторитета.
«Эмоциональное эхо». Каждый хорошо знает влияние настроения на восприятие окружающего мира. Когда состояние бодрое, радостное, все вокруг кажется прекрасным – и люди, и вещи, и природа. А при плохом настроении все меркнет, окрашивается в темные тона, раздражают даже пустяки, и нет ничего проще поссориться с людьми. Люди, перманентно погруженные в депрессивное состояние из-за хронических неудач в учебе, в общении со сверстниками, домашних неурядиц, как правило, агрессивны и колючи.
«Содействие». Учитель находит общий язык с воспитанниками, если явно содействует достижению их целей, помогает двигаться вперед.
«Упорядочение». В любой социальной общности взаимопонимание и контакт достигаются лишь при условии упорядочения взаимодействия людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует лишь по личному усмотрению и постоянно «натыкается» на интересы других, не содействует, а мешает их продвижению к цели; там, где нет ясных, четких правил поведения, где они не соблюдаются, людей раздирают противоречия и конфликты.
«Познавательный интерес». Человек, который служит источником разнообразной, интересной информации, всегда является желанным партнером. Таких людей обычно называют интересными. Они обладают не только обширными знаниями, но и искусством увлекательно говорить. Отсюда – их привлекательность в общении.
«Красота». Отношение к человеку зависит также от его внешности – физического обаяния, эстетики одежды, осанки, движений, мимики, чистоплотности и опрятности – от всего, что определяет его внешнюю привлекательность. В данном случае в основе отношения лежат эстетические потребности личности.
«Вклад». Чем больше энергии мы отдаем ради благополучия других, чем больше физических и духовных сил «вкладываем» в них, тем дороже они нам становятся, тем больше мы их любим.
«Адаптация» – еще один механизм, управляющий человеческими отношениями. Есть такая универсальная закономерность: человек ко всему привыкает – и к хорошему, и к плохому. Новый член коллектива из-за каких-то странностей в своем поведении вначале может вызвать неприязнь. Но постепенно к нему «притираются» и перестают замечать шокирующие черты, если, конечно, они не очень раздражают.
«Катализ». Этот механизм во многом объясняет природу любви; любовь мужчины и женщины, несомненно, относится к числу самых загадочных проявлений человеческого духа, доставляющих самые яркие, волнующие переживания.
В процессе воспитательного взаимодействия действуют психологические механизмы, открытые Г.М. Андреевой: идентификация, эмпатия, рефлексия, децентрации.
По мнению Г.М. Андреевой, механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком.
Если студент отождествляет себя с кем-то (в нашем случае с учителем), это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот «другой» (учитель).
Если же студент проявляет к учителю эмпатию, то просто принимает во внимание линию его поведения (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.
И в том, и в другом случае налицо «принятие в расчет» поведения другого человека (например, учителя), но результат совместных действий различен: одно дело – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать студента. От этого будет зависеть их взаимодействие. Иными словами, процесс понимания осложняется явлением рефлексии.
В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.
Механизм децентрации направлен на преодоление центрации (по Ж. Пиаже, центрация – это синоним термина-понятия «эгоцентризм», характеристика процессов мышления, актов ментальности, дефиниция-фиксация органов чувств на перцептируемых объектах, модальность-дефиниция процессов перцепции, перцептивных актов).
Особенности проявления психологических механизмов формирования ПЗК личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза представлены далее в таблице.
Особенности проявления психологических механизмов воспитательной деятельности педагогического вуза
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
Ректорат
|
Целеполагание, материальное, техническое, финансовое, кадровое обеспечение (связь 1.1.) |
Идентификация проявляется в качестве защитного механизма, благодаря которому студент справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Децентрация лежит в основе принятия роли руководителя. Эмпатия проявляется в способности студентов эмоционально принять цели и задачи, поставленные перед университетским коллективом, отозваться на переживания, связанные с их принятием других участников воспитательного взаимодействия. Рефлексия как психологический портрет руководителя и индивидуального стиля его деятельности. |
Деканаты факультетов |
Формирование воспитательного пространства факультетов (связь 1.2.) |
Идентификация проявляется в осознании студентами групповой принадлежности, формировании профессиональных установок и т.д. Децентрация определяет эффективность коммуникативного взаимодействия в студенческой группе. Эмпатия проявляется в субъективном восприятии однокурсников, проникновении в их внутренний мир, понимании их переживаний, чувств, мыслей. В рефлексии даны как минимум шесть персон: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он видится другому, и те же три позиции со стороны другого. Этот принцип учтён нами в процессе организации самооценки студентами своих профессионально значимых качеств. |
Газета «Молодой учитель» |
Сохранение традиций, патриотическое, гражданское воспитание информационно-просветитель-ская работа (связь 1.3.)
|
Идентификация проявляется в представлении, видении студентом других как продолжения самого себя, наделении их своими чертами, чувствами, желаниями. Децентрация формируется в столкновении противоречивых точек зрения, побуждающих студентов к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Эмпатия проявляется как процесс отражения описываемых событий, информация позволяет развивать все три компонента эмпатии (эмоциональный, когнитивный, поведенческий). Рефлексия проявляется в процессе субъективного воспроизведения внутреннего мира человека, анализа, узнавания, соотнесения со своим внутренним миром. |
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
Учебно-методический отдел, отдел педагогической практики, совет летних педотрядов |
Воспитательный аспект обучения (связь 1.4.) |
Идентификация себя, как будущего учителя путем отождествления с учителем, коллективом учителей, постановка себя на место учителя, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в педагогическое пространство. Децентрация варьируется в различных сферах деятельности студентов, в профессиональном взаимодействии она обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Эмпатия проявляется в преобладании когнитивного конструкта в отражении эмоционального состояния воспитанников и характеризует адекватное понимание этого состояния. Обоснованность, рефлексивность самооценки по принципу единства сознания и деятельности влияют на качество и уровень учебной деятельности студента. Студент также и субъект познавательной деятельности, направленной, в частности, на изучение особенностей становления личности школьника и ядра этой личности – самооценки – на разных этапах; это проявляется в умении управлять процессами формирования самооценки детей. |
Институт здоровья и экологии человека, профилакторий |
Пропаганда здорового образа жизни, оздоровление через профилакторий эколого-валео-логическая направленность (связь 1.5.) |
Идентификация проявляется в отнесении студентом себя к некоторому классу или типу, например, здоровых людей. Существенное изменение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда как исходно недостаточное ее развитие – важный фактор в генезисе некоторых психических заболеваний. Эмпатия означает способность видеть свое родство с природой, которое возникает в сознании, одинаковых переживаний проблем здоровья. Преодоление доминантности в общении, ориентация на межличностные отношения, коррекция неадекватности самооценок, коррекция расхожденияя между самооценками реального и идеального Я, профилактика и коррекция выраженного внутриличностного конфликта. |
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
Библиотека |
Обеспечение информационной поддержки воспитательных целей, культурно просветительская деятельность (связь 1.6.) |
Идентификация – проявляется в самоотождествлении студента с литературным образом или символом, на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение его в свой внутренний мир и принятие как собственной нормы, ценностей и образов. Децентрация позволяет студентам выйти за рамки собственных переживаний. Эмпатия проявляется в чувствительности к меняющимся переживаниям литературных героев. Студент постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, поступки и последствия своей деятельности; предвидит и учитывает, как его могут оценить другие люди (рефлексивные оценки), а для этого ему необходима обширная информация. |
Музейный комплекс – 8 музев - Совет ветеранов, Клуб ветеранов |
Сохранение традиций университета, гражданская и патриотическая направленность (связь 1.7.) |
Идентификация позволяет моделировать смысловое поле своего профессионального развития, взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Позволяет децентрироваться на собственной позиции, вставать на точку зрения коллег (рассматривать мир их глазами) и координировать ее в целях организации процесса учения со своей собственной точкой зрения. Эмпатия достигается здесь за счёт доминирования эмоционального компонента, в эмоциональном отклике студентов на состояние старших людей. Рефлексия в данном случае создаёт механизм обратной связи, «процесс отображения одним человеком внутренней картины другого человека» (выражение Ю. Кулюткина). |
Институт дополнительных творческих педагогических профессий (учебные группы, творческие коллективы) |
Самореализация студентов, социальная защита, культурно-про-светительская, эстетическая, досуговая направленность, гражданская, патриотическая (связь 1.8.)
|
Идентификация позволяет студенту признать свою личность целостной и идентичной своим творческим способностям. Децентрация способствует механической проекции, преодолению ложных стереотипов в оценке внутренних причин, побудительных мотивов специфически детских действий и поступков. Эмпатия проявляется в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывают творческие люди, в сочувствии – переживании собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого студента, например, в процессе успеха или неуспеха в конкурсе. |
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
|
|
Создаются разнообразные возможности помочь студентам в осмыслении того, что происходит с ними – в развитии рефлексии; педагог старается остановить ситуацию, как стоп – кадр (выражение Ю. Лотмона), во времени и пространстве и всесторонне её проанализировать. |
Экономический центр |
Экономическая направленность (связь 1.9.) |
Идентификация проявляется в понимании своих возможностей через осознанное или бессознательное уподобление себя по соответствующим характеристикам современных экономических условий. Эмпатия проявляется в деликатном отношении к материальной жизни других без оценивания и осуждения. Преодоление центрации воспитывающих взрослых (взрослого эгоцентризма) на своей «взрослой» экономической позиции, формирование способности студентов встать на детскую точку зрения и рассматривать мир глазами бескорыстного ребенка. Опора на актуализацию субъективного опыта студентов, то есть на создание условий, побуждающих к активной деятельности через востребованность их знаний.
|
Студенческий городок, Совет студенческого городка |
Социальная защита, культурно-досуговое направление, воспитание в быту (связь 1.10.) |
Идентификация позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Децентрация проявляется в успешной адаптации к условиям студенческого общежития. Проявляется действенная эмпатия - преобладает поведенческий компонент, и отражающая личность не только понимает состояние другой личности, но и действует, оказывает активную поддержку. Происходит осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёрами по общению в быту. |
Кафедры физического воспитания спортивные команды, спортивные секции |
самореализация через участие в соревнованиях, пропаганда здорового образа жизни, патриотическая направленность (связь 1.11.) |
Идентификация проявляется в процессе взаимопонимания через осознанное уподобление себя по характеристикам физически развитого человека. Особенности децентрации проявляются в том, что деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется (это особенно относится к ее операциональной части), в ходе чего часто происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений.
|
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
|
|
Эмпатия способствует установлению взаимной открытости, взаимопонимания, поддержки и веры в ситуациях связанных со спортом. Доверие и уважение к логике партнёра по спорту стимулирует развитие внутренней потребности к аналитической работе, которая формирует культуру общения, гибкость мышления. |
Кафедры педагогики, психологии, социологии научно практические лаборатории педотряд «Луч» |
Разработка содержания, форм, методов и их реализация в воспитательной работе (связь 1.12.) |
Идентификация проявляется в построении общего педагогического пространства и приводит к усвоению личностных смыслов преподавателей. Децентрация здесь как феномен взрослого эгоцентризма отражается на системе взаимодействия преподавателей и студентов и посредством этого существенным образом влияет на характер самого образовательного процесса. Проявление эмпатичности самим преподавателем означает, что специфика поведения студентов понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко. Рефлексия проявляется в способности студента дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают школьники, преподаватели, студенты, прежде всего те, с кем он взаимодействует в процессе педагогического общения. В процессе рефлексии здесь происходит осознание субъектом средств и оснований профессионально-педагогической деятельности, включающей знания самооценки учащихся, умение ее изучения и управления процессом ее формирования; рефлексию собственной самооценки студента, умения ее объективного исследования и самокоррекции; понимания роли самооценки в деятельности учителя и умения анализировать самооценку в контексте профессиональных запросов. |
Научный отдел НОУ СНО |
Самореализация студента через научно-практическую деятельность, через работу с учащимися (связь 1.13.) |
Идентификация выступает как процесс опознания тех качеств личности, на основе которых можно успешно заниматься научной деятельностью. Децентрация проявляется в интериоризации, в преобразовании структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, происходит перенос соответствующих действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный внутренний план. Эмпатия способствует постижению эмоционального состояния учёных, проникновению в их переживания. |
Субъект |
Задачи |
Психологические механизмы формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза |
|
|
В процессе рефлексии происходит переосмысление и перестройка личностью своего опыта не только на эмпирической основе, но и с применением методов научного исследования. Педагогическая исследовательская рефлексия включает: научное знание о личности, формируемое в активной педагогической исследовательской деятельности; овладение методами исследования самооценки и соответствующими умениями; углубленное знание о структуре деятельности педагога и соотнесение этого знания со своим наличным потенциалом; самопознание на основе научных методов, формирование адекватной самооценки и построение программы самосовершенствования. |
Профком студентов, профбюро факультетов |
социальная защита прав студентов, участие в управлении, в организации досуга студентов, досуговая направленность (связь 1.14.) |
Идентификация проявляется в усвоении образцов поведения значимых других, в формировании «сверх – Я», в принятии роли лидера. Децентрация проявляется в повышении моральной зрелости, совершенствовании навыков общения, функционирует на основе способности к восприятию точки зрения других людей в процессе самоуправления. Эмпатия включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведение согласно позиции самоуправления, умения принимать решение, выделяя в нем основные и второстепенные детали, аргументы. Рефлексивные технологии строятся на принципе общения, а не информационной односторонней коммуникативности. Атмосфера своеобразного обмена мнениями в процессе студенческого самоуправления способствует более активному формированию механизма принципиального мышления: анализа, обобщения, программирования, самооценки.
|
Таким образом, основными базовыми психологическими механизмами воспитательного взаимодействия в процессе формирования ПЗК личности будущего учителя являются идентификация, рефлексия, эмпатия, децентрация.
На успешность их проявления влияют две группы факторов воспитания – объективная и субъективная.
Объективные факторы: генетическая наследственность и состояние здоровья, социальная и культурная принадлежность; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные факторы: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации; внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника; система отношений с социумом, организованное воспитательное взаимодействие.
Усиление психологических механизмов воспитательного взаимодействия в процессе формирования ПЗК личности будущего учителя предполагает организацию психологической поддержки всех субъектов воспитательного взаимодействия, а именно: психологическое изучение студента, его отношение к миру, к другим людям и к себе; исследование природы психической активности студента, ее детерминированности присвоением профессионального опыта в процессе воспитания; изучение потребностей и мотивов, чувств, желаний, волевых проявлений, характера, темперамента, способностей и механизмов их формирования; изучение психологических закономерностей воспитательного процесса на основе комплексного подхода к изучению студента как индивида, личности, индивидуальности.
Таким образом, условия, влияющие на успешность реализации психолого-педагогической поддержки личности студента, объединены в три группы.
Первая группа – личностные условия: потребность в личностном саморазвитии; позитивное ценностное отношение к себе и к людям; вера в позитивные потенциальные возможности личности; открытость, эмпатийность, готовность к диалогу, мотивационная направленность на партнера; эмоциональная саморегуляция; установка на личностное поведение, а не на ролевое; осознание ответственности за свою судьбу; позитивная направленность на педагогическую деятельность.
Вторая группа – условия, связанные с требованиями профессиональной деятельности: овладение профессиональными знаниями в области педагогики и психологии; знание педагогических технологий, методов индивидуальной и групповой работы, развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения; овладение практическими навыками психологии общения, оказания помощи ребенку в развитии творческого потенциала, личностном росте; постоянный анализ и рефлексия профессиональной деятельности, самоанализ, готовность к постоянному повышению своей квалификации.
Третья группа - условия успешной интеграции субъектов социальной среды и педагогического вуза в целях формирования ПЗК будущего учителя, к ним относятся: стимулирование студентов к использованию различных способов выполнения реальных психологических заданий; оценка и самооценка воспитанности студента не только по конечному результату, но и по реальному процессу его достижения; анализ, выбор и освоение наиболее рациональных способов работы студентов в ходе психолого-педагогических практик; применение разнообразных форм и методов организации, позволяющих накапливать, раскрывать и использовать педагогический опыт студентов; создание ситуаций профессионально-педагогического общения, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студентов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5833
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 7