Развитие личности в рамках образовательной программы "основы здорового образа жизни"
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лысогорская М.В. Развитие личности в рамках образовательной программы "основы здорового образа жизни" // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Реалии нашей жизни, проявляющиеся в качественном изменении политических, экономических и социально – психологических отношений, предъявляют к современному человеку ряд требований, затрагивающих прежде всего систему его отношений с самим собой, с миром и окружающими людьми. Проблема существования человека в современном мире становится все чаще предметом изучения ученых различных областей знаний: психологии, социологии, медицины, экономики, юриспруденции, педагогики и т. д. И это не случайно. Процессы перестройки общественно – экономической жизни вызвали ряд кризисных состояний в развитии личности. Особенно негативно это отражается на формировании молодого поколения. Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации приводит к обострению психических, психосоматических и социальных болезней (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), росту жестокости и агрессивности в молодежной среде. Яркое проявление кризисного состояния личности - самоубийства детей и подростков. Происходит снижение и размывание ценностных ориентаций молодежи в отношении семейных и репродуктивных функций. И, как следствие этого, рост ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний. Эти и другие проявления целесообразно объединить общим термином «личностного нездоровья». Соответственно возникает необходимость определения и наполнения содержанием противоположного термина «здоровье личности».
Большинство исследователей проблемы здоровья рассматривают данный феномен на психологическом, духовном, социальном и телесном уровнях.
Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека целостной и стабильной позитивной «Я» концепции, возможностью эмоционально – волевой саморегуляции, гармонично развитой иерархией мотивационно – потребностной сферы, творческим потенциалом для развития и самосовершенствования.
Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей; гуманистического мировоззрения; устойчивого смысла своего существования; активно – созидательной жизненной позиции; осознание гармонической связи своего бытия, всех событий и явлений мира.
Социальное здоровье обеспечивает человеку возможность конструктивных взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества, взаимного личностного роста; быструю и эффективную адаптацию к изменяющимся социальным условиям.
Телесное (соматическое) здоровье проявляется через высокий энергетический потенциал организма; хорошее физическое самочувствие; стойкий иммунитет к заболеваниям, нормальное функционирование всех систем организма.
Перед образованием встает задача разработки и реализации обучающих и воспитательных программ, способствующих формированию личности, обладающей мировоззрением, установками, убеждениями, навыками и умениями здорового образа жизни.
Программа «Основы здорового образа жизни» имеет научную комплексную и последовательную систему обучения и воспитания здоровой личности. Исходя из многогранного понимания термина «здоровье», в программе представлены пять блоков.
Мировоззренческий блок способствует развитию духовного здоровья личности и включает основные философско – этические понятия о Мире, Жизни, Вселенной; знакомит с важнейшими общечеловеческими ценностями: Любовь, Красота, Гармония, Счастье, Творчество, Свобода, Добро и т.д.
Психологический блок призван формировать психологическое здоровье, дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции.
Правовой блок направлен на формирование и развитие социального здоровья, так как обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе; формирует навыки правового поведения, гармоничного сочетания свободы и необходимости, что обеспечивает оптимальные условия социальной адаптации.
Семьеведческий блок содержит знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи; формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия; грамотного и ответственного воспитания детей; развивает формы полоролевого поведения, мужественности и женственности. Так как семья рассматривается в качестве важнейшего общественного института первичной социализации личности, семьеведческий блок программы способствует формированию социального здоровья личности.
Медико – гигиенический блок дает основные знания об анатомии, физиологии организма, гигиене и профилактике болезней; развивает навыки правильного питания, ухода за своим телом, режима труда и отдыха, профилактики заболеваний; формирует отношение к своему телу как ценности; укрепляет негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотических и токсических веществ. Таким образом, данный блок направлен на развитие соматического здоровья личности.
Каждый год обучения включает все 5 блоков, содержание которых взаимосвязано между собой и подчиняется общей логике обучения на данном возрастном этапе. Соблюден принцип постепенного усложнения знаний по мере взросления ребенка и перехода его в следующий учебный класс. Объем и содержание учебного материала, а также формы и методы проведения уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом этапе возрастного развития. В программу обучения дошкольников и младших школьников включены совместные занятия детей и родителей, а также родительский всеобуч, что, по нашему мнению должно способствовать улучшению социально – психологического климата семьи ребенка, приобщать родителей к воспитанию здорового образа жизни, повысить эффективность коммуникаций в системе «родитель – ребенок».
Опираясь на теории ценностно – мотивационных детерминант развития личности, каждый год обучения проходит под девизом, отражающим ту или иную жизненную ценность и подчиняющим себе все содержание данного года обучения: «Волшебство созидания» (3 год обучения, старшая группа детского сада), «Красота спасет мир» (5 год обучения, 1 класс средней школы), «Все начинается с любви» (11 год обучения, 8 класс средней школы), «Свободный человек – свободный мир», (13 год обучения,10 класс средней школы) и т.д.
Программа рассчитана на 14 лет обучения и охватывает период жизни ребенка с 3–х лет (младшая группа детского сада) до 17 лет (11 класс общеобразовательной школы).
В настоящее время программа «Основы здорового образа жизни» включена в учебный план с 1 по 11 класс средних учебных заведений Саратова и Саратовской области. Разработаны и проводятся мониторинги отдельных блоков (психологический, семьеведческий, медико – гигиенический), результаты которых показывают эффективность формирования здоровой личности технологиями, заложенными в данной программе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2171
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0