Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии

Общая информация

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Григорьева М.В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Проблема адаптации – одна из ключевых в современных исследованиях психологии.  Уже на уров­не определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований  (потребностей, мотивов, отношений к социальным ролям и статусу, Я-концепции) для развития и конечной успешности адаптации в ее социально-психологи­ческом аспекте [14].

Проблема адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардиналь­ного изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформаци­ями в его социальном окружении. При этом ведущую роль в развитии и ре­зультативности адаптационных процессов играют именно структуры лично­сти как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. В соответствии с развиваемыми Б.С. Братусем [5] теоретическими взглядами, личность представляет собой своеобраз­ное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе чело­века. Исходя из этого, личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптаци­онные процессы на всем жизненном пути человека.

Многие концепции и теоретические подходы к описанию личности содержат тезис о стремлении личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Например, основные положения индивидуальной психо­логии А. Адлера, гуманистического психоанализа Э. Фромма (традиционно рассматриваемых как представителей психоаналитического направления) вполне созвучны тезисам гуманистической психологии А. Маслоу, К. Род­жерса, В. Франкла и др. Так, основными принципами воспи­тательных центров, действующих в соответствии с основными положениями теории Адлера [2], является стремление сделать личность счастливее, ос­вободить ее от влияния комплексов, показав, что другие вовсе не лучше и не хуже тебя, они такие же, как ты. Здесь можно процитировать слова Э. Фромма, тоже перекликающиеся с идеями гуманистической психологии. Го­воря о функции нового общества, направленного на формирование нового Человека, Э. Фромм указывает, что одной из главных черт его личности дол­жно быть всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни [16].

В работах авторов когнитивистского направления можно без труда найти высказывания и положения, освещающие рациональ­но-логические основы саморазвития личности. Так, один из разработчиков теории когнитивного диссонанса Э. Аронсон указывает на мотивирую­щую роль степени диссонанса в условиях самонастройки на задачу: «… там, где диссонанс мал или где его вообще нет, там по­является эффект побуждения; чем ценнее задание, тем оно «лучше»; чем оно «лучше», тем оно больше нравится испытуемому» [3. C. 120].

Соответственно, можно заключить, что одной из конструктивных посы­лок при рассмотрении личности является выделение в ней способности к раскрытию внутреннего потенциала на основе индивидуального своеобра­зия и особенностей социальной среды. Проходя определенные ступени сво­его развития, личность переживает ряд важных жизненных событий, слу­жащих толчком для процессов адаптации и самоактуализации. Рассматривая совокупность таких существенных, значимых событий с точки зрения субъекта жизни, сформировавшиеся у него личностные под­ходы к организации жизненных событий и разрешению противоречий в жизненных ситуациях, К.А. Абульханова-Славская вводит понятие «жиз­ненной позиции» человека [1. C. 44]. Важную роль при возникновении трудных жизненных ситуаций, вызы­вающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активнос­ти личности, степень ее мобилизации. Как показали иссле­дования Л.В. Куликова [10] и А.Н. Жмырикова [7], наиболее адекватной теоретической моделью явля­ется выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что при недостаточной мобилизации и избыточ­ной мобилизации личности возникают с большой степенью вероятности та­кие психические состояния, которые нарушают адаптивное равновесие. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма ве­роятно возникновение апатии и снижение расходования энергии. С другой стороны, в ситуации избыточной мобилизации возникает состояние высо­кого напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии.

Понятие личности является одним из наибо­лее распространенных конструктов при построении теорий, описывающих психическую природу человека. В процессе развития личность все более ориентируется на свой внутренний мир, функционирующий на основе самоорганизации: возникают механизмы, позволяющие менять структуру психологической организации индивида, придавать ей не только «гибкость», но и «упругость». Е.А.Климов подчеркивал, что «к установлению взаимодействия объективного и субъективного ведут два взаимопереплетающихся пути – с одной стороны, приспособление задач, орудий и способов деятельности к способностям субъекта, и, с другой, приспособление самого деятеля к объективным условиям» [8. С. 19]. Становление личности – суть преломления  социальных   воздействий через ее индивидную  сферу,  поэтому возникает необходимость изучать не отдельное проявление личности, а комплекс этих проявлений на различных уровнях ее организации. 

Ф.Б. Березин, используя комплексный подход к анализу психической адаптации эмигрантов, выделил в ней три основ­ных уровнях: психофизиологический, психологический и со­циально-психологический [4]. Социально-психологический уровень автор определяет как относительно самостоятельный, незави­симый от двух других. По его мнению, успешная адаптация этого уровня обеспечивает адекватное микросоциальное взаи­модействие и достижение значимых целей. Вместе с тем особо значимым является положение автора о том, что эффективность со­циально-психологической адаптации определяется успешнос­тью индивидуальной адаптации на психофизиологическом и психологическом уровнях.

В литературе социально-психологическая адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [9. C. 6]. Социально-психологическая адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относи­тельно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типич­ных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным спосо­бом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной сре­ды (группы, коллектива, органи­зации, территориальной общности, в которые приходит индивид), сло­жившихся здесь форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руко­водства, семейных и соседских от­ношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (напр., способов профессионального вы­полнения работ или семейных обязанностей). Социально-психологическая адаптация также, как и психическая, имеет две формы: активную, когда индивид стремит­ся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодей­ствия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Пока­затели успешной социально-психологической адаптации – высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психо­логическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важ­ными для него элементами. По­казателями низкой социально-психологической адаптации являются перемещение индивида в другую со­циальную среду, аномия и отклоняющееся поведение. Ус­пешность адаптации зависит от харак­теристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (напр., боль­ше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше со­циальная неоднородность), чем больше происходит в ней измене­ний, тем труднее для индивида социально-психологическая адаптация. Примером сложной для социально-психологической адаптации ситуации может служить социаль­ная среда города в условиях бы­строй урбанизации. Наиболее зна­чимые для социально-психологической адаптации социально-демо­графические характеристики инди­вида – образование и возраст. В условиях современного социально-экономического развития нашего общества проблема адаптации приобретает особую актуальность. Исследования данной проблемы на­правлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной формы адаптации, на изучение тех эле­ментов социалъной ситуации, которые оказывают существенное влияние на эффективность адаптации человека.

А.В. Петровский определяет адаптацию как одну из стадий  развития личности в процессе социализации [11]. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено гро­мадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы.

От успешности адаптации зависит содержание и успешность прохождения последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации. Результаты адаптации, интеграции и индивидуализации составляют «наиболее важные социально-психологические процессы, от которых во многом зависит субъективное  благополучие личности» [17. C. 77]. Субъективное благополучие можно отнести к внутренним критериям адаптированности индивида в социуме.

Адаптационная проблематика имеет не только большое методолого-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач психологии.

Адаптация человека к условиям организованной трудовой деятельности стала активно изучаться наряду с другими проблемами прикладной психологии в 70-е годы прошлого века в связи с возрастанием роли психологического знания в различных областях социальной действительности. Несмотря на неточность используемого понятийного аппарата, разрозненность и некоторую политизированность, эти исследования внесли большой вклад в разработку прикладных аспектов проблемы адаптации, проходящей в условиях трудовой деятельности.

Отдельные вопросы адаптации человека на производстве обозначались исследователями и ранее. Так, зависимость производительности труда человека, его утомляемости от особенностей протекания адаптации была отмечена психологами труда еще в 1923 г. [18]. Но тогда эти вопросы не стали предметом специальных исследований, поскольку данный аспект тру­довой деятельности мало интересовал психотехников. Наибольшую актуаль­ность проблема эта приобрела с активизацией разработки про­блем коллектива.

А.Л. Свенцицкий и Л.Г. Почебут ввели понятие производственной адаптации как адаптации к специально организованным условиям деятельности [13]. При этом под адаптацией понимается как соответствующий процесс, так и его конечный результат, выраженный в состоянии адаптированности человека к новым факторам среды. Позже, в 90-е годы в педагогической психологии стало применяться понятие «школьная адаптация», обозначающее соответствующий процесс и его результат в процессе осуществления учебной деятельности в школе.

К.К Платонов и Г.Г. Голубев отмечают, что первый - ознакомительный  - этап производственной адаптации «начинается с принятия решения получить определенную квалификацию по избранной профессии и продолжается в течение пер­воначальной теоретической подготовки к производственному обучению, во время ознакомления с учебными мастерскими, с училищем и базовым предприятием» [12. C.163].

Рассматривая этапы включения работника в производство, исследователи выделяют адаптацию первичную и вто­ричную. Первичная адаптация охватывает период первона­чального включения личности (т. е. впервые в ее жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная — все последующие изменения работы или профессии, вызванные не только переходом человека на новое место работы, в другой коллектив, но также техническими, технологическими и орга­низационными нововведениями в данном коллективе. Понятия первичной и вторичной адаптации можно применять при изучении процессов включения личности в любой коллектив, например, класса и школы, и в условиях начала любой деятельности, в том числе и учебной. В этом случае первичная адаптация  учащихся проходит в начале учебной деятельности в 1 классе и в период начала учебы при переходе из одной школы в другую. Вторичная адаптация в школе связана  со всеми последующими изменениями (переход в другой класс, смена учителя, изменение требований к учащимся со стороны администрации, учителей, родителей и т.д.).

Производственная адаптация, так же как и школьная,  име­ет две стороны; 1) приобретение профессиональных (учебных) знаний и умений, овладение соответствующими трудовыми (учебными) операциями и приспособление к условиям труда (учебы) (профессиональная (учебная) адап­тация); 2) включение в данный производственный коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей (со­циальная адаптация).

Несмотря на различие сторон адаптации (профессиональную (учебную) и социальную), психологи отмечают их тесную взаимосвязь: усвоение знаний и приобретение соответ­ствующих навыков обусловлены особенностями процесса вхож­дения новичка в социальную среду предприятия или учебного заведения. По данным М. П. Будякиной и А. А. Русалиновой, успешность овладения специальными знаниями влияет на социальную позицию новичка в коллективе, на его отношение к этому коллекти­ву [6]. И наоборот, полнота включения молодого человека в социальную жизнь коллектива обуслов­лена его деятельностью на профессиональном или учебном поприще. Учитывая взаимосвязь профессиональной (учебной) и социальной сто­рон адаптации личности в организованных условиях деятельности, мно­гие исследователи того времени в своих эмпирических работах рас­сматривают адаптацию в целом, а не отдель­ные ее стороны порознь.

В это же время изучалось и влияние факторов среды предприятия на процесс производственной адаптации. Так, в некоторых исследованиях обстоятельно рассматрива­ются связи в системе «человек — предметная производственная среда», выделяется ряд факторов этой среды, оказывающих наибольшее воздействие на эффективность процесса адаптации молодежи [15]. Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения также оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. В этой связи школьная адаптация рассматривается как адаптация к физическим и пространственно-временным условиям осуществления учебной деятельности, как адаптация к школе –     образовательному учреждению со сложившейся предметной средой.

Таким образом, в исследованиях адаптации к организованным условиям деятельности выделяются два направления. Это – изучение специальной (профессиональной, учебной) и социальной  составляющих процесса адаптации новичка в условиях начала работы на предприятии или учебы в школе или изменения условий работы и учебы. Выделение данных составляющих и определение взаимосвязи овладения ведущей деятельностью с особенностями социально-психологической адаптации к коллективу дают основания считать адаптацию к организованным условиям осуществления какой-либо деятельности (учебной или трудовой) сложным системно-структурным явлением, изучение которого наиболее эффективно в рамках комплексного подхода.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  3. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 111-126.
  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.
  5. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. № 5. С. 3-19.
  6. Будякина  М.П.,  Русалинова  А.А.  Некоторые аспекты социально-психологической   адаптации   новичков   па   предприятиях // Социальная психология и социальное планирование. Л.,  1973, С. 95-96.
  7. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности  личности в новых условиях деятельности и общения. Л., 1989.
  8. Климов Е. А.  Индивидуальный  стиль  деятельности  в  зависимости от типологических свойств нервной системы.  Казань, 1969.
  9. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.
  10. Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995.
  11. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40–46.
  12. Платонов  К. К.,   Голубев   Г. Г.   Психология.   М., 1977.
  13. Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.
  14. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  15. Розенберг А. М. Условия труда и социальная адаптация ра­ботника   на   социалистическом   промышленном   предприятии:   Автореф. дис. ... канд. психол.наук. Свердловск, 1970. 20 с.
  16. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  17. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
  18. Шпильрейн И. Н. Экспериментальное обследование утомляемости студентов КУТВ. Исследование движений. Исследование утомления. Рационализация. М., 1925.

Информация об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186, e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 14479
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 53