Имплицитная диагностика ценностей личности: перспективы и ограничения

457

Аннотация

В статье представлены результаты ряда исследований, в которых были использованы имплицитные методы исследования ценностей личности в связи с поведением в различных ситуациях: при моделировании ситуации принятия решений в организации, в реальных ситуациях тестирования и ситуациях, предполагающих возможность опоздания. Сообщается о создании имплицитного теста, позволяющего оценить отношение к ценностям, которое связано с импульсивным поведением в ситуации неопределенности. Приводятся результаты, свидетельствующие в пользу подхода, в котором учитываются как фасилитирующие, так и ингибирующие определенное поведение ценности.

Общая информация

Ключевые слова: имплицитные методы, ценности личности, ситуация неопределенности

Рубрика издания: Психология в социальном управлении, управлении человеческими ресурсами, организационном развитии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Доминяк В.И., Марарица Л.В. Имплицитная диагностика ценностей личности: перспективы и ограничения [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления // Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года / Под общей ред. М.Г. Ковтунович. Часть 1. – М.: МГППУ, 2013. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/social_economical_psychological_/contents/63184 (дата обращения: 06.05.2024)

Литература

  1. Давыдов С.Е. Авто- и гетеростереотипы русских и немецких студентов: Автореф. … канд. психол. наук, 2009.
  2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  3. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей: Руководство. Ярославль: Содействие, 1991. 19 с.
  4. Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 5—18.
  5. Agerstrom J., Rooth D.-O. The Role of Automatic Obesity Stereotypes in Real Hiring Discrimination // Journal of Applied Psychology. 2011. Vol. 96, № 4. P. 790—805.
  6. Arthaud-Day M.L., Rode J.C., Turnley W.H. Direct and Contextual Effects of Individual Values on Organizational Citizenship Behavior in Teams // Journal of Applied Psychology. 2012. Vol. 97, № 4. P. 792—807.
  7. Bardi A., Schwartz S.H. Values and Behavior: strength and structure of relations // Pers Soc Psychol Bull. 2003. № 29. P. 1207—1220.
  8. Bluemke M., Friese M. Reliability and validity of the SingleTarget IAT (ST-IAT): assessing automatic affect towards multiple attitude objects // European Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 38. P. 977—997.
  9. When values matter: Expressing values in behavioral intentions for the near vs. distant future / Eyal T., Sagristano M.D., Trope Y., Liberman N., Chaiken S. // Journal of Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 45. P. 35—43.
  10. Friese M., Bluemke M., Wanke M. Predicting Voting Behavior with Implicit Attitude Measures // Experimental Psychology. 2007. Vol. 54. Iss. 4. P. 247—255.
  11. Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.L.K. Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 1464—1480.
  12. Understanding and Using the Implicit Association Test: III. Meta-Analysis of Predictive Validity / Greenwald A.G., Poehlman A., Uhlmann E.L., Banaji M.R. // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97, № 1. P. 17—41.
  13. Maio G.R., Olson J.M. Value-attitude-behavior relations: The moderating role of attitude functions // British Journal of Social Psychology. 1994. Vol. 33. P. 301—312.
  14. Pozzebon J.A., Ashton M.C.  Personality and Values as Predictors of Self- and Peer-Reported Behavior // Journal of Individual Differences. 2009. Vol. 30. Iss. 3. P. 122—129.
  15. Richetin J., Richardson D.S., Mason G.D. Predictive Validity of IAT Aggressiveness in the Context of Provocation // Social Psychology. 2010. Vol. 41. Iss. 1. P. 27—34.
  16. Schultz W.P., Zelezny L.C. Values and Proenvironmental Behavior: a five-country survey // Journal of CrossCultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 540—558.
  17. Steffens M.C., Schulze Konig S. Predicting Spontaneous Big Five Behavior with Implicit Association Tests // European Journal of Psychological Assessment. 2006. Vol. 22. Iss. 1. P. 13—20.
  18. Torelli C.J., Kaikati A.M. Values as Predictors of Judgments and Behaviors: the role of abstract and concrete mindsets // Journal of Personality and Social Psychology. 2009.Vol. 96. № 1. P. 231—247.

Информация об авторах

Доминяк Владислав Игоревич, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: info@dominiak.ru

Марарица Лариса Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3858-5369, e-mail: larisamararitsa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1375
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 457
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1