Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи

1300

Аннотация

Представлен анализ связи показателей психологической безопасности (ПБ) личности и ценностей в подростково-юношеском возрасте. Авторы обращают внимание на то, что ценностно-смысловая сфера личности определяет социальное поведение человека, а стратегическая задача системы образования — создание образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала учащихся. Целью исследования было выявить особенности и характеристики ценностей личности учащихся подростково-юношеского возраста в зависимости от уровня их ПБ в условиях образовательной организации. Проверялась гипотеза о том, что ценности подростков и юношей с разным уровнем ПБ имеют различную значимость. Выборка исследования — 2789 учащихся колледжей 1—2 курса, возраст — 15—21 год. Выявлены значимые различия в группах с разным уровнем ПБ в ценностях на уровне нормативных идеалов. Также имеются значимые различия в значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, которые в отличие от нормативных идеалов имеют нелинейный рост в зависимости от уровня ПБ — наиболее низкие оценки ценностей наблюдаются в группе со средним уровнем ПБ. Ценности на уровне индивидуальных приоритетов в группе с низким уровнем ПБ более значимы, чем ценности на уровне нормативных идеалов.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, психологическая безопасность, психологическая безопасность личности, безопасность среды школы, образовательная среда, ценности личности, нормативные идеалы

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00553.

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2020250601

Фрагмент статьи

Проблема безопасности в современном мире является актуальной и широко обсуждаемой во всех сферах жизни общества. Исследования психологической безопасности (ПБ) личности доказывают ее важность для психического развития детей, качества обучения и социализации, преодоления человеком трудностей, в том числе в профессиональной сфере.

Литература

  1. Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Концепт.2015.№ 2.С.96—100.
  2. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал.2006.№ 1 (1).С.66—68.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.271 с.
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2012.Том 17.№ 4.С.11—17.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n4/57717.shtml (дата обращения: 10.06.2020).
  5. Иосифян М.А., Арина Г.А., Николаева В.В. Ценности и страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2019.Том 8.№ 1.С.103— 117.DOI:10.17759/cpse.2019080107
  6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.СПб.: Речь, 2004.70 с.
  7. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии.1996.№ 4.С.15—26.
  8. Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Педагогика.2017.№ 1.C.21—28.DOI:10.18384/2310- 7219-2017-1-21-28
  9. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 2.С.77—87.DOI:10.17759/psyedu.2018100207
  10. Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал.2016.№ 2 (22).С.84—93.
  11. Просвирнина Н.Н. Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка // Концепт.2015.№ S1.С. 6—10.
  12. Салахова В.Б. Особенности нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов личности осужденного // Образование личности.2018.№ 1.С.19—26.
  13. Сунцова Я.С. Деструктивные установки межличностного взаимодействия осужденных с разным уровнем рассогласования нормативных и индивидуальных ценностей // Вестник Удмуртского университета.Серия Философия.Психология.Педагогика.2017.№ 3.С.348—357.
  14. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Шварц Ш.[и др.] // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Т.9.№ 2.С.43—70.
  15. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв.ред.В.В.Знаков, Г.В. Залевский.М.: ИП РАН, 2008.342 с.
  16. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно- динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета.2020.Т.22.№ 1.С.194—206.DOI:10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
  17. Яницкий М.С. и др. Система ценностных ориентаций «поколения z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // СПЖ.2019.№ 72.С.46—67.DOI:10.17223/17267080/72/3
  18. Edmondson A.C. Psychological Safety and Learning Behavior in Work Teams // Administrative Science Quarterly.1999.Vol.44 (2).P.350—383.DOI:10.2307/2666999
  19. Edmondson A.C. et al. Understanding Psychological Safety in Health Care and Education Organizations: A Comparative Perspective // Research in Human Development.2016.Vol.13 (1).P.65—83.DOI:10.10 80/15427609.2016.1141280
  20. Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior.2014.Vol.1.P.23—43.DOI:10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305
  21. Greene M.T., Gilmartin H.M., Saint S. Psychological safety and infection prevention practices: Results from a national survey // American Journal of Infection Control.2020.Vol.48 (1).P.2—6.DOI:10.1016/j.ajic.2019.09.027
  22. Obrenovic B. et al. Work-Family Conflict Impact on Psychological Safety and Psychological Well-Being: A Job Performance Model // Frontiers in Psychology.2020.Vol.11.P.475.DOI:10.3389/fpsyg.2020.00475
  23. Song Y., Peng P., Yu G. I Would Speak Up to Live Up to Your Trust: The Role of Psychological Safety and Regulatory Focus // Frontiers in Psychology.2019.Vol.10.P.2966.DOI:10.3389/fpsyg.2019.02966
  24. Torralba K.D., Jose D., Byrne J. Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine // Clinical Rheumatology.2020.Vol.39.P. 667—671.DOI:10.1007/s10067-019-04889-4
  25. Wanless S.B. The role of psychological safety in human development // Research in Human Development.2016.Vol.13 (1).P.6—14.DOI:10.108 0/15427609.2016.1141283
  26. Zeng H., Zhao L., Zhao Y. Inclusive Leadership and Taking-Charge Behavior: Roles of Psychological Safety and Thriving at Work // Frontiers in Psychology.2020.Vol.11.P.62.DOI:10.3389/fpsyg.2020.00062

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Кондакова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1931
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 1300
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 22