Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков

1664

Аннотация

В статье рассматриваются процессы формирования правосознания в подростковом возрасте. Развитое правосознание личности определяется как необходимое условие формирования гражданского общества. Обосновывается взаимосвязь между правосознанием личности и феноменом доверия и аргументируется актуальность изучения проявления доверия у подростков. На основании результатов проведенного исследования определяется роль доверия к социальному миру как одного из ведущих факторов, влияющих на формирование правосознания подростков. Отмечается, что в наибольшей степени на формирование правосознания подростков оказывает влияние доверие к близким людям (родителям и друзьям), хотя проявляются также и элементы доверия к государственным и общественным структурам, что можно рассматривать как предпосылки к формированию гражданственности личности. Утверждается, что низкая степень социального доверия является признаком деформации правосознания личности и может свидетельствовать о склонности подростка к девиантному поведению.

Общая информация

Ключевые слова: правосознание личности, подростковый возраст, доверие к социальному миру, гражданское общество, степень доверия, деформация правосознания, девиантное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n1/58316 (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

Формирование правосознания личности является актуальной проблемой, решение которой тесным образом связано с построением гражданского общества. Именно развитое правосознание, позволяющее личности соотносить свое поведение с нормами, правилами и ценностями общества, определять и оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с установленными социальными нормами является необходимым условием создания общества, основанного на принципах гражданских свобод, толерантности и экономической и социальной инициативности граждан. Как отмечает О.Э Схопчик, правосознание способствует формированию определенных моделей поведения, соответствующих правовым предписаниям. Содержание же правосознания личности представляет собой интегративную совокупность психологических свойств личности, относящихся к ее когнитивной сфере, которые обуславливают субъективное отражение явлений социально-правовой действительности и детерминируют юридически значимое поведение индивида (Схопчик О.Э., 2009). Рассматривая проблему формирования правосознания личности, многие исследователи (С.В. Березин, Г.Г. Бочкарева, В.Ф. Пирожков, Т.А Фирсова, И.А. Фурманов и др.) отводят ведущую роль в этом процессе подростковому возрасту. Е.Н Катышева, аргументируя актуальность формирования правосознания именно в подростковом возрасте, приводит следующие доводы: 1) готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения; 2) актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов; 3) опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию (Катышева Е.Н., 2009). Таким образом, очевидным является тот факт, что изучение процессов формирования правосознания в подростковом возрасте является одной из актуальных задач современной юридической психологии в деле профилактики и коррекции девиантного поведения индивида, а также для создания условий по формированию гражданственности личности у представителей молодого поколения как необходимого условия формирования гражданского общества. В то же время, как отмечают исследователи (А.А. Воронова, Т.А. Фирсова) психологические факторы формирования правосознания являются наименее изученными по сравнению с другими детерминантами (педагогическими, социальными, политическими и т.д.). Подобная постановка проблемы и предопределила направление нашего исследования, посвященного изучению социального доверия как психологического фактора, определяющего формирование и проявление правосознания у подростков.

Важнейшая роль доверия в формировании правосознания личности была впервые обозначена в работах по философии права: «Взаимное уважение и взаимное доверие лежат в основе всякого правоотношения - и частного, и публичного; ими связуются и граждане друг с другом, и граждане с властью, и власть с гражданами. Вне этих форм взаимного признания правопорядок не может существовать, ибо с их исчезновением неизбежно исчезает всякое единение и всякая солидарность» (Ильин И.А., 1993, С.186). Дальнейшее развитие изучение роли доверия в формировании правосознания личности получило в социологических и юридических науках, отразившись в содержании таких исследований как изучение доверия к праву, рассмотрения доверия как фактора правового поведения, определения факторов, влияющих на восприятие действий законодательной, исполнительной и судебной власти и т.д. В ходе этих исследований было установлено, что доверие составляет сущностную основу права как формы общественных связей, директивным образом определяющим поведение отдельных индивидов и общностей людей, а также является важнейшим условием формирования гражданского общества, основанного на развитом правосознании личности. Одна из главных функций права заключается в том, чтобы обеспечить общественное доверие, покоящееся на приемлемом для данного общества уровне порядка и справедливости. По мнению А.Н. Кокотова, доверие – поведенческое выражение порядка и справедливости, главное свидетельство их наличия. Если в обществе имеется устойчивое доверие между людьми, властью и населением, значит, люди принимают сложившийся общественный порядок, склонны воспринимать его как справедливый (условно, безусловно), готовы ему следовать и его поддерживать. Тем самым они легализуют фактический порядок. (Кокотов А.Н., 2003). А.Н. Демяненко утверждает, что доверие общества - это главная ценность любого политического режима, на нем покоится и правовая система, и право вообще, которое само по себе гораздо больше, чем просто совокупность законов. Без доверия невозможны ни возникновение, ни функционирование гражданского общества, ни эффективность его взаимодействия с государством, с каждым человеком. Доверие делает само гражданское общество возможным, и наоборот, гражданское общество, его институты способствуют возникновению у людей доверия как гражданской добродетели. Доверие в гражданском обществе становится главной формой социальных отношений, оно способствует и развитию других гражданских добродетелей, таких как законопослушность, подчинение праву, толерантность, лояльность, цивилизованность и др. Вся жизнь гражданского общества зиждется на доверии. Доверие как гражданская добродетель делает человека лояльным к правовым нормам, к государственным установлениям, заставляет его принимать принципы, конституирующие правовое государство (Демяненко А.Н., 2010). Таким образом, проведенные исследования доказывают правомерность утверждения о значимой роли доверия в формировании правосознания личности. В то же время следует отметить, что основные выводы по результатам исследований носят философский либо правоведческий характер Психологическая же интерпретация роли доверия в формировании правосознания личности требует особого рассмотрения.

Понятие доверия в последние десятилетия является предметом многочисленных исследований в психологической науке, позволивших определить содержание и структуру данного психологического явления, феноменологию проявлений доверия на разных возрастных этапах, роль доверия в формировании определенных личностных характеристик (толерантности, стремления к самоактуализации, этнической и социальной идентичности и т.д.). Согласно определению Т.П. Скрипкиной: «Доверие - это чувство надежности и безопасности, испытываемое человеком по отношению к объектам (вещам) и субъектам (людям) окружающего мира и основанное на вере в их положительный характер» (Скрипкина Т.П., 2006, С.39). Доверие позволяет воспринимать окружающий мир и его отдельные элементы как личностно значимые, тем самым формируя систему ценностных отношений личности к различным сторонам окружающей действительности. При этом в структуре доверия как психологического явления можно выделить два относительно независимых компонента: доверие к миру и доверие к себе (по Т.П. Скрипкиной). Доверие к миру как априорная оценка безопасности и значимости элементов окружающей действительности проявляется личностью по отношению к внешнему миру – неодушевленным предметам, животным, людям, социальным явлениям и т.д. Доверие к миру позволяет человеку активно вступать во взаимодействие с новыми людьми и с незнакомыми или малознакомыми объектами. Второй элемент в структуре доверия - доверие к себе вырастает из восприятия человеком самого себя как части мира, но при этом в субъективном мире человека всегда остается четко осознаваемая граница между миром вообще и человеком как частью мира. Человек отграничивает себя от мира и осознает это отграничение. Это отграничение позволяет личности воспринимать и осознавать свое место в мире, позволяет сформировать определенную позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к самому себе, своим возможностям. В то же время как показали исследования (Голубь О.В., 2004) доверие к себе является относительно целостным и стабильным феноменом, позволяющим личности воспринимать и оценивать себя в относительной независимости от условий конкретной ситуации. В противном случае каждый раз, даже при незначительном изменении ситуации, человеку бы приходилось заново переоценивать себя и свои возможности, что было бы нерационально и нецелесообразно. Доверие к миру, в свою очередь, уже по своему содержанию, включающему отношение личности к значительному количеству разнообразных объектов и явлений различной природы, предполагается значительно более дискретным. Исследования, проведенные в этом направлении в 2002-2006 гг. (Солдатова Г.У., 2006), позволяют сделать вывод о том, что в структуре доверия к миру проявляется целый комплекс относительно независимых элементов, часто не только не совпадающих, но являющихся антагонистичными по отношению друг к другу. Так, в структуре доверия к миру можно выделить собственно доверие к миру (доверие к миру объектов), проявляющееся по отношению к неодушевленным предметам и животным, и доверие к социальному миру, проявляющееся по отношению к людям и социальным институтам. Данные элементы системы доверительных отношений являются различными как по своей форме, так и по содержанию: в доверии к миру объектов на первый план выходит чувство априорной надежности и безопасности объекта для субъекта, в доверии к социальному миру первостепенное значение имеет ценностное отношение к другому (человеку, общности или социальному институту). (Достовалов С.Г., 2005 г.). Именно доверие к социальному миру представляет собой особый интерес в рамках нашего исследования, так как именно этот вид доверия, определяющий отношение личности к системе норм и правил, существующих в обществе, предполагается в качестве одного из ведущих факторов, влияющих на формирование правосознания личности. Актуальность изучения доверия к социальному миру в подростковом возрасте как фактора формирования правосознания личности определяется отмеченными ранее утверждениями о значимости подросткового возраста для формирования правосознания личности в целом, а также выявленными фактами деформации проявления доверия у подростков с девиантным поведением (Фельдштейн Д.И.; 2002, Достовалов С.Г., 2003). Обозначенный комплекс результатов теоретических и практических исследований и послужил основанием для изучения особенностей проявления доверия к социальному миру в подростковом возрасте в контексте процесса формирования правосознания личности.

Для изучения особенностей проявления доверия к социальному миру у подростков как фактора формирования правосознания личности нами совместно с Ю.Г. Миронович в марте-апреле 2012 года было проведено специальное исследование. В исследовании приняли участие 157 подростков (82 мальчика и 75 девочек) в возрасте 11-14 лет – учащиеся школ г. Кургана и Курганской области. В качестве инструментария использовалась авторская анкета «Доверие к социальному миру у подростков». Данная анкета состоит из 5 вопросов:

  1. С кем бы ты мог поделиться своей тайной?
  2. Кому бы ты мог рассказать о том, что тебе нравится определенный мальчик (девочка)?
  3. Кому бы ты мог рассказать о том, что совершил плохой поступок (правонарушение)?
  4. Попав в сложную или опасную ситуацию, какой способ выхода из нее ты применяешь чаще всего: A) ищу выход самостоятельно, ни на кого не надеясь; B) советуюсь с родными и друзьями как поступить; C) обращаюсь за помощью в государственные или общественные организации (полиция, школа и т.д.); D) другой вариант (описать).
  5. Поверишь ли ты в какое-либо невероятное событие (например, в прилет инопланетян)? А) не поверю, пока сам не увижу; В) поверю, если об этом мне сообщат близкие родственники или друзья; С) поверю, если об этом сообщат в программах новостей по телевидению и/или радио; D) другой вариант (описать).

Вопросы анкеты позволяют в комплексе определить особенности восприятия подростком системы межличностного общения, социальных отношений в обществе, а также отношение к окружающим людям, обществу, социальным институтам, социальным нормам и правилам и выявить наиболее вероятные способы поведения в определенных социальных ситуациях, связанных с проявлением доверия/недоверия обществу. Выбор вариантов ответов на вопросы анкеты испытуемым не ограничивался (за исключением относительного ограничения выбора вариантов ответа на вопросы №№ 4 и 5, связанного со спецификой формулировки вопросов). Единственным условием было количественное ограничение вариантов ответа – на каждый вопрос не более одного варианта. В контексте изучения процессов формирования правосознания личности особое внимание было уделено ответам на вопросы № 3 и 4, посвященных выявлению отношения подростка к реальным и потенциальным правонарушениям и трудным жизненным ситуациям, определяющим проявления доверия к окружающим людям и обществу в целом при оценке и анализе подростком своих действий. Варианты ответов на эти вопросы и являются предметом данного исследования

Анализ вариантов ответов на вопрос № 3 позволил выявить ряд групп, репрезентирующих объекты доверия для подростка в рамках оценки совершенного проступка (список представлен в порядке убывания количества испытуемых обозначивших данные варианты): «Родители» (назвали 58 подростков – 37% от общего количества испытуемых), «Друзья» (47 испытуемых – 30%), «Никому» (варианты: самому себе, домашнее животное) (25 испытуемых – 16%), «Близкие» (братья, сестры, бабушки и т.д.) (12 испытуемых – 8%), «Представители социальных структур» (полицейский, учитель, адвокат) (8 испытуемых – 5%), «Все» (любой человек) (7 испытуемых – 4,5%). Эти группы объединили 19 вариантов ответов, названных подростками в качестве объектов доверия в изложении информации о совершенном проступке. Как свидетельствуют результаты исследования, подростковой возраст действительно является возрастом, в котором процессы формирования правосознания уже начинают свое функционирование. На это указывает тот факт, что представители социальных структур, обязанные репрезентировать в сознании подростка систему норм и правил поведения в обществе, хотя и в небольшом количестве, но все же присутствуют в качестве объектов доверия относительно совершенного проступка. Данный показатель означает, что в сознании отдельных подростков именно представители государственных и общественных организаций выступают в качестве главных объектов доверия, людей, которым можно довериться, рассказать о совершенном неблаговидном поступке или правонарушении. При этом следует отметить, что данный выбор объектов доверия является свободным осознанным выбором самого подростка и не детерминирован каким-либо влиянием внешних воздействий. Также следует отметить, что хотя процент выбора представителей социальных структур в качестве объектов доверия и является небольшим, но, тем не менее, этот выбор не является единичным случаем. Все это позволяет утверждать, что уже в подростковом возрасте у части индивидов формируются элементы правосознания, соответствующие характеристикам гражданственно зрелой личности и основанием этого процесса является наличие достаточно высокой (но не абсолютной) степени доверия к представителям государственных и общественных структур. В то же время следует отметить, что ведущим элементом доверия к социальному миру как фактора формирования правосознания личности для большинства подростков выступают ближайшее социальное окружение: друзья, родственники и, прежде всего, - семья. Данный результат вполне согласуется с утверждением В.О. Федотовой, основанном на результатах изучения влияния семейного воспитания на формирование правосознания несовершеннолетних правонарушителей: «При рассмотрении проблемы влияния семейного воспитания на формирование правосознания несовершеннолетнего более тщательно станет ясно, что для ребенка нравственно-правовые ценности персонифицируются в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает вести себя в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависят от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) - носителям определенных ценностных ориентаций. При положительном эмоциональном отношении к родителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или другой родитель. Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представления о справедливости. При негативном отношении ребенка к родителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителем которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей» (Федотова В.О., 2009). Соответственно, именно степень доверия/недоверия к родителям играет ведущую роль в формировании правосознания в подростковом возрасте и определяет направление и содержание этого процесса в дальнейшем. Также формирование правосознания в значительной степени определяется ближайшим окружением подростка – прежде всего его друзьями и знакомыми-сверстниками. Высокая степень доверия, проявляемая по отношению к группе сверстников, предопределяет и принятие отношения к нормам и правилам, присутствующее в данной группе. Как отмечается многими российскими и зарубежными исследователями (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д. Крейг, М. Кле и др.) став членом определенной группы подросток автоматически, часто безоценочно, принимает и систему отношения к социальным нормам и правилам. Реализация подростком данной системы отношений в обыденных жизненных ситуациях и оценка последствий своих поступков и поступков сверстников определяет формирование правосознания подростка. Таким образом, результаты исследования показали, что правосознание подростка формируется, прежде всего, под влиянием двух элементов доверия к социальному миру - доверия к родителям и доверия к друзьям-сверстникам. Данный вывод подтверждается и результатами изучения вариантов ответа на вопрос анкеты № 4, посвященного выбору вариантов действий в сложных или опасных ситуациях. Выбор варианта ответа на данный вопрос позволяет определить степень доверия испытуемого к различным способам выхода из трудных жизненных ситуаций. Это, в свою очередь, позволяет выявить особенности процесса формирования правосознания личности путем изучения особенностей формирования доверия к праву как элемента правового сознания и поведения личности. «Доверие к праву стимулирует человека совершать рискованные и затратные поступки и предполагает при этом их признание и поддержку со стороны власти, которая в свою очередь никак не влияет на этот поступок человека» (Полянина А.К., 2012). Соответственно, доверие к праву является одним из факторов, определяющих возможность поиска выхода из трудной жизненной ситуации. Изучение вариантов выбора ответа на вопрос № 4 позволяет выявить особенности проявления этого феномена. Результаты исследования показали, что 81 человек (51,6%) выбрали вариант «В» – «советуюсь с друзьями и близкими как поступить». Очевидным является тот факт, что и здесь доверие к родным и друзьям определяет выбор варианта поведения либо способа решения существующей проблемы, тем самым подтверждая отмеченную ранее характеристику процесса формирования правосознания у подростков – ведущую роль в этом процессе играет доверие близким людям. Доверие к государственным и общественным организациям, определяемое выбором ответа «С» - «обращаюсь за помощью в государственные или общественные организации (полиция, школа и т.д.)», проявил 21 подросток (13,4%). Вероятно, на выбор данного варианта ответа повлияло лояльное отношение конкретных подростков к государственным и общественным структурам и их действиям, вера в разумность и обоснованность большинства существующих в обществе правовых норм и законов, что является неотъемлемым условием формирования правосознания личности и основой ее правового поведения.

Анализируя результаты исследования также нельзя не отметить значительное количество ответов «никому» на вопрос о сообщении информации о своем проступке (25 человек - 16% от общего числа испытуемых), а также большое число выборов варианта «А» - ищу выход самостоятельно ни на кого не надеясь при ответе на вопрос о способах действий в сложной или опасной ситуации – 48 испытуемых (30,6%). Выбор этих вариантов ответов свидетельствует об отсутствии либо очень низкой степени доверия к социальному миру у подростка. В рамках нашего исследования выбор подобного варианта ответа позволяет утверждать, что у индивида, сделавшего подобный выбор, присутствуют явные или потенциальные деформации в формировании правосознания, а сам подросток может проявлять склонность к девиантному поведению. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, анализируя психологические особенности подростков, совершивших правонарушения: «Изучение подростков, направленных в специальную школу, показывает, что их характеризует полная потеря доверия к окружающим, прежде всего ко взрослым, к воспитателям, к их словам и поступкам…Наряду с недоверием к взрослым, у подростков явно выражено и отсутствие доверия к товарищам…» (Фельдштейн Д.И., 2002, С. 263). Таким образом, отсутствие доверия к социальному миру у подростка является характеристикой очевидной деформации правосознания и может служить достаточным основанием для обращения особого внимания на поведение этого индивида со стороны психологов и педагогов в связи с возможной склонностью данного подростка к совершению правонарушений.


Резюмируя содержание проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Процесс формирования правосознания в подростковом возрасте строится на основании степени выраженности у индивида доверия к социальному миру.
  2. Ведущую роль в формировании правосознания личности в подростковом возрасте играют проявления доверия к родителям и друзьям-сверстникам.
  3. Низкая степень доверия к социальному миру у подростка свидетельствует о деформации характеристик правосознания личности и о возможной склонности к девиантному поведению.

Выводы, сделанные по результатам проведенного исследования, позволяют утверждать, что доверие к социальному миру является одним из ведущих факторов формирования правосознания личности в подростковом возрасте, создающим предпосылки для социального развития индивида как представителя гражданского общества.

Литература

  1. Голубь О.В. Доверие к себе как феномен субъектности [Текст]/ О.В. Голубь //Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции в двух томах. Т 1. – Волгоград, 2004. – С. 573-578.
  2. Демяненко А.Н. Доверие как мотив правового поведения [Текст]/ А.Н. Демяненко // Мировой судья. - 2010 - № 3. – С. 5-9.
  3. Достовалов С.Г. Личностные проявления недоверия к социальному миру у подростков с Интернет-зависимостью [Текст]/ С.Г. Достовалов // Проблемы психического здоровья молодежи в ХХI веке: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2003. – С. 64-67.
  4. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений личности [Текст]/ С.Г. Достовалов //Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Четвертой Всероссийской Internet-конференции 7-9 июня 2005 г. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005 – С 28-34.
  5. Ильин И.А. О сущности правосознания [Текст]/ И.А. Ильин. - М.: Рарог., 1993. – 235 с.
  6. Катышева Е.Н. Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин [Текст]/ Е.Н. Катышева // Человек и образование – 2009. –№ 4 (21). - С. 71-74.
  7. Кокотов А.Н. Доверие и сущность российского права [Текст] / А.Н. Кокотов // Бизнес, менеджмент и право – 2003. - № 4. - С. 116-121.
  8. Полянина А.К Доверие к праву у студентов, обучающихся по юридическим специальностям [Текст]/ А.К. Полянина //Право и образование. – 2012. - № 1. – С.26-30.
  9. Скрипкина Т.П. Философско-психологическая концепция доверия как социально-психологического явления [Текст]/ Т.П. Скрипкина // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. – Ростов н/Д., 2006. – С. 15 – 39.
  10. Солдатова Г.У. Изучение социального и межличностного доверия в различных регионах страны [Текст]/ Г.У. Солдатова // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. – Ростов н/Д., 2006. – С. 54 – 70.
  11. Схопчик О.Э. Формирование правосознания подростка в процессе индивидуальных бесед [Текст]/ О.Э. Схопчик //Психологический Журнал. – 2009. - №4. - С. 131-136.
  12. Федотова В.О. Влияние семейного воспитания на формирование правосознания несовершеннолетних нарушителей [Текст]/ В.О. Федотова //Общество и право – 2009. - № 2. - С. 256-259.
  13. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей [Текст] / Д.И. Фельдштейн //Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – Москва-Воронеж, 2002. – С. 249-265.

Информация об авторах

Достовалов Сергей Григорьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета, Курган, Россия, e-mail: dsg@kgsu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8454
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 1664
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1