Включен в Web of Science СС (ESCI)
Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Граффити: субкультура или вандализм 2303Курбатова Т.Н. Васильева Р.С. АннотацияВ статье рассматривается феномен современного граффити с точки зрения субкультуры и вандализма. Обозначаются границы между понятиями «вандализм» в культурологическом и юридическом дискурсе. Изучение научных источников и метод включенного наблюдения позволили предложить собственное определение граффити. Особое внимание уделяется психологическому портрету создателей граффити на основе эмпирических данных, впервые полученных в нашей стране. В исследовании сравниваются группы молодых людей, занимающихся граффити, и санкционированным изобразительным искусством. В результате исследования были выявлены психологические особенности авторов граффити, выделены основные факторы, удерживающие молодых людей в субкультуре. Сама субкультура граффити рассматривается не в качестве криминального сообщества, а как коммуникативное поле, внутри которого молодые люди решают возрастные задачи. Исходя из этого предложены меры наказания для авторов граффити с учетом их психологических особенностей. Ключевые слова: вандализм, граффити, девиантное поведение, психологические особенности личности Рубрика: Психология девиантного и криминального поведения Тип: научная статья Фрагмент статьи
Граффити – явление, ставшее привычным для глаз жителей не только мегаполисов, но и небольших населенных пунктов. Рост популярности субкультуры выражается не только в увеличении количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и в растущем внимании ученых, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Западные специалисты все чаще рассматривают граффити как вид уличного искусства, исследуя продукты творчества райтеров, которые несут в себе художественную ценность (включающую в себя высокую технику исполнения, необычный замысел, часто некий посыл к обществу). При этом игнорируется огромное количество граффити, не имеющих вышеперечисленных свойств, являющихся скорее актами вандализма. В отечественной практике, несмотря на коммерческую востребованность и частичное поощрение, граффити попадает под ст. 214 (вандализм), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории культуры) УК РФ. Любое граффити рассматривается исключительно как противоправное деяние без учета целей и мотивов, как проявление вандализма, что и характерно для большинства психологических исследований. <...> Литература
Статьи по теме
Путинцева Н.В., Власова Н. В. Валевич А.А., Куприянова Е.А., Тюмина Н.С., Чернушевич В.А. Юридическая психология | Москвитина М.М., Бовин Б.Г. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|