Луковцева З.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3033-498X e-mail: sverchokk@list.ru
Кулажина Д.Р. Координатор образовательных программ Школы Антикризисного Реагирования при НОУ ВПО «Институт психологии и педагогики», Москва, Россия e-mail: dzhamilia.k@yandex.ru
Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними рассмотрена через призму представлений о динамике данного явления и структуре его психологических последствий. Авторами статьи сопоставлены различные подходы к классификации последствий жестокого обращения и превентивных мер, предложена трехступенчатая система профилактической работы. Первичная профилактика представлена как предупреждение всех видов насилия и пренебрежения нуждами ребенка; при этом особое внимание уделено проблеме критериев отнесения семьи к группе особого внимания. Вторичную профилактику авторы адресуют семьям, в которых зафиксированы отдельные проявления жестокого обращения. Наконец, меры третичной профилактики рекомендуется использовать в наиболее опасных случаях, когда ставится под сомнение возможность дальнейшего пребывания ребенка в семье. Подчеркивается значимость совершенствования существующих форм и методов диагностической работы с ребенком и взрослыми членами семьи в случаях возможного или зафиксированного жестокого обращения.
Современное состояние обсуждаемой проблемы характеризуется
нечеткостью критериев идентификации и оценки последствий жестокого обращения,
несовершенством межведомственного взаимодействия в процессе оказания помощи
детям и информационно-аналитического обеспечения соответствующей деятельности.
Сохраняет остроту и вопрос формирования адекватных компетенций у представителей
профессионального сообщества. Среди обозначенных проблем, каждая из которых
заслуживает самостоятельного обсуждения, особую тревогу вызывает проблема
профилактики жестокого обращения. Опишем его психологические последствия,
понимание которых важно для успешного планирования и осуществления превентивной
работы.
<...>
Литература
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.
Причины. Последствия. Помощь. 2-е изд. М.: 2010. 272 с.
Аль-Одайни М. Клинико-психологические аспекты переживания насилия
женщиной в традиционной арабской семье: дис… канд. психол. наук. СПб: 2009.
124 с.
Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.
Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое
пособие. Ставрополь.: 2003. 163 с.
Бадиазман Э. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки
у школьников с нарушениями в психическом развитии: на материале семей России и
бедуинского сектора Израиля: дис… канд. психол. наук. СПб.: 2006. 176 с.
Боголюбова О.Н. Субъективная картина будущего и дезадаптация у
людей, переживших насилие в детстве: дис… канд. психол. наук. СПб.: 2006. 221
с.
Бородатая М.Н., Осипова И.И., Злоказова М.В.
Социально-психологическая помощь детям – жертвам семейного насилия. Сборник
научно-методических материалов. / Под общей ред. Н.Н. Ершовой. М.: 2005. 124
с.
Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. М.: 2009. 480 с.
Войнова Е.Ю. Психогенные факторы нарушения здоровья у старших
дошкольников: дис… канд. психол. наук. СПб.: 2009. 177 с.
Волкова Е.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления
случаев насилия над детьми. / Национальный психологический журнал. 2007. №
1(2). С. 44-47.
Гаямова С.Ю. Особенности самосознания подростков, подвергающихся
жестокому обращению в семье: Дисс. …канд. психол. наук. М.: 2012. 200 с.
Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические корреляты
устойчивого противоправного поведения подростков: дис… докт. психол. наук.
СПб.: 1998. 391 с.
Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком.
Диагностика. Помощь. Предупреждение. М.: 2012. 184 с.
Грошева Е.В. Отношение родителей к психическому расстройству у
ребенка: дис… канд. психол. наук. Томск: 2009. 235 с.
Дозорцева Е.Г. Соматическая психотерапия травмы у девиантных
девочек-подростков // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С.
81-91.
Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам
насилия. М.: 2006. 112 с.
Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга /
Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. Н. Новгород:
2004. 165 с.
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия
насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: 2003. 248 с.
Зырина А.И., Индейкина Т.Л. Предотвращение жестокого обращения с
детьми в семье. Пермь: 2009. 108 с.
Иванова А.А. Психологические особенности подростков с
донозологическим уровнем пограничных психических состояний и их коррекция: дис…
канд. психол. наук. Томск: 2008. 235 с.
Ильина С.В. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная
организация при расстройствах личности: дис… канд. психол. наук. М.: 2000. 241
с.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс: психосоматические и
соматопсихические расстройства у детей и подростков. СПб.: 2005. 400 с.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей).
М.: 1979. 608 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте:
Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных
заведений. М.: 2003. 144 с.
Лозовая Т.В. Семейные факторы риска употребления алкоголя
подростками и программа его первичной профилактики: дис… канд. мед. наук. СПб:
2010. 197 с.
Локтионова А.В. Страдание детей от насилия в семье и принципы
психотерапевтической помощи // Московский психотерапевтический журнал. 2002.
№4. С. 90-105.
Лохматкина Н.В. Психологические характеристики семейного насилия у
женщин, обращающихся за медицинской помощью в учреждения общей врачебной
практики: дис… канд. мед. наук. СПб.: 2010. 246 с.
Марголина И.А. Психический дизонтогенез у детей из условий
хронического внутрисемейного физического насилия: Автореф. канд. дисс. М.:
2006. 24 с.
Мирсагатова М.Н. Система межведомственного взаимодействия при
выявлении детей «группы риска» и реабилитации детей, пострадавших от насилия //
Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей,
пострадавших от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.И.
Абубикировой, А.А. Каревой, Е.А. Потаповой. М.: 2003. С. 155-172.
Мотовилин О.Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в
условиях семьи и интерната: дис… канд. психол. наук. М.: 2001. 188 с.
Никольская И.М. Роль психологической защиты в оказании кризисной
психологической помощи детям [Электронный ресурс] // Медицинская психология в
России. 2012. №5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения:
21.07.2013).
Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации
депривационных нарушений у детей-сирот: дис… канд. психол. наук. М.: 2002. 281
с.
Пономарев М.С. Социальная компетентность у подростков с
дезадаптивным поведением: дис… канд. психол. наук. М.: 2006. 131 с.
Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье: методические
рекомендации. Сургут: 2012. 62 с.
Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой.
СПб.: 2008. 240 с.
Райкус Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп
риска: практическое пособие: в 4 т. Т. III. Развитие и благополучие детей / Дж.
Райкус, Р. Хьюз. М.: 2009. 288 с.
Реадаптация детей группы риска: методическое пособие. Челябинск: 2010. 150
с.
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность,
причины, социально-правовая защита. М.: 1993. 27 с.
Сафуанов Ф.С. Проблема семейного насилия в отношении детей //
Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей,
пострадавших от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.И.
Абубикировой, А.А. Каревой, Е.А. Потаповой. М.: 2003. С. 7-20.
Скугаревская Е.И. Клиническая психиатрия. Детский возраст. Учебное
пособие. Мн.: 2006. 463 с.
Смирнова М.И. Семейная психологическая коррекция детей и подростков
с расстройствами поведения: дис… канд. психол. наук. СПб.: 2005. 204 с.
Тарасевич Е.В. Последствия насилия над детьми (профилактика и
лечение). Мн.: 1999. 22 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи:
Книга для педагогов и родителей. М.: 2003. 272 с.
Чернышова Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в
приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: дис… канд. психол.
наук. Самара: 178 с.