Психология и право
2016. Том 6. № 2. С. 128–141
doi:10.17759/psylaw.2016060210
ISSN: 2222-5196 (online)
Индивидуально-психологические особенности личности сотрудников правоохранительных органов, осужденных за совершение преступлений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, профессиональный психологический отбор, ценности личности
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060210
Для цитаты: Лютых В.А., Коноплева И.Н. Индивидуально-психологические особенности личности сотрудников правоохранительных органов, осужденных за совершение преступлений [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 128–141. DOI: 10.17759/psylaw.2016060210
Полный текст
В настоящее время в МВД России принимаются различные меры по улучшению состояния служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел. Однако число преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, продолжает оставаться значительным. Таким образом, существует задача, заключающаяся в выработке и применении эффективных мер по профилактике преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел и раннему выявлению среди сотрудников (а также кандидатов на службу в органы внутренних дел) лиц, склонных к совершению преступлений. Важная роль в решении этой задачи принадлежит системе профессионального психологического отбора [Борисова, 2002; Коноплева, 2010; Лютых, 2014; Пиняева, 1998].
С целью определения индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение умышленных преступлений, проведено эмпирическое исследование.
Предметом исследования явились индивидуально-психологические особенности личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение умышленных преступлений, связанные с ценностными ориентациями и типологическими характеристиками.
Была выдвинута гипотеза о том, что ведущее отличие индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение умышленных преступлений, от индивидуально-психологических особенностей правопослушных сотрудников органов внутренних дел состоит в различии главных ценностей личности, принятых человеком в качестве главных мотивов деятельности, а также в структуре и иерархии данных ценностей.
Выборку исследования составили материалы психодиагностического обследования (обследованные – мужчины, 18–46 лет, 90 человек). Материалы диагностики были распределены на 3 группы. В группу № 1 вошли материалы психодиагностического обследования сотрудников органов внутренних дел (подразделений Главного управления МВД России по городу Москве), осужденных за совершение умышленных преступлений в период с 2012 по 2013 гг. (30 человек). Указанные материалы были собраны до совершения сотрудниками преступлений (или выявления фактов совершения преступлений) в ходе плановых обследований в период с 2011 по 2013 гг.
В группу № 2 (основная группа сравнения) вошли материалы психодиагностического обследования сотрудников органов внутренних дел, не совершавших преступлений (30 человек). Данные материалы были собраны в ходе плановых обследований в период с 2011 по 2014 гг.
В группу № 3 (дополнительная группа сравнения) вошли материалы психодиагностического обследования лиц, поступавших на службу в органы внутренних дел и на момент обследования не являвшихся сотрудниками органов внутренних дел (30 человек). Указанные материалы были собраны в ходе предварительного психодиагностического обследования кандидатов при поступлении на службу в ОВД в период с 2009 по 2014 гг. (30 человек).
В ходе исследования использовались следующие методики: а) личностный опросник MMPI (в интерпретации Ф.Б. Березина) [Березин, 2011]; б) полупроективная методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви [Практическая психодиагностика. Методики, 2005]; в) методика самооценки Т.В. Дембо–С.Я. Рубинштейн [Рубинштейн, 2007].
Полученные данные подвергались статистическому анализу с использованием:
-
критерия Хи-квадрат (вариант, предназначенный для сравнения двух эмпирических распределений);
-
критерия U Вилкоксона–Манна–Уитни (для обработки результатов MMPI).
Для статистической обработки данных использовалась компьютерная программа SPSS Statistics 17.0 (выпуск 17.0.0).
Результаты (Т-баллы) по личностному опроснику MMPI были сведены в таблицы отдельно по каждой группе, затем:
1) по каждому испытуемому были выделены две ведущие шкалы и произведено попарное сравнение всех эмпирических распределений;
2) в группах № 1 и № 2 были выведены средние профили по всем клиническим шкалам, которые сравнивались между собой;
3) в группах № 1 и № 2 проведено сравнение результатов (Т-баллов) по каждой клинической шкале.
Анализ результатов методики «Незаконченные предложения» производился двумя способами.
Способ № 1. В каждой группе были выделено 15 сфер отношений. Далее производилась количественная оценка вариантов завершения предложений, в ходе которой в каждом случае выявления проблемы присваивался 1 балл. Затем баллы по каждой из 15 сфер по каждому обследуемому суммировались. После этого суммированные результаты всех эмпирических распределений попарно сравнивались между собой.
Способ № 2. Была выделена группа предложений, объединенных понятием «Нереализованные возможности», в которую входят 4 предложения: № 3 («Я всегда хотел…»), № 18 («Я мог бы быть очень счастливым, если бы …»), № 33 («Моим скрытым желанием в жизни…») и № 48 («Больше всего я хотел бы в жизни…»). Анализ содержания ответов на данные предложения в группах № 1–3 показал, что обследуемые фактически формулируют различного рода ценности, которые они хотели бы обрести (получить, добиться, и т. п.). Были выделены смысловые единицы содержания ответов и произведен замер частоты упоминания данных смысловых единиц. Затем суммированные результаты всех эмпирических распределений попарно сравнивались между собой.
Всего было выделено 11 смысловых единиц: «материальные ценности» («машина», «квартира», «богатство», «деньги» и т. п.), «семейные ценности» («дети», «семья» и т. п.), «профессиональные ценности» («работать», «расследовать» и т. п.), «карьерные ценности» («стать руководителем», «получить чин генерала» и т. п.), «духовные ценности» («заниматься искусством», «посещать разные страны» и т. п.), «ценности взаимоотношений» («любовь», «общение» и т. п.), «самореализация» («реализовать свои возможности» и т. п.), «избавление от проблемы» («стать более общительным» и т. п.), «здоровье» («здоровья близким», «дожить до старости» и т. п.), «генерализованные» («добро», «счастье» и т. п.), «неопределенные» («чего-то», «чтобы все было» и т. п.).
Анализ результатов шкал самооценки Т.В. Дембо–С.Я. Рубинштейн производился по высоте (пониженная, нормальная, повышенная, чрезмерно высокая) и по выраженности шкал с наименьшей актуальной самооценкой. После этого суммированные результаты эмпирических распределений попарно сравнивались между собой.
Описание результатов исследования
1. Анализ результатов MMPI.
Как показано в табл. 1 и на рис. 1, наиболее часто в группе № 1 ведущими шкалами являются шкалы № 9 и № 4 (подавляющее большинство – до 70 Т-баллов). Согласно интерпретации данной методики, умеренное повышение профиля по шкале № 9 говорит об оптимистичности, общительности, повышенной энергичности, способности к высокой активности, чувстве благополучия, физической и психической продуктивности, непринужденности в общении [1, с. 123].
Пик по шкале № 4 указывает на пренебрежение к принятым общественным нормам, моральным ценностям. Поведение может быть плохо предсказуемо. Возникающие побуждения реализуются непосредственно, прогнозирование недостаточно. В межличностных отношениях проявляется поверхностность и нестойкость контактов [Березин, 2011, с. 86].
Сочетание пиков по шкалам № 9 и № 4 может представлять опасность с точки зрения совершения асоциальных поступков «от скуки», постоянное влечение к внешне возбуждающей ситуации [Березин, 2011, с. 128].
При этом указанные шкалы являются ведущими не только в группе № 1, но и в группах № 2 и № 3. Сравнение частотности ведущих шкал по MMPI показало, что статистически значимая разница между группами № 1 и № 2, № 1 и № 3, № 2 и № 3 по данному параметру отсутствует.
Таблица 1
Частота ведущих шкал по MMPI
№ шкалы |
Группа № 1 |
Группа № 2 |
Группа № 3 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
0 |
4 |
8 |
12 |
6 |
5 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
2 |
8 |
1 |
1 |
0 |
9 |
15 |
6 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рис. 1. Частота ведущих шкал по MMPI
Сравнение средних профилей MMPI по группам № 1 и № 2 показало следующее:
Таблица 2
Средние профили MMPI по группам № 1 и № 2
№ групп |
№ шкал по MMPI |
|||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
Группа № 1 |
51.6 |
54,6 |
51,8 |
58 |
46,8 |
46,4 |
51,5 |
52,9 |
58,3 |
46,8 |
Группа № 2 |
55,8 |
55,7 |
56,3 |
60,8 |
50,4 |
49,2 |
51,6 |
56,4 |
56,5 |
45,9 |
Ведущие шкалы по средним профилям: группа № 1: 9, 4, 2, 8; группа № 2: 4, 9, 8, 3 |
В соответствии с интерпретацией [Березин, 2011] указанных в таблице 2 сочетаний, средние профили групп № 1 и № 2 характеризуются следующими особенностями.
1. Группа № 1. Отмечается выраженное влечение к внешней возбуждающей ситуации. Отсутствие такого рода ситуаций может приводить к совершению асоциальных, опасных действий. Высокая активность сочетается с ощущением угрозы, беспокойством по поводу непризнания своей значимости. Проявляются затруднения в социальной адаптации, тенденция к тревоге, связанной с неспособностью строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами. Затруднено усвоение негативного опыта.
2. Группа № 2. Склонность к авантюризму. Тенденции к асоциальному поведению могут свободно находить выход в непосредственных поступках. Однако ориентация на внешнюю оценку препятствует прямому асоциальному поведению. Асоциальные тенденции осуществляются социально приемлемым способом.
Сравнение результатов (Т-баллов) по каждой из клинических шкал по всем испытуемым в группах № 1 (n=30) и № 2 (n=30) показало наличие статистически значимых (р ≤ 0,05) различий по шкалам № 1, 3 и 8 (табл. 3).
Таблица 3
Результаты статистической обработки результатов (Т-баллов) по клиническим шкалам № 1, 3 и 8 в группах № 1 и № 2 (критерий U Вилкоксона–Манна–Уитни)
1-я шкала |
||
№ групп |
Средний ранг |
р = 0,018 |
Группа № 1 |
25,17 |
|
Группа № 2 |
35,83 |
|
3-я шкала |
||
№ групп |
Средний ранг |
р = 0,013 |
Группа № 1 |
24,93 |
|
Группа № 2 |
36,07 |
|
8-я шкала |
||
№ групп |
Средний ранг |
р = 0,048 |
Группа № 1 |
26,07 |
|
Группа № 2 |
34,93 |
Таким образом, сотрудники, совершившие преступления, как и правопослушные сотрудники, отличаются оптимистичностью, повышенной энергичностью, способностью к высокой активности, сочетающимися с пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным ценностям, склонности к непосредственной реализации побуждений. Однако правопослушные сотрудники за счет сравнительно более выраженной ориентации на внешнюю оценку склонны осуществлять асоциальные тенденции социально приемлемым способом. Данное обстоятельство может указывать на то, что в силу профессионального содержания деятельности, ее субъективной оценки, а также в целом особенностей кадровой ситуации на службу в органы внутренних дел приходит значительная доля людей, имеющих сходные, описанные выше индивидуально-психологические особенности. Однако для тех сотрудников, которые впоследствии совершили преступления, в большей степени характерно отсутствие (или недостаточность) факторов, сдерживающих асоциальные тенденции.
2. Анализ результатов по методике «Незаконченные предложения».
Табл. 4 и рис. 2 показывают, что группа № отличается от групп № 2 и № 3 выраженностью дисгармонии в различных сферах (выше общий балл, обозначающий наличие проблем). Наиболее дисгармоничными у группы № 1 в сравнении с группой № 2 являются такие сферы, как «отношение к себе» и «отношение к своему прошлому». Однако, статистически значимые различия между группами № 1 и № 2, № 1 и № 3 отсутствуют.
Таблица 4
Выраженность (в баллах) дисгармонии в различных сферах по результатам методики «Незаконченные предложения»
п/п |
Наименование сферы |
Группа № 1 |
Группа № 2 |
Группа № 3 |
1 |
Отношение к отцу |
25 |
30 |
7 |
2 |
Отношение к себе |
21 |
11 |
14 |
3 |
Нереализованные возможности |
12 |
11 |
5 |
4 |
Отношение к подчиненным |
5 |
2 |
1 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
5 |
6 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
7 |
5 |
10 |
7 |
Страхи и опасения |
19 |
21 |
21 |
8 |
Отношение к друзьям |
2 |
1 |
1 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
11 |
4 |
10 |
10 |
Отношение к женщинам |
11 |
10 |
13 |
11 |
Сексуальные отношения |
7 |
10 |
9 |
12 |
Отношение к семье |
6 |
5 |
3 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
2 |
3 |
0 |
14 |
Отношение к матери |
4 |
2 |
4 |
15 |
Чувство вины |
14 |
12 |
12 |
СУММА |
151 |
132 |
116 |
Рис. 2. Результаты методики «Незаконченные предложения» (проблемные сферы)
Таким образом, для сотрудников, совершивших преступления, характерно более выраженное субъективное восприятие различных жизненных сфер как проблемных. Наиболее проблемными являются сферы, имеющие непосредственное отношение к личности обследуемых – удовлетворенность собой и своим прошлым. Это может указывать на большую личностную дисгармонию у сотрудников-правонарушителей по сравнению с правопослушными сотрудниками, обусловленную различного рода обстоятельствами.
Рассматривая частоту упоминания выделенных смысловых единиц при выполнении методики «Незаконченных предложений» (табл. 5) можно выделить следующую условную «структуру ценностей»:
а) у группы № 1 на первом месте – «семейные» («дети» и т. п.) и «генерализованные ценности» («добро» и т. п.), на втором месте – «материальные ценности» («машина», «богатство», «деньги» и т. п.), на третьем месте – «профессиональные ценности» («работать», «расследовать», «раскрывать» и т. п.);
б) у группы № 2 на первом месте – «семейные», на втором месте – «генерализованные», на третьем месте – «профессиональные ценности»;
в) у группы № 3 на первом месте – «неопределенные» («чего-то», и т. п.), на втором месте – «профессиональные» и «генерализованные ценности», на третьем месте – «семейные ценности».
Можно также отметить, что в группе № 1 чаще, чем в других группах, упоминаются «материальные ценности», а также менее, чем в других, упоминаются «духовные ценности» («заниматься искусством» и т. п.).
В результате сравнения частот упоминания выделенных смысловых единиц выявлены статистически значимые различия между группами № 1 и № 2 (р ≤ 0,05).
Таблица 5
Частота упоминания смысловых единиц, выделенных при анализе группы предложений «Нереализованные возможности»
п/п |
Содержание |
Группа № 1 |
Группа № 2 |
Группа № 3 |
1 |
Материальные ценности |
14 |
3 |
8 |
2 |
Семейные ценности |
19 |
24 |
12 |
3 |
Профессиональные ценности |
11 |
14 |
18 |
4 |
Карьерные ценности |
5 |
7 |
3 |
5 |
Духовные ценности |
2 |
7 |
8 |
6 |
Ценности взаимоотношений |
3 |
4 |
2 |
7 |
Самореализация |
4 |
5 |
2 |
8 |
Избавление от проблемы |
3 |
9 |
4 |
9 |
Здоровье |
0 |
6 |
4 |
10 |
Генерализованые |
19 |
15 |
18 |
11 |
Неопределенные |
6 |
6 |
22 |
Представляется возможным допущение о том, что смысловые единицы, выделенные при анализе группы предложений «Нереализованные возможности», могут быть в определенной степени соотнесены с личностными ценностями испытуемых.
Исходя из вышеуказанного допущения, можно предположить, что у лиц, входящих в группу № 1 (сотрудники-правонарушители), в отличие от групп № 2 и № 3, материальные ценности занимают одно из первых мест по значимости и являются одним из главных мотивов их деятельности. Социально одобряемые формы поведения в ситуации преобладания такого рода мотивов у людей, не являющихся сотрудниками ОВД, могут выражаться (в частности) в предприимчивости, совмещении разного рода профессиональной деятельности, высокой финансовой активности и т. п. Однако для сотрудников ОВД такого рода деятельность прямо запрещена, и законное достижение материального благополучия ограничивается для них лишь получением официальной заработной платы и социальным обеспечением. Таким образом, возникает определенное противоречие, которое может разрешаться, в частности, за счет совершения этими сотрудниками должностных нарушений и уголовно наказуемых деяний.
3. Анализ результатов по методике Дембо–Рубинштейн.
Рассматривая частоты равномерных самооценок можно отметить, что группа № 1 незначительно отличается от групп № 2 и 3 меньшим количеством повышенных самооценок, большим количеством пониженных и чрезмерно высоких (табл. 7). Таким образом, в группе № 1 несколько в большей степени, чем в других группах, проявляются крайние положения самооценки.
В частотах неравномерных самооценок группа № 1 несколько отличается от групп № 2 и 3 наиболее низкими результатами оценок по шкалам «Характер» и «Счастье».
Однако, статистически значимые различия между группами № 1 и № 2, № 1 и № 3, № 2 и № 3 отсутствуют.
Таблица 6
Частоты результатов по методикеДембо–Рубинштейн
Характеристика |
Группа № 1 |
Группа № 2 |
Группа № 3 |
||
Равномерная самооценка |
Чрезмерно высокая |
2 |
0 |
2 |
|
Повышенная |
6 |
10 |
13 |
||
Нормальная |
2 |
1 |
3 |
||
Пониженная |
2 |
1 |
0 |
||
Неравномерная самооценка |
Шкала с наиболее низкими результатами |
Здоровье |
0 |
2 |
1 |
Ум |
2 |
5 |
6 |
||
Характер |
7 |
6 |
2 |
||
Счастье |
5 |
2 |
1 |
||
Оптимизм |
0 |
2 |
0 |
||
Уверенность в себе |
0 |
0 |
2 |
Полученные результаты могут указывать на то, что самооценка сотрудников-правонарушителей отличается несколько меньшей адекватностью. В случае ее устойчиво завышенного положения это выражается в нереалистичности самооценки, сниженной критичности, недостаточной личностной зрелости. При другом крайнем варианте – устойчиво заниженном положении – наблюдаются чрезмерная критичность, неудовлетворенность собой.
Кроме того сотрудники-правонарушители в сравнении с группами № 2 и № 3 субъективно ощущают себя наименее счастливыми. Их самовосприятие отличается меньшей удовлетворенностью собой, своими поступками и личностными особенностями. Похожие особенности выявлены по описанным выше результатам выполнения методики «Незаконченные предложения».
Выводы
1. Проведенное эмпирическое исследование показало, что существуют некоторые отличия между индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение умышленных преступлений, и индивидуально-психологическими особенностями правопослушных сотрудников, а также правопослушных лиц, не являющихся сотрудниками, а именно:
1.1. Более выражена дисгармония в различных сферах жизни (выявлено по результатам выполнения методик «Незаконченные предложения», Дембо–Рубинштейн), особенно в таких сферах, как «отношение к себе» и «отношение к своему прошлому».
1.2. Несколько большая выраженность пониженной, либо наоборот, чрезмерно высокой самооценки, а также самые низкие результаты оценок по шкалам «Характер» и «Счастье» (по методике Дембо–Рубинштейн).
В целом сопоставление вышеописанных результатов указывает на то, что сотрудники, совершившие преступления, субъективно ощущают себя менее счастливыми, их самовосприятие отличается меньшей удовлетворенностью собой, своими поступками и личностными особенностями.
Однако, указанные в пунктах 1.1. и 1.2. различия не достигают уровня статистической значимости.
2. Исходя из допущения о соотносимости выделенных смысловых единиц (по методике «Незаконченные предложения») с личностными ценностями испытуемых, отмечается различие содержания и структуры личностных ценностей, в частности: в группе № 1 чаще, чем в группах сравнения, упоминаются «материальные ценности», а также менее часто упоминаются «духовные ценности». Кроме того, в структуре ценностей в группе № 1 «материальные ценности» находятся на втором месте (по частоте упоминания), при том, что в группе № 2 материальные ценности располагаются на последнем (одиннадцатом) месте, в группе № 3 – на четвертом месте. Таким образом, у сотрудников, совершивших преступления, материальные ценности занимают одно из первых мест по значимости и являются одним из главных мотивов их деятельности.
3. Сравнение профилей MMPI в группах № 1 и № 2 показало, что они в целом схожи по ведущим шкалам (преобладают шкалы 9-я и 4-я) и их высоте. Однако при этом правопослушным сотрудникам в отличие от сотрудников-правонарушителей в большей степени присуща ориентация на внешнюю оценку (что определяется сравнительно большей выраженностью 3-й шкалы), которая может препятствовать прямому асоциальному поведению. Кроме того, правопослушных сотрудников отличают несколько большая выраженность ипохондрических тенденций (1-я шкала), что в целом снижает риск асоциального поведения.
Указанные в пунктах 2 и 3 различия являются статистически значимыми (р ≤ 0,05).
4. Гипотеза о том, что ведущее отличие индивидуально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение умышленных преступлений, от индивидуально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, не совершавших преступления, состоит в различии главных ценностей личности, принятых человеком в качестве главных мотивов деятельности, а также в структуре и иерархии данных ценностей, в результате проведенного исследования нашла частичное подтверждение.
5. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют дать следующие рекомендации практическим психологам по выявлению психологических особенностей личности, характерных для сотрудников органов внутренних дел, совершивших умышленные преступления.
5.1. В ходе психодиагностических мероприятий рекомендуется целенаправленно выявлять содержание и структуру ценностей личности, используя в этих целях как специальные методики (например, тест Рокича), так и иные методики исследования личности (в частности, «Незаконченные предложения»), а также такие методы, как наблюдение и беседа.
5.2. Рассматривая результаты выполнения личностных опросников (MMPI), при выявлении тенденций к пренебрежению социальными нормами рекомендуется обращать внимание на обнаружение наличия либо отсутствия тенденций, сдерживающих асоциальное поведение, что в совокупности с другими данными может быть использовано в построении прогноза поведения.
5.3. Представляется продуктивным проведение целенаправленного анализа архивных материалов психодиагностических исследований действующих сотрудников органов внутренних дел, поскольку такой подход имеет ряд преимуществ, а именно:
-
в связи с наличием психодиагностических материалов на сотрудников нет необходимости в проведении дополнительных психодиагностических мероприятий (при наличии в материалах результатов соответствующих методик), что повышает экономичность и снижает трудоемкость решения поставленной задачи;
-
в результате данного анализа можно получить ограниченный круг лиц (условную «группу риска»), с которыми могут быть проведены углубленные психодиагностические, профилактические и иные мероприятия.
5.4. Необходимо помнить, что само по себе наличие характерных ценностей и их структуры может иметь только ориентировочное значение и не говорит об «обязательности» и «неотвратимости» совершения данным сотрудником преступления (в прошлом или будущем), поскольку на конкретное преступное поведение может влиять значительное число как внешних (ситуативных), так и внутренних (личностных) факторов и их многообразных сочетаний.
Литература
- Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). 3-е изд. испр. и доп. М.: Консультант плюс – новые технологии, 2011. 320 с.
- Борисова С.Е. В условиях риска, или «Выгорание» по-милицейски // Служба кадров. 2002. № 7. С. 84–87.
- Коноплева И.Н., Калягин Ю.С. Формирование правосознания и личности юриста в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 25–28.
- Лютых В.А., Коноплева И.Н. Психологические и криминологические аспекты преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. – С. 86–101. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72730.shtml (дата обращения: 21.02.2016).
- Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С. 25–29.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2005. 672 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. – М.: Апрель-Пресс. Психотерапия, 2007. 224 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5113
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 842
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0