Введение
В условиях напряженной современной политической обстановки, существующей угрозы национальной безопасности государства, сохраняющейся угрозы совершения террористических актов на всей территории нашей страны, деятельности деструктивных сил, сопровождающейся нарушениями общественного порядка и безопасности, весьма социально значимой становится роль профессионализма военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении ими своих задач. Сущность профессиональной деятельности войск национальной гвардии предъявляет к личности каждого военнослужащего, сотрудника значительные требования. Развитость личностных качеств и свойств существенно влияет на качество осуществляемой ими деятельности, а необходимость такого развития обуславливает характер существующей системы профессионального отбора кадров для службы в этих войсках.
В войсках национальной гвардии процесс установления уровня соответствия (несоответствия) человека требованиям профессии осуществляется посредством реализации мероприятий профессионального отбора, в структуре которого содержится: социальный, медицинский (проведение военно-врачебной экспертизы), профессиональный психологический и образовательный (изучение общей и профессиональной подготовленности) отборы, а также оценка физической подготовленности [47]. В процессе психологического отбора проводится комплекс мероприятий по определению категорий профессиональной пригодности кандидатов, что характерно не только для войск национальной гвардии, но и для других государственных органов, где предусмотрена военная или иная служба [9].
Являясь одним из важных социальных институтов государства — военизированной (военной) организацией, войска национальной гвардии имеют свою организационную и социальную структуру и определенные условия развития личности в профессиональной деятельности, которая регламентируется и обусловливается в том числе и действующими нормативными правовыми актами.
К особенностям профессиональной деятельности личного состава войск можно отнести: достаточно жесткие временные и ресурсные ограничения при принятии человеком различных решений; повышенную ответственность за конечный результат и возможные профессиональные ошибки (может приводить к повышению уровня нервно-психической напряженности); многообразие и сложность профессиональных, служебно-боевых и управленческих задач; наличие жестких форм подчинения и регламентации внутреннего распорядка работы. Поэтому военная служба (служба) в войсках национальной гвардии предъявляет к личности каждого военнослужащего, сотрудника значительные требования, которые существенно влияют на качество осуществляемой ими деятельности и характеризуют существующую систему профессионального отбора кадров.
Кроме социального и образовательного отбора, а также военно-врачебной экспертизы (медицинского отбора или освидетельствование) [14; 34], в структуру профессионального отбора войск включен профессиональный психологический отбор [48], основной задачей которого является определение сознательной психической годности человека к предстоящей профессиональной деятельности по критериям профессиональной психологической пригодности [8; 44; 45; 46] посредством изучения его индивидуальных психологических и психофизиологических качеств.
Обзор разработанности проблемы в современной литературе
Познание сущностных, организационных, правовых, методических, управленческих и иных основ оценки человека в соответствии с требованиями профессии традиционно занимает внимание ученых и практиков, поскольку от качества такой оценки в конечном счете зависит эффективность и результативность, а также законность и полнота выполнения возложенных на работника (сотрудника) трудовых (служебных) функций. Нормативные основы осуществления профессионального и профессионального психологического отбора, как и изучение их требований, важная задача науки и практики, поскольку в правовом государстве, коим является Россия, любые действия необходимо производить исходя из закона и на основании предписаний закона.
На сегодняшний момент в научной литературе сложились концептуальные подходы, методологические основания и эффективные исследовательские приемы в изучении организационных, нормативных, управленческих и иных аспектов профессионального психологического отбора в Вооруженные Силы, иные войска и правоохранительные органы. Так, В.А. Толочек рассмотрены основные парадигмы профессионального отбора в ХХ и ХХI веках [54], С.В. Чегринцовой рассмотрены профессиональные стандарты как инструмент формирования профессиональной пригодности работника [58], В.Э. Щипаков обосновал современные характеристики нормативно-правового регулирования психологического обеспечения военно-профессиональной деятельности (профессионального психологического отбора) [60], Ю.Ю. Тищенко, наряду с другими авторами [23; 25; 29; 31] раскрыты особенности профессионального отбора кандидатов на службу в правоохранительных органах [52; 53]. Весьма любопытным является сравнительно-правовое изучение организационно-правовых основ профессионального отбора и военной службы женщин в армиях ведущих стран мира [59]. Определенный вклад в разработку проблем профессионального психологического отбора внесли исследования в области: определения критериев для рекомендации претендента при проведении профотбора [39]; тестирования как условия формирования компетенций и обоснования профессиональной пригодности [43]; профессиональной пригодности преподавателя вуза [32]; применения системного подхода к анализу структуры профессиональной пригодности [19]; познания соотношения понятий «профессиональная пригодность» и «профессиональная психологическая пригодность» [4]. Отдельные вопросы организации профессионального психологического отбора в различных федеральных органах исполнительной власти рассмотрены в исследованиях И.В. Краснова [24], Ю.С. Лисник [27; 28], Ю.В. Подрезова [40], Т.А. Терешонока [51] и др.
Авторами настоящей статьи также было проведено изучение и иных научных исследований в области профессионального психологического отбора будущих офицеров, потому данная работа служит авторским концептуальным продолжением этих разработок [7; 30—34; 40].
Даже столь беглое изучение работ в области организационно-правовых основ управления профессиональным отбором позволяет зафиксировать одно важное обстоятельство. Поскольку Федеральная служба войск национальной гвардии России как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти создана относительно недавно (в 2016 году), то исследование организационных и правовых основ управления профессиональным отбором в войсках национальной гвардии своего научного осмысления в должной мере не получило. Это поднимает вопросы такого изучения и актуализирует потребность научной систематизации организационно-правовых основ управления профессиональным отбором в войсках национальной гвардии, что и произведено в настоящей работе.
Методологические и нормативные основы исследования
Теоретическую и методическую основу изучения профессионального психологического отбора составляют положения о деятельности человека как основе профессионального и общего развития его личности, научные положения о системном анализе психических явлений [2; 16; 26; 41], о комплексном подходе в изучении личности человека [3; 22], методологические принципы психодиагностических исследований [6; 7; 12; 21; 22; 33; 49] и др., а также различные нормативные правовые, аналитические и организационно-управленческие материалы, содержащие основы реализации мероприятий профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии и иных силовых структурах России.
С 2016 года, в рамках преобразования внутренних войск МВД России и в связи с формированием в нашем государстве в целях обеспечения государственной и общественной безопасности (защиты прав и свобод человека и гражданина) новой силовой структуры — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (введена Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации») в структуру войск были включены различные органы управления и подразделения МВД России, которые выполняют задачи федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, подразделения (центры специального назначения) вневедомственной охраны, специальные отряды быстрого реагирования и другие [5].
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» личный состав войск национальной гвардии включает в себя военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии (часть 2). Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: 1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; 2) сотрудниками — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии; 3) федеральными государственными гражданскими служащими, путем заключения соответствующих служебных контрактов; 4) работниками, путем заключения соответствующих трудовых договоров (часть 3). В силу части 4 указанной статьи военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленным за ними вооружением и техникой.
Поскольку в войсках национальной гвардии в своей основе готовят специалистов по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» (Юриспруденция), то для построения настоящего исследования ориентационную функцию выполняют работы в области подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности, формирования у них ценностей и субъектных нравственных ориентиров [17; 18; 20; 35—38; 42; 56; 57].
Частью 8 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войскам национальной гвардии предоставляется право самостоятельно в
порядке, определяемом руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу (на службу) по контракту в войска национальной гвардии и определять соответствие кандидатов
требованиям, предъявляемым к гражданам Российской Федерации, поступающим на военную службу (на службу) по контракту, в том числе путем психологических и психофизиологических исследований (обследований) с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
В связи с этим нормативно-правовая и информационная база войск была переработана и дополнена приказами, инструкциями и различными методическими рекомендациями, а также указаниями, составившими правовую и организационную основу профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии, устанавливающими порядок, условия и правила реализации его мероприятий, организационно-технического, материального и кадрового обеспечения.
К настоящему времени в отношении личного состава и кандидатов, поступающих в войска национальной гвардии, существует несколько нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профессионального психологического отбора. Основными из них являются: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.112011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”»; Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства России от 6 декабря 2012 г. № 1259 (распространяют свое действие в отношении профессионального отбора лиц, желающих замещать должности сотрудников войск национальной гвардии); Приказ Росгвардии от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации»; Приказ Росгвардии от 06.05.2020 № 114 «Об утверждении Порядка отбора кандидатов для поступления на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, формы заявления с просьбой о поступлении на службу, Перечня должностных лиц, имеющих право принимать документы для поступления на службу, и Перечня должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином Российской Федерации для поступления на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, и принятия по ним решений»; Приказ Росгвардии от 15.05.2017 № 139 «О порядке отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, определения соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам Российской Федерации, поступающим на военную службу по контракту, и об установлении требований по уровню образования, квалификации и физической подготовки для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации».
Важно заметить, что помимо нормативной базы в войсках национальной гвардии также издан ряд распорядительных актов ненормативного характера, в которых регулируются вопросы организации и материально-технического обеспечения профессионального психологического отбора. Распорядительные акты (распоряжения, указания, методические рекомендации) основаны на требованиях вышеуказанных федеральных законов и нормативных правовых актов и предназначены для служебного пользования в профессиональной деятельности войск соответствующими специалистами психологической службы.
Они включают в себя различные требования относительно организации изучения и проверки личных, деловых качеств человека, выявления факторов риска, определения критериев оценки результатов комплексных обследований, а также проведения психофизиологических исследований, как в рамках поступления граждан на военную службу (службу), так и непосредственно в ходе ее прохождения военнослужащими и сотрудниками.
Каждая деятельность предполагает профессиональную компетентность ее участников, направленную, прежде всего, на результативность решения трудовых вопросов и самосовершенствование человека в этой деятельности, что, в свою очередь, обусловливает сущность и характеристику функционирования административного ресурса. В связи с этим понимание характера и сущности социальных связей, а также административно-правовых взаимоотношений, их учет и регулирование являются важным элементом в работе специалистов, ведущих профессиональный психологический отбор в войска национальной гвардии, а изучение особенностей и результатов их деятельности является одним из основных инструментов совершенствования системы.
Как и любая иная организация, войска национальной гвардии представляют собой сложную систему, которая включает различные виды процессов и неоднородных объектов, каждый из которых имеет свои характерные субъекты управления, которые в своей совокупности обусловливают существование многоуровневой системы управления, результативность функционирования которой позволяет определять эффективность реализации профессиональной деятельности организацией.
Результаты исследования и их обсуждение
Психологический анализ понятия «управление» показывает, что оно трактуется как обусловленная функция сформированных технических, биологических и социальных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержание надлежащего режима деятельности, а также реализацию ее программы и цели [10].
При этом проблема поиска путей повышения эффективности управленческой деятельности всегда была в центре интересов ученых различных направлений: психологии личности, социальной психологии, психологии управления, политической психологии, юридической психологии, военной психологии, педагогики и т. д. Существует множество подходов к определению понятия «управленческая деятельность», как в отечественной, так и в зарубежной науке: деятельность по управлению персоналом; деятельность по осуществлению намеченных целей с привлечением других людей; деятельность по обеспечению совместной деятельности, строящейся по иерархическому (управляемому) принципу; деятельность, при которой один человек оказывает реальное воздействие на поведение других членов коллектива через механизм власти и обеспечивает достижение коллективом общегрупповых целей; вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной координированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом [55].
С точки зрения А.М. Столяренко, основная задача управления должна заключаться в создании обусловленных организационных, социально-психологических условий, которые должны воздействовать на личность каждого работника (сотрудника) и коллектив в целом, активизируя стимулирующее, организующее и мобилизирующее состояния [50].
Комплексное применение формально-правового, сравнительно-правового, психологического, системного и функционального анализа позволяет рассмотреть объективные, структурные и содержательные характеристики профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии. В рамках управления системой профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии существуют определенные уровни, обусловленные сложностью решаемых задач и предполагающие реализацию конкретных функций различными локальными подсистемами управления надлежащего уровня.
Первый уровень управления предполагает общее руководство системой профессионального психологического отбора, которое организованно осуществляется Главным военно-политическим управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Данный субъект управления выполняет задачи обеспечения и общего контроля функционирования системы, где осуществляется формулирование основных целей и долгосрочных планов для их достижения, формирование политики функционирования системы в соответствии с выполняемыми войсками задачами, поиск и своевременное снабжение системы необходимыми ресурсами, анализ общих результатов эффективности реализации мероприятий профессионального психологического отбора и выработка соответствующих управленческих решений в рамках совершенствования системы.
Второй уровень управления профессиональным психологическим отбором составляют округа войск национальной гвардии и военные образовательные организации высшего образования войск. Эти субъекты обеспечивают выполнение поставленных перед ними задач, высшим органом управления первого уровня в соответствии с политикой функционирования их организаций. Направленность реализации данных задач заключается в координации действий подчиненных им подразделений и подготовке соответствующих отчетов о результатах проводимых мероприятий профессионального психологического отбора.
В третий уровень управления включены воинские части и подразделения территориальных органов войск национальной гвардии, непосредственно отвечающие за практическую реализацию мероприятий профессионального психологического отбора. Деятельность данных субъектов заключается в компетентном решении поставленных задач субъектов первого и второго уровня (округов войск национальной гвардии) посредством координации деятельности соответствующих специалистов на местах по проведению экспертизы профессиональной психологической пригодности.
Таким образом, исходя из организационной структуры многоуровневой системы управления, целей и задач профессионального психологического отбора войск, реализация его мероприятий осуществляется в отношении конкретных категорий субъектов профессиональной деятельности, которые можно классифицировать по нескольким группам. К первой группе относятся лица, которые планируют участвовать в профессиональной деятельности войск: граждане и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, желающие поступить на военную службу в войска по контракту или на обучение в ведомственные вузы. Во вторую группу включены лица, непосредственно осуществляющие эту деятельность: курсанты военных вузов войск и военнослужащие по контракту различных категорий и сотрудники при перемещении по службе и определении их соответствия занимаемой должности.
Эффективность профессиональной деятельности войск национальной гвардии находится в определенной зависимости от качества реализации мероприятий профессионального психологического отбора. Поэтому в рамках его управления можно выделить ряд организационных этапов его проведения.
Одним из важных его организационных этапов является определение профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение (абитуриентов) в военные образовательные организации высшего образования войск. Основная задача профессионального психологического отбора в данных учебных заведениях заключается не только в определении соответствия личности абитуриента квалификационным требованиям профессии. Ее реализация предполагает также последующее психологическое сопровождение развития профессиональной психологической пригодности будущего офицера в условиях образовательной среды военного вуза [45], что, в свою очередь, обусловливает главную задачу вуза по подготовке квалифицированных кадров для войск национальной гвардии.
Ввиду этого, профессиональный психологический отбор в вузах имеет свою специфику, которая заключается в наличии компетентного специалиста, от результатов деятельности которого во многом может зависеть качество отдельных направлений профессиональной деятельности войск. Актуальность данного аспекта может быть обусловлена тем, что совершенные им ошибки на этапе отбора будущих офицеров (впоследствии руководителей) могут в дальнейшем сказываться на качестве функционирования определенного уровня управления профессиональной деятельностью войск и негативно влиять на систему профессионального психологического отбора.
К настоящему времени войска национальной гвардии перешли на комплектование воинских подразделений преимущественно военнослужащими по контракту, где определены основные требования к личностным особенностям кандидатов из числа граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, претендующих на замещение данных должностей и разработаны соответствующие критерии профессиональной психологической пригодности по конкретным специальностям. Реализация данного этапа профессионального психологического отбора имеет свои особенности управления. Во-первых, он осуществляется во всех воинских частях и подразделениях войск национальной гвардии, включая военных вузы. Во-вторых, его процесс непрерывен и включает взаимодействие всех уровней управления профессиональным психологическим отбором, в то время как в военных образовательных организациях данное взаимодействие организовано, в основном, с субъектами первого уровня управления.
Другим организационным этапом профессионального психологического отбора является участие его специалистов в психологическом сопровождении профессиональной деятельности военнослужащих (сотрудников войск национальной гвардии). Этот этап предполагает изучение социально-психологических процессов и явлений, происходящих в воинских (служебных) коллективах, а также их корректировку, что позволяет своевременно принимать соответствующие управленческие решения по оптимизации морально-политического и психологического состояния личного состава. Особенность реализации данного этапа заключается во взаимодействии всех субъектов профессиональной деятельности войск национальной гвардии, что позволяет обеспечивать целостность формирования единых подходов к пониманию системы управления профессиональным психологическим отбором, которая представляется в виде совокупности целенаправленных и последовательных действий ее субъектов по последовательной рациональной процессуализации управленческих решений.
Система организации управления профессиональным психологическим отбором в войсках национальной гвардии включает в себя ряд этапов, которые характеризуются определенной цикличностью и согласованностью.
Первый этап (организационно-плановый) включает планирование, которое определяет основные способы и порядок реализации задач профессионального психологического отбора в войсках посредством их закрепления в нормативно-правовых актах, регламентирующих последовательность их исполнения соответствующими подразделениями, а также единый порядок действий и взаимодействия всех субъектов уровней управления.
Второй этап (деятельностно-реализационный) обусловливается формированием и принятием соответствующих целям и задачам профессионального психологического отбора, управленческих решений основанных на результатах изучения полученной из войск информации (программ реализации мероприятий, состояния нормативно-правовой базы, обеспеченности силами и средствами психологической работы, передового опыта специалистов профессионального психологического отбора и т. п.).
Третий, основной, этап управления профессиональным психологическим отбором — контрольный, определяет эффективность деятельности по реализации мероприятий профессионального психологического отбора, как субъектами управления различных уровней, так и непосредственно специалистами, реализующими данные мероприятия, и позволяет проводить объективную оптимизацию всего процесса управления.
Четвертый этап — рефлексивно-оценочный. На данном этапе осуществляется анализ эффективности результатов и оценка осуществляемой деятельности по категориям субъектов профессионального психологического отбора. Основное внимание на данном этапе уделяется самоанализу всеми субъектами результатов своей деятельности, роли и месте в системе профессионального психологического отбора, что в последующем позволяет повышать эффективность реализации его мероприятий.
Заключение и выводы
Таким образом, изучение особенностей и нормативно-правовых основ управления профессиональным психологическим отбором в войсках национальной гвардии показывает, что оно имеет сложную многоуровневую систему, основой этой системы с законодательной точки зрения выступают федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В качестве научной новизны работы следует отметить то, что в ней концептуализирован междисциплинарный вопрос изучения организационно-правовых основ управления профессиональным психологическим отбором в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Правовые основы этой деятельности следует классифицировать по нескольким основаниям. С одной стороны, эти правовые основы компонентно разделяется на федеральное законодательство (принятое в основе своей субъектами законодательной инициативы — Президентом и Правительством Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации) и ведомственные нормативные правовые акты (изданные в пределах компетенции Росгвардии). По сфере регулирования общественных отношений их можно классифицировать на системообразующие (например, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»), организационно-обеспечительные (регулирующие структуру мероприятий профессионального психологического отбора и его место в системе других мер, осуществляемых при поступлении (призыве) на военную службу (службу)) и процессуальные (регулирующие осуществление соответствующих процедур и реализацию возложенных задач и функций должностных лиц органов по военно-политической работе (психологических служб).
В рамках управления системой профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии существуют определенные уровни, обусловленные сложностью решаемых задач и предполагающие реализацию конкретных функций. Система управления профессиональным психологическим отбором имеет традиционную для военной службы вертикальную структуру и основывается на принципах единоначалия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина. Осуществляются мероприятия профессионального психологического отбора органами военно-политической работы и лабораториями профессионального отбора военных образовательных организаций, входящих в состав указанных органов. В каждой воинской части имеются воинские должности, в чьи обязанности вменено осуществление мероприятий профессионального психологического отбора. Общее руководство выполнением этих мероприятий осуществляют заместитель командира (начальника, командующего округом) по военно-политической работе и командиры (начальники) в зависимости от подчиненности. Первым уровнем управления является Главное военно-политическое управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, отвечающее за координацию всех мероприятий в федеральном органе исполнительной власти — Росгвардии. Оно выполняет комплекс руководящих, методических, организационных, правотворческих, контрольных и обобщающее-статистических функций. Второй уровень управления профессиональным психологическим отбором составляют округа войск национальной гвардии и военные образовательные организации высшего образования войск. Третий уровень управления составляют воинские части и подразделения территориальных органов войск национальной гвардии, непосредственно отвечающие за практическую реализацию мероприятий профессионального психологического отбора. Субъекты второго и третьего уровней выполняют реализационные, обеспечительные, информационные и организационно-плановые функции. Они осуществляют на практике комплекс задач по проведению профессионального психологического отбора и оценке соответствия конкретных кандидатов определенным требованиям.
Система организации управления профессиональным психологическим отбором в войсках национальной гвардии включает в себя ряд этапов, которые характеризуются определенной цикличностью и согласованностью (организационно-плановый, деятельностно-реализационный, контрольный, рефлексивно-оценочный). Эффективное функционирование данной системы возможно лишь при наличии организованного взаимодействия ее субъектов и качественного контроля реализации управленческих решений на всех уровнях управления, а также осознании каждым специалистом, осуществляющим мероприятия профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии, важности и результативности своей профессиональной деятельности.
Перспективным направлением дальнейшего исследования является сравнительно-правовое изучение нормативного регулирования профессионального психологического отбора в Росгвардии и иных федеральных органах, где законом предусмотрена военная служба (Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП России, ФСТЭК России), а также иных правоохранительных органов (МВД России, ФСИН России, ФССП России, ФТС России) познание общего и особенного в этом регулировании, раскрытие структурных и функциональных характеристик, как правовых актов, так и требований, предъявляемых к военнослужащим (сотрудникам) в зависимости от органа. Также не до конца разработанными остаются вопросы функциональной и нормативной взаимосвязи профессионального психологического отбора с иными мероприятиями, связанными с поступлением на военную службу (военно-врачебная экспертиза, проверка уровня квалификации и профессиональных знаний).
Актуальным для дальнейшего изучения видится и исследование психологических характеристик кандидатов, поступающих на военную службу в войска национальной гвардии с психологическими характеристиками кандидатов на военную службу в иные федеральные органы исполнительной власти, а также при призыве граждан на военную службу по мобилизации или в качестве добровольцев.