Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде

139

Аннотация

В статье рассматривается система организации первичной профилактики наркомании в образовательной организации высшего образования. К эффективным психолого-педагогическим условиям относятся: раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; информирование студентов о правовых последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ; информирование всех участников образовательных отношений о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания (обучения); организация воспитательной деятельности в вузе, направленной на создание возможностей для студентов принимать участие в активной просоциальной деятельности; развитие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников и родителей (законных представителей) в области профилактики зависимого поведения в молодежной среде; организация, реализация и методическая поддержка проекта «Равный обучает равного»; психологическое сопровождение студентов, включающее просветительско-развивающую работу, психологическую помощь и поддержку, психологическое консультирование.

Общая информация

Ключевые слова: первичная профилактика, профилактическая деятельность в вузе, профилактика наркомании в студенческой среде, правосознание

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100408

Для цитаты: Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 111–125. DOI: 10.17759/psylaw.2020100408

Полный текст

Наркомания «… представляет собой заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ» [5, с. 116]. Проблема наркомании «… носит глобальный характер и представляет собой опасность для жизни и здоровья всего человечества, особенно молодежи» [18, с. 1]. Профилактика наркомании среди молодежи, как наиболее активной группы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, «… на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия» [15, с. 2]. Наиболее активным участником процесса профилактики наркомании в Российской Федерации является система образования. «Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения» [15, с. 2—3].

Добиться ожидаемых государством результатов возможно только в ситуации, когда в образовательной организации создана система психолого-педагогических условий, опирающаяся на нормативно-правовые основания и этические основания  профилактической деятельности в сфере образования [13] и научно обоснованные представления об эффективной организации процесса профилактической работы. Существует множество научных подходов и моделей к организации первичной профилактики наркомании в детской и молодежной среде, которые условно можно разделить на 3 вида: 1) модели психолого-педагогического воздействия на социальное окружение с целью минимизации негативного влияния на детей, подростков и молодежь; 2) модели социально-психологической поддержки; 3) модели профилактики, в основе которых лежит просветительско-развивающая деятельность, направленная на формирование у детей и молодежи знаний, навыков и компетенций, помогающих решать возникающие жизненные трудности без помощи психоактивных веществ.

В основе построения профилактической деятельности, направленной на социальное окружение, лежат трансакциональная модель превенции А.Дж. Самероффа, рассматривающая человека как продукт опыта, который он получает в ходе социального взаимодействия и модель антисоциального поведения Г. Паттерсона, с точки зрения которой отклоняющееся поведение является видом «протестного» поведения против повышенного контроля и агрессии со стороны взрослых [20, с. 13]. Применение данных моделей профилактики в вузе предполагает просветительско-развивающую и консультативную работу с социальным окружением молодых людей (прежде всего с родителями/законными представителями и педагогическими работниками), направленную на развитие представлений о негативных последствиях неконструктивного взаимодействия в системе «ребенок—родитель»/«обучающийся—педагог» (агрессивное поведение, чрезмерный контроль и гиперопека и т. д.), которые могут стать причинами возникновения интереса к девиантным формам поведения, в том числе к употреблению наркотических и психоактивных веществ.

Конструктивным и позитивно воздействующим поведением со стороны значимого для молодых людей социального окружения может выступать модель социального влияния и поддержки, которая помогает развитию адаптивного поведения, способствует снижению чувствительности к стрессу и помогает развитию установок, связанных с ценностью собственной жизни и здоровья. Научной основой профилактической деятельности, направленной на формирование конструктивных форм поведения у референтного для молодых людей социального окружения, являются: модель «превентивных буферов» Н. Гемези и М. Роттера [20, с. 14]; модели социального влияния (Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, Р. Петти и Дж. Качиоппо, Ш. Чайкен и др.) [1]; теория социальной идентичности (Г. Тэшфел, Дж. Тернер); теория самокатегоризации (А. Хеслам, Ж. Жеттен и др.) [2]; концепция социальной поддержки (С. Кохен, Т. Виллс и др) [9, с. 71—76].

Взаимодействие с социальным окружением студентов, несмотря на значимость, является менее эффективным направлением профилактической деятельности в вузах. Это связано, прежде всего, с низким уровнем готовности большинства родителей/законных представителей студентов вступать во взаимодействие с педагогическими работниками вуза по вопросам профилактики отклоняющихся форм поведения их уже достаточно взрослых детей и такой же низкой готовностью/мотивацией со стороны педагогических работников осуществлять воспитательные функции по отношению к обучающимся — студентам. Кроме того, родители/законные представители и педагогические работники не оказывают уже такого сильного влияния на формирование и развитие жизненных установок молодых людей, какое они оказывали в детском и подростком возрасте. Поэтому взаимодействие педагогического коллектива вуза и значимого для студентов социального окружения происходит, чаще всего, в кризисные для молодых людей моменты и относится к вторичному или третичному уровню профилактической работы. В то время как для первичной профилактики, способствующей сохранению и укреплению ценности жизни и здоровья молодых людей и их отказу от саморазрушающих форм поведения, более способствуют модели профилактической работы, направленные на развитие жизненных навыков и компетенций, помогающих конструктивно справляться с различными трудными жизненными ситуациями. К таким моделям профилактической работы можно отнести: теорию социального научения и самоэффективности; теорию продвижения здоровья А. Бандуры; теорию проблемного поведения Р. Джессора; концепцию здорового жизненного стиля ВОЗ; теорию жизненных навыков Д. Ботвина; мотивационную теорию постадийного изменения поведения (Прохазка, Ди-Клементи); трансакциональную теорию стресса и копинг-поведения Р. Лазаруса и др. [4; 9]; модель «Копинг-поведения» (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) [17]; модель развития самодетерминации (Э. Деси, Р. Райн, Т.О. Гордеева, О.Е. Дергачева, Л.Я. Дорфман, Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев и др.) [21]; модель «факторов риска и факторов защиты» [3]. Основной акцент в перечисленных выше концепциях и теориях сделан на понимании того, что человек способен противостоять негативным факторам внешней среды в том случае, если у него развиты на достаточно высоком уровне самосознание, самооценка, ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Безусловно, в различные моменты жизни на человека могут оказывать разное влияние ситуации, с которыми он сталкивается, и если он владеет способами конструктивного преодоления трудностей, то у него не возникает потребности обратиться к способам «ухода от реальности» с помощью изменения состояния своего сознания. Создание ситуации для развития самосознания, повышение уровня психологической культуры обучающихся и их родителей (законных представителей) имеет большое значение для профилактики негативных проявлений в детской и студенческой среде, в том числе для первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Для организации первичной профилактической работы в вузе, способствующей предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, в образовательной организации должны быть созданы определенные психолого-педагогические условия, такие как:

раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

информирование студентов о правовых последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ;

информирование всех участников образовательных отношений о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания (обучения);

организация воспитательной деятельности в вузе, направленной на создание возможностей для студентов принимать участие в активной просоциальной деятельности;

развитие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников и родителей (законных представителей) в области профилактики зависимого поведения в молодежной среде;

организация, реализация и методическая поддержка проекта «Равный обучает равного»;

психологическое сопровождение студентов (просветительско-развивающая работа, психологическая помощь и поддержка, психологическое консультирование). Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных условий.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в вузе проводится в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» [16]. Процедура регламентируется данным приказом и локальными актами образовательной организации, которыми определяются:

- алгоритм получения информационных согласий на участие в процедуре тестирования обучающихся и их родителей (законных представителей) (для обучающихся моложе 18 лет);

- регламент проведения процедуры социально-психологического тестирования, в том числе информация о способах соблюдения конфиденциальности при проведении тестирования и хранении его результатов;

- поименные списки обучающихся, которые примут участие в социально-психологическом тестировании (по итогам получения информационных согласий);

- состав и регламент работы комиссии из числа работников вуза, которая будет обеспечивать организационно-техническое сопровождение процедуры тестирования в образовательной организации;

- утвержденное расписание тестирования, с указанием времени и учебных аудиторий для проведения тестирования [16];

- иные необходимые процедуры.

Информирование студентов о правовых последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ. На государственном уровне незаконное потребление наркотических и психотропных веществ справедливо отнесено к последствиям правового нигилизма, низкого уровня правосознания [14, п. 11]. Как отмечалось ранее, низкий уровень правовых знаний несет в себе высокий риск неправомерного поведения [6], что свидетельствует о необходимости информирования студентов о юридической ответственности за незаконное употребление наркотиков и психотропных веществ. Вместе с тем одного только информирования об установленных государством санкциях для профилактики будет не достаточно, в образовательном процессе необходимо использование достижений культурно-исторической психологии Выготского Л.В. и теории деятельности Леонтьева А.Н., обеспечивая тем самым, деятельностное участие студентов в процессе [7] — это может быть разбор конкретных ситуаций, например, описанных в прессе, содержание и изложение которых может быть наложено (виртуально) студентами на себя, своих близких и позволит им самим «пережить» последствия; студентам можно предложить спрогнозировать их собственную жизнь в случае участия в незаконном потреблении наркотиков и психотропных веществ с точки зрения правовых последствий, а также их дальнейших профессиональных и личностных перспектив.

Информирование всех участников образовательных отношений о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания (обучения) также является важным условием организации профилактической работы в вузе. Даже если в образовательной организации функционирует психологическая служба (центр психологического консультирования), далеко не все обучающиеся и представители их семей готовы обратиться к специалистам — сотрудникам вуза за психологической помощью и поддержкой. Основные причины, препятствующие получению психологический помощи в образовательной организации, — боязнь несоблюдения сотрудниками психологической службы этических принципов (прежде всего конфиденциальности) и низкий уровень психологической грамотности обучающихся и их родителей (законных представителей) о принципах и методах работы психологов в сфере образования. Информация о способах получения специальной квалифицированной помощи вне образовательной организации предоставляет более широкий выбор обучающимся и их родителям о возможностях профессиональной поддержки их в сложных для них жизненных ситуациях. Также стоит отметить, что далеко не каждая психологическая служба вуза способна обеспечить весь перечень услуг, потребность в которых может возникнуть у обучающихся и их родителей (например, запрос на семейную психотерапию или длительное психологическое консультирование). Такого рода информация должна содержать актуальные контактные сведения об организациях, где можно пройти социально-психологическое тестирование и профилактический медицинский осмотр; получить консультацию профильных специалистов (очно, онлайн, по телефону и т. д.); узнать информацию о признаках зависимого поведения и способах адекватной помощи людям, у которых проявляются признаки такого поведения. Информация о центрах психолого-медико-социальной помощи, телефонах доверия, реабилитационных организациях и т. д. может быть размещена на информационных стендах в образовательной организации, опубликована на сайте вуза и/или в социальных сетях, опубликована в тематических изданиях образовательной организации и т. д. Место размещения данной информации необходимо сообщать обучающимся и их родителям на собраниях или других воспитательных мероприятиях. Стоит позаботиться о периодической проверке актуальности контактной информации организаций, где можно получить профильную специализированную помощь: продолжает ли оказывать перечисленные в информационном постере услуги та или иная организация, активна ли ссылка на сайт, отвечают ли на звонки по указанным номерам телефонов и т. д. Достоверность информации о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе их проживания (обучения) позволит организовать начало взаимодействия обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи, и профильных специалистов, готовых им ее оказать за пределами образовательной организации.

Одним из самых актуальных и значимых условий, способствующих предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, является организация воспитательной деятельности в вузе, направленной на создание для обучающихся возможности принимать участие в активной просоциальной деятельности.

Процесс воспитания представляет собой «… целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды» [19, с. 52]. Основная цель организации воспитательного процесса в образовательной организации — создать условия в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, которые будут провоцировать формирование и развитие определенных личностных качеств и компетенций, способствующих личностному развитию и социализации обучающихся. М.И. Рожнов выделяет четыре стратегии воспитания:

- социализирующая — процесс социализации личности;

- акмеологическая — процесс, направленный на развитие человека, создание условий для реализации потенциальных возможностей и самореализации;

- культурологическая — процесс, ориентированный на освоение элементов культуры и этнической идентичности;

- экзистенциальная — процесс формирования человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором [19, с. 54—59].

Воспитательная деятельность в образовательной организации высшего образования реализуется в учебной и внеучебной деятельности через систему учебно-воспитательных средств и действий, направленных на создание благоприятной среды для личностного развития и проявления активной гражданской позиции. К таким средствам и действиям относятся:

- сохранение и создание новых традиций образовательной организации;

- реализация культурно-образовательных, гражданско-патриотических, профилактических программ;

- деятельность творческих объединений и коллективов студентов (в том числе совместно с педагогическими работниками);

- поддержка талантливой молодежи через систему дополнительного образования и творческих конкурсов;

- организация спортивно-оздоровительной работы и пропаганда здорового образа жизни;

- организация досуга и отдыха студентов;

- развитие органов студенческого самоуправления, организация обучения студенческого актива, поддержка работы студенческих объединений и организаций;

- вовлечение и поддержка студентов для участия в волонтерской деятельности;

- социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов: помощь в получении социальных льгот, поддержка первокурсников в период адаптации, поддержка соблюдения прав студентов и т. д.;

- организация системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих во внеучебной жизни вуза;

- организационно-методическая работа с административными и педагогическими работниками (заместители деканов, кураторы академических групп, руководители творческих объединений и т. д.).

Создание и поддержка психологически безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей процессу социализации, а также культурному и личностному развитию студентов является одним из способов предупреждения наркомании в студенческой среде.

Развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся в области профилактики зависимого поведения в молодежной среде является еще одним значимым условием, способствующим предупреждению наркомании среди студентов. Психолого-педагогическая компетентность понимается учеными (И.С. Якиманская, Н.В. Андронова, М.А. Холодная, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Щербакова и др.) как совокупность знаний, умений и навыков по психологии и педагогике. Наличие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся проявляется в способности эффективно применять психолого-педагогические знания в процессе организации взаимодействия с другими людьми и своей профессиональной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм организации работы, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности взрослых, считается просветительско-развивающая деятельность [23].

Для эффективной первичной профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студентов, просветительско-развивающие мероприятия должны быть посвящены следующим вопросам:

- способы раннего выявления (диагностики) склонности к потреблению наркотических средств и психотропных веществ в юношеском возрасте;

- способы и принципы оказания информационной и психолого-педагогической поддержки студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ведущими просветительско-развивающих мероприятий с сотрудниками вуза и родителями студентов могут быть как штатные преподаватели, имеющие специальные знания по указанным выше вопросам, так и приглашенные специалисты (психологи, наркологи, психотерапевты, социальные работники и т. д.), обладающие достаточным опытом в области организации профилактической деятельности в студенческой среде. Просветительско-развивающая деятельности может осуществляться в различных формах, в том числе с помощью распространения учебно-методических материалов (книги, статьи, методические пособия и т. д.). Но наиболее эффективными для развития практических навыков остаются интерактивные формы обучения (мастер-класс, тренинг, дискуссия и т. д.), которые можно проводить, в том числе, с использованием дистанционных технологий (в форме вебинаров, онлайн-конференций и т. д.).

Организация, реализация и методическая поддержка проекта «Равный обучает равного» с привлечением студентов-волонтеров. В силу различных причин во многих случаях профилактические мероприятия, организуемые взрослыми (педагогами, администрацией образовательных учреждений, специалистами из организаций-партнеров), не имеют высокой эффективности. Но при этом у молодых людей существует потребность в достоверной информации о способах преодоления жизненных трудностей, которую они стараются получить из общения со сверстниками, как в социальных сетях, так и при личном общении. Специалисты в области возрастной психологии подчеркивают, что в юношеском возрасте, в период активного формирования самосознания и психологической готовности к самоопределению, возрастает значимость доверительного личностного общения [8]. Эта особенность юношеского возраста активно используется в различных странах при реализации профилактических и образовательных программ, основанных на применении принципа «Равный обучает равного». В основе данного принципа лежит представление о том, что молодые люди общаются друг с другом более открыто, свободно и непринужденно, чем со взрослыми, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой [10; 11; 12; 22]. Следовательно, в среде молодых людей можно распространять жизненно важные знания о правовых, медицинских и психологических последствиях незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ через специально подготовленных сверстников.

Данное направление профилактической деятельности является востребованным среди студентов, что подтверждается данными опроса, проведенного в апреле 2019 г. среди студентов Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). В опросе приняли участие 25 представителя студенческого самоуправления и 253 студента 1— 4-го курсов, обучающихся на шести факультетах МГППУ (всего 278 человек). В результате опроса было выявлено:

- наличие интереса и готовности 85% участников студенческого самоуправления МГППУ принять участие в программе просветительских мероприятий, направленных на развитие навыков в области профилактики наркомании в студенческой среде;

- готовность 45% участников исследования принять участие в просветительских мероприятиях, ведущие которых — студенты МГППУ;

- повышенный интерес к реализации просветительских мероприятий для студентов других вузов г. Москвы;

- наиболее востребованные темы профилактических занятий: стрессоустойчивость (68,1%), мотивация к обучению и саморазвитию (65,2%), эмоциональный интеллект (59,8%), самоопределение (53,4%), тайм-менеджмент (47,1 %). Развитие навыков в указанных участниками опроса темах влияют на развитие ценностного отношения к собственной жизни и готовности к здоровому образу жизни, исключающему потребление наркотических средств и психотропных веществ [12].

В случае организации проекта «Равный обучает равного» в организации высшего образования необходимо запланировать методическое сопровождение (просвещение и консультирование) кураторов учебных групп и участников проекта по вопросам реализации профилактических задач.

Психологическое сопровождение студентов — крайне желательное, но не всегда возможное с организационной точки зрения условие, способствующее эффективной профилактике наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся вуза. В случае функционирования в вузе службы социально-психологического сопровождения первичная профилактика наркомании может осуществляться по следующим направлениям: просветительско-развивающая работа со студентами, психологическое консультирование и экспертная деятельность.

Как и в случае в педагогическими работниками и родителями обучающихся, просветительско-развивающая работа со студентами должна быть направлена на формирование у обучающихся психолого-педагогической компетентности как важнейшего условия конструктивного поведения молодежи по отношению к себе и собственной жизни. Основные задачи просветительско-развивающей работы со студентами:

- развитие способности к эффективному самопознанию и саморазвитию,

- развитие ценностного и сознательного отношения к собственному здоровью, направленности на реализацию принципов здорового образа жизни, негативное отношение к потреблению психотропных веществ.

Просветительско-развивающие занятия могут проводиться как отдельные мероприятия внеучной работы вуза (например, студенческий дискуссионный клуб, мастерская по развитию Soft-skills, киноклуб, студенческий форум, выездной психологический тренинг и т. д.), так и являться частью учебных занятий (семинаров, практикумов и т. д.), тематика которых пересекается с задачами первичной профилактики в вузе.

Психологическая помощь и поддержка студентов, осуществляемая в ходе психологического консультирования — более специфический вид профессиональной деятельности специалистов вуза и может осуществляться только профильными специалистами (сотрудниками службы социально-психологического сопровождения вуза). В случае невозможности организации в вузе деятельности службы сопровождения особо актуально создание системы информирование всех участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания и мотивирование студентов на получение данных услуг в случае необходимости.

Организация первичной профилактики наркомании в организации высшего образования — сложный многогранный процесс, требующий участия всех субъектов образовательных отношений: педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся, а также самих обучающихся, прежде всего активной студенческой молодежи, имеющей активную жизненную позицию и негативное отношение к распространению и употреблению наркотических средств и психотропных веществ среди сверстников. Каждая образовательная организация обладает собственными уникальными ресурсами, которые могут стать основой для разработки концепции первичной профилактики наркомании с учетом потребностей и задач конкретной образовательной организации, основная цель которой — максимальное исключение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде.

Литература

  1. Бовина И.Б. Возможности социально-психологических моделей для разработки профилактических программ (Часть 1) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 1—9. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72707.shtml (дата обращения: 10.09.2019).
  2. Бовина И.Б. Возможности социально-психологических моделей для разработки профилактических программ в области здоровья (Часть 2) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 1. С. 40—48. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76147.shtml (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Бочавер А.А., Третьякова Т.В. Принципы построения профилактических программ для подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 1. С. 108—116. doi:10.17759/psyedu.2014060113
  4. Бузина Т.С. Психологическая профилактика наркотической зависимости. М.: Когито-Центр, 2015. 312 с.
  5. Гордеев А.Ю. Современное состояние, тенденции наркотизма в России и система мер по его противодействию // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 7А. С. 115—127.
  6. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 3. С. 61—69. doi:10.17759/psyedu.2014060307
  7. Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16—22. doi:10.17759/chp.2017130303
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. 256 с.
  9. Кора Н.А. Профилактика наркотической зависимости у молодежи. Благовещенск: Амурский гос.ун-т, 2006. 207 с.
  10. Критерии программ «Равный — равному» по профилактике ВИЧ-инфекции и продвижению идеи здорового образа жизни среди молодежи в Российской Федерации: руководство для практиков. М.: Y-PEER, 2006. 116 с.
  11. Лыгина М.А. Волонтерское движение — новое направление первичной профилактики наркомании // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 10—15.
  12. Методические рекомендации для вузов по организации первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, основанной на принципе «Равный обучает равного». Пособие для вузов / под ред. Умняшовой И.Б., Леоновой О.И. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2020. 131 с. 
  13. Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 103-119. doi:10.17759/psylaw.2019090408
  14. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 14.07.2011. № 151.
  15. Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06
    «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» // Администратор образования. № 21. Ноябрь, 2011.
  16. Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (ред. от 14.02.2018) // Российская газета. 20.08.2014. № 187.
  17. Профилактика зависимости от психоактивных веществ: руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска / [Т. Воробьева, А. Ялтонская]; Организация Объединенных Наций, Упр. по наркотикам и преступности. М.: УНП ООН, 2008. 68 с.
  18. Решение Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации по итогам заседания на тему «Организация системы профилактики наркомании в субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, пути решения» от 26 сентября 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/66274/ (дата обращения: 10.09.2019).
  19. Рожков М.И. Юногогига. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учеб.-метод. пособие : Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2007. 312 с.
  20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М: ООО «Центр полиграфических услуг ”Радуга”», 2004. 192 с.
  21. Степанова Н.А. Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 21—32. doi:10.17759/psyedu.2017090403.
  22. Умняшова И.Б. Волонтерская деятельность как форма первичной профилактики химической аддикции в молодежной среде // Современная реальность в социально-психологическом аспекте: сборник научных трудов / под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошенковой. Новосибирск: НГПУ, 2020. С. 191 – 197.
  23. Умняшова И.Б. Организационно-правовые и этические аспекты деятельности педагогических работников по развитию психолого-педагогических компетенций родителей обучающихся // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся: сборник научных трудов / Под ред. Г.В. Новиковой, И.Б. Умняшовой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; МГУ; ФГБОУ ВО РГАУ- МСХА; ФПО России, 2017. С. 45—54.

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 674
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4