Развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации

113

Аннотация

В статье проанализированы результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие личностного компонента и активацию ресурсов интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации. Для апробации Программы развития интеллектуально-личностного потенциала нами были отобраны сотрудники ФСИН России, относящиеся к выявленным трем типам личности (конструктивному, посредственному, разбалансированному), имеющие средний и низкий уровень развития интеллектуально-личностного потенциала. В ходе психологического тренинга решались следующие основные задачи: развитие способности к рефлексии; осознание своих переживаний, чувств, мотивов и поступков, поступков окружающих; развитие представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции (для снятия невротических проявлений); развитие интернальности — ответственности за свое поведение в ситуациях служебной деятельности; овладение социально-психологическими знаниями и коммуникативными навыками; развитие служебной мотивации и мотивационной зрелости; развитие личностно-интеллектуальной зрелости сотрудников.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, интеллектуально-личностный потенциал, психологический тренинг, тип личности, служебная деятельность

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110107

Для цитаты: Ковальчук И.А., Костина Л.Н., Карпова Г.С., Чудакова С.Н., Душкин А.С. Развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 77–89. DOI: 10.17759/psylaw.2021110107

Полный текст

Введение

Авторами статьи, с целью оптимизации интеллектуально-личностного потенциала обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации, была спроектирована психокоррекционная программа, которая включала тренинговые занятия, направленные на повышение эффективности интеллектуального и личностного компонентов данного потенциала. Программа включала две части. Первая часть была представлена логическими и нейрогимнастическими упражнениями, направленными на активацию интеллектуального компонента потенциала, для синхронизации работы правого и левого полушарий головного мозга, развития межполушарной согласованности. Вторая часть состояла из социально-психологических тренингов с элементами арт и гештальт-терапии и в совокупности была направлена на развитие личностно-мотивационного компонента потенциала [4].

Квазиэкспериментальное воздействие было осуществлено на материале неоднородных выборок по следующей схеме [6]:

О1ХО2

О3О4.

В апробировании Программы развития интеллектуально-личностного потенциала приняли участие сотрудники Академии Федеральной службы исполнения наказаний, обучающиеся по специальностям «Тыловое обеспечение в УИС», «Организация режима в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность», «Пенитенциарная психология, отличающиеся низким и средним уровнем развития потенциала и причисленные к выявленным разбалансированному, посредственному и конструктивному типам личности [2].

Формирующий эксперимент был представлен тремя экспериментальными группами. В первую экспериментальную группу вошли 7 девушек и 7 юношей отличающихся низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала и принадлежащие к конструктивному типу личности. Из них 4 человека обучались по специальности «Тыловое обеспечение», 3 человека по специальности «Пенитенциарная психология», 7 человек по специальностям «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС». Вторую экспериментальную группу составили 6 девушек и 8 юношей с низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала. Из них 3 человека проходили обучение по специальности «Пенитенциарная психология», 3 человека — «Тыловое обеспечение», 8 человек — «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС» и принадлежащие к посредственному типа личности. Третью экспериментальную группу составили 7 девушек и 7 юношей. Из них 4 обучающихся по специальности — «Пенитенциарная психология», 3 — «Тыловое обеспечение», 7 — «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС», принадлежащие к разбалансированному типу личности с низким и средним уровнем развития интеллектуально-личностного потенциала [3].

Для проверки эффективности результатов формирующего эксперимента в аналогичных экспериментальной группе пропорциях были представлены три контрольные группы обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний, которые имели низкий и средний уровень развития интеллектуально-личностного потенциала и относящиеся ко всем четырем специальностям — «Пенитенциарная психология», «Оперативно-розыскная деятельность», «Тыловое обеспечение» и «Организация режима в УИС».

Уровень выраженности интеллектуально-личностного потенциала обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний оценивался нами в соответствии с табл.1 и определялся как сумма качественных показателей по личностно-мотивационному и интеллектуальному компонентам. Одним из главных критериев сформированности интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала являются эффективность выполнения служебной деятельности и решения служебных задач.

 

Таблица 1

Критерии уровня сформированности

личностно-мотивационного и интеллектуального компонентов потенциала

 

Название

теста

Параметр

Средний уровень выраженности признака,

в сырых баллах

Нормы

Отклонение

Среднее

Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна

Служение

28,14—29,92

0,89

29,03

Автономия

2,34—17,38

7,52

9,86

Специализация

18,41—28,17

4,88

23,29

Мотивация к службе

34,48—44,52

5,02

39,5

Мотивационная зрелость

95,21—128,13

16,46

111,67

Вызов

16,67—26,83

5,08

21,75

«Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена

 

Скорость

1,96—2,04

0,04

2

Точность

0,77—0,97

0,1

0,87

Продуктивность

10—12

1,06

10,62

«Числовые ряды»

Точность

0,7—0,94

0,12

0,82

«Исключение слова»

Продуктивность

19,7—24,92

2,61

22,31

Точность

0,66—0,86

0,1

0,76

«Личностный профиль» Г. Айзенка

Общительность

19,66—26,64

3,49

23,15

Активность

19—26

3,73

22,4

Ассертивность

17—26

4,21

21,56

Самоуничижение

0—11

6,85

3,86

Подавленность

0—2

1,96

0,46

Склонность к риску

9—19

4,52

14

Импульсивность

0—9

4,81

4,73

Агрессивность

0—7

3,88

3,18

Безответственность

0—8

5,08

3,2

 

Для причисления обучающегося в Академии Федеральной службы исполнения наказаний к типу личности мы использовали формулы факторных оценок. По результатам психодиагностического исследования необходимо установить степень выраженности факторов. Посредством метода наименьшего расстояния, используя полученные факторные оценки, необходимо установить принадлежность испытуемого к разбалансированному, конструктивному, либо посредственному типу личности [5].

Расстояние до 1-го типа личности = [F11 кластер-F1х]+[F21 кластер-F2х]+[F31 кластер-F3х]+[F41 кластер-F4х]+[F51 кластер-F5х]+[F61 кластер-F6х]+[F71 кластер-F7х], где F1 1 кластер …F7 1 кластер - средняя выраженность 1-го … 7-го фактора 1-го кластера (конструктивный тип личности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося.

Расстояние до 2-го типа личности = [F12 кластер-F1х]+[F22 кластер-F2х]+[F32 кластер-F3х]+[F42 кластер-F4х]+[F52 кластер-F5х]+[F62 кластер-F6х]+[F72 кластер-F7х], где F1 2 кластер …F7 2 кластер - средняя выраженность 1-го … 7-го фактора 2-го кластера (посредственный тип личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося;

Расстояние до 3-го типа личности = [F13 кластер-F1х]+[F2 3 кластер-F2х]+[F33 кластер-F3х]+[F43 кластер-F4х]+[F53 кластер-F5х]+[F63 кластер-F6х]+[F73 кластер-F7х], где F1 1 кластер …F7 1 кластер - средняя выраженность 1-го… 7-го фактора  3-го кластера (разбалансированный тип личности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний); F1х …F7х - выраженность факторов у обучающегося.

Определение типа личности обучающегося в Академии Федеральной службы исполнения наказаний происходит путем применения метода наименьшего расстояния. Обучающийся будет причислен к типу личности, расстояние к которому будет наименьшим.

Результаты эмпирического исследования показали, что в тренинговой работе с обучающимися Академии Федеральной службы исполнения наказаний на различных специальностях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности интеллектуально-личностного потенциала, которые были выявлены в результате уровневого и структурного анализа, тип личности, а также общее направление психокоррекционной работы.

В тренинговой и психокоррекционной работе с обучающимися, которые были причислены к конструктивному типу личности, акцент необходимо делать на работе с такими базовыми качествами, как мотивация к служебной деятельности и ответственность. Посредственный тип личности предполагает работу с ответственностью, вербальным интеллектом и развитием служебной мотивации. Разбалансированный тип личности предполагает акцент на усилении работы по активизации интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала (вербального и невербального интеллекта, скоростные интеллектуальные операции), акцентировании внимания на работе с мотивационной зрелостью и осознанностью, снижении негативных индивидуально-психологических особенностей (агрессивность, импульсивность, тревожность), внутриличностными конфликтами (тревожность—агрессивность), появляющимися из-за наличия разнонаправленных индивидуально-психологических тенденций [5].

В тренинговой программе приняли участие 42 обучающихся по четырем специальностям («Пенитенциарная психология», «Оперативно-розыскная деятельность», «Тыловое обеспечение», «Организация режима в УИС») в Академии Федеральной службы исполнения наказаний и находящихся на начальном этапе служебной деятельности. Длительность программы тренинга составила три месяца. Участие обучающихся в программе по развитию интеллектуально-личностного потенциала осуществлялось в период самоподготовки. Тренинговая программа длилась 35 занятий: по 10 занятий для обучающихся посредственного и конструктивного типов личности, 15 занятий для разбалансированного типа личности. Частота и длительность занятий составляла три занятия в неделю по три часа. Тренинг структурно состоял из вводной, основной, заключительной частей и был направлен на оптимизацию интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала. Личностно-мотивационный компонент был представлен элементами арт и гештальт-терапии. Интеллектуальный компонент - логическими и нейрогимнастическими упражнениями. Заключительная часть включала в себя обратную связь и рефлексивное обсуждение полученных результатов.

Эффективность проведения психокоррекционной Программы оценивалась нами с помощью критериев психодиагностического исследования и объективных внешних критериев (средняя оценка по итогам сдачи экзаменационной сессии, суммы взысканий и поощрений за второе полугодие).

По данным психодиагностического исследования нами были выделены следующие маркеры эффективности Программы развития интеллектуально-личностного потенциала:

1.    По тенденции преодолевать препятствия в профессиональной деятельности; усилению мотивов быть профессионалом; снижению значимости ценности независимости от правил и норм общества нарастанию, тенденции воплощать в работе свои идеалы и ценности; увеличению мотивационной зрелости и мотивации к службе определялись критерии развития профессиональной мотивации. Определялись на основе шкал теста «Якоря карьеры» Э. Шейна (ЯК) в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер:

‒ увеличение показателей по шкале «специализация»;

‒ увеличение показателей по шкале «служение»;

‒ увеличение показателей по шкале «вызов»;

‒ увеличение показателей по шкале «мотивация к службе»;

‒ увеличение показателей по шкале «мотивационная зрелость»;

‒ уменьшение показателей по шкале «автономия».

2. По таким показателям как активность, общительность, умеренно выраженной способности к ассертивности определялись критерии развития коммуникативных навыков, на основе шкал теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):

‒ увеличение показателей по шкале «общительность». Слишком высокие показатели, которые выходят за верхние границы нормы приводят к навязчивости, неразборчивости в контактах, излишней общительности и нивелирует эффективность служебной и профессиональной деятельности. Границы нормы (δ = 3,49; Mx= 23,15).

‒ увеличение показателей по шкале «активность»;

‒ увеличение показателей по шкале «ассертивность». Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о навязывании собственного мнения, давлении на окружающих и зачастую не благоприятствует эффективности служебной и профессиональной деятельности. Границы нормы (δ = 4,21; Mx= 21,56).

3. По тенденции к снижению агрессивности, безответственности, импульсивности и склонности к риску нами определялись критерии снижения показателей психотических проявлений. Обусловлены шкалами теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):

‒ уменьшение показателей по шкале «импульсивность»;

‒ уменьшение показателей по шкале «агрессивность»;

‒ уменьшение показателей по шкале «безответственность»;

‒ уменьшение показателей по шкале «склонность к риску».

4. По тенденции к снижению подавленности и самоуничижения нами определялись критерии снижения показателей невротических проявлений. Обусловлены шкалами теста «Личностный профиль» Г. Айзенка (EPP):

‒ уменьшение показателей по шкале «самоуничижение»;

‒ уменьшение показателей по шкале «подавленность».

5. По тенденции к увеличению показателей точности и продуктивности решений, увеличение показателей скорости решения интеллектуальных задач без снижения точности и продуктивности определялись нами маркеры оптимизации интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала по показателям интеллектуальных методик:

‒ увеличение показателей по шкале «продуктивность» теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

‒ увеличение показателей по шкале «скорость» теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

‒ увеличение показателей по шкале «точность» в теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

‒ увеличение показателей по шкале «продуктивность» теста «Исключение слова»;

‒ увеличение показателей по шкале «точность» теста «Исключение слова»;

‒ увеличение показателей по шкале «точность» теста «Числовые ряды».

Объективные критерии учебно-профессиональной и служебной деятельности обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний выступали показателями эффективности проведенной нами психокоррекционной работы. Объективными маркерами послужили: средняя оценка за экзаменационную сессию, доля поощрений и замечаний за второй семестр. Полученные данные сравнивались с результатами за первый семестр.

По окончании квазиэксперимента и реализации психокоррекционной Программы анализ данных психодиагностического исследования показал, что в трех экспериментальных группах произошли положительные статистически значимые изменения в стремлении воплощать в работу свои идеалы и ценности, мотивации решения заведомо сложных задач, мотивации к мотивационной зрелости и службе, в сфере профессиональной мотивации (табл. 2). Также отмечается снижение в экспериментальных группах тенденции к освобождению от предписаний, ограничений и правил, что благоприятно сказывается на эффективности служебной и профессиональной деятельности в Академии Федеральной службы исполнения наказаний, где свойственны выполнение распорядка дня во время несения службы, выполнения служебных обязанностей, жесткая иерархия и субординация.

Отсутствие статистически значимых изменений в мотивации профессиональной и служебной деятельности показала интерпретация данных психодиагностического исследования респондентов контрольных групп. Однако существует статистически значимое уменьшение показателей шкалы «автономия» у испытуемых конструктивного типа личности: Mдо трен = 18,9; Mпосле трен = 17,9 при ρ ≤ 0,05. Тем не менее, данная тенденция выражена значительно слабее, чем у обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний этого же типа личности, принимавших участие в квазиэксперименте: Mдотрен = 19,1; Mпослетрен = 12,1 при ρ ≤ 0,01.

Таблица 2

Результаты тренинговой работы с обучающимися Академии ФСИН России

(разбалансированный, посредственный, конструктивный типы личности)

(при *ρ≤0,05; ** ρ≤0,01; ***ρ≤0,001 для U-критерия Манна Уитни)

Критерии развития интеллектуально-личностного

потенциала

Параметр

Разбалансированный

 тип

Посредственный

Тип

Конструктивный

Тип

Эксп. группа

до/после тренинга

Контр.

группа

до/после тренинга

Эксп. группа

до/после тренинга

Контр.

группа

до/после тренинга

Эксп. группа

до/после тренинга

Контр.

группа

до/после тренинга

Профессиональная

мотивация

Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна

Служение

24,3*/25,6*

23,2/23,6

24,1*/25,9*

24,0/24,2

25,6*/28,9*

26,0/26,2

Автономия

22,3**/16,5**

22,1/21,6

18,7*/12,3*

19,0/18,6

19,1**/12,1**

18,9*/17,9*

Специализация

18,5*/19,2*

18,3/18,6

18,3*/21,8*

18,4/18,6

19,5*/22,9*

19,6/19,4

Вызов

15,7*/18,1*

15,5/15,2

12,7*/15,6*

12,8/21,7

18,1*/21,5*

17,9/17,9

Мотивационная

зрелость

89,7*/95,3*

89,1/88,8

89,5**/

97,2**

89,9/91,1

95,3*/100,1*

95,1/95,3

Мотивация

к службе

30,2**/34,5**

29,8/28,2

31,4*/37,2*

31,8/31,6

33,4**/38,2**

32,9/33,0

Коммуникативные навыки

«Личностный профиль» Г. Айзенка

Активность

17,2/17,6

17,0/16,9

16,9*/18,2*

16,7/16,9

12,5*/19,6*

12,8/13,0

Ассертивность

18,1*/19,2*

18,3/18,2

17,2**/

19,2**

17,0/17,3

13,8*/18,1*

13,5/13,6

Общительность

18,4/19,3

18,3/18,7

17,3*/20,1*

17,6/17,7

16,9*/20,3*

16,7/16,8

Невротические проявления

Подавленность

7,8**/4,3**

8,1/8,4

4,3*/3,0*

4,6/4,8

8,6*/3,4*

7,9/7,8

Само-

уничижение

15,1**/9,6**

14,9

11,0*/7,8*

11,4/11,2

13,5*/8,2*

13,7/13,6

Психотические

проявления

Импульсив-

ность

14,1*/11,0*

13,8/13,9

11,9*/8,6*

11,0/11,2

12,2*/9,7*

12,6/12,3

 

Безответствен-

ность

 

10,2**/6,3**

10,4/9,9

12,8**/8,1**

11,7*/11,2*

13,4**/8,7**

12,9*/

11,7*

Агрессивность

14,1*/11,2*

13,7/14,0

12,1*/7,8*

12,0/11,9

12,5*/6,8*

12,8/12,7

Склонность

к риску

19,8**/16,2**

18,7/18,9

20,1*/17,2*

19,8/20,00

18,1*/15,6*

19,0/18,7

Интеллектуальный

потенциал

«Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Скорость

1,5/1,6

1,4/1,5

1,5*/1,7*

1,6/1,5

1,3*/1,8*

1,4/1,5

Точность

0,6/0,7

0,6/0,6

0,6*/0,9*

0,7/0,6

0,5*/0,7*

0,6/0,6

Продуктив-

ность

8,2*/9,5*

8,0/8,2

8,5*/10,2*

8,7/8,8

8,3*/9,8*

8,5/8,7

Тест «Исключение слова»

Точность

0,3/0,4

0,3/0,2

0,3*/0,7*

0,3/0,3

0,4*/0,8*

0,5/0,5

Продуктив-

ность

13,5*/14,6*

13,2/13,6

12,3*/14,1*

12,1/12,0

13,7*/15,1*

13,9/13,7

Субтест «Числовые ряды»

Точность

0,5/0,6

0,5/0,4

0,5*/0,8*

0,6/0.5

0,5*/0,8*

0,4/0,5

Обучающиеся, причисленные к конструктивному типу личности, по причине оптимального соотношения интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала являются наиболее адаптивными к Федеральной службе исполнения наказаний и поэтому наблюдаемые позитивные изменения у испытуемых контрольной группы происходят даже без дополнительного психологического сопровождения.

В сфере оптимизации коммуникативных навыков у испытуемых экспериментальных групп, причисленных к посредственному и конструктивному типам личности, были зафиксированы статистически значимые положительные изменения в активности, ассертивности и общительности. А также наблюдаются положительные изменения показателей ассертивности у испытуемых, причисленных к разбалансированному типу личности.

По показателям активности и общительности у обучающихся, причисленных к разбалансированному типу личности, статистически значимых изменений не выявлено, так как данные показатели изначально располагались в районе идеальной статистической нормы Поэтому в результате реализации тренинговой программы значимых изменений не произошло (табл. 2).

Статистически значимое уменьшение показателей по шкалам самоуничижения и подавленности (маркеры невротических проявлений) наблюдаются у испытуемых экспериментальных групп, причисленных ко всем трем типам личности. Статистически значимых изменений в контрольных группах не зарегистрировано (табл. 2).

Интерпретация маркеров психотических проявлений у респондентов экспериментальных групп, причисленных к трем типам личности, подтверждает статистически значимое уменьшение показателей импульсивности, агрессивности, безответственности и склонности к риску. Вероятно, что в данном конкретном случае возрастающие показатели профессиональной мотивации нивелируют негативные индивидуально-психологические особенности, создавая компенсаторный эффект (табл. 2).

У испытуемых, причисленных к посредственному и конструктивному типам, регистрируется небольшое по уровню статистически значимое уменьшение показателя безответственности. В остальном же у испытуемых контрольных групп статистически значимых изменений маркеров психотических проявлений не наблюдается. Представленный факт, по нашему мнению, интерпретируется условиями служебной деятельности, например, служебной дисциплиной в Академии Федеральной службы исполнения наказаний. У испытуемых, причисленных к разбалансированному типу личности, статистически значимого уменьшения показателя безответственности не наблюдается. По мнению авторов, это связано с проявляющимися внутриличностными конфликтами в структуре их личности, которые препятствуют формированию ответственного и нормативного поведения (табл. 2).

В результате интерпретации критериев развития интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала у испытуемых экспериментальной группы выявлен низкий по уровню, но статистически значимый сдвиг показателей по шкалам вербального и невербального интеллекта. Интеллектуальные показатели, по мнению А. Анастази характеризуется минимальной пластичностью в сравнении с личностными особенностями [1].

Интерпретация объективных маркеров развития интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов интеллектуально-личностного потенциала у обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе профессиональной и служебной деятельности (средний балл оценок за семестр, количество поощрений и замечаний за семестр) показала положительные статистически значимые изменения в учебно-профессиональной и служебной деятельности в результате реализации психокоррекционной Программы в сравнении с исходными данными. Статистически значимых сдвигов у испытуемых контрольных групп не выявлено (табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели объективных маркеров развития компонентов интеллектуально-личностного потенциала после формирующего эксперимента

в соответствии с типом личности

 (изменения при уровне ρ≤0,05)

 

 

Тип личности

Категория

Доля замечаний

Доля поощрений

Средний бал оценки за полугодие

Посредственный

Экспериментальная группа до тренинга

1,5

0,1

3,3

Контрольная группа до тренинга

1,4

0,1

3,4

Экспериментальная группа после тренинга

0,7

0,7

3,5

Контрольная группа после тренинга

1,4

0,1

3,3

Разбалансированный

Экспериментальная группа до тренинга

2,3

0,1

3,5

Контрольная группа до тренинга

2,3

0,1

3,6

Экспериментальная группа после тренинга

1,4

0,6

3,9

Контрольная группа после тренинга

2,4

0

3,4

Конструктивный

Экспериментальная группа до тренинга

0,5

0,9

3,8

Контрольная группа до тренинга

0,4

0,7

3,7

Экспериментальная группа после тренинга

0,1

1,9

4,2

Контрольная группа после тренинга

0,4

0,8

3,8

 

Следовательно, реализация авторской психокоррекционной Программы, количественная и качественная интерпретация результатов квазиэксперимента, систематическое психологическое сопровождение обучающихся в Академии Федеральной службы исполнения наказаний с учетом выявленных типов личности (посредственный, разбалансированный, конструктивный), различающихся интеллектуально-личностным потенциалом позволяют полагать, что оптимизации интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов в структуре интеллектуально-личностного потенциала на начальном этапе профессиональной и служебной деятельности способствует социально-психологический тренинг с элементами арт и гештальт-терапии, рефлексивных приемов, а также логических и нейрогимнастических упражнений.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / Под ред. и с предисл. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
  2. Ковальчук И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] / И.А. Ковальчук, Д.В. Сочивко // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 204—218. DOI:10.17759/psylaw.2018080418
  3. Ковальчук И.А. Системно-функциональное исследование интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первоначальной профессиональной подготовки / И.А. Ковальчук, Л.Н. Костина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 4(70). 2018. № 3. С. 69—78.
  4. Ковальчук И.А. К вопросу о развитии интеллектуально-личностного потенциала сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности / И.А. Ковальчук, В.В. Пименов // Преступление, наказание, исправление. IV Международный пенитенциарный форум (К140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20—22 нояб. 2019 г.): в 10 т. Т. 7.Рязань: Академия ФСИН России, 2019.: Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов. 2019.С. 289—293.
  5. Ковальчук И.А. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / Ковальчук Илья Александрович. Москва, 2020. 213 с.
  6. Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. М.: Пер Сэ, 2006. 304 с.

Информация об авторах

Ковальчук Илья Александрович, кандидат психологических наук, начальник, кафедра психологии профессиональной деятельности, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5400-9815, e-mail: iljakvlchk@rambler.ru

Костина Любовь Николаевна, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7285-2817, e-mail: kostin62@mail.ru

Карпова Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3595-5678, e-mail: Ufkbyrf86@mail.ru

Чудакова Светлана Николаевна, кандидат юридических наук, начальник организационно-научного отдела научного центра, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3235-7074, e-mail: svetachudakova@rambler.ru

Душкин Антон Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «СПбУ МВД России»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9139-1585, e-mail: dushkin-ac@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 689
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 113
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0