Психология и право
2021. Том 11. № 2. С. 160–177
doi:10.17759/psylaw.2021110212
ISSN: 2222-5196 (online)
Предупреждение вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вовлечение в религиозные организации, психологические особенности молодого возраста, критическое мышление, семейные отношения, уровень самооценки, подверженность манипуляциям
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110212
Для цитаты: Миронова О.И. Предупреждение вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 2. С. 160–177. DOI: 10.17759/psylaw.2021110212
Полный текст
Введение
Общественное сознание всегда отражает любые изменения, происходящие в экономике, политике и прочих сферах. В связи этим экономические, политические преобразования в современном мире и в России сегодня обусловливают трансформацию семейных отношений, изменение социальных установок, профессиональных компетенций и др. В последнее время проявляется также повышенный интерес к религии. Данный всплеск обусловлен несколькими причинами. Роль религии повышается в обществе в силу поддержки со стороны государства. Многие люди воспринимают религию в качестве устойчивого носителя ценностей человеческого существования. И в этом смысле религия оказывает положительное влияние на духовное развитие личности и общества. Процессу повышения интереса к религии способствует развитие информационных технологий, интернет-коммуникаций, средств массовой информации и др. Одновременно с этим создаются условия для пропаганды любых религиозных учений без учета их конструктивности. В связи с развитием информационных технологий набирают силу группы, проповедующие идеи новых религиозных учений и школ, различных духовных практик. Лидеры подобных организаций заинтересованы в вовлечении именно молодых людей в силу их возрастных особенностей, связанных с жизненным самоопределением, поиском смысла, социальной поддержки и пр.
Существуют различные исследования, посвященные вовлечению молодежи в религиозные и культовые организации. Важную роль здесь играют работы зарубежных авторов, в частности, Д.Д. Коутса, М. Кленка, Дж. Лолича, Р. Лифтона, А. Вермы [Coates, 2012; Coates, 2011; Klenk, 2012; Lalich, 2004; Лифтон, 2005; Verma, 2019], а также отечественных ученых: А.В. Романова, Е.В. Ильюка, В.А. Монастырского, Ж.В. Садовниковой, Т.К. Мухиной, Е.С. Лиманских, М.Г. Яковлевой [Ильюк, 2018; Лиманских, 2018; Монастырский, 2008; Мухина, 2016; Романов, 2013; Садовникова, 2004; Яковлева].
Несмотря на достаточно широкую проработку в указанных источниках проблем, связанных с действием деструктивных нетрадиционных религиозных движений в современном обществе, остается актуальным вопрос, затрагивающий психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет-пространство. Результаты изучения данной проблемы представлены в ряде публикаций [Акимова, 2018; Миронова, 2020; Mironova, 2019]. В частности, было выявлено, что молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, находятся в ситуации нестабильного психологического климата в семье, напряженных отношений с родителями, при этом они стремятся к людям, быть членом социальной группы, для них характерны: высокий уровень тревожности, низкие самооценка, уровень критического мышления, степень защиты от манипуляций, а также склонность к зависимому поведению.
Исследование, представленное в настоящей статье, является продолжением изучения проблемы вовлечения молодых людей в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
Цель исследования — выявить эффективность специально разработанной авторской программы по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективным инструментом для предупреждения вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство является специально разработанная авторская программа, направленная на развитие критического мышления, навыков противодействия манипуляциям, повышение уровня самооценки и гармонизацию семейных отношений.
Методика
Исследование и обработка его результатов проводились совместно с В.В. Акимовой. На основе теоретического анализа и эмпирических результатов по проблематике вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации была разработана авторская программа.
Задачи программы.
1. Формирование умений и навыков противодействия манипуляциям.
2. Повышение уровня критического мышления.
3. Повышение уровня самооценки.
4. Оптимизация семейных отношений.
Авторская программа включает 15 занятий, которые были проведены в течение 4 месяцев с регулярностью один раз в неделю. Длительность занятия варьировалось от 1 часа до 1,5 часа.
Программа включает в себя 3 блока.
1. Диагностический блок. Цель данного блока заключается в выявлении психологических особенностей молодых людей и психологического климата в семье.
2. Коррекционный блок. На данном этапе было осуществлено психокоррекционное воздействие на молодых людей с целью повышения психологических характеристик для предотвращения вовлечения в религиозные и культовые организации.
Данный блок включает 13 занятий, которые можно разделить на 5 групп: формирование умений и навыков противодействия манипуляциям, повышение уровня критического мышления, повышение уровня самооценки, гармонизация семейных отношений, формирование независимого поведения.
3. Блок оценки эффективности. Цель данного этапа в проведении повторной диагностики для оценки эффективности авторского курса.
В качестве респондентов выступили 30 студентов, программа проводилась в ЗУОК «Солнечный». Были образованы две группы (контрольная и экспериментальная) по 15 человек в каждой.
Использованные методики.
2. Опросник «Изучение общей самооценки». Автор — Г.Н. Казанцева. Цель — выявить уровень самооценки. Методика состоит из 20 вопросов и представлена одной шкалой.
3. Тест «Критическое мышление». Автор — Л. Старки. Цель — диагностика навыков критического мышления. Методика состоит из 10 вопросов и представлена одной шкалой.
4. Методика «Психологический климат семьи». Автор — В. В. Бойко. Цель — оценка психологического климата семьи. Методика состоит из 35 утверждений и представлена одной шкалой.
Результаты и их обсуждение
В ходе диагностического блока эксперимента был проведен исходный замер на экспериментальной и контрольной группах. Результаты диагностики представлены на рис. 1—4.
На рис. 1 видно, что в экспериментальной группе среднее значение по шкале «Психологический климат в семье» составляет 15,3, что характеризует неопределенный тип психологического климата в семье. В контрольной группе при исходном замере среднее значение по шкале «Психологический климат в семье» составляет 12,7, что характеризует неопределенный тип психологического климата в семье. При данном уровне психологического климата в семье в целом отношения гармонизированы, но изредка бывают ссоры между членами семьи.
Рис.1. Результаты методики «Психологический климат семьи» В.В. Бойко в экспериментальной и контрольной группах (исходный замер)
Рис. 2. Результаты методики «Степень вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова в экспериментальной и контрольной группах (исходный замер)
На рис. 2 видно, что в экспериментальной группе при исходном замере по шкале «Защита от манипуляций» среднее значение составляет 1,7, что характеризует средний уровень защиты от манипуляций. В контрольной группе при исходном замере среднее значение по шкале «Подверженность манипуляциям» составляет 2,1, что характеризует средний уровень защиты от манипуляций. При данном уровне подверженности манипуляциям человек, может противостоять манипуляциям малознакомых людей, но близкие люди могут успешно манипулировать человеком.
Рис. 3. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой в экспериментальной и контрольной группах (исходный замер)
Таким образом, на рис. 3 видно, что в экспериментальной группе при исходном замере по шкале «Самооценка» среднее значение составляет 2,3, что характеризует средний уровень самооценки. В контрольной группе при исходном замере среднее значение по шкале «Самооценка» составляет 0,4, что характеризует средний, адекватный уровень самооценки. Таким образом, испытуемые контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень самооценки. Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности.
Рис. 4. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки в экспериментальной и контрольной группах (исходный замер)
На рис. 4 видно, что в экспериментальной группе при исходном замере по шкале «Критическое мышление» среднее значение составляет 5,7, что характеризует средний уровень критического мышления. В контрольной группе при исходном замере среднее значение по шкале «Критическое мышление» составляет 4,5, что характеризует средний уровень критического мышления. Таким образом, испытуемые контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень критического мышления.
Для проведения авторской программы в экспериментальной группе необходимо проверить, является ли экспериментальная и контрольная группы однородными по измеряемым качествам. Расчеты проводились с помощью U-критерия Манна—Уитни. Результаты расчетов представлены в табл. 1.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп до эксперимента
Шкалы |
Средние значения |
Сумма рангов |
U-критерий Манна—Уитни |
Уровень статистической значимости (p) |
||
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
Психологический климат в семье |
15,3 |
12,7 |
274 |
191 |
71 |
0,089019 |
Подверженность манипуляциям |
1,7
|
2,1
|
199,5 |
265,5 |
79,5 |
0,177647 |
Самооценка |
2,3 |
0,4
|
272,5 |
192,5 |
72,5 |
0,101343 |
Критическое мышление |
5,7
|
4,5
|
266 |
199 |
79 |
0,171070 |
Таким образом, в ходе количественного анализа исходного замера в экспериментальной и контрольной группах не выявлено различий между диагностируемыми показателям: «Психологический климат в семье» (Uэмп=71), «Подверженность манипуляциям» (Uэмп=79,5), «Самооценка» (Uэмп=72,5), «Критическое мышление» (Uэмп=79). Экспериментальная и контрольная группы до проведения авторской программы являются равномерными и обладают схожим уровнем изучаемых показателей.
В ходе коррекционного блока была проведена авторская программа, направленная на предупреждение вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
После проведения авторской программы в экспериментальной группе был осуществлен итоговый замер. Динамика изменения средних значений представлена на рис. 5—8.
Рис. 5. Результаты методики «Психологический климат семьи» В.В. Бойко в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента
На рис. 5 видно, что средние значение по шкале «Психологический климат в семье» повысился и составляет 16,3, что соответствует неопределенному типу психологического климата в семье.
Рис. 6. Результаты методики «Степень вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента
Таким образом, на рис. 6 видно, что среднее значение по шкале «Подверженность манипуляциям» понизилось и составляет 1,5, что соответствует высокому уровню защиты от манипуляций, который является выше, чем был при исходном замере.
Рис. 7. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента
На рис. 7 видно, что среднее значение по шкале «Самооценка» повысилось и составляет 3,1, что соответствует среднему уровню самооценки и исходному замеру.
Рис. 8. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента
Таким образом, на рис. 8 видно, что среднее значение по шкале «Критическое мышление» повысилось и составляет 6,3, что соответствует среднему уровню критического мышления и исходному замеру.
Таблица 2
Сравнительный анализ экспериментальной группы до и после эксперимента
Средние значения |
Т-критерий Вилкоксона |
||
До коррекции |
После коррекции |
||
Психологический климат в семье |
15,3 |
16,3 |
8,5 |
Подверженность манипуляциям |
1,7
|
1,5 |
13 |
Самооценка |
2,3 |
3,1 |
10 |
Критическое мышление |
5,7
|
6,3 |
4,5 |
Таким образом, по результатам сравнительного анализа диагностических результатов в экспериментальной группе до и после эксперимента значимые различия были выявлены по шкалам: «Психологический климат в семье» (Тэмп=8,5), «Подверженность манипуляциям» (Тэмп=13), Самооценка» (Тэмп=10), «Критическое мышление» (Тэмп=4,5).
В контрольной группе занятий не проводилось. Но также были проведены замеры через некоторое время (после реализации программы в экспериментальной группе).
В контрольной группе были получены следующие результаты, представленные на рис. 9—12.
Рис. 9. Результаты методики «Психологический климат семьи» В.В. Бойко в контрольной группе до и после проведения эксперимента
Таким образом, на рис. 9 видно, что итоговый замер показал, что среднее значение по шкале «Психологический климат» понизилось и составляет 12,1, что соответствует неопределенному типу психологического климата в семье и исходному замеру.
Рис. 10. Результаты методики «Степень вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова в контрольной группе до и после проведения эксперимента
На рис. 10 видно, что итоговый замер показал, что средние значение по шкале «Подверженность манипуляциям» повысился и составляет 23,3, что соответствует среднему уровню подверженности манипуляциям и исходному замеру.
Рис. 11. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой в контрольной группе до и после проведения эксперимента
Таким образом, на рис. 11 видно, что, итоговый замер показал, что среднее значение по шкале «Самооценка» понизилось и составляет 0,1, что соответствует среднему уровню самооценки и исходному замеру.
Рис. 12. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки в контрольной группе до и после проведения эксперимента
Таким образом, на рис. 12 видно, что итоговый замер показал, что среднее значение по шкале «Критическое мышление» понизилось и составляет 4,2, что соответствует среднему уровню критического мышления и исходному замеру.
Для оценки значимости различий до и после коррекции в контрольной группе был использован Т-критерий Вилкоксона. Результаты расчетов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ контрольной группы до и после эксперимента
Средние значения |
Т-критерий Вилкоксона |
||
До коррекции |
После коррекции |
||
Психологический климат в семье |
12,7 |
12,1 |
84 |
Подверженность манипуляциям |
2,1 |
2,3 |
42 |
Самооценка |
0,4 |
0,1 |
54 |
Критическое мышление |
4,5 |
4,4 |
42 |
Таким образом, по результатам сравнительного анализа диагностических результатов в контрольной группе до и после эксперимента значимые различия были не выявлены по шкалам: «Психологический климат в семье» (Тэмп=84), «Подверженность манипуляциям» (Тэмп=42), Самооценка» (Тэмп=54), «Критическое мышление» (Тэмп=42).
Для того чтобы доказать эффективность авторской программы, необходимо провести сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента. Диагностические результаты представлены на рис. 13—16.
Рис. 13. Результаты методики «Психологический климат семьи» В.В. Бойко в экспериментальной и контрольной группах (итоговый замер)
По рис.13 видно, что в экспериментальной группе среднее значение по шкале «Психологический климат в семье» составляет 16,3, что характеризует неопределенный тип психологического климата в семье. В контрольной группе при итоговом замере среднее значение по шкале «Психологический климат в семье» составляет 12,1, что характеризует неопределенный тип психологического климата в семье.
По рис. 14 видно, что в экспериментальной группе при итоговом замере по шкале «Защита от манипуляций» среднее значение составляет 1,5, что характеризует высокий уровень защиты от манипуляций. В контрольной группе при итоговом замере среднее значение по шкале «Подверженность манипуляция» составляет 2,3, что характеризует средний уровень защиты от манипуляций.
Рис. 14. Результаты методики «Степень вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова в экспериментальной и контрольной группах (итоговый замер)
Рис. 15. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой в экспериментальной и контрольной группах (итоговый замер)
Таким образом, по рис. 15 видно, что в экспериментальной группе при итоговом замере по шкале «Самооценка» среднее значение составляет 3,1, что характеризует средний уровень самооценки. В контрольной группе при итоговом замере среднее значение по шкале «Самооценка» составляет 0,1, что характеризует средний уровень самооценки.
На рис. 16 видно, что в экспериментальной группе при итоговом замере по шкале «Критическое мышление» среднее значение составляет 6,3, что характеризует средний уровень критического мышления. В контрольной группе при итоговом замере среднее значение по шкале по шкале «Критическое мышление» составляет 4,4, что характеризует средний уровень критического мышления.
Рис. 16. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки в экспериментальной и контрольной группах (итоговый замер)
Для оценки значимости различий после коррекции в экспериментальной и контрольной группах был использован метод U-критерия Манна—Уитни. Результаты расчетов представлены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы после эксперимента
Шкалы |
Средние значения |
Сумма рангов |
U-критерий Манна—Уитни |
Уровень статистической значимости (p) |
||
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
Психологический климат в семье |
16,3 |
12,1
|
290,5 |
174,5 |
54,5 |
0,017080 |
Подверженность манипуляциям |
1,5 |
2,3
|
172 |
293 |
52 |
0,012822 |
Самооценка |
3,1 |
0,1 |
291 |
174 |
54 |
0,016141 |
Критическое мышление |
6,3 |
4,4 |
285,5 |
179,5 |
59,5 |
0,029437 |
По результатам сравнительного анализа диагностических результатов в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента значимые различия были выявлены по шкалам: «Психологический климат в семье» (Uэмп=54,5), «Подверженность манипуляциям» (Uэмп=52), «Самооценка» (Uэмп=54), «Критическое мышление» (Uэмп=59,5).
Выводы
Таким образом, в ходе проведения авторской программы на экспериментальной группе были гармонизированы семейные отношения испытуемых. Уровень самооценки был увеличен, но остается в пределах нормы. Благодаря этому испытуемые стали более самостоятельны, уверены в себе. Уровень критического мышления испытуемых возрос; таким образом, испытуемые стали ставить под сомнения факты и не доверять любой информации сразу. Понизилась степень подверженности манипуляциям, что говорит о том, что испытуемые научились различать виды манипуляций и применять техники борьбы с ней.
Эффективность авторской программы была доказана благодаря сравнительному анализу в экспериментальной группе до и после коррекционного воздействия и сравнительному анализу экспериментальной и контрольной групп после проведенного эксперимента. Разработанная коррекционная программа является эффективной и обусловливает повышению личностных показателей, которые способствуют предупреждению вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
На основании проведенного исследования разработанную авторскую программу по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации можно использовать для проведения занятий в учебных заведениях с целью коррекции таких показателей, как защищенность от манипуляций, уровень самооценки, уровень критического мышления, а также психологический климат в семейных отношениях, помогающих противостоять вовлечению в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
Литература
- Акимова В.В., Миронова О.И. Факторы вовлечения в религиозные организации и особенности индивидуальной структуры религиозности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Том 17. № 4(149). С. 46—55. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-4-46-55
- Ильюк Е.В. Деструктивная секта как «психологическая» тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. 2018. № 1(15). C. 50—57.
- Лиманских Е.С. Механизмы воздействия на личность и последствия вовлечения в деструктивные религиозные организации // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Юридические клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи РФ» (г. Шадринск, 08 декабря 2018). Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 105—112.
- Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 578 с.
- Миронова О. И. Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет-пространство // Психология и право. 2020. № 3. С. 189-210.
- Монастырский В.А., Садовникова Ж.В. Причины ухода, приемы заманивания и особенности психологического воздействия на молодежь в сектах // Вопросы воспитания. 2008. № 13. С. 107—121.
- Мухина Т.К. Педагогическая профилактика вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в общеобразовательных учреждениях. Владимир: Владимирский государственный университет, 2016. 72 с.
- Романов А.В. Причины вовлечения в культовые религиозные группы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 2(46). С. 137—142.
- Садовникова Ж.В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты: дисс. … канд. пед. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2004. 193 с.
- Яковлева М.Г. О теоретических основах педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016 № 6. С. 64—68.
- Coates D.D. «Cult Commitment» from the Perspective of Former Members: Direct Rewards of Membership versus Dependency Inducing Practices // Deviant Behavior. 2012. № 33. P. 168—184.
- Coates D.D. Counselling former members of charismatic groups: considering pre-involvement variables, reasons for joining the group and corresponding values // Mental Health, Religion and Culture. 2011. № 3. P. 191—207.
- Klenk М. New Religious Movements in Global Perspective // Religionswissenschaft. 2012. № 7. P. 1—16.
- Lalich J. Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults. London: University of California Press, 2004. 353 р.
- Mironova О., Akimova V., Ivanova O., Polyakova O. Social and psychological factors of youth involvement in religious and cult organizations through the Internet / Proceedings1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (Volgograd, July 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019.Vol. 331. P. 481—487.
- Verma A., Verma M., Rahul T.M., Khurana S., Rai A. Measuring accessibility of various facilities by walking in world’s largest mass religious gathering — Kumbh Mela // Sustainable Cities and Society. 2019. № 45. P. 79—86.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 950
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 319
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2