Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9869Новости 1930Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психология и право - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 38

|

Ослон В.Н.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307
e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Семья Г.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698
e-mail: gvsemia@yandex.ru

Прокопьева Л.М.
начальник отдела мониторинга качества профессионального образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4404-9159
e-mail: prokopevalm@mgppu.ru

Колесникова У.В.
научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621
e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня и особенностей структуры субъективного благополучия воспитанников организаций для детей-сирот с ОВЗ в возрасте от 7 до 12 лет в сравнении с условно здоровыми воспитанниками. В рамках исследования под субъективным благополучием ребенка рассматривается его удовлетворенность (уровень удовлетворенности) «системой своих отношений» к себе, другим, со средой. Исследование основано на теоретическом конструкте, операциональной модели, инструментарии для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, валидность которых доказана на основании эмпирического исследования данной категории детей. Анализ результатов показал, что структура субъективного благополучия зависит от наличия или отсутствия ОВЗ у детей-сирот младшего школьного возраста, но в то же время само по себе наличие ОВЗ без учета связи с другими компонентами не отражается на уровне их субъективного благополучия.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-03 от 11.06.2021 года «Психолого-педагогическое и социально-правовое обоснование вариативности психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Литература
  1. Волчек В.В. Субъективное благополучие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 18(204). С. 152—154. URL: https://moluch.ru/archive/204/50095/ (дата обращения: 12.05.2021).
  2. Лебедева К.С. Субъективное благополучие школьников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2018. № 16-1(52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 15.04.2020).
  3. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2019. Том 40. № 6. С. 18—30. doi:10.31857/S020595920007311-8
  4. Мясищев В.Н. Способности и потребности // Материалы Ленинградской зональной психологической конференции 16-20 мая 1958 года. Ленинград, 1958. С. 3—4.
  5. Одинокова В.А., Русакова М.М., Усачёва Н.М. Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 129—144.
  6. Нартова-Бочавер К.С. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. М.: Дрофа, 2008. 400 с.
  7. Ослон В.Н. Модель оценки субъективного благополучия воспитанников организаций для детей-сирот // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сб. тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13—14 декабря 2018 года) / Под ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 639 с.
  8. Ослон В.Н. Мониторинг субъективного благополучия (subjective well-being) воспитанников как инструмент оценки качества деятельности организаций для детей-сирот // Возможности и риски цифровой среды: сб. тезисов участников VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития: чтения памяти Л.Ф. Обуховой (12—13 декабря 2019 года) / Под ред. Т.А. Басиловой, Е.Г. Дозорцевой, Т.А. Егоренко. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. Т.2. 372 с.
  9. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 41—50. doi:10.17759/pse.2020250604
  10. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2018 г., 10 февраля 2020 г., 19 мая 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 08.09.2021).
  11. Семья Г.В., Ослон В.Н. Субъективное благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях институционализации [Электронный ресурс] // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. URL: https://docplayer.ru/195397668-Subektivnoe-blagopoluchie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-institucionalizacii.html (дата обращения: 02.05.2021).
  12. Статья 23 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/b1dcf1b25893b2c85c57e 9efdf496f349e6a68c8/ (дата обращения: 08.09.2021).
  13. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 02.05.2021).
  14. Чупина В.Б., Бирюкова Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского дома как психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. URL: https://cyberleninka.rp/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-psloviyah-detskogo-doma-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 22.04.2020).
  15. Aujla I., Needham-Beck S. Subjective Well-Being among Young Dancers with Disabilities // International Journal of Disability, Development and Education. 2020. Vоl. 67. № 5. P. 563—570. doi:10.1080/1034912X.2019.1615607
  16. Batool S.S, Shehzadi A. Intrapersonal and Interpersonal Determinants of Well-Being of Orphans and Non-Orphans [Электронный ресурс] // Bahria Journal of Professional Psychology. 2017. Vol. 16(1). P. 17—26.                   URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=128970768&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 22.04.2020).
  17. Bhat N.M. The study of emotional stability and depression in orphan secondary school students // International Journal of Education and Psychological Research. 2014. № 3(2). Р. 95—100.
  18. Boström P., Broberg M. Protection and restriction: A mixed-methods study of self-reported well-being among youth with intellectual disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2018. Vol. 31. № 1. P. 164—176. doi:10.1111/jar.12364
  19. Broomhead K.E. Acceptance or Rejection? The Social Experiences of Children with Special Educational Needs and Disabilities with in a Mainstream Primary School [Электронный ресурс] // Education 3—13. 2019. № 47(8). Р. 877—888. URL.:http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=eric&AN=EJ1228175&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 12.05.2021).
  20. Corominas M., González-Carrasco M., Casas F. Analyzing factors for an optimum play environment through children’s subjective well-being indicators // Children & Youth Services Review. 2021. Vol. 122. N.PAG. doi:10.1016/j.childyouth.2020.105688
  21. Savage A., McConnell D., Emerson E., Llewellyn G. The Subjective Well-Being of Adolescent Canadians with Disabilities [Abstract] // Journal of Child & Family Studies. 2020. Vol. 29. № 12. Р. 3381—3397. doi:10.1007/s10826-020-01794-2
  22. UNICEF Office of Research. «Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview» // Innocenti Report Card — Florence: UNICEF Office of Research. 2013. № 11. Р. 1—56.
  23. Yıdırım A. Investigation of the relationship between continuous anger and depression levels in children between ages 13—18 who are under institution care and those who live with their family (Unpublished Masters Thesis). Fırat University, Institute of Health Sciences, Department of Public Health, 2005.
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика