Психология и право
2021. Том 11. № 3. С. 47–61
doi:10.17759/psylaw.2021110304
ISSN: 2222-5196 (online)
Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: поведение онлайн и офлайн, пресуицидальное состояние, когнитивный компонент пресуицидального состояния, когнитивное искажение, стиль автобиографической памяти
Рубрика издания: Юридическая психология детства
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110304
Для цитаты: Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 47–61. DOI: 10.17759/psylaw.2021110304
Полный текст
Введение
Онлайн-среда, которая все чаще становится важной областью взаимодействия людей, имеет свою специфику, влияющую на осуществляемую в Интернете деятельность. Этим можно объяснить растущий интерес психологов-исследователей к указанной теме. В частности, важным является вопрос проявления суицидального поведение в интернет-среде, так как она имеет свою специфику. На электронном ресурсе Scopus за последние 10 лет по запросу «Internet» (поиск проводился по ключевым словам) было найдено 72653 публикаций. Далее, с уточнением «suicide», были получены данные о наличии 140 статей. При этом анализ публикаций на ресурсе SciVal показал значимость проблемы среди исследователей. В частности, в рамках нашей статьи, обратим внимание на темы, касающиеся профилактики самоубийств (Prominence percentile = 92,736), а также когнитивно-бихевиоральной терапии и помощи себе (Prominence percentile = 99,549). Несмотря на видимый дефицит работ по рассматриваемой теме, высокое значение проминентности (Prominence) говорит о высокой степени внимания к ней.
Цель статьи состоит в том, чтобы акцентировать внимание на существовании единиц анализа поведения в Интернете, позволяющих предположить наличие специфических состояний. В частности, речь идет об индикаторах пресуицидального состояния подростков, поиск которых осуществлялся в ходе исследования.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что пресуицидальное состояние может отражаться в действиях, совершаемых в онлайн-среде, и выражаться в проявлении специфических индикаторов.
На основании анализа работ Г.С. Банникова, а также других исследователей мы выделили ряд аспектов, характеризующих пресуицидальное состояние, и указывающих на возможность проявления суицидального поведения.
● Чувство безнадежности, касающееся восприятия с последующей негативной оценкой событий, происходящих с человеком в различные временные периоды, и ожиданий относительно будущего.
● Чувство одиночества, возникающее по причине дефицита навыков социального взаимодействия, которое приводит к фрустрированности соответствующих потребностей.
● Состояние депрессии, для которого свойственна специфическая симптоматика (например, снижение настроения, активности психических процессов; соматические нарушения), проявляющаяся в процессе психического функционирования. Многие авторы связывают суицидальные проявления с наличием депрессивной симптоматики.
В рамках суицидального поведения нами рассматривается когнитивный компонент [Кошкин, 2015]. Следует отметить, что для пресуицидального состояния характерна специфическая обработка воспринимаемой информации, создающая помехи в процессе приспособления к стрессовой ситуации и провоцирующая действия суицидальной направленности. А. Бек в своих работах писал о существовании когнитивных схем, характерных для суицидального кризиса, при использовании которых усиливается негативная эмоциональная оценка воспринимаемой информации и, в частности, чувство безнадежности [Wenzel, 2008], а также сужается количество вариантов действий в стрессовой ситуации. На фоне дефицита различных стратегий поведения возможность совершения суицидальных действий повышается. Наиболее часто к когнитивному компоненту относят когнитивные искажения, представляющие собой «систематические ошибки в ходе мыслительного процесса (в противовес случайной ошибке, вызванной невежеством)» [Мозжухина, 2017, с. 1]. Они возникают чаще вследствие быстрой, малозатратной когнитивной оценки ситуации, не предполагающей ее полного анализа [Канеман, 2021]. Также следует отметить сверхобобщающий стиль автобиографической памяти, затрудняющий извлечение информации, относящейся к запечатленным в памяти единичным конкретным событиям, в которые определенный субъект был вовлечен. Этот стиль чаще связывают с состоянием депрессии и реже — с пресуицидальным состоянием. Эту характеристику рассматривали А. Аттрилл (A. Attrill), Ф. Раес (F. Raes), Т. Ван Даэле (T. VanDaele) [Attrill, 2012; Raes, 2007; Van Daele, 2014], а также А. Бек — в контексте суицидального кризиса [Wenzel, 2008].
Анализ литературных источников, в ходе которого наиболее подробно были рассмотрены работы следующих авторов: А.Ш. Тхостова, Е. Пелапрат (E. Pelaprat) и Б. Брауна (B. Brown), а также Т.Д. Марцинковской и А.Е. Войскунского [Белинская, 2018; Войскунский А.Е, 2020; Войскунский, 2020; Марцинковская, 2020; Тхостов, 2020; Pelaprat, 2012], — позволил выделить два типа онлайн-поведения: поиск информации и коммуникативное. Каждый из них направлен на достижение своей цели:
· поиск информации — на удовлетворение собственных потребностей и интересов, не подразумевающих цели установения и поддержания социальных контактов;
· коммуникативное онлайн-поведение — на удовлетворение потребностей социального характера. Иногда они могут провоцировать склонность к проявлению альтруизма.
Важно отметить, что две указанные формы онлайн-поведения возможно следует различать по мотивационному компоненту (во многих теориях он позиционировался как значимый), так как внешне они могут быть очень похожи и в ходе их реализации могут быть использованы одинаковые паттерны действий.
Дополнительно следует обратить внимание на то, что «поиск информации» и «коммуникационное» онлайн-поведение взаимосвязаны. В зависимости от ситуации относительно друг друга они могут выполнять ведущую и вспомогательную роли, а также меняться ими.
Онлайн-поведение следует определить как форму социального поведения, реализуемую в виртуальном пространстве и отражающую в определенной степени индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики пользователя.
Разработка проблемы проявления пресуицидального состояния в онлайн-поведении была отражена в работах А.И. Лучинкиной и И.С. Лучинкиной. Они также указывают, что личность, конструируемая в онлайн-среде, имеет общие черты с реальной личностью, так как строится на ее основе. Соответственно, некоторые черты, связанные с суицидальным поведением разной степени выраженности, могут быть обнаружены в онлайн-поведении и выступать качестве соответствующих индикаторов. Авторы, в частности, обращают внимание на специфические элементы самопрезентации, характеризующие особенности создания и ведения профилей в социальных сетях, которые тоже могут выступать в качестве индикаторов пресуицидального состояния [Лучинкина, 2017].
Материалы и методы
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Шкала одиночества (UCLA — версия 3) Д. Рассела, М. Фергюсона [Методические рекомендации для, 2017];
2. Шкала безнадежности А. Бека (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974) [Методические рекомендации для, 2017];
3. WHO-5 Well-BeingIndex (1998) Индекс хорошего самочувствия [Методические рекомендации для, 2017];
4. Опросник «Когнитивные ошибки в ходе интернет-общения» И.С. Лучинкиной [Лучинкина, 2017];
5. Тест незавершенныхпредложений SCEPT (The Sentence Completion for Events of the Past Test) Ф. Раеса (F. Raes) [Raes, 2007];
6. Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик [Собчик, 2005].
Была составлена авторская анкета, часть вопросов которой была составлена на основе информации из работ Д.В. Кирюхиной, Г.С. Банникова и др. [Кирюхина, 2019; Методические рекомендации для, 2017], а также проведен контент-анализ по следующим категориям: профиль, аватар, анкета, друзья и подписчики, подписки, фото, видео, аудио, посты, комментарии, — внутри которых были выделены более частные качественные подкатегории. Были обработаны данные, находящихся в открытом доступе профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте».
В ходе дальнейшего эмпирического и статистического анализа были задействованы данные, предоставленные 43 респондентами возраста 13—15 лет (средний возраст — 14,19 лет). Информация о возможности принять участие в исследовании размещалась в группах социальной сети «ВКонтакте»: «К ранам души аниме приложи», «Сатисфакция», «BestandCandy», «astrosad», «грустная папка» и «Грустный подросток» — в период с 07.03.2020 по 26.03.2020; в отношении полученных материалов указывалось на соблюдение конфиденциальности. Испытуемые для исследования набирались из лиц, согласившихся пройти психодиагностическое обследование, а также дать ссылку на свой профиль в той же социальной сети и согласие на обработку общедоступных данных в исследовательских целях. Дополнительно испытуемые проходили анкетирование, в котором указывали на наличие или отсутствие в своей жизни стрессовых событий за последние 6 месяцев и отвечали на вопросы по поводу своей активности в Интернете.
По результатам психодиагностического обследования выборку было решено разделить на три группы: контрольную группу «К» — 13 человек; экспериментальную группу «Э-1» — 18 человек; экспериментальную группу «Э-2» — 12 человек.
Специфика распределения респондентов на группы определялась следующими условиями.
● К контрольной группе «К» были отнесены респонденты, которые не набирали критического количества баллов ни по одной из методик, предназначенных для выявления пресуицидального состояния: «Шкала одиночества» Д. Рассела, «Шкала безнадежности» А. Бека и «WHO-5 Well-BeingIndex». Их показатели были в пределах нормы.
● В экспериментальную группу «Э-1» вошли испытуемые, у которых наблюдались высокие показатели по одной из указанных методик.
● К экспериментальной группе «Э-2» мы отнесли испытуемых с высокими значениями по двум или трем методикам. Также для каждой из методик обозначены критические вопросы, ответы на которые позволяют говорить о наличии или отсутствии суицидальных рисков безотносительно количественных показателей: 3, 4, 11, 19, 20 — для «Шкалы одиночества» Д. Рассела; 2, 9, 12, 20 — для «Шкалы безнадежности» А. Бека; 1, 5 — для «WHO-5 Well-BeingIndex» [Методические рекомендации для, 2017]. Эти ответы учитывались, если в совокупности с высокими значениями по шкалам остальных рассматриваемых методик у респондентов выявлялись суицидальные риски по результатам всех трех методик. В этом случае испытуемые также входили в группу «Э-2».
Решение о разделения выборки таким образом было принято с целью уменьшения дисбаланса в группах по количеству испытуемых, который сильно проявлялся при разделении общего числа респондентов на две группы.
Результаты
В ходе статистического анализа показателей шкал методики «Когнитивные ошибки в ходе интернет-общения» И.С. Лучинкиной были задействованы критерий для упорядоченных альтернатив Джонкхиера и критерий Краскела—Уоллиса. Применение первого критерия, из указанных позволило выявить статистически значимые связи в группах «К», «Э-1» и «Э-2» по шкалам «Чтение мыслей» (p<0,05) и «Персонализация» (p<0,01). Здесь также прослеживается тенденция к усилению этих показателей, связанная с увеличением выраженности пресуицидального состояния. При использовании критерия Краскела—Уоллиса статистически значимых результатов получено не было. Результаты расчетов представлены в табл. 1, с присвоением группам «К», «Э-1» и «Э-2» соответствующего порядкового номера.
Таблица 1
Статистически значимые различия по шкалам методики «Когнитивные ошибки в ходе интернет-общения» И.С. Лучинкиной в группах «К», «Э-1» и «Э-2»
Шкала |
Статистические критерии |
Показатель |
Чтение мыслей |
Наблюдаемая статистика Джонкхиера—Терпстры |
398,000 |
Среднее статистики Джонкхиера—Терпстры |
303,000 |
|
Асимптотическая значимость (двусторонняя) |
0,03* |
|
Персонализация |
Наблюдаемая статистика Джонкхиера—Терпстры |
419,000 |
Среднее статистики Джонкхиера—Терпстры |
303,000 |
|
Асимптотическая значимость (двусторонняя) |
0,008** |
* — Асимптотическая значимость (двусторонняя) — p<0,05.
** — Асимптотическая значимость (двусторонняя) — p<0,01.
По результатам расчетов видно, что аспект когнитивного компонента пресуицидального состояния, связанный с когнитивными искажениями, имеет очень слабую проявленность. При этом наблюдаются тенденции к наличию различий по степени выраженности определенных показателей. Соответственно, более сильные различия в группах видны по следующим шкалам.
● «Персонализация» — склонность человека переоценивать влияние своих действий на события и поведение других людей, а также восприятие своих ошибок как очевидных и заметных для окружающих.
● «Чтение мыслей» — склонность предугадывать мысли других людей на основе имеющейся информации и результатов эмоциональной оценки, что ввиду недостаточности исходных данных приводит к ошибкам.
В отношении респондентов, принявших участие в текущем исследовании, следует обратить внимание на их возрастные особенности. Так как испытуемые находятся в подростковом возрасте, некоторые из них могут проявлять эгоцентризм в ходе мыслительной деятельности, а это может быть одной из особенностей характера установленных различий. Возможно, в выборке более взрослых людей наблюдаемые различия в выраженности когнитивных искажений будут сильнее.
Статистический анализ данных, полученных с помощью методики Тест незавершенных предложений (SCEPT) Ф. Раеса, не позволил выявить статистически значимых различий. В ходе анализа были задействованы критерий Краскела—Уоллиса и критерий для упорядоченных альтернатив Джонкхиера. Это может быть связано с тем, что сверхобобщающий стиль автобиографической памяти рассматривается в контексте депрессивного состояния и, по данным исследований, с ним соотносится. Суицидальное поведение также соотносят с депрессивным состоянием, но у респондентов наличие депрессии как диагноза не подтверждено, что могло повлиять на результаты нашего исследования.
Далее был проведен статистический анализ показателей шкал методики «Индивидуально-типологический детский опросник» (ИТДО) Л.Н. Собчик в группах «К», «Э-1» и «Э-2». Были обнаружены различия по результатам применения критерия Краскела—Уоллиса. В группе «Э-2» наблюдается более высокая выраженность показателя «Аггравация» (p<0,01) по сравнению с группами «К» и «Э-1», в которых значения по указанной шкале не имеют статистически значимых различий. Также наблюдается тенденция к увеличению показателя «Экстраверсия» (p<0,01) по мере снижения выраженности пресуицидального состояния; соответственно, минимальное значение наблюдается в группе «Э-2», а максимальное — в группе «К». Результаты расчетов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия Краскела-Уоллиса
Шкала |
Статистика критерия |
Группа |
Средний ранг |
Асимптотическая значимость |
Аггравация |
9,911 |
«К» |
18,38 |
0,007** |
«Э-1» |
18,25 |
|||
«Э-2» |
31,54 |
|||
Экстраверсия |
10,984 |
«К» |
31,08 |
0,004** |
«Э-1» |
19,56 |
|||
«Э-2» |
15,83 |
** — Асимптотическая значимость (двусторонняя) — p<0,01.
Дополнительно по критерию для упорядоченных альтернатив Джонкхиера были найдены значимые результаты по шкале «Тревожность» (p<0,05), а также по уже обозначенным шкалам. Видна тенденция к увеличению проявления различий по группам в соответствии со степенью выраженности пресуицидального состояния. Минимальное значение показателя выявляется в группе «К», максимальное — в «Э-2». В табл. 3 отражены данные, полученные в результате проведения вычислений.
Таблица 3
Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия для упорядоченных альтернатив Джонкхиера
Шкала |
Статистические критерии |
Показатель |
Тревожность |
Наблюдаемая статистика Джонкхиера—Терпстры |
391,000 |
Среднее статистики Джонкхиера—Терпстры |
303,000 |
|
Асимптотическая значимость (двусторонняя) |
0,044* |
* — Асимптотическая значимость (двусторонняя) — p<0,05.
Целесообразным кажется отметить период сбора эмпирических данных — с 07.03.2020 по 26.03.2020, — так как в это время активно развивалась пандемия COVID-19. Обозначенное событие имело мировой масштаб и повлекло за собой глобальную перестройку образа жизни, в частности, переход на дистанционные формы обучения и осуществления профессиональной деятельности. Соответственно возникла необходимость адаптироваться к возникшему стрессовому событию, что могло послужить фактором, повлиявшим на полученные эмпирические данные. В этом контексте следует отметить статистически значимые различия по шкале «Аггравация» в группах с разной степенью выраженности пресуицидального состояния, которая указывает на склонность преувеличивать свои проблемы, состояния и некоторые особенности своего характера. Можно предположить, что испытуемые с рассматриваемой характеристикой с некоторой вероятностью демонстрировали у себя усиление факторов суицидального риска. Далее следует отметить личностную тенденцию к тревожности, различия между показателями которой в группах также оказались значимыми. Люди, проявляющие тревожность, могут быть охарактеризованы как мнительные, склонные к излишним опасениям. Следовательно, указанный фактор также мог быть связан с интенсивностью проявления испытуемыми факторов суицидального риска. Обратим внимание на значимо более высокий показатель шкалы «Экстраверсия» в контрольной группе по сравнению со значениями в группах испытуемых с выраженными тенденциями к пресуицидальному состоянию. Так как экстраверсия предполагает высокую степень общительности и предприимчивости, а также легкость в построении социальных контактов и реалистичный взгляд на окружающую обстановку, то, возможно, люди, обладающие описываемой личностной тенденцией, имеют больший ресурс для успешной адаптации к стрессовым ситуациям и переменам в условиях жизнедеятельности.
Нами был проведен контент-анализ аккаунтов, результаты которого представлены далее и сопоставлены с данными, полученными по результатам прохождения испытуемыми методик. В ходе статистического анализа показателей подкатегорий и категорий контент-анализа использовались критерий Краскела—Уоллиса и критерий для упорядоченных альтернатив Джонкхиера.
По результатам применения критерия Краскела—Уоллиса были получены следующие данные расчетов. Они показаны в табл. 4. По подкатегориям «Изобразительное искусство» (p<0,05) и «Тематика, близкая к суицидальной» (p<0,05) категории «Подписки» наблюдаются статистически значимые различия в группах, отражающие тенденцию увеличения выраженности признака в соответствии со степенью проявления пресуицидального состояния. Соответственно, минимальные значения прослеживаются в группе «К», а максимальные — в группе «Э-2». Относительно высокие значения по рассматриваемым подкатегориям говорят о склонности респондентов подписываться на группы социальной сети «ВКонтакте», нацеленные на сбор и обозревание визуального контента в виде изображений и рисунков («Изобразительное искусство»), а также группы, в которых периодически встречается контент, связанный с суицидальной тематикой, смертью и, в частности, с отдельными факторами суицидального риска, такими как безнадежность и одиночество («Тематика, близкая к суицидальной»). Были получены статистически значимые результаты относительно различий показателей по подкатегориям «Количество комментариев, помещенных не более одного месяца назад» (p<0,05), «Количество собственных комментариев, помещенных не более одного месяца назад» (p<0,05) и «Количество чужих комментариев, помещенных не более одного месяца назад» (p<0,05) категории «Комментарии». Значения всех трех подкатегорий более высокие в группе «К» по сравнению с группами «Э-1» и «Э-2». Дополнительные расчеты с использованием критерия для упорядоченных альтернатив Джонкхиера показали аналогичные результаты.
Таблица 4
Статистически значимые различия по подкатегориям контент-анализа, вычисленные с использованием критерия Краскела—Уоллиса
Категория |
Подкатегория |
Статистика критерия |
Группа |
Средний ранг |
Асимптотическая значимость |
Подписки |
Изобразительное искусство |
8,384 |
«К» |
14,65 |
0,015* |
«Э-1» |
23,58 |
||||
«Э-2» |
27,58 |
||||
Тематика, близкая к суицидальной |
6,012 |
«К» |
17,77 |
0,049* |
|
«Э-1» |
20,75 |
||||
«Э-2» |
28,46 |
||||
Комментарии |
Количество комментариев, помещенных не более одного месяца назад |
8,808 |
«К» |
27,85 |
0,012* |
«Э-1» |
19,22 |
||||
«Э-2» |
19,83 |
||||
|
Количество собственных комментариев, помещенных не более одного месяца назад |
9,104 |
«К» |
27,23 |
0,011* |
«Э-1» |
20,22 |
||||
«Э-2» |
19,00 |
||||
Категория |
Подкатегория |
Статистика критерия |
Группа |
Средний ранг |
Асимптотическая значимость |
|
Количество чужих комментариев, помещенных не более одного месяца назад |
6,457 |
«К» |
26,73 |
0,04* |
«Э-1» |
19,67 |
||||
«Э-2» |
20,38 |
* — Асимптотическая значимость (двусторонняя) — p<0,05.
Далее мы перечислим выявленные особенности профилей социальной сети «ВКонтакте», которые могут сопутствовать пресуицидальному состоянию.
● Наличие среди подписок групп, иногда публикующих контент, связанный с суицидальной тематикой, как в целом, так и с отдельными рисками. Следует уточнить, что выраженной пессимистической направленности такие группы не имеют. Возможно, наличие в соответствующем разделе профиля групп с таким контентом может быть связано с актуальным состоянием респондентов.
● Также отметим тенденцию к преобладанию подписок на сообщества с рисованными изображениями. Важно указать на то, что в ходе дополнительно проведенных статистических расчетов была обнаружена сильная прямая корреляционная связь между описываемым параметром и индивидуально-личностной характеристикой «Тревожность». Это позволяет допустить, что количество отображаемых в профиле групп, коллекционирующих рисунки, опосредованно корреспондирует с выраженностью пресуицидального состояния.
Следует обратить внимание на характеристики аккаунта, проявляющиеся в связи с отсутствием пресуицидального состояния. Это наличие большего числа отображаемых в профиле комментариев, принадлежащих как самому пользователю, так и другим людям. Указанная тенденция имеет сильную прямую корреляционную связь с индивидуально-личностным свойством «Экстраверсия». Следует отметить, что в общем объеме проанализированных интернет-страниц комментариев почти нет.
Выводы
По результатам исследования были обнаружены слабые тенденции к наличию свойственных пресуицидальному состоянию когнитивных искажений — персонализации и чтения мыслей, что говорит о низкой степени проявленности особенностей когнитивного функционирования, характерных для рассматриваемого состояния.
Для отсутствия выраженности признаков пресуицидального состояния характерна тенденция к наличию на аккаунте пользователя социальной сети «ВКонтакте» большего количества комментариев, относительно показателей по этому параметру в других профилях. Выраженность этого признака также имеет прямую связь с личностной тенденцией к экстраверсии.
С наличием пресуицидального состояния могут соотноситься такие характеристики профиля социальной сети «ВКонтакте» как определенная тематика сообществ, на которые подписан пользователь. Соответственно, это группы, коллекционирующие рисунки, а также сообщества, в которых встречается контент суицидальной направленности и материалы, отражающие отдельные риски, связанные с суицидом.
В качестве заключения отметим высокую степень актуальности проблемы, связанной с особенностями поведения в Интернете, и соответственно необходимость ее разработки. Люди в настоящее время активно вступают в процесс киберсоциализации, что приводит к столкновению в виртуальном пространстве с новыми рисками и возможностями [Бовина, 2020]. В свою очередь, это может стать ресурсом для создания эффективных профилактических программ, а также организации и осуществления психологической помощи в интернет-среде с учетом ее специфики. В рамках дальнейших исследований видится целесообразным расширить выборку, а также включить аккаунты лиц, уже совершивших суицид. В качестве альтернативы может быть рассмотрен вариант смещения фокуса внимания с аккаунтов на сообщества, в которых интернет-пользователи взаимодействуют друг с другом, и рассмотреть коммуникативное поведение в Интернете с учетом контекста пресуицидального состояния и наличия в Сети связанного с суицидом контента.
Литература
- Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 43—48.
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101—115. doi:10.17759/pse.2020250309
- Войскунский А.Е. Киберпсихология: современный этап развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Том 21. № 1. С. 21—39. doi:10.31429/26190567-21-1-21-39
- Войскунский А.Е. Психология киберсреды: два исследовательских подхода // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей (г. Москва, 17—18 марта 2020 г.) / Отв. ред. В.И. Панов. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. С. 439—443. doi:10.24411/9999-044A-2020-00101
- Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М.: АСТ, 2021. 656 c.
- Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и поведение подростков в социальных сетях [Электронный ресурс]: Выпускная квалификационная работа. Московский государственный психолого-педагогический университет. М., 2019. 66 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=389414 (дата обращения: 04.01.2021). На правах рукописи.
- Кошкин К.А., Банников Г.С., Павлова Т.С. Стратегии и методы оказания кризисной психологической помощи подросткам в зависимости от психологического состояния и личностных особенностей [Электронный ресурс] // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. № 4. Публикация 7—12. 8 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-metody-okazaniya-krizisnoy-psihologicheskoy-pomoschi-podrostkam-v-zavisimosti-ot-psihologicheskogo-sostoyaniya-i (дата обращения: 04.01.2021).
- Лучинкина А.И. Суицидальная личность в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1. С. 109—113.
- Лучинкина И.С. Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Том 4. № 3. С. 56—70. doi:10.18413/2313-8971-2018-4-3-0-6
- Марцинковская Т.Д. Технологическое и киберпространства: психологический подход // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. статей и материалов международной конференции (г. Коломна, 12—14 февраля 2020 г.) / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. С. 251—255.
- Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7—11 классов / Под ред. О.В. Вихристюк. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
- Мозжухина Ю.Н. Когнитивные искажения как свойство поведенческих моделей // Проблемы педагогики. 2017. № 9. 4 с.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
- Ткаченко Д.П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2020. 150 с. На правах рукописи.
- Тхостов А.Ш. Культурно-историческая патопсихология. М.: Канон-плюс, 2020. 320 c.
- Attrill A. Sharing Only Parts of Me: Selective Categorical Self-Disclosure Across Internet Arenas // International Journal of Internet Science. 2012. Vol. 7. № 1. P. 55—77.
- Pelaprat E., Brown B. Reciprocity: Understanding online social relations [Электронный ресурс] // First Monday. 2012. Vol. 17. № 10. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/3324/3330 (дата обращения: 04.01.2020). doi: 10.5210/fm.v17i10.3324
- Raes F. et al. A sentence completion procedure as an alternative to the Autobiographical Memory Test for assessing overgeneral memory in non-clinical populations // Memory. 2007. Vol. 15. № 5. P. 495—507. doi:10.1080/09658210701390982
- Van Daele T. et al. Overgeneral autobiographical memory predicts changes in depression in a community sample // Cognition and Emotion. 2014. Vol. 28. № 7. P. 1303—1312. doi:10.1080/02699931.2013.879052
- Wenzel A., Beck A.T. A cognitive model of suicidal behavior : theory and treatment // Applied and preventive psychology. 2008. Vol. 12. № 4. P. 189—201.doi:10.1016/j.appsy.2008.05.001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1272
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 286
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4