Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности

144

Аннотация

Деятельность в интернете, особенно у подростков и молодых людей, связана с эмоциональными переживаниями и возможностью ощущать себя в более широком круге социальных ролей по сравнению с деятельностью офлайн. Цель исследования — выявление особенностей личностных проявлений и психологической саморегуляции студентов онлайн и офлайн, а также их связи с особенностями деятельности в интернете и субъективным благополучием. 260 студентов заполняли краткую личностную шкалу, сбалансированную шкалу психологических потребностей и опросник когнитивной регуляции эмоций, сначала с оригинальной инструкцией, а затем с инструкцией оценить, где чаще проявляются эти особенности — онлайн или офлайн. Дополнительно использовались методики оценки субъективного благополучия, пользовательской и совмещенной активности, цифровой компетентности, отношения к технологиям, отношения к цифровизации образования. Предложенная модификация сбалансированной методики психологических потребностей и опросника когнитивной регуляции эмоций характеризуется достаточной надежностью-согласованностью, что позволяет применять ее в исследованиях, направленных на сравнение психологических проявлений онлайн и офлайн. В интернете, по сравнению с происходящим офлайн, студенты отмечают меньшую удовлетворенность потребности в связности; у них слабее выражены самообвинение, принятие, руминации, фокусирование на планировании, позитивная переоценка, рассмотрение в перспективе и катастрофизация. При более высоком уровне автономии, принятия, руминаций, позитивного перефокусирования и рассмотрения в перспективе эти особенности чаще проявляются офлайн, а не онлайн. Пользовательская активность связана с большей автономией онлайн, совмещение онлайн и других деятельностей — с компетентностью онлайн, а большая привлекательность цифровизации образования — с компетентностью и позитивной переоценкой в интернете. Различия в проявлениях психологической саморегуляции онлайн и офлайн не связаны с субъективным благополучием. Можно предположить, что оценка студентами своих возможностей психологической саморегуляции онлайн, в сравнении с офлайн, описывает скорее их отношение к своей деятельности в интернете и образ Я в интернете, чем отношение к современным технологиям и владение ими.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая саморегуляция, поведение онлайн и офлайн, базовые психологические потребности, регуляция эмоций, копинг-поведение

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.102

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00365).

Получена: 28.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 24–37. DOI: 10.21638/spbu16.2023.102

Литература

Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. № 6 (30). С. 5.https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Рассказова Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ),, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, НИУ Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238, e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 255
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 144
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0