Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды

202

Аннотация

В работе анализируется роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы социальной активности в предпочтении онлайн- или офлайн-среды. Актуальность такого дизайна исследования связана с необходимостью определения детерминант предпочтения среды социальной активности в ситуации тотальной цифровизации общества. Цель исследования — провести анализ роли ценностей и реализуемых форм социальной активности молодежи в предпочтении онлайн/офлайн-среды. В исследовании приняли участие 442 человека, средний возраст М = 21,82; SD = 6,23 (мужчин — 33,5 %, женщин — 64,5 %). Мы предположили, что предпочтительность онлайн- или офлайн-среды может обусловливаться вовлеченностью в различные формы активности и ценностями, а также их совместным эффектом. Дизайн исследования предполагал использование регрессионного метода и метода структурного моделирования. Для выявления степени вовлеченности в различные формы активности использована модифицированная анкета, построенная по типу прямого шкалирования (Шамионов с соавт.), анализ ценностей проведен с помощью методики Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник», степень доверия выявлена с помощью методики «Шкала социального доверия» И. Ю. Леоновой и И. Н. Леонова. Установлена определяющая роль интернет-сетевой и интернет-поисковой, досуговой и субкультурной (положительно) и религиозной и спортивно-оздоровительной (отрицательно) активности в предпочтении онлайн-среды; спортивно-оздоровительной, семейно-бытовой, культурно-массовой, интернет-поисковой (положительно) и протестной (отрицательно) активности в предпочтении офлайн-среды. Ценности «стимуляция», «власть-доминирование» (положительно) и «традиция» (отрицательно) обусловливают предпочтение онлайн-среды, а «самостоятельность-поступки», «стимуляция», «традиция» (положительно) и конформизм межличностный (отрицательно) — предпочтение офлайн-среды. Выявлен совместный эффект ценностей и вовлеченности в разные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды. Предпочтение онлайн-среды в реализации социальной активности связано с социальным недоверием. Результаты исследований могут быть использованы для разработки программ уравновешивания предпочтений среды активности.

Общая информация

Ключевые слова: молодежь, социальная активность, интернет среда, поведение онлайн и офлайн, ценность

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.103

Получена: 28.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е., Акаемова Ю.А. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 38–50. DOI: 10.21638/spbu16.2023.103

Литература

Арендачук И. В. Ценностно-смысловые характеристики социальной активности молодежи в зависимости от форм ее проявления // Известия Саратовского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018а. Т. 18. Вып. 4. С. 425–432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432

Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2018б. Т. 15, № 3. С. 287–307. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307

Бочарова Е. Е. Типичные сферы проявления социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. С. 359–376. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376

Гигаури Д. И. Выборы в Государственную думу 2021: блоги, социальные сети и партийная иден- тичность в виртуальном пространстве // Социодинамика. 2021. № 11. С. 1–21. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.11.36962

Заграничный А. И.  Особенности проявления социальной активности молодежи в виртуальной и реальной средах // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4 (60). С. 95–98.

Зубок Ю. А., Любутов А. С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 3. С. 167–181. https://doi.org/10.15838/esc.2021.3.75.10

Ксенофонтова И. В.  Роль интернета в развитии протестного движения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 3 (109). С. 114–116.

Леонова И. Ю., Леонов И. Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С. Г. Достовалова и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 93–111.

Мельникова Н. М., Кузнецова С. А., Чарина Е. В.  Виртуальный мир как способ сохранения и формирования этнической идентичности в условиях миграции // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер. Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). C. 118–125.

Озерина А. А., Тимофеева Т. С.  Возможности анализа репрезентаций городской идентичности в социальных сетях // Пензенский психологический вестник. 2019. № 2 (13). С. 58–67.

Парма Р. В. Общественный активизм российских граждан в офлайн- и онлайн-пространствах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 145–170. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2042

Твардовская А. А., Габдулхаков В. Ф., Новик Н. Н., Гарифуллина А. М. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 214–238. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.10

Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Роль ценностей в приверженности молодежи различ- ным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. C. 124–141. https://doi.org/10.17759/sps.2022130108

Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Усова Н. В., Кленова М. А., Шаров А. А., Заграничный А. И. Психология социальной активности. М.: Перо, 2020.

Шамионов Р. М., Суздальцев Н. В. Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 1. С. 21–38. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38

Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2019. Т. 28. С. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.103

Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С.  Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 43–70.

Щемелева И. И. Исследование социальной активности и социального активизма в офлайн- и онлайн-пространстве // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 57–61. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.6

Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior. 2010. No. 26. P. 1289–1295.

Chen J. Can online social networks foster young adults’ civic engagement? // Telematics and Informatics. 2017. No. 34. P. 487–497. https://doi.org/10.1016/j.tele.2016.09.013

Mano R., Rosenberg D. Online and offline social activity and sociability effects on wellbeing and social influence: A “spillover” effect // Advanced in Applied Sociology. 2021. Vol. 11 (01). P. 48–63. https://doi.org/10.4236/aasoci.2021.111005

Yang Y., Dongdong Y., Yu H. Comparative study on relationship between inconsistent online-offline social performance and self-efficacy of university students based on types of social activity // Frontiers in Psychology. 2021. No. 12. P. 603971. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.603971

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Суздальцев Никита Валерьевич, лаборант-исследователь кафедры Социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3419-2998, e-mail: nvgulkosaratov@gmail.com

Бочарова Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (ФГБОУ ВО СГУ), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7814-1581, e-mail: bocharova-e@mail.ru

Акаемова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2633-2682, e-mail: akaemova.yulia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 205
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 202
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 7