Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии

19212

Аннотация

Цель настоящей работы – иллюстрации возможностей применения двух первых методик из авторской системы «Диагностика внутреннего конфликта» в области общей и клинической психологии, а именно методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и методики «Семь состояний». Первая из них раскрывает уровень диссоциации «ценность – доступность», а также ценностно-ориентированные конструкты «внутренний конфликт», «внутренний вакуум», «нейтральная зона». Вторая методика направлена на оценку специфических особенностей эмоциональной регуляции переживания внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в различных жизненных сферах человека. Апробация данных методик проходила как на клиническом контингенте (больные артериальной гипертонией), так и на здоровых лицах (студенты). В работе подтвердились гипотезы, раскрывающие психометрическое содержание основных параметров предложенных двух методик.

Общая информация

Ключевые слова: ценность, доступность, внутренний конфликт, внутренний вакуум, нейтральная зона, семь состояний

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58926 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

Введение

Жизнь каждого человека сопряжена с внутренними субъективными переживаниями, отражающими его ценностный выбор, личностные предпочтения и смыслы. В совокупности они отражают тот внутренний мир функционирования человеческого «Я», который можно назвать экзистенциальным пространством. Границы и содержание последнего всегда индивидуальны и раскрываются, в частности, благодаря таким философско-психологическим категориям, как внутренне значимое и внутренне незначимое, внутренняя возможность и внутренняя невозможность действия, иррациональность и рациональность выбора, внутренняя свобода и внутренняя зависимость, внутренний конфликт и внутренний вакуум. Две последние категории - объект теоретико­методологического и эмпирического исследования в настоящей работе. Остановимся на этом подробнее.

Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»: ценностно-ориентированные конструкты личности и их иллюстрация на конкретных примерах

С помощью созданной автором методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) [15-17]; [21-22] были выделены следующие ценностно-ориентированные конструкты личности: индекс расхождения «ценность - доступность» (интегральный показатель методики УСЦД), внутренний конфликт, внутренний вакуум, нейтральная зона. Прежде чем перейти к их содержанию, остановимся на раскрытии соотношения «ценность - доступность», которое является ключевым в плане перечисленных личностных конструктов.

Само понятие ценности как высшей цели человеческого достижения предполагает и другое необходимое понятие, связанное с условиями такого достижения, а именно понятие доступности. Последнее как раз и связано с процессом обретения человеком заданной ценности и реализации своих возможностей, своего «Я» в условиях такого обретения. В основу создания методики УСЦД легло гипотетическое предположение о том, что одной из существенных детерминант мотивационно­личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности, в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями сознания, а именно между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «ценность» (Ц) и «доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Следует сразу подчеркнуть, что Ц и Д не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как будет показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д, а именно:

•        Ц и Д полностью совпадают;

•        Ц и Д в значительной степени совпадают;

•        Ц и Д в значительной степени расходятся, и это расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц >Д) либо Д превышает Ц (Д >Ц);

•        Ц и Д полностью расходятся.

Эмпирическим путем с помощью методики УСЦД были выделены и обоснованы такие показатели, как «внутренний конфликт» (ВК), «внутренний вакуум» (ВВ) и «нейтральная зона» (НЗ). Отмечалось, что состояние ВК - это, прежде всего, состояние «разрыва» в системе «сознание - бытие» [2], а именно состояние между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности [17]. Согласно терминологии параметров методики УСЦД, значительное превышение Ц над Д (более 4-х единиц) указывало на наличие ВК в той или иной жизненной сфере, а аналогичное превышение Д над Ц - на наличие ВВ, то есть на «избыточность» присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной ситуации. Кроме того, было введено еще понятие «нейтральной зоны» (НЗ), когда Ц и Д в достаточной степени совпадают (- 3 < Ц - Д < + 3), при этом внутренней дисгармонии в соответствующих сферах не наблюдалось Дальнейшие исследования по методике УСЦД, проведенные за текущий период времени в различных областях общей и прикладной психологии, по существу сводились к выяснению соотношения между Ц и Д по совокупности жизненно важных сфер.

Было показано, что интегральный показатель методики УСЦД, индекс расхождения «Ц - Д», в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований и внутренних конфликтов, указывая на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

Недавно на кардиологических больных было проведено психометрическое исследование основных показателей методики УСЦД [15]; [21-22]. С помощью корреляционного анализа была осуществлена проверка данной методики на наличие конструктной валидности и надежности как внутренней согласованности.

Итак, представим еще раз количественные и качественные характеристики для ВК, ВВ и НЗ:

ВК: Ц - Д > 4, когда ЦТ ДТ (Ц > Д). Состояние, когда ценностный объект малодоступен или не доступен совсем, «желаемое» не совпадает с «реальным», значимые потребности и ценности находятся в состоянии блокады.

ВВ: Д - Ц > 4, когда ЦТ ДТ (Ц < Д). Состояние, когда доступный объект не представляет интереса, может сопровождаться ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, никчемности, внутренней пустоты.

НЗ: |Ц - Д| < 4 , когда Ц ~ Д или просто Ц = Д. Бесконфликтное, спокойное состояние, где «желаемое» и «реальное» полностью или частично совпадают, гармонически уравновешены во внутреннем мире субъекта. Состояние, когда значимые потребности в основном удовлетворены, а ценности реализованы.

Индекс расхождения «ценность - доступность» (Кц-д) стал не просто суммарным показателем расхождения по модулю по двенадцати понятиям методики УСЦД, а мог уже определяться как трехкомпонентная структура:

Rц-д = £ВК +£ВВ +£НЗ

Чтобы наглядно показать последний, обновленный, вариант подсчетов по методике УСЦД, обратимся к конкретному примеру (рисунок 1, таблица 1).

Пример. Больной Ч-ин, 32 года. Диагноз: впервые возникшая стенокардия. Инфаркт миокарда. По оси ординат - ранги по Ц и Д, по оси абсцисс - понятия-ценности:

1.     активная, деятельная жизнь;

2.     здоровье (физическое и психическое здоровье);

3.     интересная работа;

4.     красота природы и искусства;

5.     любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

6.     материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей;

7.     уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

8.     познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

9.     свобода как независимость в поступках и действиях;

10.     счастливая семейная жизнь;

11.     творчество (возможность творческой деятельности).

Таблица 1. Итоговые показатели по УСЦД: ценность (Ц), доступность» (Д), внутренний конфликт (ВК), внутренний вакуум (ВВ), нейтральная зона (НЗ)

NN понятий-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ценностей

1

2

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. (Ц)

0

11

6

1

9

5

8

3

6

4

9

4

2. (Д)

10

0

8

10

8

2

2

9

6

4

5

2

3. (Ц - Д)

-

10

11

-2

-9

1

3

6

-6

0

0

4

2

4.ВК/ВВ/НЗ

ВВ

ВК

НЗ

ВВ

НЗ

НЗ

ВК

ВВ

НЗ

НЗ

ВК

НЗ

 

Пример подсчета Rii-д,£ ВК ЕВВ £НЗ, а также Nbk, Nbb, Nh3с помощью таблицы итоговых показателей по Ц и Д

Яц-д =| (Ц) - (Д) | = ЕВК + ЕВВ + X НЗ = 21 + 25 + 8 = 54

N06. = Nbk+ Nbb+ Nh3 = 3 + 3 + 6 =12

Совмещенная итоговая формула: ( ЕВК / Nbk) : (ЕВВ / Nbb) : ( ЕНЗ / Nh3)

Сырые оценки: ВК : ВВ : НЗ = 21 / 3 : 25 / 3 : 8 / 6

Проценты: ВК : ВВ : НЗ = 38.9/ 25 : 46.3/ 25 : 14.8 / 50 (%)

Итоговый результат. Высокая диссоциация в ценностно-мотивационной сфере (Яц-д = 54). Наличие внутренних конфликтов в области здоровья (№2), дружбы ( №7), семьи (№11). Наличие внутренних вакуумов (низкая мотивация, безразличие) в отношении активной жизни (№1), природы (№4), уверенности в себе (№8). Удовлетворенность потребностей в отношении работы (№3), любви (№5), материальной жизни (№6), познания (№9), свободы (№10), творчества (№12).

В ранней работе автора сравнения по индексу Яц-д между больными и здоровыми проводились с учетом пола - отдельно между группами мужчин и женщин. Опубликованные нормы индекса Яц-д (М ± m) [15-17] были следующие: мужчины: 33.07 ± 1.7, n = 43 человека; женщины: 37.02 ± 1.6, n = 46 человек. Нормативные группы здоровых состояли из лиц, не страдающих хроническими заболеваниями, и имели аналогичное распределение по возрасту, полу и образованию по сравнению с группами больных. Группы здоровых мужчин и женщин были набраны в скрининг- центре ВНИЦПМ МЗ РФ во время профилактического осмотра населения. Однако позднее чаще стали исследоваться смешанные группы испытуемых различных контингентов, без учета пола. И поскольку разница между группами мужчин и женщин по индексу Яц-д не была достоверной, а имела только тенденцию (t=1, 67; 0,05 < p < 0,1), то в дальнейшем в качестве нормы стали использовать среднее значение для всей выборки 89 человек, независимо от пола: М ± m: 35,05 ± 1,7.

Следует отметить, что к настоящему моменту имеется большое количество исследований с использованием методики УСЦД для выяснения специфики внутренних конфликтов, адаптации, типов смыслообразования, ценностных установок. В этих исследованиях методика применялась как в оригинальном, так и модифицированном вариантах. Приведем лишь некоторые из этих работ.

Это исследования, проведенные на контингенте подростков, и выясняющие специфику их адаптации [11], культуры [10], самосознания [6], а также зависимость ценностных ориентаций и уровня достижимости от социального слоя [14].

Помимо исследований на контингенте подростков методика УСЦД использовалась при анализе связи компонентов жизненной перспективы с ценностно-смысловой сферой личности участников локальных войн. Последние строят свою систему ценностных ориентаций исходя из принципа доступности в данный момент жизни, планируя лишь ближайшие перспективы [5]. С помощью УСЦД изучалось также влияние конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал студентов, служащих, бойцов спецназа и сотрудников МВД [7], специфика жизненного пути северян и их возможной миграции [8], зависимость профессиональной деятельности машинистов локомотивов от степени их вовлеченности в ситуации внутренних конфликтов [9] и другое [1]; [12-13] .

В области клинической психологии на больных артериальной гипертонией и здоровых было проведено сравнительное исследование показателей ВК, ВВ, НЗ и индекса расхождения Ц - Д. Было обнаружено, что у больных преобладает индекс расхождения Ц - Д, в то время как у здоровых наиболее высоким оказался показатель НЗ [3]; [4].

Особенности ценностных предпочтений у студентов

Одно из последних исследований автора по методике УСЦД было проведено на студентах-психологах (71 человек, студенты МГППУ) [20]. Подтвердившаяся в итоге гипотеза исследования состояла в том, что у студентов в ценностном рельефе личности приоритет будет отдаваться наиболее актуальным для их возраста ценностям, в частности, любви, счастливой семейной жизни, в то время как ценности, связанные с познавательной деятельностью, будут иметь для них меньшее значение. Полученные результаты представлены ниже на диаграмме (рисунок 2.).

По оси ординат представлены средние показатели Ц и Д по каждой из жизненных сфер, по оси абсцисс - понятия-ценности:

1.     активная, деятельная жизнь;

2.     здоровье (физическое и психическое);

3.     интересная работа;

4.     красота природы и искусства;

5.     любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

6.     материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

7.     наличие хороших и верных друзей;

8.     уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

9.     познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

10.     свобода как независимость в поступках и действиях;

11.     счастливая семейная жизнь;

12.     творчество (возможность творческой деятельности).

Анализ полученных результатов показывает, что наиболее ценными и актуальными являются для студентов сферы любви (5) и счастливой семейной жизни (11). В этих сферах Ц достоверно выше Д (р<0, 01), что указывает на наличие в них внутреннего конфликта. Причем наименее доступной, труднодостижимой представляется студентам именно счастливая семейная жизнь. Малозначимой, как и малодоступной представляется материально-обеспеченная жизнь (6). Удовлетворенность ценностей отмечается в таких сферах, как здоровье (2), интересная работа (3), наличие хороших и верных друзей (7), уверенность в себе (8), свобода как независимость в поступках и действиях (10). Эти сферы в совокупности составляют НЗ, относительное равновесие Ц и Д. При этом наибольшую значимость при одновременной удовлетворенности представляет для студентов наличие хороших и верных друзей (7), т.е. сфера близкого товарищеского общения.

В область ВВ, где Д значительно превышает Ц (р <0, 01) и где возможно внутреннее ощущение пустоты и субъективной нереализованности при одновременной малой значимости, попадают такие сферы, как красота природы и искусства (4), познание (9) и творчество (12).

Таким образом, можно констатировать: наиболее ценными в жизни студентов являются любовь и семья. Значение их настолько велико, что достигает зоны ВК, заключающегося в значительном превышении Ц над Д. Когнитивные ценности, такие как природа, познание, творчество, не имеют для студентов в их настоящем возрастном периоде серьезного значения, отходя на задний план и составляя в совокупности зону ВВ, характеризующегося значительным превышением Д над Ц.

Внутренний конфликт и внутренний вакуум: объективная оценка параметров и особенности субъективного переживания у студентов

Согласно предварительным данным по двум созданным автором методикам - «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Семь состояний» - было выявлено разнообразие эмоциональной регуляции при переживании одних и тех же внутренних конфликтов и внутренних вакуумов студентами, распознаваемых как значительное (более 4) расхождение ценности и доступности в той или иной жизненно важной сфере.

Если методика УСЦД давала возможность объективной оценки ВК и ВВ, распознаваемых как рассогласование Ц и Д, то методика «Семь состояний» была создана как вариант экспресс-диагностики субъективного психического состояния человека. Первые два показателя этой методики, предъявляемые испытуемому, это ВК (ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой) и ВК (ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо). Испытуемый должен методом субъективных оценок (0-9 баллов) отметить наличие их у себя. Все семь показателей данной методики «Семь состояний» были исследованы на наличие конструктной валидности по понятию «Общее состояние» (для испытуемого: «Мое общее состояние сегодня») [18-19].

В настоящей работе каждая из сфер методики УСЦД, где имелись объективные показатели ВК и ВВ, диагностировалась также на наличие этих состояний у испытуемого по методике «Семь состояний». В итоге были получены средние оценки 1-го и 2-го состояния (ВК и ВВ, субъективная непосредственная оценка) в условиях наличия ВК и ВВ по УСЦД (объективная оценка этих показателей). Для выявления психологического содержания ВК и ВВ в условиях объективной и субъективной оценки данные по ним исследовались на наличие достоверно значимых корреляций по следующим личностным методикам: «MMPI», «16-PF R.Cattell», «Уровень субъективного контроля», «Шкала тревожности Спилбергера- Ханина», «Незаконченные предложения». Настоящее исследование, как и предыдущее, было проведено на материале 71 студента 2-го курса МГППУ. Математическая обработка данных с выявлением достоверно значимых корреляций по Спирмену проводилась с помощью компьютерной версии SPSS13.0 for Windows.

Целью исследования было сопоставление субъективной и объективной оценок переживания ВК и ВВ у студентов, а также дополнительная проверка методики «Семь состояний» на наличие конструктной валидности по 1-му и 2-му состояниям (ВК, ВВ) в условиях их объективной оценки по методике УСЦД.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Внутренний конфликт и внутренний вакуум: корреляционные связи методики «Семь состояний» с показателями методик «MMPI», «16-PF R.Cattell», «Уровень субъективного контроля» (УСК), «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина», «Незаконченные предложения», исследованные при объективном наличии ВК и ВВ (методика УСЦД)

Объективная оценка показателей Субъктивное ощущение состояния                                                          

Внутренний конфликт (методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»)

Внутренний               вакуум

(методика               «Уровень

соотношения ценности и доступности                           в

различных жизненных сферах»)

Внутренний конфликт.

Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой (методика «Семь состояний»)

MMPI (шкала 4: r=0,377 p<0,001; шкала 6: r=0,282 p<0,05; шкала 8 r=0,315 p<0,01; шкала 0: r=0,279 p<0,05);

16-PF R.Cattell (фактор G: r=-0,300 p<0,01; фактор Q3: r=-0,320 p<0,01; фактор Fi: r=0,240 p<0,05; фактор F4: r=0,270                            p<0,05);

Спилбергер (РТ: r=0,341 p<0,01; ЛТ: r=0,356 p<0,01);

«Незаконченные предложения»

(«Отношение                             к

вышестоящим           лицам»:

r=-0,407                      p<0,0001;

«Отношение к семье» r=- 0,291 p<0,05); «Отношение к сотрудникам» (r=-0,266 p<0,05)

MMPI (шкала L: r=-229 p<0,05; шкала K: r=-0,336 p<0,05; шкала 7 r=0,231 p<0,05; шкала 8: r=0,224 p<0,05)

16-PF R.Cattell (фактор I: r=0,261 p<0,05)

Внутренний                                     вакуум.

Ощущение внутренней пустоты,                               отсутствие

интереса к чему-либо (методика                                          «Семь

состояний»)

MMPI (шкала F: r=0,266 p<0,05; шкала 2: r=0,258 p<0,05; шкала 4: r=-0,262 p<0,05;       16-PF R.Cattell

(фактор Н: r=-0,301 p<0,05; фактор L: r=-0,252 p<0,05;); «Незаконченные предложения» («Отношение                             к

будущему»:                 r=-0,264

p<0,05; «Отношение к семье» r=-0,237 p<0,05)

MMPI (шкала L: r=-0, 242 p<0,05; шкала F: r=0,290 p<0,01; шкала 8: r=0,235 p<0,05;

УСК (Ип : r=-0,254 p<0,05);

«Незаконченные

предложения»

(«Отношение                             к

будущему»:                 r=-0,295

p<0,01;              «Сексуальные

отношения»:              r=-0,252

p<0,05 «Отношение к матери» r=-0,223 p<0,05)

Анализ полученных результатов

Согласно представленным выше результатам, можно последовательно проанализировать следующие четыре фрагмента: ВК - ВК (ВК по УСЦД - ВК по «Семь состояний»), ВВ - ВВ (ВВ по УСЦД - ВВ по «Семь состояний»), ВК - ВВ (ВК по УСЦД - ВВ по «Семь состояний») и ВВ - ВК (ВВ по УСЦД - ВК по «Семь состояний»).

Начнем с фрагмента ВК - ВК (субъективное ощущение внутреннего конфликта при его объективном наличии).

Согласно полученным результатам, по «MMPI» отмечаются достоверно значимые корреляции состояния ВК с 4, 6, 8 и нулевой шкалами. Это указывает, что переживание данного состояния сопряжено с наличием социального дискомфорта, общей неудовлетворенности социальной ситуацией, наличием внешних конфликтов, переходящих во внутренние (шкала 4). Отмечается также аффективная ригидность, наличие труднокорригируемых установок (шкала 6), общая интровертированность, уход в свой внутренний мир с характерными для него собственными внутриоценочными критериями при недостаточной обратной связи извне, своеобразием мотивации, дистанционностью социальных контактов и возможным избеганием их (шкалы 8 и ноль).

По методике «16-PF R.Cattell» были получены следующие достоверно значимые корреляции: отрицательные корреляции с факторами G и Q3 и положительные с двумя вторичными факторами, F1 и F4. Совокупность полученных данных говорит о том, что переживание состояния ВК связано с противодействием выполнению традиционных морально-этических принципов и социально требуемых норм (фактор G, отрицательная корреляция) и снижением социально-волевого контроля, рефлексии (фактор Q3, отрицательная корреляция). Однако при этом нарастание общей личностной независимости (фактор F4) сопряжено с нарастанием тревожности (фактор F4 ). Последняя нарастает и согласно данным шкалы тревожности Спилбергера- Ханина: показатели реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ) имеют положительные корреляции с состоянием ВК.

Результаты методики «Незаконченные предложения» выявили сопряженность состояния ВК с наличием конфликтов в социальной сфере, в профессиональной деятельности и семье. Показатели по данным жизненным сферам имеют отрицательные корреляции с состоянием ВК у студентов. Это указывает на то, что переживание внутренних конфликтов студентами напрямую связано с негативными эмоциями в отношении вышестоящих лиц, сотрудников по работе и учебе и членов семьи.

Переходим к фрагменту ВВ - ВВ (субъективное ощущение внутреннего вакуума при объективном его наличии).

Согласно данным «MMPI», отмечаются достоверно значимые корреляции состояния ВК со шкалами L (отрицательная корреляция), F (положительная корреляция), а также со шкалой 8 (положительная корреляция). Это указывает на то, что данное состояние сопряжено с тенденцией к актуализации своих проблем, трудностями их субъективного переживания при одновременном наличии иррациональных установок, собственных внутриоценочных критериев и своеобразия мотивации в целом. Отрицательные корреляции состояния ВВ с факторами Н и L (методика «16- PF R.Cattell») указывают на сопряженность его с тенденцией к избеганию экстенсивных социальных контактов, на отсутствие конкурентности в межличностных отношениях, доверчивость, непосредственность эмоциональных переживаний и высказываний. Также наличие отрицательных корреляций в отношениях к будущему, к матери, к сексу (методика «Незаконченных предложений») выявляет связь состояния ВВ с негативной эмоциональной оценкой этих сфер.

О фрагменте ВК - ВВ (субъективное ощущение внутреннего вакуума при объективном наличии внутреннего конфликта).

Согласно полученным данным, при объективном наличии ВК (по УСЦД) также возможно эмоционально переживаемое состояние ВВ (по методике «Семь состояний»), имеющее при этом свои специфические особенности. По «MMPI» отмечаются достоверно значимые положительные корреляции состояния ВВ со шкалой F, а также со шкалами 2 и 4. В совокупности эти данные указывают на то, что переживание данного состояния сопряжено с тенденцией к актуализации своих проблем, с трудностями их самостоятельного разрешения (шкала F) при наличии тревожно-депрессивного компонента (шкала 2). Последний сопровождается чувством социального дискомфорта, конфликтами в ближайшем социальном окружении, общей неудовлетворенностью своей жизненной ситуацией (шкала 4).

Данные опросника «16-PF R.Cattell» и методики «Незаконченные предложения» подтверждают и дополняют результаты, полученные по «MMPI». При субъективном ощущении состояния ВВ в условиях объективно регистрируемого ВК отмечается трудность общения и установления социальных контактов (отрицательная корреляция с фактором Н), покорность, ведомость в социуме, отсутствие интереса к социальным достижениям и пренебрежение собственной личностной позицией (отрицательная корреляция с фактором L). Отрицательные корреляции с показателями отношение к будущему и отношение к семье в методике «Незаконченные предложения» также свидетельствуют о пессимистичности настроения, неверии в позитивные изменения в будущем и негативное отношение к семье и семейным проблемам.

Несколько слов о фрагменте ВВ - ВК (субъективное ощущение внутреннего конфликта при объективном наличии внутреннего вакуума).

Субъективное переживание состояния ВК при объективном наличии ВВ сопровождается рядом специфических особенностей. Согласно данным «MMPI», отмечается тенденция к откровенному изложению своих проблем, искренность (отрицательные корреляции со шкалами L и K) при общей неуверенности в себе, трудности принятия решения (положительная корреляция со шкалой 7), иррациональности установок, наличие своеобразия внутриоценочных критериев и мотивации (положительная корреляция со шкалой 8). Наличие сензитивности и ранимости (положительная корреляция с фактором I по «16-PF R.Cattell») подтверждают и дополняют результаты, полученные по «MMPI».

В заключение можно резюмировать следующее.

Состояния ВК и ВВ у студентов сопровождается рядом негативных эмоциональных и личностных переживаний. При этом переживание ВК в большей мере связано с проблемами в микросоциуме (конфликты в ближайшем окружении, связанные с учебой, работой и семьей, в частности, с вышестоящими лицами), тогда как переживание ВВ чаще связано с собственно личностной и эмоциональной сферами (негативное отношение к будущему , к матери, к сексу). Эмоциональная конфликтность у студентов выражается в несовместимости отдельных тенденций: при общем стремлении к социальному самоутверждению в условиях объективного наличия внутреннего конфликта отмечается наличие аффективной ригидности, иррациональности установок, опоры лишь на собственные внутриоценочные критерии. С одной стороны, отмечается тенденция самоутверждения в социуме, с другой, вследствие негативного эмоционального и личностного опыта, имеет место избегание социальных контактов и пренебрежение социальными нормами, стремление уйти в свой внутренний мир. Последнее сопровождается повышением общей тревожности, снижением уровня рефлексии и социально-волевого контроля.

В переживании ВВ студентами также отмечается тенденция к уходу от социума к дистанционности контактов, изоляции и замыканию в собственном внутренним мире. Но, в отличие от чисто конфликтных переживаний, ВВ у студентов все же сглаживает имеющуюся при конфликтах непримиримость, так как для него уже характерно отсутствие конкурентности, соревновательности, а появляется , напротив, ранимость, сензитивность, доверчивость, актуализация своих переживаний, подсознательно направленная на помощь извне.

В совокупности полученные результаты открывают новые возможности для стратегии и тактики психотерапевтической и коррекционной работы со студентами, находящимися в состоянии переживания экзистенциальных конфликтов и вакуумов в условиях трудных жизненных ситуаций.

Кроме того, содержание полученных результатов дополнительно подтвердило наличие такой психометрической характеристики, как конструктная валидность для показателей ВК и ВВ в методике «Семь состояний».

Литература

  1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций (в 2-х томах). 5-ое издание.  М., 1997. Т.2.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984
  3.  Волошко Н. I. Внутрiшньоособистicнi  конфлiкти у хворих на артерiальну гiпертензiю. Вiсник Киiв. Нац. Ун-та iм. Тараса Шевченка.  Вип. 17-18. Соцiология. Психология. Педагогiка. Киiв, 2003
  4.  Волошко Н. I. Внутрiшньоособистicнi  конфлiкти у хворих на артерiальну гiпертензiю. Автореф. дис. на  здоб. наук. ст. канд.психол.н. Киiв, 2006.
  5. Гурова О. С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Автореф. дисс…канд.психол.наук. Барнаул, 2004. 
  6.  Капцова Е. А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации. Автореф. дисс ...канд.психол.н. Москва, 2002.
  7. Красильников И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. Автореф. дисс... канд. психол.н.  Саратов, 2005.
  8. Кузнецова С. А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян. Автореф. дисс... канд психол. н., М., 1999.
  9. Лебеденко А. В. Влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов.  Автореф. дисс. .. канд. психол. н., М., 2002.
  10.  Методика диагностики ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского // Диагностика психологической культуры школьников»: практ. пособие для школьных психологов / Сост. Л. С. Колмогорова.  М., 2002.
  11. Мухаматулина Е. А., Обидная С. Н. Проблемы социально-психологической адаптации подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей  // Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  12. Райгородский Д. Я. (ред.) Практическая психодиагностика. Методики  и тесты. Самара, 2002.
  13.  Салихова Н. Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005
  14. Стойлик А. Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников. Автореф. дисс... канд.психол.н. М., 2004.
  15. Фанталова Е. Б. Внутренний конфликт, внутренний вакуум и нейтральная зона как ценностно-ориентированные личностные конструкты в экзистенциальном пространстве человека // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. Краснодар, 2012.
  16.  Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара – М., 2001.
  17. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов ( на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц). Психол.журн., 1992.
  18. Фанталова Е. Б. Особенности ценностных предпочтений у студентов // Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека: Материалы 6 Междунар. конф. студентов и молодых ученых , 12-13 мая 2011 года /отв. ред М. К. Кабардов. Рязань
  19. Фанталова Е. Б. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал №2 (66). М., 2011.
  20. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012.
  21. Фанталова Е. Б., Куприна О. А. Возможности методики Семь состояний для экспресс-диагностики в критических ситуациях / Материалы IV-ой научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в медицине» 12-17 декабря 2010 года, Хургада, Египет // Академический журнал Западной Сибири. №4. 2010
  22. Фанталова Е. Б., Куприна  О. А. Методика Семь состояний как вариант экспресс-психодиагностики в критических ситуациях // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010) г.) / под ред. Л. И. Дементий. Омск, 2010.

Информация об авторах

Фанталова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, кафедра общей психологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elenafantal@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7263
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 19212
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 28