Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 3
ISSN: 2304-0394 (online)
Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: глухие, личность, интеграция, вера в справедливый мир, жестовый язык, благополучие
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64003 (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
Задачи интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и сенсорными дефектами, требуют изучения тех особенностей индивидуальности, которые способствовали бы более эффективному профессиональному и межличностному взаимодействию. Общение глухих людей искажено в силу деформаций, сопровождающих наличие глухоты: повышенной тревожности из-за потери части релевантной информации, стремления ограничить круг общения глухими людьми, слабостью нюансировки в передаче чувств и мыслей абстрактного содержания, некоторой личностной инфантильностью, неизбежным для многих групп людей с ограниченными возможностями сопротивлением активной или пассивной стигматизации со стороны общества и необходимостью выработать собственное отношение к позиции жертвы, которая часто затрудняет социальную адаптацию субъектов [Фоминых, 2012]. Преодоление этих деформаций требует изучения самосознания, системы ценностей и мировоззрения глухих людей, поиска тех качеств, которые объединяют их со слышащими и могут служить основой интеграции и диалога [Bellin, 2002].
В то же время необходимо отметить, что сделать это очень трудно по причинам методического характера: с глухими сложно применять обычные стандартизированные шкалы, во-первых, потому что они часто содержат абстрактные понятия, во-вторых, потому что адаптация опросников и перевод на жестовый язык неизбежно сопровождаются смысловыми потерями, в-третьих, из-за достаточно трудоемкой психометрической подготовки шкал, которая осуществляется редко, так как доступные для исследований выборки глухих людей малочисленны.
Настоящее исследование осуществлено под влиянием ряда тенденций современной прикладной психологии и персонологии. Прежде всего, это переориентация с задач коррекции на задачи компенсации при работе с группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а затем это обращение к поиску психологических ресурсов - феноменов или состояний психики, способствующих укреплению психического здоровья и психологического благополучия людей [Joseph, 2010]. Практические психологи давно убедились в том, что ресурсом развития личности может быть не только социальный контекст жизни человека или его темперамент, но также в значительной мере его мировоззрение - установка на собственные проблемы, понимание их происхождения и возможности разрешения [Joseph, 2010]; [Wu, 2011]; [Wu]. Таким образом, настоящее исследование выполнено на стыке современной персонологии, коррекционной психологии, позитивной психологии и психотерапии.
Теоретическая основа нашей работы задана теорией веры в справедливый мир, обоснованной германо-американским исследователем Мелвином Лернером и получившей дальнейшее развитие в работах Клаудии Дальберт, Майкла Ву, в нашей стране - С. К. Нартовой-Бочавер и Н. Б. Астаниной [Астанина, 2012]; [Нартова-Бочавер, 2014]; [Dalbert, 2001]; [Lerner, 1980]; [Nartova-Bochaver, 2011]. Основная идея теории Веры в справедливый мир состоит в том, что каждый человек стремится понизить уровень неопределенности в своем бытии, упорядочивая его и по возможности устанавливая простые связи и зависимости между происходящими событиями [Lerner, 1980]. Так, человек склонен объяснять негативные явления ошибками и действиями самого субъекта - в интерпретации многих людей некто попадает под автомобиль, если он сам невнимателен, некто заболевает, если не следит за своим здоровьем и т.п. Негативное событие - это следствие или даже возмездие субъекту за его халатность и безответственность. Мир воспринимается как справедливое место, в котором каждый получает по заслугам. Подобная установка очевидно психотерапевтична - субъект верит, что он может заслужить, «заработать» себе хорошее будущее, если будет вести себя добродетельно. Сам Лернер называл веру в справедливый мир когнитивным заблуждением, фундаментальной ошибкой, отмечая сложность мира и происходящих в нем событий, связи между которыми не очевидны.
Исследования убедили, что подобная мировоззренческая установка отнюдь не универсальна - многие люди совершенно не согласны с тем, что мир устроен справедливо [Астанина, 2012]; [Нартова-Бочавер, 2014]; [Dalbert, 1987]; [Wu, 2011]. Эмпирические исследования, проведенные в основном при помощи шкальных методик, показали, что имеет смысл различать веру в справедливость мира вообще (ВСМобщ, general belief in a just world) и веру в справедливость по отношению к самому себе (ВСМличн, personal belief in a just world) [Dalbert, 1987]; [Sutton, 2005]. Феноменологически эти два измерения веры в справедливость различны и порождают различные жизненные установки: так, наиболее благополучно сочетание веры в справедливость мира вообще и по отношению к субъекту в частности, но это встречается редко. Бывает, что человек верит в справедливость на свете, но считает, что сам несправедливо обойден - такое мироотношение порождает стремление к компенсации, реваншу и чревато асоциальными установками и действиями, примером которых может служить жизненная философия Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?». Вопрос о правах часто сопровождается психологическим разрешением реализовывать их любыми средствами. Еще один вариант - тотальная вера в несправедливость мира во всех проявлениях, что порождает депрессивные переживания, виктимность, низкий уровень эмоционального и социального благополучия. Наконец, последнее возможное сочетание - вера в то, что мир в целом несправедлив, однако в нем можно надеяться на справедливость по отношению к отдельному человеку. Согласно Шопенгауэру, мир - это ад, однако в нем каждый может создать себе огнеупорное убежище. Эта жизненная философия сопровождается желанием восстановить гуманность путем альтруистических действий и, с точки зрения морали, эта философия наиболее ресурсна для личности и окружающих ее людей.
Исследования показывают, что вера в справедливый мир связана со многими показателями психологического благополучия. Для периода переживания острого горя или стресса, в ситуации катастрофы вера в общую справедливость представляет опору для выживания, дает надежду и потому полезна [Dalbert, 1987]; [Nartova-Bochaver, 2011]; [Wu, 2011]. Для повседневной жизни полезнее верить в справедливость личной судьбы, так как это предохраняет от избыточного социального сравнения и позиции жертвы [Sutton, 2005].
Можно ожидать, что у глухих людей, переживающих хронические и острые стрессы, уровень веры в справедливый мир в целом может быть выше. Кроме того, обнаружено, что пиком чувствительности к справедливости-несправедливости является подростковый возраст, после которого люди легче смиряются с несправедливостями и более склонны к прощению и великодушию.
Итак, основная цель нашего эмпирического исследования - изучение феноменологии веры в справедливый мир у глухих людей по сравнению со слышащими и в зависимости от возраста [Подлипняк, 2013].
Основываясь на теоретическом анализе феномена ВСМ и особенностей развития слабослышащих, мы выдвинули следующие гипотезы:
1 Социально-психологический феномен «вера в справедливый мир» (ВСМ) у глухих респондентов имеет специфическую деформацию по сравнению со слышащими, а именно: уровень ВСМобщ у глухих выше, а уровень ВСМличн ниже, чем в нормативной группе.
2 Чем выше показатели ВСМ, тем выше уровень психологического благополучия во всех исследованных группах.
3 Уровень ВСМ в обеих подгруппах, у глухих и нормативных взрослых, ниже, чем у юношей и девушек из соответствующих подгрупп.
Процедура исследования
Выборку составили 66 респондентов. В экспериментальной группе присутствовало 20 учащихся (11 юношей, 9 девушек), ученики старших классов ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 65» II вида, г. Москва; учащиеся с нарушением слуха (без сочетанных нарушений). Возраст 18 - 20 лет, все исследуемые из семей слышащих родителей.
Контрольную группу составили 26 учащихся (15 юношей, 11 девушек) старших классов МОУ средней общеобразовательной школы № 15 с углубленным изучением отдельных предметов; учащиеся с нормой развития. Возраст 17 - 18 лет.
Также были исследованы две группы взрослых добровольцев: 10 глухих в возрасте 31 - 42 года и 10 слышащих в возрасте 25 - 46 лет; группы уравнены по полу, в каждой присутствовало 8 женщин и 2 мужчин.
В работе использовались адаптированные варианты методик: Шкала веры в справедливый мир с двумя субшкалами ВСМобщ и ВСМличн, включающая 13 пунктов (Belief in a just world, Claudia Dalbert), и Шкала психологического благополучия (ШПБ) (The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale), включающая 14 пунктов. Шкалы прошли первичную психометрическую подготовку, дают хороший разброс, показатели внутренней согласованности альфа Кронбаха составляют для шкал Веры в общую справедливость, личную справедливость и благополучия соответственно 0,72, 0,90 и 0,84.
Для работы с глухими респондентами опросники были переведены на жестовый язык: инструкция и вопросы были засняты на видео, каждый вопрос предъявлялся в виде отдельного ролика, опросник целиком представлен в виде презентации. Перевод был не калькирующий словесное высказывание, а представлял собой вопросы на разговорном жестовом языке с учетом особой идиоматической лексики и грамматики. Перевод делали глухие преподаватели жестового языка, которые участвовали ранее в подготовке многих учебных пособий по ЖЯ и являются признанными специалистами в данной области. Соответствие содержания вопросов проверялось при помощи корреляционных исследований результатов по каждому пункту адаптированной и исходной форм опросников.
Обнаружено, что наиболее точным оказался перевод ШПБ - возможно, это связано с содержанием утверждений теста, которые имеют более конкретный характер и потому легче переводятся на ЖЯ, без потери смысла. Первоначальное сравнение форм теста показало не очень благоприятные результаты: незначительные положительные корреляции имели уровни значимости p = 0,12 (ШПБ), p = 0,73 (ВСМобщ) и p = 0,26 (ВСМличн). После исключения из анализа данных двух респондентов эти показатели составили соответственно p=0,07, p=0,18 и p=0,22, что в целом свидетельствует о близости исходной вербальной и адаптированной жестовой форм. По-видимому, утверждения теста психологического благополучия более адекватны особенностям восприятия и мышления неслышащих респондентов, чем пункты, диагностирующие отношение к справедливости.
Мы провели также и анализ шкал по пунктам (таблица 1). Оказалось, что корреляции, в целом сохраняя положительное значение, колеблются от значимых на уровне p=0.001 до p=0.73, при этом несколько пунктов имели даже слабоотрицательные корреляции. После исключения данных все тех же двух респондентов картина стала более благоприятной: из 27 проверенных пунктов только два показали слабоотрицательные корреляции и, видимо, требуют дальнейшего редактирования: это пункт 1 опросника ВСМличн («Я считаю, что, по большому счету, заслуживаю то, что происходит со мной») и пункт 12 опросника ШПБ («Я чувствую, что меня любят»). Наиболее надежными оказались пункты опросника ВСМобщ 1 и 4 («Я считаю, что в целом мир справедлив», «Я убежден, что, если человек пережил несправедливость, в будущем это возместится», p=0,01) и пункт 8 опросника ШПБ («Я доволен собой», p=0,00). Несколько пунктов показывают хорошие положительные тенденции.
Таблица 1. Корреляция пунктов опросников, предъявленных в стандартной форме и на ЖЯ
ВСМличн |
ВСМобщ |
ШПБ |
||||||
вопрос |
r |
Р |
вопрос |
R |
р |
вопрос |
r |
Р |
1 |
-0,36 |
0,38 |
8 |
0,81 |
0,01 |
1 |
-0,31 |
0,39 |
2 |
0,07 |
0,88 |
9 |
0,06 |
0,89 |
2 |
0,13 |
0,71 |
3 |
0,63 |
0,09 |
10 |
0,58 |
0,13 |
3 |
-0,20 |
0,58 |
4 |
0,26 |
0,53 |
11 |
0,82 |
0,01 |
4 |
0,38 |
0,28 |
5 |
0,47 |
0,24 |
12 |
0,01 |
0,99 |
5 |
0,54 |
0,11 |
6 |
-0,12 |
0,78 |
13 |
0,37 |
0,36 |
6 |
0,33 |
0,35 |
7 |
0,24 |
0,57 |
|
|
|
7 |
0,22 |
0,54 |
|
|
|
|
|
|
8 |
0,78 |
0,01 |
|
|
|
|
|
|
9 |
-0,19 |
0,59 |
|
|
|
|
|
|
10 |
0,08 |
0,83 |
|
|
|
|
|
|
11 |
-0,27 |
0,45 |
|
|
|
|
|
|
12 |
-0,08 |
0,82 |
|
|
|
|
|
|
13 |
0,53 |
0,12 |
|
|
|
|
|
|
14 |
-0,19 |
0,60 |
Основные результаты и их интерпретация
При анализе результатов исследования использовался непараметрический U- критерий Манна - Уитни; корреляционный и регрессионный анализ.
Сравнение глухих и слышащих респондентов независимо от возраста показало, что различий по уровню ВСМличн между ними нет (таблица 2, рисунок 1), но показатель ШПБ в группе слышащих респондентов значимо выше (соответственно, критерий U Манна - Уитни составил 449, 529 и 255, p=0,24, p=0,89, p=0,00).
Таблица 2. Показатели ВСМобщ, ВСМличн и ШПБ у глухих и слышащих респондентов
|
ВСМобщ |
ВСМличн |
ШПБ |
Глухие |
25,3 |
30,8 |
48,0 |
Взрослые |
25,9 |
31,9 |
48,9 |
Юноши и девушки |
25,0 |
30,3 |
47,5 |
Слышащие |
23,4 |
30,8 |
54,9 |
Взрослые |
18,7 |
30,8 |
52,7 |
Юноши и девушки |
25,2 |
30,8 |
55,8 |
Более подробный анализ трех изучаемых переменных показал, однако, что у взрослых глухих уровень ВСМобщ значимо выше, чем у слышащих (U=9,5, p=0,02), а ВСМличн и показатель ШПБ не отличаются (U=45, p=0,7; U=33, p=0,22). У глухих юношей и девушек значимо ниже уровень благополучия, как и во всей выборке глухих в целом (U=106, p=0,007), а показатели ВСМ не отличаются от таковых у слышащих юношей-девушек (U=234, p=0,57 и U=240, p=0,67).
Более детальный анализ позволил увидеть также и некоторые феноменологические различия. Так, если в группе слышащих ВСМобщ и ВСМличн тесно связаны и присутствие справедливости в мире вообще дает шанс и отдельному субъекту (r=0,38, p=0,02), то среди глухих этой зависимости нет (r=-0,09, p=0,63), то есть, мироотношение не обобщенно и не синергично, и, согласно представлению субъекта, общие процессы установления правил никак не сказываются на жизни отдельного человека, который часто оказывается обделенным благосклонностью судьбы. Справедливость воспринимается глухими молекулярно и аддитивно, чем-то вроде общего пирога, от которого отнимается по куску: если достается другим, то не хватает самому субъекту. Для слышащих же справедливость - молярный неаддитивный феномен: если он есть для всех, то, значит, существует и для каждого.
Таким образом, можно считать первую гипотезу частично подтвержденной и требующей изучения возрастных закономерностей развития ВСМ и ее регуляторной роли в поддержании психологического благополучия глухих и слышащих людей.
Анализ отношения между благополучием и ВСМ показал, что между ВСМобщ и ШПБ коэффициент корреляции Спирмена составил r=0,08, p=0.49, а между ВСМличн и ШПБ получен r=0,38, p=0.001. Таким образом, для переживания психологического благополучия существенно только наличие веры в справедливость личной судьбы, что вполне соответствует уже имеющимся данным.
Расчет отдельно по экспериментальной и контрольной группам дал несколько иные результаты. В группе слышащих обнаружены положительные связи ВСМобщ и ВСМличн с благополучием (корреляции практически одинаковы и составляют для обеих шкал ВСМ r=0,48, p=0.003). Таким образом, вера в справедливый мир для слышащих, по-видимому, представляет собой важный индикатор благополучия. У глухих же получены совершенно иные связи: так, показано, что ВСМобщ имеет тенденцию к отрицательной связи с благополучием (r=- 0,25, p=0.17), т.е., чем более справедливым видится мир, тем хуже чувствует себя субъект. Или, напротив, благополучию способствует отношение к миру как месту, где справедливости не бывает. Возможно, подобное убеждение связано наличием врожденного сенсорного дефекта, сильно затрудняющего человеческую жизнь, хотя это предположение нуждается в дальнейшем изучении. А вот ВСМличн у глухих имеет тенденцию к положительной связи (r=0,26, p=0.14), т.е., чем более адекватно оцененным чувствует себя человек (заметим, что речь не идет об однозначно положительном отношении к нему людей и судьбы), тем более благоприятно и его самочувствие в целом, что не удивительно.
Выраженное различие тенденций и места веры в справедливый мир в системе мировоззрения слышащих и глухих побудило нас провести регрессионный анализ, который подтвердил, что для слышащих ВСМобщ - предиктор благополучия в тенденции, а ВСМличн - значимый предиктор (p<0,05). У глухих же ВСМобщ представляет собой скорее не очень сильный антипредиктор, а ВСМличн - не очень сильный предиктор. То есть, опять же вера в справедливость личной судьбы вносит вклад в психологическое благополучие слышащих и несколько в меньшей мере - глухих людей.
Таким образом, вторую гипотезу можно считать частично подтвердившейся.
Наконец, третье направление нашего исследования касалось возрастных различий ВСМ (таблица 3).
Таблица 3. ВСМобщ, ВСМличн и показатель ШПБ у глухих и слышащих разного возраста
|
ВСМобщ |
ВСМличн |
ШПБ |
Глухие взрослые |
25,9 |
31,9 |
48,9 |
Глухие юноши и девушки |
25,0 |
30,3 |
47,5 |
Слышащие взрослые |
18,7 |
30,8 |
52,7 |
Слышащие юноши и девушки |
25,2 |
30,8 |
55,8 |
Сравнение слышащих взрослых и юношей и девушек не показало никаких значимых различий (U=80, p=0,39, U=80, p=0,40, U=90, p=0,69). То есть, возрастные закономерности на нашей нормативной группе никак себя не проявили, возможно, ввиду ограниченности выборки и непринятия во внимание фактора пола. Однако в группе глухих еще раз подтвердился уже полученный нами результат, показывающий, что в группе взрослых уровень ВСМобщ значимо выше. Возможно, это может быть объяснено особой личностной динамикой глухих людей и сохранением ими некоторой инфантильности: то, что обычно переживается в подростковом возрасте, у глухих проявляется к периоду зрелости.
И, наконец, мы исследовали связь между измерениями ВСМ и психологическим благополучием, наличием дефекта и возрастом (таблица 4).
Таблица 4. Корреляции между ВСМ и психологическим благополучием в зависимости от наличия дефекта и возраста
|
|
r |
P |
Глухие взрослые |
ВСМобщ |
-0,42 |
0,23 |
ВСМличн |
0,05 |
0,90 |
|
Глухие юноши и девушки |
ВСМобщ |
-0,30 |
0,20 |
ВСМличн |
0,32 |
0,16 |
|
Слышащие взрослые |
ВСМобщ |
0,17 |
0,63 |
ВСМличн |
0,39 |
0,27 |
|
Слышащие юноши и девушки |
ВСМобщ |
0,45 |
0,02 |
ВСМличн |
0,57 |
0,00 |
Оказалось, что вера в справедливый мир значимо связана с уровнем благополучия у слышащих подростков, в остальных группах подтверждая уже описанные выше закономерности, в тенденции отрицательную связь с ВСМобщ, у слышащих взрослых положительную - с обоими измерениями ВСМ.
Заключение
Итак, проведенное исследование, несмотря на незначительные количественные различия в уровне веры в справедливый мир у слышащих и глухих респондентов разного возраста позволило увидеть яркие феноменологические различия, связанные со степенью ресурсности, ролью и местом этой установки в
обретении психологического благополучия. Так, оказалось, что вера в справедливость мира и личной судьбы положительно связаны между собой у слышащих, но отрицательно - у глухих, что может свидетельствовать о некотором противопоставлении, отчуждении себя от сообщества и мира в целом и затруднять интеграцию глухих людей. Далее: вера в справедливый мир ресурсна для слышащих, особенно в подростковом возрасте, а среди глухих с благополучием связано только переживание справедливости личной судьбы. То есть, в достижении благополучия глухому человеку скорее помогает вера в несправедливость, чем в справедливость мира. Наконец, у глухих уровень веры в справедливый мир повышается с возрастом, однако это не способствует укреплению психологического благополучия. Все эти факты могут быть использованы в практике психологического сопровождения и воспитания глухих людей.
И последний полученный нами практический результат - это перевод и адаптация трех шкал на жестовом языке.
Ограничения проведенного исследования связаны со сложностью использования шкал в работе с глухими, трудностью проведения репрезентативного, уравненного по полу, возрасту, социально-демографическим характеристикам исследования. В то же время именно решение этих проблем и представляет собой ближайшую перспективу работы.
Приложение 1
Шкала веры в справедливый мир (Belief in a just world, C. Dalbert)
Ниже перечислено несколько разных утверждений. С некоторыми из них вы будете согласны, с другими - нет, с некоторыми - частично согласны. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, в какой степени лично вы согласны или не согласны с ним. Отметьте номер, соответствующий вашему ответу для каждого утверждения.
1 |
Я считаю, что, по большому счету, заслуживаю того, что происходит со мной. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Как правило, жизнь ко мне справедлива. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Я верю, что обычно получаю то, что заслуживаю. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
В моей жизни в общем и целом все происходит справедливо. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
В моей жизни несправедливость - скорее исключение, чем правило. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
Я считаю, что в целом в моей жизни все справедливо. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
Я думаю, что важные решения, которые касаются меня, обычно справедливы. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
Я считаю, что в целом мир справедлив. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
Я считаю, что, по большому счету, люди получают то, что заслуживают. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
Я уверен, что справедливость всегда побеждает несправедливость. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
Я убежден, что, если человек пережил несправедливость, в будущем это возместится |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Я твердо уверен, что несправедливость в самых разных жизненных ситуациях (в семье, в учебе и т.д.) - скорее исключение, чем правило. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
Я думаю, что все, кто принимает важные решения, стремятся быть справедливыми |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Литература
- Астанина Н.Б. Вера в справедливость мира как фактор криминального поведения подростков // Мир и Россия в условиях перехода в новую экономическую и геополитическую эпоху. Воронеж, 2012.
- Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психол. журн. 2014. №1. В печати.
- Подлипняк М.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у юношей и девушек с нарушением слуха // Актуальні проблеми психологічної теорії і практики. Матеріали міжнародної науково-практичної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених 5 квітня 2013 року. Донецьк, 2013.
- Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 04.09.2013)
- Bellin W., Stephens D. The value systems of deaf and hearing adolescents // Deafness & Education International. 2002. V. 4, I.
- Dalbert C. The justice motive as a personal resource: Dealing with challenges and critical life events. New York, 2001.
- Dalbert C., Montada L., Schmit M. Glaube an eine gerechte Welt als Motiv: Validierungskorrelate zweier Skalen // Psychologische Beiträge. 1987. V. 29.
- Iram F. Belief in a just world and subjective well-being in mothers of normal and Down syndrome children. PhD Dissertation. Lahore, 2009.
- Joseph S., Alex Wood A. Assessment of positive functioning in clinical psychology: Theoretical and practical issues // Clinical Psychology Review 2010. 30.
- Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980.
- Nartova-Bochaver S., Astanina N. Belief in just world as a personal resource in law-abiding and criminal Russian adolescents // The International Society for the Study of Individual Differences 2011, London, 25-28 July. S18. 2. http://www.issid2011.com/program/symposia.pdf
- Sutton R., Douglas K. Justice for all, or just for me? More evidence of the importance of the self-other distinction in just-world beliefs // Personality and Individual Differences. 2005. V. 39.
- Tennant R. et al. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation // Health and Quality of Life Outcomes. 2007. 16. 9.
- Wu M.S., Yan X., Zhou CH., Chen Y., Li J., Zhu Z., Shen X., Han B. General Belief in a Just World and Resilience: Evidence from a Collectivistic Culture // 2011. V. 25 (6).
- Wu, M.S., Schmitt, M., Nartova-Bochaver, S., Astanina, N., Khachatryan, N., Zhou, C., Han, B. Does It Bother Me to Profit from Others? Cross-Cultural Surveys on Beneficiary Oversensitivity and Individualism. Under review.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4259
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 47
Скачиваний
Всего: 5102
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10