Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых

5102

Аннотация

Авторы исследовали уровень веры в справедливый мир (ВСМ) и ее связь с психологическим благополучием (ПБ) у слышащих и глухих взрослых, юношей и девушек. Участниками исследования были 66 человек: по 10 взрослых слышащих и глухих, 26 слышащих и 20 глухих людей юношеского возраста. Применялись следующие методики: Шкала веры в справедливый мир (C.Dalbert, Belief in a just world), включающая две субшкалы (Вера в справедливый мир вообще, ВСМобщ, и Вера в справедливость по отношению к субъекту, ВСМличн), и Шкала психологического благополучия (R.Tennart с соавт., Warwick-Edinburgh Mental Well-being scale). Русская версия шкал была переведена на жестовый язык; адаптация удовлетворительна. Обнаружено, что глухие и слышащие не различаются по уровню ВСМ, но уровень ПБ выше у слышащих. В группе слышащих ВСМ положительно связана с ПБ, эта связь особенно сильна у юношей и девушек. В группе глухих в тенденции ВСМобщ отрицательно связана с благополучием, а ВСМличн – положительно. В группе слышащих нет различий по уровню ВСМ между респондентами юношеского возраста и взрослыми. В группе глухих у взрослых уровень ВСМобщ значимо выше, чем в группе юношества. Таким образом, глухие и слышащие различаются возрастной динамикой и ролью ВСМ в поддержании психологического благополучия: если для слышащих ресурсом является вера в справедливость, то для глухих это, скорее, вера в несправедливость мира.

Общая информация

Ключевые слова: глухие, личность, интеграция, вера в справедливый мир, жестовый язык, благополучие

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64003 (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

Задачи интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и сенсорными дефектами, требуют изучения тех особенностей индивидуальности, которые способствовали бы более эффективному профессиональному и межличностному взаимодействию. Общение глухих людей искажено в силу деформаций, сопровождающих наличие глухоты: повышенной тревожности из-за потери части релевантной информации, стремления ограничить круг общения глухими людьми, слабостью нюансировки в передаче чувств и мыслей абстрактного содержания, некоторой личностной инфантильностью, неизбежным для многих групп людей с ограниченными возможностями сопротивлением активной или пассивной стигматизации со стороны общества и необходимостью выработать собственное отношение к позиции жертвы, которая часто затрудняет социальную адаптацию субъектов [Фоминых, 2012]. Преодоление этих деформаций требует изучения самосознания, системы ценностей и мировоззрения глухих людей, поиска тех качеств, которые объединяют их со слышащими и могут служить основой интеграции и диалога [Bellin, 2002].

В то же время необходимо отметить, что сделать это очень трудно по причинам методического характера: с глухими сложно применять обычные стандартизированные шкалы, во-первых, потому что они часто содержат абстрактные понятия, во-вторых, потому что адаптация опросников и перевод на жестовый язык неизбежно сопровождаются смысловыми потерями, в-третьих, из-за достаточно трудоемкой психометрической подготовки шкал, которая осуществляется редко, так как доступные для исследований выборки глухих людей малочисленны.

Настоящее исследование осуществлено под влиянием ряда тенденций современной прикладной психологии и персонологии. Прежде всего, это переориентация с задач коррекции на задачи компенсации при работе с группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а затем это обращение к поиску психологических ресурсов - феноменов или состояний психики, способствующих укреплению психического здоровья и психологического благополучия людей [Joseph, 2010]. Практические психологи давно убедились в том, что ресурсом развития личности может быть не только социальный контекст жизни человека или его темперамент, но также в значительной мере его мировоззрение - установка на собственные проблемы, понимание их происхождения и возможности разрешения [Joseph, 2010]; [Wu, 2011]; [Wu]. Таким образом, настоящее исследование выполнено на стыке современной персонологии, коррекционной психологии, позитивной психологии и психотерапии.

Теоретическая основа нашей работы задана теорией веры в справедливый мир, обоснованной германо-американским исследователем Мелвином Лернером и получившей дальнейшее развитие в работах Клаудии Дальберт, Майкла Ву, в нашей стране - С. К. Нартовой-Бочавер и Н. Б. Астаниной [Астанина, 2012]; [Нартова-Бочавер, 2014]; [Dalbert, 2001]; [Lerner, 1980]; [Nartova-Bochaver, 2011]. Основная идея теории Веры в справедливый мир состоит в том, что каждый человек стремится понизить уровень неопределенности в своем бытии, упорядочивая его и по возможности устанавливая простые связи и зависимости между происходящими событиями [Lerner, 1980]. Так, человек склонен объяснять негативные явления ошибками и действиями самого субъекта - в интерпретации многих людей некто попадает под автомобиль, если он сам невнимателен, некто заболевает, если не следит за своим здоровьем и т.п. Негативное событие - это следствие или даже возмездие субъекту за его халатность и безответственность. Мир воспринимается как справедливое место, в котором каждый получает по заслугам. Подобная установка очевидно психотерапевтична - субъект верит, что он может заслужить, «заработать» себе хорошее будущее, если будет вести себя добродетельно. Сам Лернер называл веру в справедливый мир когнитивным заблуждением, фундаментальной ошибкой, отмечая сложность мира и происходящих в нем событий, связи между которыми не очевидны.

Исследования убедили, что подобная мировоззренческая установка отнюдь не универсальна - многие люди совершенно не согласны с тем, что мир устроен справедливо [Астанина, 2012]; [Нартова-Бочавер, 2014]; [Dalbert, 1987]; [Wu, 2011]. Эмпирические исследования, проведенные в основном при помощи шкальных методик, показали, что имеет смысл различать веру в справедливость мира вообще (ВСМобщ, general belief in a just world) и веру в справедливость по отношению к самому себе (ВСМличн, personal belief in a just world) [Dalbert, 1987]; [Sutton, 2005]. Феноменологически эти два измерения веры в справедливость различны и порождают различные жизненные установки: так, наиболее благополучно сочетание веры в справедливость мира вообще и по отношению к субъекту в частности, но это встречается редко. Бывает, что человек верит в справедливость на свете, но считает, что сам несправедливо обойден - такое мироотношение порождает стремление к компенсации, реваншу и чревато асоциальными установками и действиями, примером которых может служить жизненная философия Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?». Вопрос о правах часто сопровождается психологическим разрешением реализовывать их любыми средствами. Еще один вариант - тотальная вера в несправедливость мира во всех проявлениях, что порождает депрессивные переживания, виктимность, низкий уровень эмоционального и социального благополучия. Наконец, последнее возможное сочетание - вера в то, что мир в целом несправедлив, однако в нем можно надеяться на справедливость по отношению к отдельному человеку. Согласно Шопенгауэру, мир - это ад, однако в нем каждый может создать себе огнеупорное убежище. Эта жизненная философия сопровождается желанием восстановить гуманность путем альтруистических действий и, с точки зрения морали, эта философия наиболее ресурсна для личности и окружающих ее людей.

Исследования показывают, что вера в справедливый мир связана со многими показателями психологического благополучия. Для периода переживания острого горя или стресса, в ситуации катастрофы вера в общую справедливость представляет опору для выживания, дает надежду и потому полезна [Dalbert, 1987]; [Nartova-Bochaver, 2011]; [Wu, 2011]. Для повседневной жизни полезнее верить в справедливость личной судьбы, так как это предохраняет от избыточного социального сравнения и позиции жертвы [Sutton, 2005].

Можно ожидать, что у глухих людей, переживающих хронические и острые стрессы, уровень веры в справедливый мир в целом может быть выше. Кроме того, обнаружено, что пиком чувствительности к справедливости-несправедливости является подростковый возраст, после которого люди легче смиряются с несправедливостями и более склонны к прощению и великодушию.

Итак, основная цель нашего эмпирического исследования - изучение феноменологии веры в справедливый мир у глухих людей по сравнению со слышащими и в зависимости от возраста [Подлипняк, 2013].

Основываясь на теоретическом анализе феномена ВСМ и особенностей развития слабослышащих, мы выдвинули следующие гипотезы:

1      Социально-психологический феномен «вера в справедливый мир» (ВСМ) у глухих респондентов имеет специфическую деформацию по сравнению со слышащими, а именно: уровень ВСМобщ у глухих выше, а уровень ВСМличн ниже, чем в нормативной группе.

2      Чем выше показатели ВСМ, тем выше уровень психологического благополучия во всех исследованных группах.

3      Уровень ВСМ в обеих подгруппах, у глухих и нормативных взрослых, ниже, чем у юношей и девушек из соответствующих подгрупп.

Процедура исследования

Выборку составили 66 респондентов. В экспериментальной группе присутствовало 20 учащихся (11 юношей, 9 девушек), ученики старших классов ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 65» II вида, г. Москва; учащиеся с нарушением слуха (без сочетанных нарушений). Возраст 18 - 20 лет, все исследуемые из семей слышащих родителей.

Контрольную группу составили 26 учащихся (15 юношей, 11 девушек) старших классов МОУ средней общеобразовательной школы № 15 с углубленным изучением отдельных предметов; учащиеся с нормой развития. Возраст 17 - 18 лет.

Также были исследованы две группы взрослых добровольцев: 10 глухих в возрасте 31 - 42 года и 10 слышащих в возрасте 25 - 46 лет; группы уравнены по полу, в каждой присутствовало 8 женщин и 2 мужчин.

В работе использовались адаптированные варианты методик: Шкала веры в справедливый мир с двумя субшкалами ВСМобщ и ВСМличн, включающая 13 пунктов (Belief in a just world, Claudia Dalbert), и Шкала психологического благополучия (ШПБ) (The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale), включающая 14 пунктов. Шкалы прошли первичную психометрическую подготовку, дают хороший разброс, показатели внутренней согласованности альфа Кронбаха составляют для шкал Веры в общую справедливость, личную справедливость и благополучия соответственно 0,72, 0,90 и 0,84.

Для работы с глухими респондентами опросники были переведены на жестовый язык: инструкция и вопросы были засняты на видео, каждый вопрос предъявлялся в виде отдельного ролика, опросник целиком представлен в виде презентации. Перевод был не калькирующий словесное высказывание, а представлял собой вопросы на разговорном жестовом языке с учетом особой идиоматической лексики и грамматики. Перевод делали глухие преподаватели жестового языка, которые участвовали ранее в подготовке многих учебных пособий по ЖЯ и являются признанными специалистами в данной области. Соответствие содержания вопросов проверялось при помощи корреляционных исследований результатов по каждому пункту адаптированной и исходной форм опросников.

Обнаружено, что наиболее точным оказался перевод ШПБ - возможно, это связано с содержанием утверждений теста, которые имеют более конкретный характер и потому легче переводятся на ЖЯ, без потери смысла. Первоначальное сравнение форм теста показало не очень благоприятные результаты: незначительные положительные корреляции имели уровни значимости p = 0,12 (ШПБ), p = 0,73 (ВСМобщ) и p = 0,26 (ВСМличн). После исключения из анализа данных двух респондентов эти показатели составили соответственно p=0,07, p=0,18 и p=0,22, что в целом свидетельствует о близости исходной вербальной и адаптированной жестовой форм. По-видимому, утверждения теста психологического благополучия более адекватны особенностям восприятия и мышления неслышащих респондентов, чем пункты, диагностирующие отношение к справедливости.

Мы провели также и анализ шкал по пунктам (таблица 1). Оказалось, что корреляции, в целом сохраняя положительное значение, колеблются от значимых на уровне p=0.001 до p=0.73, при этом несколько пунктов имели даже слабоотрицательные корреляции. После исключения данных все тех же двух респондентов картина стала более благоприятной: из 27 проверенных пунктов только два показали слабоотрицательные корреляции и, видимо, требуют дальнейшего редактирования: это пункт 1 опросника ВСМличн («Я считаю, что, по большому счету, заслуживаю то, что происходит со мной») и пункт 12 опросника ШПБ («Я чувствую, что меня любят»). Наиболее надежными оказались пункты опросника ВСМобщ 1 и 4 («Я считаю, что в целом мир справедлив», «Я убежден, что, если человек пережил несправедливость, в будущем это возместится», p=0,01) и пункт 8 опросника ШПБ («Я доволен собой», p=0,00). Несколько пунктов показывают хорошие положительные тенденции.

Таблица 1. Корреляция пунктов опросников, предъявленных в стандартной форме и на ЖЯ

ВСМличн

ВСМобщ

ШПБ

вопрос

r

Р

вопрос

R

р

вопрос

r

Р

1

-0,36

0,38

8

0,81

0,01

1

-0,31

0,39

2

0,07

0,88

9

0,06

0,89

2

0,13

0,71

3

0,63

0,09

10

0,58

0,13

3

-0,20

0,58

4

0,26

0,53

11

0,82

0,01

4

0,38

0,28

5

0,47

0,24

12

0,01

0,99

5

0,54

0,11

6

-0,12

0,78

13

0,37

0,36

6

0,33

0,35

7

0,24

0,57

 

 

 

7

0,22

0,54

 

 

 

 

 

 

8

0,78

0,01

 

 

 

 

 

 

9

-0,19

0,59

 

 

 

 

 

 

10

0,08

0,83

 

 

 

 

 

 

11

-0,27

0,45

 

 

 

 

 

 

12

-0,08

0,82

 

 

 

 

 

 

13

0,53

0,12

 

 

 

 

 

 

14

-0,19

0,60

 

Основные результаты и их интерпретация

При анализе результатов исследования использовался непараметрический U- критерий Манна - Уитни; корреляционный и регрессионный анализ.

Сравнение глухих и слышащих респондентов независимо от возраста показало, что различий по уровню ВСМличн между ними нет (таблица 2, рисунок 1), но показатель ШПБ в группе слышащих респондентов значимо выше (соответственно, критерий U Манна - Уитни составил 449, 529 и 255, p=0,24, p=0,89, p=0,00).

Таблица 2. Показатели ВСМобщ, ВСМличн и ШПБ у глухих и слышащих респондентов

 

ВСМобщ

ВСМличн

ШПБ

Глухие

25,3

30,8

48,0

Взрослые

25,9

31,9

48,9

Юноши и девушки

25,0

30,3

47,5

Слышащие

23,4

30,8

54,9

Взрослые

18,7

30,8

52,7

Юноши и девушки

25,2

30,8

55,8

 

 

Более подробный анализ трех изучаемых переменных показал, однако, что у взрослых глухих уровень ВСМобщ значимо выше, чем у слышащих (U=9,5, p=0,02), а ВСМличн и показатель ШПБ не отличаются (U=45, p=0,7; U=33, p=0,22). У глухих юношей и девушек значимо ниже уровень благополучия, как и во всей выборке глухих в целом (U=106, p=0,007), а показатели ВСМ не отличаются от таковых у слышащих юношей-девушек (U=234, p=0,57 и U=240, p=0,67).

Более детальный анализ позволил увидеть также и некоторые феноменологические различия. Так, если в группе слышащих ВСМобщ и ВСМличн тесно связаны и присутствие справедливости в мире вообще дает шанс и отдельному субъекту (r=0,38, p=0,02), то среди глухих этой зависимости нет (r=-0,09, p=0,63), то есть, мироотношение не обобщенно и не синергично, и, согласно представлению субъекта, общие процессы установления правил никак не сказываются на жизни отдельного человека, который часто оказывается обделенным благосклонностью судьбы. Справедливость воспринимается глухими молекулярно и аддитивно, чем-то вроде общего пирога, от которого отнимается по куску: если достается другим, то не хватает самому субъекту. Для слышащих же справедливость - молярный неаддитивный феномен: если он есть для всех, то, значит, существует и для каждого.

Таким образом, можно считать первую гипотезу частично подтвержденной и требующей изучения возрастных закономерностей развития ВСМ и ее регуляторной роли в поддержании психологического благополучия глухих и слышащих людей.

Анализ отношения между благополучием и ВСМ показал, что между ВСМобщ и ШПБ коэффициент корреляции Спирмена составил r=0,08, p=0.49, а между ВСМличн и ШПБ получен r=0,38, p=0.001. Таким образом, для переживания психологического благополучия существенно только наличие веры в справедливость личной судьбы, что вполне соответствует уже имеющимся данным.

Расчет отдельно по экспериментальной и контрольной группам дал несколько иные результаты. В группе слышащих обнаружены положительные связи ВСМобщ и ВСМличн с благополучием (корреляции практически одинаковы и составляют для обеих шкал ВСМ r=0,48, p=0.003). Таким образом, вера в справедливый мир для слышащих, по-видимому, представляет собой важный индикатор благополучия. У глухих же получены совершенно иные связи: так, показано, что ВСМобщ имеет тенденцию к отрицательной связи с благополучием (r=- 0,25, p=0.17), т.е., чем более справедливым видится мир, тем хуже чувствует себя субъект. Или, напротив, благополучию способствует отношение к миру как месту, где справедливости не бывает. Возможно, подобное убеждение связано наличием врожденного сенсорного дефекта, сильно затрудняющего человеческую жизнь, хотя это предположение нуждается в дальнейшем изучении. А вот ВСМличн у глухих имеет тенденцию к положительной связи (r=0,26, p=0.14), т.е., чем более адекватно оцененным чувствует себя человек (заметим, что речь не идет об однозначно положительном отношении к нему людей и судьбы), тем более благоприятно и его самочувствие в целом, что не удивительно.

Выраженное различие тенденций и места веры в справедливый мир в системе мировоззрения слышащих и глухих побудило нас провести регрессионный анализ, который подтвердил, что для слышащих ВСМобщ - предиктор благополучия в тенденции, а ВСМличн - значимый предиктор (p<0,05). У глухих же ВСМобщ представляет собой скорее не очень сильный антипредиктор, а ВСМличн - не очень сильный предиктор. То есть, опять же вера в справедливость личной судьбы вносит вклад в психологическое благополучие слышащих и несколько в меньшей мере - глухих людей.

Таким образом, вторую гипотезу можно считать частично подтвердившейся.

Наконец, третье направление нашего исследования касалось возрастных различий ВСМ (таблица 3).

Таблица 3. ВСМобщ, ВСМличн и показатель ШПБ у глухих и слышащих разного возраста

 

ВСМобщ

ВСМличн

ШПБ

Глухие взрослые

25,9

31,9

48,9

Глухие юноши и девушки

25,0

30,3

47,5

Слышащие взрослые

18,7

30,8

52,7

Слышащие юноши и девушки

25,2

30,8

55,8

Сравнение слышащих взрослых и юношей и девушек не показало никаких значимых различий (U=80, p=0,39, U=80, p=0,40, U=90, p=0,69). То есть, возрастные закономерности на нашей нормативной группе никак себя не проявили, возможно, ввиду ограниченности выборки и непринятия во внимание фактора пола. Однако в группе глухих еще раз подтвердился уже полученный нами результат, показывающий, что в группе взрослых уровень ВСМобщ значимо выше. Возможно, это может быть объяснено особой личностной динамикой глухих людей и сохранением ими некоторой инфантильности: то, что обычно переживается в подростковом возрасте, у глухих проявляется к периоду зрелости.

И, наконец, мы исследовали связь между измерениями ВСМ и психологическим благополучием, наличием дефекта и возрастом (таблица 4).

Таблица 4. Корреляции между ВСМ и психологическим благополучием в зависимости от наличия дефекта и возраста

 

 

r

P

Глухие взрослые

ВСМобщ

-0,42

0,23

ВСМличн

0,05

0,90

Глухие юноши и девушки

ВСМобщ

-0,30

0,20

ВСМличн

0,32

0,16

Слышащие взрослые

ВСМобщ

0,17

0,63

ВСМличн

0,39

0,27

Слышащие юноши и девушки

ВСМобщ

0,45

0,02

ВСМличн

0,57

0,00

 

Оказалось, что вера в справедливый мир значимо связана с уровнем благополучия у слышащих подростков, в остальных группах подтверждая уже описанные выше закономерности, в тенденции отрицательную связь с ВСМобщ, у слышащих взрослых положительную - с обоими измерениями ВСМ.

Заключение

Итак, проведенное исследование, несмотря на незначительные количественные различия в уровне веры в справедливый мир у слышащих и глухих респондентов разного возраста позволило увидеть яркие феноменологические различия, связанные со степенью ресурсности, ролью и местом этой установки в

 

обретении психологического благополучия. Так, оказалось, что вера в справедливость мира и личной судьбы положительно связаны между собой у слышащих, но отрицательно - у глухих, что может свидетельствовать о некотором противопоставлении, отчуждении себя от сообщества и мира в целом и затруднять интеграцию глухих людей. Далее: вера в справедливый мир ресурсна для слышащих, особенно в подростковом возрасте, а среди глухих с благополучием связано только переживание справедливости личной судьбы. То есть, в достижении благополучия глухому человеку скорее помогает вера в несправедливость, чем в справедливость мира. Наконец, у глухих уровень веры в справедливый мир повышается с возрастом, однако это не способствует укреплению психологического благополучия. Все эти факты могут быть использованы в практике психологического сопровождения и воспитания глухих людей.

И последний полученный нами практический результат - это перевод и адаптация трех шкал на жестовом языке.

Ограничения проведенного исследования связаны со сложностью использования шкал в работе с глухими, трудностью проведения репрезентативного, уравненного по полу, возрасту, социально-демографическим характеристикам исследования. В то же время именно решение этих проблем и представляет собой ближайшую перспективу работы.

Приложение 1

Шкала веры в справедливый мир (Belief in a just world, C. Dalbert)

Ниже перечислено несколько разных утверждений. С некоторыми из них вы будете согласны, с другими - нет, с некоторыми - частично согласны. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, в какой степени лично вы согласны или не согласны с ним. Отметьте номер, соответствующий вашему ответу для каждого утверждения. 


       

1

Я считаю, что, по большому счету, заслуживаю того, что происходит со мной.

6

5

4

3

2

1

2

Как правило, жизнь ко мне справедлива.

6

5

4

3

2

1

3

Я верю, что обычно получаю то, что заслуживаю.

6

5

4

3

2

1

4

В моей жизни в общем и целом все происходит справедливо.

6

5

4

3

2

1

5

В моей жизни несправедливость - скорее исключение, чем правило.

6

5

4

3

2

1

6

Я считаю, что в целом в моей жизни все справедливо.

6

5

4

3

2

1

7

Я думаю, что важные решения, которые касаются меня, обычно справедливы.

6

5

4

3

2

1

8

Я считаю, что в целом мир справедлив.

6

5

4

3

2

1

9

Я считаю, что, по большому счету, люди получают то, что заслуживают.

6

5

4

3

2

1

10

Я уверен, что справедливость всегда побеждает несправедливость.

6

5

4

3

2

1

11

Я убежден, что, если человек пережил несправедливость, в будущем это возместится

6

5

4

3

2

1

12

Я твердо уверен, что несправедливость в самых разных жизненных ситуациях (в семье, в учебе и т.д.) - скорее исключение, чем правило.

6

5

4

3

2

1

13

Я думаю, что все, кто принимает важные решения, стремятся быть справедливыми

6

5

4

3

2

1

Литература

  1. Астанина Н.Б. Вера в справедливость мира как фактор криминального поведения подростков // Мир и Россия в условиях перехода в новую экономическую и геополитическую эпоху. Воронеж, 2012.
  2. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психол. журн. 2014. №1. В печати.
  3. Подлипняк М.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у юношей и девушек с нарушением слуха // Актуальні проблеми психологічної теорії і практики. Матеріали міжнародної науково-практичної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених 5 квітня 2013 року. Донецьк, 2013.
  4. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 04.09.2013)
  5. Bellin W., Stephens D. The value systems of deaf and hearing adolescents // Deafness & Education International. 2002. V. 4, I.  
  6. Dalbert C. The justice motive as a personal resource: Dealing with challenges and critical life events. New York, 2001.
  7. Dalbert C., Montada L., Schmit M. Glaube an eine gerechte Welt als Motiv: Validierungskorrelate zweier Skalen // Psychologische Beiträge. 1987. V. 29.
  8. Iram F. Belief in a just world and subjective well-being in mothers of normal and Down syndrome children. PhD Dissertation. Lahore, 2009.
  9. Joseph S., Alex Wood A. Assessment of positive functioning in clinical psychology: Theoretical and practical issues // Clinical Psychology Review 2010. 30.
  10. Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980.
  11. Nartova-Bochaver S., Astanina N. Belief in just world as a personal resource in law-abiding and criminal Russian adolescents // The International Society for the Study of Individual Differences 2011, London, 25-28 July. S18. 2. http://www.issid2011.com/program/symposia.pdf
  12. Sutton R., Douglas K. Justice for all, or just for me? More evidence of the importance of the self-other distinction in just-world beliefs // Personality and Individual Differences. 2005. V. 39.
  13. Tennant R. et al. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation // Health and Quality of Life Outcomes. 2007. 16. 9.
  14. Wu M.S., Yan X., Zhou CH., Chen Y., Li J., Zhu Z., Shen X., Han B. General Belief in a Just World and Resilience: Evidence from a Collectivistic Culture // 2011. V. 25 (6).
  15. Wu, M.S., Schmitt, M., Nartova-Bochaver, S., Astanina, N., Khachatryan, N., Zhou, C., Han, B. Does It Bother Me to Profit from Others? Cross-Cultural Surveys on Beneficiary Oversensitivity and Individualism. Under review.

Информация об авторах

Нартова-Бочавер Софья Кимовна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8061-4154, e-mail: s-nartova@yandex.ru

Подлипняк Михаил Борисович, магистрант, ФГБОУ ВО МГППУ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: mixactik@gmail.com

Хохлова Алина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), психолог в АНО Ресурсный центр поддержки слепоглухих и членов их семей «Ясенева поляна», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8495-2823, e-mail: ehalina2@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4259
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 47

Скачиваний

Всего: 5102
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10