Введение
В настоящее время в практике оказания мультидисциплинарной помощи людям с ограничениями жизнедеятельности, включая реабилитологию, инклюзивное образование, раннюю помощь, происходит постепенное внедрение биопсихосоциального подхода к оценке функционирования человека, к планированию и оценке эффективности воздействий, направленных на поддержку адаптации и развития личности. Этот подход взят за основу в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), в том числе в версии для детей и подростков (МКФ-ДП) [International Classification of ]. Согласно этой классификации, функционирование человека оценивается в двух измерениях: состояние организма (структура и функции организма) и взаимодействие человека с окружением (активность и участие). Предусмотрен учет влияния факторов внешней среды и личностных факторов на функционирование.
В концептуальной основе МКФ-ДП понятие «участие» является одним из ключевых. Однако в МКФ-ДП, наряду с определением участия, имеются вариативные рекомендации к его измерению и соотнесению с доменами составляющей «Активность и участие», что приводит к появлению существенных различий в интерпретации содержания этого понятия среди исследователей, а это, в свою очередь, становится причиной разработки неадекватных методик оценки участия [Coster].
В данной работе проведен теоретический анализ содержания понятия «участие» и сформулированы примерные требования к разработке соответствующих оценочных методик.
Понятие «участие»
Согласно МКФ/МКФ-ДП, участие - это вовлечение в жизненную ситуацию [Granlund M, Arvidsson].
Жизненная ситуация, по мнению многих исследователей, включает объективные (средовые) и субъективные элементы [Бурлачук]. Объективные элементы - это средовые факторы: объекты, в том числе люди, события и их последовательности. Субъективные элементы ситуации - это восприятие человеком средовых факторов и собственных действий, отношение к ним. Субъективная сторона жизненной ситуации в разной степени представлена в понятиях «динамическая смысловая система» (Л. С. Выготский) [Выготский, 1981], «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев) [Леонтьев, 2004], «отношение» (В. Н. Мясищев) [Мясищев], «конструкт ситуации» (В. Н. Воронин, И. Н. Князев) [Воронин, 1989].
Вовлечение в жизненную ситуацию предполагает активное взаимодействие субъекта со средой. Другими словами, понятие «участие» соотносится с такими сложными конструктами, как модель психической деятельности (Н. Я Грот) [Грот, 1880], включающая психические обороты, состоящие из «моментов»: «объективного восприятия», «чувства», «воли, стремления», «действия»; понятие компетентности как «мотивированной способности» (Дж. Равен) [Равен], модель функциональной системы (П.К. Анохин) [Анохин, 1972], структура функционального домена и компетенции в теории процессуального анализа (А.М. Казьмин) [Казьмин, 2012]. Все эти модели включают в качестве неотъемлемых компонентов следующие: ориентацию в текущей ситуации, аффективное вовлечение, произвольную регуляцию, выполнение действий.
В отличие от понятия «активность» (самостоятельное выполнение действий, в том числе - автоматизированных, не обязательно мотивированных) участие предполагает мотивированное выполнение комплекса координированных действий в жизненной ситуации как самостоятельно, так и при взаимодействии с партнерами. В тоже время участие проявляется как в действиях, так и в субъективном отношении [Chien C.-W]; [McConachie H, Colver]. Участием не является присутствие субъекта в среде [Maxwell G, Augustine].
Основными признаками участия являются чувство включения в целенаправленную активность и чувство контроля своего включения [Hoogsteen]. Участие проявляется в повседневных жизненных ситуациях, имеющих сложную структуру, предполагающих наличие или отсутствие взаимодействия с социальным окружением [Adolfsson]; [Coster]. Участие не сводится к субъективному восприятию своей активности, входящему в понятие «качество жизни», но отражает выбор ребенка по выполнению действий в повседневных жизненных ситуациях, включает расширение своих возможностей специфической деятельности в различных средовых контекстах [McConachie H, Colver].
С позиции биопсихосоциального подхода, участие ребенка может быть ограниченным вследствие нарушений функций или структур его организма (например, из-за неразборчивости речи детей с синдромом Дауна или дефицита понимания социальной ситуации детьми с расстройствами аутистического спектра), а также из-за наличия средовых барьеров (например, при отсутствии или затруднении доступности детского сада, необходимого реабилитационного оборудования, помощи специалистов, негативного отношения к ребенку окружающих его людей), препятствующих личностных факторов (например, выученная беспомощность, заниженная самооценка и т.д.).
Соотнесение участия со структурой МКФ-ДП
В МКФ-ДП для измерения участия предлагается использовать определитель «реализация» (для оценки действий человека в текущем окружении, в естественной ситуации) и/или дополнительный определитель [Granlund M, Arvidsson]; [International Classification of ]. В то же время подчеркивается, что участие не сводится к реализации.
В зависимости от уровня развития ребенка участие может быть оценено по отношению ко всем доменам составляющей «Активность и участие» или к некоторым доменам. Пользователям предоставляется право выбора доменов для оценки участия в зависимости от контингента детей и целей проведения оценки.
Инструментарий для оценки участия
Chien C-W et al. [14] проанализировали 16 опросных методик на соответствие критериям измерения участия и категориям МКФ-ДП. Высокие результаты показали три новых инструмента: Child and Adolescent Scale of Participation (CASP) [Bedell], Participation and Environment Measure for Children and Youth (PEM-CY) [Coster, а] - для детей старше 5 лет, Young Children's Participation and Environment Measure (YC-PEM) - для детей от 0 до 5 лет [Khetani]; [Khetani, а]; [Khetani, б].
В этих методиках ситуации для измерения участия разделены на нескольких пространственно-временных категорий: в CASP - ситуации дома, в школе, в социуме (вне школы и вне дома), ситуации для дома и социума (например, совершение покупок или планирование дня), в PEM-CY - обстановка дома, в школе, в других социальных ситуациях (вне школы и дома), в YC-PEM - обстановка дома, в детском саду, в других социальных ситуациях.
В методиках используются разные подходы к измерению участия и сопутствующих параметров. В CASP предлагается сравнить уровень участия ребенка в ситуации по сравнению с большинством сверстников (полное участие, некоторое ограничение, выраженное ограничение, невозможность участия; оценка не применима по возрасту), используются открытые вопросы для прояснения того что мешает или способствует участию ребенка, используется ли специальная реабилитационная техника или оборудование. В PEM-CY и YC-PEM оценивается частота присутствия ребенка в ситуации, выраженность избирательного внимания и инициативности в наиболее частотных ситуациях по пятибалльной шкале (от незначительного вовлечения - 1, до очень сильного вовлечения - 5), влияние на участие факторов внешней среды (из предлагаемого перечня с возможностью добавления факторов респондентом), желание родителя изменить уровень или частоту участия ребенка. Все эти опросники имеют высокую внутреннюю согласованность, надежность, прошли валидизацию.
Для оценки участия детей в семейных ситуациях, отдыхе и самообслуживании предложена методика Child Engagement in Daily Life measure, её надежность и валидность проверена на 429 детях с церебральным параличом и контрольной группе из 110 здоровых сверстников [Chiarello]. Оцениваются два параметра для участия в семейных ситуациях и отдыхе: частота включения в ситуацию и уровень удовольствия, выражаемого ребенком в этих ситуациях. Участие в самообслуживании измеряется по уровню самостоятельности.
Все перечисленные инструменты направлены на измерение вовлечения ребенка в жизненные ситуации без оценки качества или уровня самостоятельности выполнения действий. Именно такие требования к оценке участия были предложены R. Forsyth and S. Jarvis [Forsyth, 2002], отмечавшими важность измерения интенсивности вовлечения, получения удовольствия и формирования предпочтений отдельно от других факторов, таких как интенсивность помощи.
Исследования участия детей с нарушениями развития
В последние годы нарастает количество публикаций, посвященных исследованию участия детей с нарушениями развития в различных жизненных ситуациях. Однако из-за использования инструментов, основанных на разных интерпретациях понятия «участие», их результаты не всегда сопоставимы.
Например, при оценке участия детей травматическими поражениями головного мозга использовалась методика Assessment of Life Habits (LIFE-H-Children) [Fougeyrollas, 2014], в которой лишь половина пунктов относится к участию, другая - к активности [Chien C.-W]. Авторы обнаружили снижение участия в привычной активности у детей, перенесших травму, по сравнению с уровнем до получения травмы.
При опросе более 1500 первичных воспитателей детей с нарушениями развития (родителей и других людей, осуществляющих основной уход за ребенком), получающих услуги ранней помощи, используя YC-PEM, выяснилось, что более 40% детей ограничены в участии в ситуациях вне дома вследствие нарушений функций, а не из-за отсутствия предоставления соответствующих средовых условий [Khetani, а].
Аналогичное исследование было проведено в отношении 576 детей в возрасте от 5 до 17 лет с использованием PEM-CY [Anaby]; [Law]. Фокус внимания был сосредоточен на участии детей с инвалидностью и здоровых детей в домашних ситуациях. Как и ожидалось, участие детей с инвалидностью оказалось значимо сниженным по сравнению со сверстниками контрольной группы; кроме того было выявлено неблагоприятное влияние низких доходов семьи на участие детей.
Апробация опросника Children Participation Questionnaire (CPQ), разработанного для детей от 4 до 6 лет на основе Occupational Therapy Practice Framework (OTPF) выявила снижение участия у детей с нарушениями развития по сравнению с группой сверстников без таких нарушений [Rosenberg]. В CPQ оценивается участие детей в 44 видах активности в 6 областях занятости: повседневной активности, инструментальной активности, игре, досуге, социальных ситуациях вне дома, обучении. Параметрами оценки служат спектр активностей (ситуаций), доступных ребенку (максимум - 44), уровень самостоятельности ребенка, уровень удовольствия ребенка, уровень удовлетворенности родителей участием ребенка.
Методика оценки участия в ситуациях отдыха и досуга в возрасте от 6 до 21 лет Children’s Assessment of Participation and Enjoyment (CAPE) была отработана при обследовании 427 детей с физическими нарушениями [King]. В качестве параметров оценки участия использовались показатели широты ситуаций, интенсивности вовлечения, степени удовольствия, предпочтения.
Другая парадигма используется в исследованиях участия детей с проблемами развития речи и языка в общении при помощи методики FOCUS (Focus on the Outcomes of Communication Under Six) [Thomas-Stonell, 2013]; [Thomas-Stonell]. Пункты этого опросника оценивают функции артикуляции и голоса, реализацию речевых действий, включая построение фраз, инициацию и поддержание разговора, а также взаимодействие в игре.
Заключение
Проведенный анализ понятия «участие» и имеющихся инструментов оценки участия у детей первых лет жизни позволяет сделать вывод, что вовлечение рассматривается большинством исследователей в качестве основной измеряемой характеристики, отвечающей сущности участия. Тем ни менее подходы к оценке вовлечения отличаются существенным образом. Одни исследователи не раскрывают содержание вовлечения, предлагая просто оценить его интенсивность по сравнению с большинством сверстников [Bedell], некоторые дополняют такую недифференцированную оценку измерением выражения ребенком удовольствия, предпочтения [King], другие указывают, что вовлечение определяется устойчивостью внимания и выраженностью инициативы [Anaby]; [Coster, а]; [Law] или частотой вовлечения от общего числа присутствия в ситуации [Chiarello]. В зависимости от контекста использования оценки участия (например, для контроля эффективности программ развития ребенка на дому) создаются методики, включающие ограниченный спектр жизненных ситуаций [King] или делается акцент на оценке выполнения действий [Thomas-Stonell, 2013];[Thomas-Stonell]. С практической точки зрения, продуктивным представляется дополнительное проведение оценки влияния средовых факторов на участие [Coster, а], [Khetani].
В некоторых методиках, наряду с вовлечением, оценивается реализация, а вовлечение не выделено в отдельную шкалу [Thomas-Stonell, 2013]; [Thomas-Stonell].
Дальнейшая разработка методик оценки участия предопределена необходимостью модернизации психолого-педагогического сопровождения детей с ограничениями жизнедеятельности с целью содействия их наиболее полному включению в образовательное пространство и в социальную жизнь. Очевидные требования к новым инструментам в этой сфере - соответствие принципам МКФ/МКФ-ДП, наличие четких критериев оценки вовлечения, параллельное измерение реализации, оценка влияния факторов окружающей среды.