Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 2. С. 17–29
doi:10.17759/cpse.2017060203
ISSN: 2304-0394 (online)
Избирательность мышления и особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей 8–11 лет в норме и при шизофрении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: шизофрения, младший школьный возраст, вербальные ассоциации, стимулы разных модальностей, ассоциативная деятельность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060203
Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Для цитаты: Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Избирательность мышления и особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей 8–11 лет в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 17–29. DOI: 10.17759/cpse.2017060203
Полный текст
Статья посвящена актуальной для современной клинической психологии проблеме изучения психического когнитивного дизонтогенеза при шизофрении. Приводятся результаты сопоставления своеобразия ассоциативной деятельности с характером избирательности мышления у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении. Исследована выборка, состоящая из 60 детей с шизофренией и 60 условно здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет. Использован экспериментальнопсихологический авторский комплекс методик для изучения вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей (обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной) в сочетании с оценкой избирательности мыслительной деятельности и когнитивного развития. Полученные данные обсуждаются в контексте проявлений когнитивного дизонтогенеза у детей младшего школьного возраста с шизофренией. Описаны связи нарушения избирательности мышления у детей с шизофренией с особенностями ассоциативной деятельности в разных модальностях. Основной полученный вывод заключается в том, что нарушение избирательности мышления у детей с шизофренией проявляется в ассоциативной деятельности и не зависит от модальности предъявляемых стимулов.
Введение
Изучение психического дизонтогенеза при шизофрении - важная и актуальная проблема современной клинической психологии. Известно, что развитие детей с шизофренией характеризуется своеобразием когнитивной и эмоциональноличностной сфер (С.М. Алейникова, В.М. Башина, М.Ш. Вроно, Н.В. Зверева, Н.М. Иовчук, В.В. Лебединский). Диссоциативное развитие психических процессов у детей при шизофрении описано в работах С.М. Алейниковой, Н.В. Зверевой, Т.К. Мелешко [1; 10]. Выявлено снижение избирательности мыслительной и перцептивной видов деятельности у больных шизофренией детей по сравнению с нормативным развитием (С.М. Алейникова, Н.В. Зверева, Ю.Ф. Поляков, 1986). Обнаружены разнообразные когнитивные дефициты (памяти, внимания, мышления) у детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра [Власенкова, 2015; Власенкова, 2014; Власенкова, 2015а; Зверева, 2014; Лебединский, 1985; Хромов, 2011]. Психиатры в своих работах указывают на своеобразие ассоциаций при шизофрении [Башина, 1989; Детская и подростковая, 2011]. Однако психологические исследования ассоциативной деятельности при шизофрении представлены мало. Одна из причин такого положения дел - отсутствие методических средств, позволяющих рассмотреть своеобразие ассоциативной деятельности в едином экспериментальном подходе. В данном исследовании мы подошли к рассмотрению проблемы психического дизонтогенеза при шизофрении посредством изучения ассоциативного процесса больных шизофренией детей на материале стимулов разных модальностей (обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной) с помощью разработанной нами специальной диагностической экспериментальной процедуры. Одной из основных характеристик мыслительной деятельности при шизофрении является снижение избирательности мышления. Показателем избирательности мыслительной деятельности является коэффициент стандартности [Алейникова, 1984; Мелешко, 1986]. Мы предположили, что системный характер нарушений мышления должен проявляться и в ассоциативном процессе. Для оценки избирательности ассоциативного процесса был использован модифицированный метод направленных вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей в сочетании с оценкой избирательности мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов», давно зарекомендовавшей себя в детской клинической психологии. Осуществлялось сопоставление параметров избирательности мыслительной деятельности с уровнем интеллектуального развития в группах детей с шизофренией и детей с нормативным развитием. Это позволило оценить зависимость/независимость своеобразия избирательности мышления от уровня интеллектуального развития у детей одного возрастного периода.
Цель исследования - изучение связи особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях с характером избирательности мыслительной деятельности у здоровых детей и детей, больных шизофренией.
Эмпирическая база исследования
Общую выборку составили 120 детей младшего школьного возраста от 8 до 11 лет. В контрольную группу вошли 60 детей «практической нормы» - ученики ЦО «Измайлово» № 1811 г. Москвы. Основную (экспериментальную) группу составили 60 детей с диагнозом «шизофрения, детский тип» (мало- и среднепрогредиентные формы заболевания с непрерывным и приступообразным течением болезни), проходивших стационарное лечение на базе детского клинического отделения Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН) и в детской психиатрической больнице № 6 (НПЦЗД Департамента здравоохранения г. Москвы). Обследование детей основной группы проводилось в период стабилизации состояния. Испытуемые контрольной и основной групп были обследованы по единой исследовательской программе и уравнены по полу и уровню развития интеллекта.
Методы: экспериментально-психологический (модифицированный вариант ассоциативного эксперимента для изучения направленных вербальных ассоциаций), клинический (анализ медицинской документации, консультации психиатров), метод тестов, статистический анализ (программы MS Excel 2007 и STATISTICA V. 7.0).
Применялись следующие методики:
- авторская экспериментально-психологическая методика оценки ассоциативной деятельности в разных модальностях (обонятельной, слуховой, зрительной (фрагменты: «форма», «цвет», «форма-цвет»); тактильной (фрагменты: «фактура», «стереогноз»)). Параметры оценки: стандартность ассоциаций и продуктивность ассоциативной деятельности (Зверева Н.В., Власенкова И.Н., 2006)[Зверева, 2006];
- патопсихологическая методика «Конструирование объектов» для оценки избирательности мыслительной деятельности. Параметры оценки: стандартность и продуктивность мыслительной деятельности [Алейникова, 1984; Зверева, 2014; Мелешко, 1986];
- батарея тестов К-АВС (Kaufman Assessment Battery for Children) для оценки уровня интеллекта [ Kaufman, 1983].
Статистическая оценка связей между особенностями ассоциативной деятельности детей в разных модальностях и показателями мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов» осуществлялась при помощи корреляционного анализа.
Результаты
Все дети контрольной и основной групп (120 человек) были продиагностированы с помощью вышеназванных методик. Общий методический прием, реализованный в ассоциативных методиках и в методике «Конструирование объектов», заключается в том, что их выполнение требует опоры на прошлый опыт ребенка, на систему знаний о функциях и свойствах предметов и об их социальнопрактической значимости. Рассмотрим результаты выполнения ассоциативных методик и методики «Конструирование объектов» здоровыми детьми и детьми с шизофренией.
В табл. 1 приведены средние показатели продуктивности по ассоциативным методикам в обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной модальностях и по методике «Конструирование объектов».
Таблица 1
Продуктивность ассоциативной деятельности в разных модальностях и по методике «Конструирование объектов» в контрольной и основной группах
Группы Продуктивность |
Контрольная |
Основная |
Значимость различий U-критерия Манна- Уитни |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Обонятельная модальность |
83,16 |
9,21 |
61,99 |
11,85 |
0,000 |
Слуховая модальность |
99,99 |
0,68 |
96,31 |
8,49 |
0,001 |
Зрительная модальность «форма» |
101,49 |
4,84 |
85,41 |
14,01 |
0,000 |
Зрительная модальность «форма-цвет» |
100,36 |
2,77 |
82,38 |
16,26 |
0,001 |
Зрительная модальность «цвет» |
100,00 |
0,00 |
90,48 |
24,34 |
0,060 |
Тактильная модальность «фактура» |
101,19 |
4,17 |
74,94 |
14,32 |
0,001 |
Тактильная модальность «стереогноз» |
100,72 |
3,94 |
73,16 |
15,04 |
0,001 |
Конструирование объектов |
97,62 |
5,37 |
97,85 |
5,14 |
0,880 |
Как видно из табл. 1, обследованные группы детей значимо различались по продуктивности ассоциативной деятельности во всех исследуемых модальностях (обонятельной, слуховой, зрительной и тактильной), кроме зрительной модальности по фрагменту «форма-цвет», где значимость различий была выявлена на уровне тенденции. При этом самая высокая продуктивность ассоциативной деятельности в контрольной группе отмечалась в зрительной модальности по фрагменту «форма», а в группе детей с шизофренией - в слуховой модальности. Наиболее низкий результат продуктивности ассоциативной деятельности в обеих группах был выявлен в обонятельной модальности. Значимые различия по продуктивности мыслительной деятельности (методика «Конструирование объектов») обнаружены не были.
В табл. 2 представлены средние показатели избирательности мыслительной деятельности (коэффициент стандартности ответов) по ассоциативным методикам и методике «Конструирование объектов» у условно здоровых детей и детей с шизофренией.
Таблица 2
Стандартность ассоциаций в разных модальностях и по методике «Конструирование объектов» в контрольной и основной группах
Группы Коэффициент стандартности х. |
Контрольная |
Основная |
Значимость различий U-критерия Манна- Уитни |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Обонятельная модальность |
47,10 |
13,09 |
22,03 |
8,86 |
0,000 |
Слуховая модальность |
54,72 |
13,18 |
34,60 |
14,37 |
0,000 |
Зрительная модальность «форма» |
54,53 |
13,47 |
35,51 |
12,09 |
0,000 |
Зрительная модальность «форма-цвет» |
48,22 |
13,27 |
24,32 |
10,21 |
0,000 |
Зрительная модальность «цвет» |
50,02 |
19,08 |
20,78 |
9,99 |
0,000 |
Тактильная модальность «фактура» |
52,87 |
11,70 |
30,80 |
5,93 |
0,000 |
Тактильная модальность «стереогноз» |
52,48 |
10,11 |
33,15 |
5,28 |
0,000 |
Конструирование объектов |
56,40 |
12,86 |
32,41 |
12,36 |
0,000 |
Как видно из табл. 2, у больных шизофренией детей выявлялись более низкие показатели избирательности мыслительной деятельности по сравнению со здоровыми детьми (коэффициент стандартности ответов в основной группе значимо ниже, чем в контрольной группе). Дети с шизофренией использовали нестандартные свойства предметов значительно чаще, чем здоровые сверстники. Эти различия проявлялись в снижении уровня избирательности мыслительной деятельности, что может свидетельствовать о менее устойчивом характере связей, признаков, лежащих в основе знаний о существенных и практически значимых свойствах окружающих предметов.
Для анализа связи особенностей ассоциативной деятельности детей в разных модальностях с показателями мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов» был проведен корреляционный анализ полученных данных. В табл. 3 приведены результаты корреляционного анализа показателей продуктивности и избирательности (коэффициент стандартности ответов) мыслительной деятельности детей и показателей продуктивности ассоциативного процесса и коэффициента стандартности ассоциаций в разных модальностях в контрольной группе испытуемых.
Таблица 3
Корреляция показателей продуктивности и избирательности мыслительной деятельности с показателями продуктивности и избирательности ассоциативной деятельности в контрольной группе
Конструирование объектов Ассоциативные методики^^^^^^ (модальности) |
Продуктивность |
Коэффициент стандартности |
Обонятельная |
-0,21 |
0,97** |
Слуховая |
0,00 |
0,89** |
Зрительная - «форма» |
0,08 |
0,97** |
Зрительная - «форма-цвет» |
-0,16 |
0,96** |
Зрительная - «цвет» |
- |
0,33* |
Тактильная - «фактура» |
-0,11 |
0,94** |
Тактильная - «стереогноз» |
-0,14 |
0,96** |
Примечание. * - p<0,01; ** - p<0,001.
Как видно из табл. 3, значимые положительные связи были выявлены между коэффициентом стандартности ответов мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов» и коэффициентами стандартности ассоциаций по всем ассоциативным методикам. Эти показатели отражают особенности усвоения детьми общественного опыта, социально значимых признаков и отношений, функций предметов окружающего мира.
Связей между показателем продуктивности мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов» и показателем продуктивности ассоциативной деятельности в разных модальностях в контрольной группе испытуемых обнаружено не было. Это означает, что показатели продуктивности, полученные по методике «Конструирование объектов», не позволяют спрогнозировать, как будет меняться продуктивность ассоциативного процесса.
Теперь обратимся к результатам корреляционного анализа показателей продуктивности и избирательности (коэффициент стандартности ответов) мыслительной деятельности и показателей продуктивности ассоциативного процесса и коэффициента стандартности ассоциаций в разных модальностях в основной группе испытуемых (табл. 4).
Таблица 4
Корреляция показателей продуктивности и избирательности мыслительной деятельности с показателями продуктивности и избирательности ассоциативной деятельности в основной группе
Конструирование объектов Ассоциативные методики''''\^^ (модальности) |
Продуктивность |
Коэффициент стандартности |
Обонятельная |
0,32* |
0,39* |
Слуховая |
0,12 |
0,52** |
Зрительная - «форма» |
0,09 |
0,68** |
Зрительная - «форма-цвет» |
0,21 |
0,61** |
Зрительная - «цвет» |
0,02 |
0,29* |
Тактильная - «фактура» |
-0,12 |
0,89** |
Тактильная - «стереогноз» |
0,02 |
0,86** |
Примечание. * - p<0,01; ** - p<0,001.
Из табл. 4 видно, что показатель стандартности ответов мыслительной деятельности по методике «Конструирование объектов» имеет значимые положительные связи с показателем стандартности ассоциаций по ассоциативным методикам. Приведенные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарушение избирательности мышления детей с шизофренией проявляется и в ассоциативном процессе как одной из сторон мыслительной деятельности. Таким образом, полученные данные по методике «Конструирование объектов» и ассоциативным методикам в разных модальностях согласуются между собой и отражают специфику нарушения мышления детей с шизофренией.
Между показателем продуктивности мыслительной деятельности в методике «Конструирование объектов» и показателями продуктивности ассоциативной деятельности в разных модальностях была обнаружена положительная значимая корреляция только при предъявлении стимулов обонятельной модальности. Это означает, что изменение продуктивности мыслительной деятельности согласуется с изменением продуктивности ассоциативного процесса в обонятельной модальности. Однако в целом по показателю продуктивности значимые корреляции между методиками в основной группе не были обнаружены.
В других исследованиях, где применялась методика «Конструирование объектов» [Зверева, 2014; Мелешко, 1986; Хромов, 2011], было выявлено, что дети с шизофренией показывают высокий результат по продуктивности мыслительной деятельности (7 ответов на предъявляемый стимул) и по данному показателю практически не отличаются от контрольной группы. Тот факт, что при ассоциативной деятельности у детей с шизофренией - при том же формальном требовании дать 7 ответов на стимулы разной модальности - продуктивность является значимым показателем, дифференцирующим норму и патологию, указывает на значение модальноспецифичной деятельности при решении познавательных задач этого типа. В дальнейших исследованиях данной тематики необходимо введение более тонких клинических показателей (ведущий синдром, возраст начала заболевания, его длительность и степень прогредиентности), что позволит уточнить связь продуктивности, активности и избирательности разных аспектов познавательной деятельности (в мышлении и в ассоциативной деятельности) у детей с шизофренией.
Резюме
Исследование избирательности мыслительной деятельности условно здоровых детей и детей с шизофренией позволяет сделать следующие обобщения.
1. Исследование особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях выявило у детей с шизофренией снижение стандартности и продуктивности ассоциативного процесса во всех модальностях по сравнению со здоровыми детьми.
2. Изучение особенностей избирательности мышления у больных шизофренией детей выявляет более низкие показатели избирательности актуализации знаний по сравнению со здоровыми сверстниками.
3. Исследование взаимосвязи особенностей избирательности мышления с особенностями ассоциативной деятельности детей в обонятельной, слуховой, зрительной и тактильной модальностях выявило положительные значимые корреляции между показателем стандартности ответов мыслительной деятельности (методика «Конструирование объектов») и показателями стандартности ассоциаций по ассоциативным методикам в контрольной и основной группах испытуемых. Полученные по методикам данные согласуются между собой и отражают специфику нарушения мышления детей, страдающих шизофренией.
4. Использованный диагностический комплекс обогащает арсенал средств практической диагностики в современной детской клинической психологии.
Литература
- Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией: дисс. … канд. психол. наук. М., 1984. 189 с.
- Башина В.М. Ранняя детская шизофрения: статистика и динамика: монография. М.: Медицина, 1989. 248 с.
- Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 203 с.
- Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8-11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 1. С. 68–71.
- Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 3. С. 34–46. doi:10.17759/cpse.2015040303 (дата обращения: 21.12.2015).
- Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Ю.С. Шевченко. М.: Академия, 2011. 248 с.
- Зверева Н.В., Власенкова И.Н., Тимофеев И.В. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. № 4. С. 32–40.
- Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. Москва: Академия, 2014. 40 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: изд-во МГУ, 1985. 142 с.
- Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста /под ред. М.Ш. Вроно. М.: Медицина, 1986. С. 146–160.
-
Хромов А.И., Зверева Н.В. Возрастная динамика
когнитивного дефицита у детей и подростков при эндогенной психической патологии
// Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции к
100-летию
С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» / под ред. Н.В. Зверевой. М.: МГППУ, 2011. С. 169–174. - Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983. 327 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3117
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 54
Скачиваний
Всего: 1400
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6