Применение релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата

797

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы психологической коррекции пациентов с нарушением голоса с применением новейших компьютерных психотерапевтических технологий. В работе описан метод психологической коррекции на основе релаксационного биоуправления. Представлены данные, касающиеся динамики изменения физиологических параметров, психоэмоционального фона, а также состояния голосовой функции с учетом проводимого лечения. Описываются приемы и методы работы на аппарате. На основе полученных данных оценивается эффективность данного метода в реабилитации голосовой функции у больных с нарушением голоса. Обосновывается суждение о том, что релаксационное биоуправление является высокоэффективным и неинвазивным методом лечебно-оздоровительного воздействия в лечении и реабилитации заболеваний голосового аппарата, способствует снижению уровня тревожности, психосоциального стресса, а также повышению уровня жизненных сил. Использование технологии биорелаксации позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и обеспечивает выработку стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса. Релаксационное биоуправление способствует снижению уровня мышечного напряжения и повышению уровня кожной температуры, поскольку вегетативные реакции пациентов в начале и в конце тренинга достоверно отличалась, а вегетативный баланс к концу курса был смещен в сторону парасимпатических реакций.

Общая информация

Ключевые слова: голос, нарушение голоса, дисфония, эмоционально-личностная сфера, психоэмоциональный фон, биологическая обратная связь, биоуправление, психологическая коррекция, саморегуляция, БОСЛАБ, релаксационная терапия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060302

Для цитаты: Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б. Применение релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 23–46. DOI: 10.17759/cpse.2017060302

Полный текст

 

В статье рассматриваются вопросы психологической коррекции пациентов с нарушением голоса с применением новейших компьютерных психотерапевтических технологий. В работе описан метод психологической коррекции на основе релаксационного биоуправления. Представлены данные, касающиеся динамики изменения физиологических параметров, психоэмоционального фона, а также состояния голосовой функции с учетом проводимого лечения. Описываются приемы и методы работы на аппарате. На основе полученных данных оценивается эффективность данного метода в реабилитации голосовой функции у больных с нарушением голоса. Обосновывается суждение о том, что релаксационное биоуправление является высокоэффективным и неинвазивным методом лечебно­оздоровительного воздействия в лечении и реабилитации заболеваний голосового аппарата, способствует снижению уровня тревожности, психосоциального стресса, а также повышению уровня жизненных сил. Использование технологии биорелаксации позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и обеспечивает выработку стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса. Релаксационное биоуправление способствует снижению уровня мышечного напряжения и повышению уровня кожной температуры, поскольку вегетативные реакции пациентов в начале и в конце тренинга достоверно отличалась, а вегетативный баланс к концу курса был смещен в сторону парасимпатических реакций.

Введение

На сегодняшний день постоянно увеличивается число лиц с различными заболеваниями голосового аппарата. Среди возрастных и профессиональных групп населения растет процент больных, обращающихся за медицинской помощью в фониатрические кабинеты. Если в 90-е годы число болезней, связанных с нарушением голоса, составляло 30-40%, то в настоящее время оно выросло до 55-60% [Василенко, 2002;  Габдуллин, 1997;  Плешков, 2003]. Среди основных факторов развития болезни ученые называют: ухудшение экологической обстановки, возрастающее стрессовое воздействие на человека и психоэмоциональное напряжение в совокупности с общими астенизацией и невротизацией населения [ Гончарук, 1985;  Киндурис, 1980;  Куршев, 1973;  Рябченко, 1957;  Самолюбовер, 1997;  Andersson, 1998] . При этом частота голосовой патологии, по данным различных авторов, у детей варьирует от 6 до 34% [Богомильский, 1999;  Радциг, 2007;  Степанова, 2004], а у взрослых - от 15 до 44% [Алиметов, 1995; Василенко, 2002; Василенко, 2003;  Рудин, 2003;  Чирешкин, 1994]. В связи с этим особое значение в лечении и реабилитации пациентов с нарушением голоса имеет улучшение эффективности оказываемой помощи с применением новейших компьютерных психотерапевтических технологий. Одной из таких технологий является релаксационное биоуправление, которое основано на методах саморегуляции [3; 4; 5; 13]. Релаксационное биоуправление представляет собой новейшую компьютерную лечебно-оздоровительную технологию, которая базируется на принципах биологической обратной связи [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016]. Система биорелаксации широко применяется в восстановительной медицине для лечения пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями. Как указывает в своей работе М.Б. Штарк и соавторы, умение противостоять стрессу в случае психосоматической патологии можно считать ключевым условием как физического, так и психического здоровья [ Иванченко, 1991]. Это умение оказывает влияние и на общий уровень качества жизни человека, и на его способность эффективно функционировать в профессиональном плане, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, избегать психосоматизации [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016; Барабанов, 2016а;  Джафарова, 2007;  Мажирина, 2008;  Сохадзе, 1984;  Штарк, 2002;  Щебланов, 2010]. М. Шварц (M.S. Schwartz) обращает внимание на то, что с помощью технологии биоуправления пациент начинает понимать и ощущать связь между физиологическими реакциями и его эмоциями, представлениями, мыслями; он обучается чувствовать свое тело, обретает способность к тонкой дифференцировке соматических ощущений и эмоциональных реакций [ Schwartz, 1995].

В фониатрической практике методы биологической обратной связи начали широко применять еще в конце 80-х - начале 90-х годов. Об эффективности метода биологической обратной связи в профилактике возникновения нарушений голосового аппарата и реабилитации данной группы пациентов писали такие выдающиеся деятели здравоохранения, как Г.Ф. Иванченко (1991), Ю.Е. Степанова (2004), Ю.С. Василенко (2003) и др. Также о положительном влиянии БОС-метода в комплексной реабилитации заболеваний голосового аппарата говорили представители психолого-педагогической практики: Е.В. Лаврова (1995), О.Н. Вовк (2005), М.Н. Теречева (2014), О.С. Орлова (1998) и др. Так, О.С. Орлова, например, отмечает, что современный подход к реабилитации голосовой функции у лиц разных возрастных категорий требует комплексного медико-психолого­педагогического воздействия, которое реализуется в том числе и с помощью применения системы адаптивного биоуправления [ Орлова, 1998]. Причем, как пишет автор, применение в фониатрической практике биологической обратной связи значительно повышает эффективность коррекционно-педагогического воздействия на голос. Э.М. Сохадзе и соавторы в своей работе указывают, что длительное неблагоприятное социально-психологическое воздействие заметно уменьшает эффективность функционирования голосового аппарата, снижает уровень профессиональной деятельности, меняет субъективную оценку качества жизни пациентом [ Сохадзе, 1984]. Ввиду этого вовремя проведенные коррекционные мероприятия с применением системы биоуправления позволяют не только сохранить голос, но и удержать психическое равновесие.

Биоуправление работает по принципу единства, в основе которого заложена идея целостного функционирования как голосоречевого аппарата, так и центральной нервной системы человека в целом.

Реабилитация пациентов с нарушением голоса с использованием биорелаксации базируется на общих принципах биоуправления, в основе которых лежит обучение пациентов навыкам самоконтроля, где биологическая обратная связь делает доступным процесс обучения психофизиологическому контролю, а применяемый прибор представляет пациенту информацию о его физиологических параметрах, которая в обычных условиях сознательно не воспринимается. Наблюдая за изменениями этих параметров, пользуясь различными психологическими установками, а также следуя инструкциям специалиста, пациент учится самопроизвольно регулировать их, достигая при этом состояния наибольшего комфорта и расслабления [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016а;  Джафарова, 2007;  Редько, 2007;  Штарк, 2002;  Щебланов, 2010]. Добившись результата, пациент закрепляет изменения психовегетативного статуса и голоса дальнейшими тренировками. С помощью данной технологии пациент начинает осознавать, а самое главное - ощущать связь между физиологическими реакциями, соматическим и психоэмоциональным состояниями. Человек постепенно осознает механизм взаимодействия между его реакциями и мысленными установками, научается чувствовать свое тело, приобретает навык глубокой дифференциации соматических проявлений и эмоционально-поведенческих реакций [ Schwartz, 1995].

Стоит отметить, что как таковая методика биорелаксационного управления заключается в визуальном экранном представлении, которое управляется физиологическими функциями пациента. Достижение положительного результата осуществляется за счет выявления и закрепления эффективных стратегий поведения, контроля и саморегуляции психовегетативного статуса. Программа разработана ГУ НИИ Молекулярной биологии СО РАМН (Штарк М.Б., Джафарова О.А., 2002) и широко применяется в медицине, коррекционной педагогике и даже спорте.

Цель исследования: изучение эффективности многократного применения релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями голосового аппарата.

Задачи исследования:

1. оценить динамику изменений психофизиологических параметров у пациентов с нарушением голоса;

2. проанализировать данные первичного (до курса биорелаксации и повторного (после курса биорелаксации) клинико-психологического тестирования;

3.  выяснить субъективную оценку качества голоса пациентов после курса.

Новизна работы заключается в технологии исследования, ядром которой является релаксационное биоуправление на основе метода биологической обратной связи, позволившей расширить представления о компьютерных методиках лечебно­коррекционной работы с пациентами, имеющими патологию голосового аппарата, и их эффективности.

Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось на базе ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России». За 2016 год курс релаксационного биоуправления в отделении фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» прошли 85 пациентов (74 взрослых и 11 детей) с нарушением голоса в возрасте от 10 до 56 лет (46 мужчин и 39 женщин). Преобладали лица молодого и трудоспособного возраста (29±1,7 года). В структуре гортанной патологии преобладала гипотонусная дисфония - 39 пациентов (46%); узелки голосовых складок - 25 случаев (29%); парезы и параличи гортани - 12 обратившихся (14%), из них - 9 парезов (10,6%) и 3 паралича (3,4%); спастическая дисфония -    5 пациентов (7%); афония - 3 пациента (4%).

Дизайн исследования

В дизайн исследования «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации входило патопсихологическое тестирование (компьютерный вариант АПК «Нейрософт»), целью которого было выявление изменений психоэмоционального статуса пациентов.

В исследовании применялись методики:

1.  «Самооценка тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;

2.«Тест на истощение жизненных сил и депрессию» А.А. Аппелса;

3.  «Шкала психосоциального стресса» Л. Ридера;

4.  опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х. Конте.

При проведении курса биоуправления были использованы релаксационные сессии «Цветы» и «Автомастер», входящие в программно-аппаратную серию «БОСЛАБ-РЕЛАКС» программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ». Курс состоял в среднем из 10 сеансов, в каждом из которых было по 2 сессии, продолжительностью от 10 до 20 минут.

Оценка параметров

В ходе сессий оценивали динамику изменений температуры пальцев и электромиографического сигнала посредством графических представлений (рис. 1). В каждом сеансе тренинга определялась степень его эффективности.


Рис. 1. Динамика изменений электромиографического сигнала в курсе тренинга у пациента N

 

Поскольку основной задачей для пациента было снижение уровня мышечного напряжения, наиболее эффективным считался тот сеанс, где регистрировалось понижение мышечного тонуса в среднем не менее чем на 2 мкВ.

Для статистического анализа применялись: критерий углового преобразования Фишера, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ, а также непараметрический критерий Вилкоксона, поскольку распределение в вариационных рядах было далеко от нормального.

Работа на аппарате представляла собой комплекс процедур, во время проведения которых с помощью электромиографического (ЭМГ) и температурного (Т°) датчиков передавалась информация о состоянии уровней мышечного напряжения и кожной температуры пациента на экран монитора (рис. 2).

 

Рис. 2. Датчики: электромиографический (а) и температурный (б) 

Температура пациентов измерялась на дистальной фаланге пальца руки и отражала состояние периферических сосудов. Понижение периферической температуры указывало на спазм сосудов, что могло быть проявлением хронического стресса. Если регистрировались высокие показатели температуры пальцев, то это свидетельствовало о преодолении пациентом стрессовой нагрузки.

Для достижения максимальной эффективности курса релаксационного биоуправления, пациент должен был научиться расслаблять мышцы шеи, плечевого пояса, круговую мышцу рта, мимические мышцы лица и уметь на практике использовать новые поведенческие стратегии. Лишь в этом случае пациент мог улучшить свои физиологические показатели по сравнению с исходными данными.

После завершения курса биоуправления оценивались уровни мышечного напряжения и кожной температуры. Динамику считали положительной в случае, если мышечное напряжение уменьшалось от первой сессии к последующей и одновременно вырастала периферическая температура тела.

Результаты исследования и их обсуждение

Объективно уровень напряжения мимической мускулатуры снижался от первой к десятой сессии от изначально высоких значений (15-25 мкВ) для каждого пациента до 4-5 мкВ. Опираясь на изменение графических данных от сеанса к сеансу, положительную динамику можно было наблюдать в первые 5-10 минут каждой сессии. Следует отметить, что навыки саморегуляции в целом у пациентов оставались неустойчивыми на протяжении 2-3 сессий, контролировать мышечное расслабление некоторое время они не могли, так как к концу каждой сессии наблюдалось лишь небольшое нарастание значений электромиографии. Но уже начиная с 4-й сессии, согласно результатам проведенного однофакторного дисперсионного анализа (табл. 1), пациенты демонстрировали положительную динамику в отношении уровня мышечного напряжения и навыков самоконтроля.

Таблица 1

Результаты однофакторного анализа динамики электромиографии группы пациентов

Переменная

Электромиография (ЭМГ)

Сеанс 1

0,40

Сеанс 2

0,37

Сеанс 3

0,58

Сеанс 4

0,74

Сеанс 5

0,78

Сеанс 6

0,71

Сеанс 7

0,76

Сеанс 8

0,75

Примечания: полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.

 

Что касается температурных показателей, то руки у ряда пациентов (n=11) были изначально достаточно теплыми (около 91,7-93,3 F), и повышать температуру кончиков пальцев в такой ситуации было очень трудно. Тем не менее пациенты успешно справлялись с поставленной задачей.

Данные, полученные в ходе однофакторного анализа динамики кожной температуры от сессии к сессии (табл. 2), также свидетельствует о совершенствовании навыков саморегуляции.

Таблица 2

Результаты однофакторного анализа динамики кожной температуры группы пациентов

Переменная

Температура

Сеанс 1

0,59

Сеанс 2

0,50

Сеанс 3

0,78

Сеанс 4

0,79

Сеанс 5

0,80

Сеанс 6

0,76

Сеанс 7

0,97

Сеанс 8

0,91

 

Примечания: полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.

Важно сказать и об объективных изменениях в структуре эмоционально­личностной сферы пациентов, начиная со 2-4 сеанса курса биорелаксации (табл. 3).

Таблица 3

Результаты однофакторного анализа группы пациентов по данным патопсихологического тестирования

Переменная

Сеанс 1

Сеанс 2

Сеанс 3

Сеанс 4

Сеанс 5

Сеанс 6

Сеанс 7

Сеанс 8

ЛТ

0,51

0,78

0,74

0,89

0,93

0,73

0,88

0,79

СТ

0,45

0,74

0,85

0,71

0,72

0,89

0,83

0,71

ИЖС

0,60

0,43

0,41

0,32

0,76

0,76

0,85

0,71

ПСС

0,63

0,67

0,41

0,74

0,86

0,74

0,71

0,82

 

Примечания: ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс; полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.

К концу курса обучения навыкам саморегуляции в группе пациентов статистически значимо снизились уровни ситуативной и личностной тревожности (табл. 4).

Таблица 4

Динамика уровня тревожности «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тесту Спилбергера-Ханина)

 

Основная группа (N=85)

До лечения

После лечения

Тревожность ситуативная*

43

36

Тревожность личностная**

47

41

Примечания: * - различия значимы при p<0,05; ** - различия значимы при p<0,01.

 

На наш взгляд, это произошло потому, что, применяя инструмент обратной связи (релаксационный тренажер), пациенты не тратили время и усилия на идентификацию внутренних физиологических состояний. Положительная динамика уровня тревожности в результате курса биоуправления свидетельствует о способности пациентов к психической релаксации. Освоение техник саморегуляции при этом происходит осознанно, в русле рационально-эмоциональной психотерапии.

Поскольку известна прямая зависимость между вегетативными нарушениями и тревожными состояниями, можно предположить, что, тренируя осознанный контроль над своими мыслями и эмоциями (а именно этим занимается пациент, концентрируясь на ощущении расслабленности мышц), пациенты гармонизируют состояние вегетативной нервной системы, о чем могут свидетельствовать изменение уровня тревожности, улучшение общего самочувствия, повышение жизненного тонуса, отмечаемые пациентами к концу тренинга.

При этом изменение показателей личностной и ситуативной тревожности при каждой патологии голоса является стабильным (рис. 3).

Результаты анализа динамики говорят о том, что в каждой нозологической группе имеет место достоверное снижение уровня тревожности (T=3,725; n=85; p<0,01), причем существенной разницы между нозологиями по этому показателю нет (ф*=-0,987; n=85; p>0,05). Пациенты с одинаковой успешностью обучаются мышечной и психической типам релаксации.


Рис. 3. Уровни тревожности по нозологиям «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тесту Спилбергера-Ханина).

 

Примечания: СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность, p<0,01.

Результаты анализа динамики говорят о том, что в каждой нозологической группе имеет место достоверное снижение уровня тревожности (T=3,725; n=85; p<0,01), причем существенной разницы между нозологиями по этому показателю нет (ф*=-0,987; n=85; p>0,05). Пациенты с одинаковой успешностью обучаются мышечной и психической типам релаксации.

Также можно отметить изменение показателей по уровню психосоциального стресса и жизненных сил (табл. 5).

Таблица 5

Динамика уровня психосоциального стресса и истощения жизненных сил «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тестам А. Ридера и А. Аппелса)

 

Основная группа(N=85)

До лечения

После лечения

Психосоциальный стресс*

2,0

0,8

Истощение жизненных сил*

6,0

2,0

Примечания: * - различия значимы при p<0,01.

 

Как видно из табл. 5, у пациентов значимо различались показатели уровня психосоциального стресса и уровня истощения жизненных сил до и после курса биорелаксации. Это может быть связано с тем, что в личностном плане у пациентов на фоне проводимой релаксационной терапии формировалась способность противостоять стрессу, которая является главным условием сохранения психического и соматического здоровья.

Умение управлять стрессом позволяет повысить эффективность жизнедеятельности (в связи с чем меняется показатель жизненных сил), а также способствует снижению количества конфликтных ситуаций в повседневных делах, оперативному принятию правильных решений в условиях жесткого ограничения по времени и расширению набора эффективных поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях на основе процесса рационализации (рис. 4).

 

Рис. 4. Уровни психосоциального стресса и истощения жизненных сил по нозологиям «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тестам А. Ридера и А. Аппелса)

Примечания: ПСС - психосоциальный стресс; ИЖС - истощение жизненных сил, p<0,05.

Можно видеть, что наиболее высокий уровень психосоциального стресса, а также истощения жизненных сил до проведения курса релаксации демонстрировали пациенты с афонией. Практически на одном и том же уровне эти показатели были выявлены у пациентов с узелками голосовых складок, с парезами и параличами гортани, а также со спастической дисфонией. При гипотонусной дисфонии был получен наименьший уровень психосоциального стресса и истощения жизненных сил, что может быть связано с тем, что данная патология в наименьшей степени оказывает влияние на коммуникативную и профессиональную деятельность пациентов [Барабанов, 2015;  Орлова, 1998;  Плешков, 2003;  Рябченко, 1957;  Самолюбовер, 1997]. Анализ динамики показателей к концу тренинга биоуправления позволяет говорить о том, что наилучший результат удалось получить у пациентов с гипотонусной дисфонией, парезами и параличами гортани. А вот пациенты с узелками голосовых складок, спастической дисфонией и афонией демонстрировали более высокие показатели по завершению курса. Это может быть связано и с типом реагирования пациентов на болезнь, и с представлением внутренней картины болезни, и с общей продолжительностью лечебно­реабилитационных мероприятий при каждой патологии, и со степенью нарушения коммуникативной функции, равно как со степенью ограничения профессиональной деятельности, и с трудностями в бытовой сфере, что в совокупности оказывает влияние на качество жизни пациентов той или иной нозологической группы. Это определяет как и в какой степени пациент будет развивать стрессоустойчивость и повышать уровень своей жизнестойкости, поскольку эти два параметра являются интегральными компонентами качества жизни. В целом же стоит сказать о том, что изменение показателей психосоциального стресса и истощения жизненных сил к концу тренинга релаксационного биоуправления в каждой нозологической группе является достоверным (T=0,893; n=85;   p<0,01). Курс релаксационного биоуправления способствовал и изменению показателей ряда психологических защит (табл. 6).

Таблица 6

Изменение психологических защит (Индекс жизненного стиля) в основной группе «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биоуправления

Название шкалы

Средние значения(N=85)

Уровень значимости (критерий Вилкоксона)

ДО

ПОСЛЕ

Отрицание

61,43

47,01

0,001

Подавление

45,65

36,13

0,007

Регрессия

27,11

27,41

0,438

Компенсация

43,31

51,02

0,861

Проекция

58,39

38,62

0,000

Замещение

48,61

25,15

0,000

Рационализация

62,80

43,17

0,585

 

Согласно представленным в таблице данным, результатом тренинга релаксационного биоуправления является снижение уровня таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция, замещение, которые являются неадаптивными и не способствуют эффективным стратегиям поведения в ситуации стресса.

В то же время отсутствие значимых изменений таких психологических защит, как регрессия, компенсация и рационализация, подтверждает данные, полученные в ходе других исследований: взаимосвязь между указанными типами психологических защит и психосоциальным стрессом не установлена [Вассерман, 2005;  Елисеевᅟ Ю.Ю;  Ильин, 2001;  Налчаджян, 2010;  Редько, 2007;  Сельченок, 2003;  Щебланов, 2010].

Нами также был проведен корреляционный анализ между психофизиологическими показателями (табл. 7).

Таблица 7

Корреляции между психофизиологическими и личностными показателями

Переменная

n=85

ЛТ

СТ

ПСС

ИЖС

ЭМГ

0,29*

0,45**

0,32*

0,31*

Т°

0,31*

0,40**

0,37*

0,24*

Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс. Коэффициенты корреляции статистически значимы при * -p<0,05 и ** - p<0,01.

 

Как можно видеть, по всем параметрам были получены корреляции с положительным знаком. Получение корреляции с положительным знаком говорит о том, что при понижении уровня мышечного напряжения и повышении температуры снижаются уровни личностной и ситуативной тревожности, уровень психосоциального стресса, а также уровень таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция, замещение, которые являются неадаптивными.

По результатам проведенных тренингов, у 100% пациентов (n=85) был достигнут высокий уровень релаксационного самоконтроля. Это наглядно демонстрируют данные факторного анализа, представленные в табл. 8.

Таблица 8

Результаты многофакторного анализа динамики психофизиологических показателей общей выборки пациентов

Переменная

Факторные нагрузки (метод главных компонент, без вращения)

Сеанс

Курс

ЭМГ

0,65

0,86

Т°

0,71

0,89

ЛТ

0,74

0,88

СТ

0,63

0,84

ПСС

0,70

0,90

ИЖС

0,70

0,86

Общая дисперсия

2,89

2,35

Доля общей дисперсии

0,48

0,39

Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс.

По матрице факторных нагрузок признаков первый и второй факторы (длительность сессии и общая продолжительность сеанса) были определены как факторы клинической эффективности курса релаксационного биоуправления, которые во всех случаях определялись уровнем отношения мышечного напряжения к показателям кожной температуры, степенью снижения личностной и ситуативной тревожности, изменением по показателю психосоциального стресса, а также снижением ряда психологических защит после проведенного курса (0до - бпосле).

В целом можно говорить о значительном уменьшении нервно-психического напряжения у пациентов с голосовой патологией, об улучшении настроения, повышении стрессоустойчивости и активности психической деятельности, нормализации мышечного тонуса (табл. 9), что оказало значительное влияние на субъективную оценку качества голоса, а также способствовало выработке стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса.

Таблица 9

Анализ меры величины эффекта между различными параметрами

Параметры

Отношение шансов

95% доверительный интервал

Уровень значимости

ЭМГ

3,7

1,5 - 9,4

0,035

Т°

4,5

2,5 -11,1

0,001

ЛТ

3,9

1,8 - 6,9

0,030

СТ

3,8

1,7 - 4,8

0,030

ПСС

4,1

1,1 - 9,2

0,025

ИЖС

4,3

1,6 - 4,9

0,010

Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс.

 

Все пациенты, как они сами отмечали, с большим удовольствием занимались на релаксационном тренажере, особенно дети, поскольку их очень сильно привлекали игровые сюжеты и необычность занятия. Нами было отмечено, что сократился подготовительный этап фонокоррекционной работы по постановке правильного речевого дыхания, улучшилось качество голосовых модуляций. Все пациенты чувствовали большую уверенность в себе и в восстановлении голоса.

Выводы

Таким образом, основываясь на полученных результатах исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1.  релаксационное биоуправление способствовало снижению уровня мышечного напряжения и повышению уровня кожной температуры, поскольку вегетативная реакция пациентов в начале и в конце тренинга достоверно отличалась, а вегетативный баланс к концу курса был смещен в сторону парасимпатических реакций;

2.  курс сеансов релаксационного биоуправления способствовал снижению уровней тревожности и психосоциального стресса, а также повышению уровня жизненных сил;

3. благодаря курсу биорелаксации изменился уровень показателей ряда психологических защит;

4.  в результате корреляционного анализа выяснилось, что при понижении уровня мышечного напряжения и повышении температуры (конгруэнтная реакция) снижаются уровни личностной и ситуативной тревожности, психосоциального стресса, а также уровень таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция и замещение;

5. в результате анализа меры величины эффекта между различными параметрами фактор электромиографии и кожно-гальванической реакции были определены как факторы клинической эффективности курса релаксационного биоуправления.

Заключение

В результате исследования мы пришли к поставленной цели: была изучена эффективность многократного применения релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата.

Выяснилось, что использование технологии биорелаксации позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и способствует выработке стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса. Релаксационное биоуправление формирует способность противостоять излишней возбудимости и повышенной эмоциональности, что является основным условием сохранения психического и физического здоровья. Многократное пребывание в состоянии релаксации и расслабления снижает уровень мышечного и эмоционального напряжения пациентов, позже этот рефлекс саморегуляции закрепляется в реальной жизни и в сфере голосоведения.

Вырабатываемое умение управлять своими психофизиологическими параметрами позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности, способствует расширению набора эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях.

Технология релаксационного биоуправления позволяет расширить арсенал лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий при патологии гортани. Использование метода БОС в фониатрической практике способно улучшить общее звучание голоса и показатели нарушенных голосовых функций, значительно устранить речевую и голосовую неуверенность, говорить легко, без усилия, поскольку пациент обучен расслаблению мышц лица, шеи и плечевого пояса. Применение программного обеспечения «БОСЛАБ» в дополнение к традиционным методам фониатрии и фонопедии сокращает сроки выздоровления и способствует успешной реабилитации пациентов с нарушениями голоса. Положительные результаты работы подтверждают продуктивность применения метода биологической обратной связи в работе с пациентами, имеющими нарушения голоса.

Литература

  1. Алиметов Х.А. Неврологические и морфофункциональные аспекты дискенезий гортани: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. Казань, 1995, 42 с.
  2. Барабанов Р.Е. Тревожность у лиц с гипотонусным нарушением голоса // Вестник современной науки. 2015. Т. 7. № 2. С. 79–82.
  3. Барабанов Р.Е. Использование программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ» в реабилитации лиц с гипотонусной дисфонией // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2015. Т. 2. № 2. С. 21–25.
  4. Барабанов Р.Е. Релаксационное биоуправление при лечении узелков голосовых складок // Материалы I всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи
    (г. Москва, 18 февраля 2016 г.). М., 2016. С. 311–314.
  5. Барабанов Р.Е. Игровое биоуправление как метод психологической коррекции в комплексной реабилитации заболеваний голосового аппарата // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 120–133.
  6. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М.: Сфера, 1999. 328 с.
  7. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: методическое пособие. СПб.: Медиа Сфера, 2005. 258 с.
  8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М., 2002. 144 c.
  9. Василенко Ю.С. Дисфонии и их устранение // Проблемы реабилитации в оториноларингологии: III Всероссийская конф. с междунар. участием и семинар «Актуальные вопросы фониатрии». Самара, 2003. С. 414–416.
  10.  Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой аритмии: автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 2005. 24 с.
  11.  Габдуллин Н.Т. Некоторые подходы к проблемам этиологии, патогенеза заболеваний гортани // Вопросы практической фониатрии: Материалы междунар. симпозиума. М., 1997. С. 49–51.
  12.  Гончарук Л.Е. Клиника и лечение стойких функциональных нарушений голоса: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1985. 22 с.
  13.  Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А. Игровое компьютерное биоуправление (развитие и современность) // Медицинская техника. 2007. Вып. 4.
    С. 41–46.
  14.  Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. М.: ᅟЭксмо, 2003ᅟ. 592 с.
  15.  Иванченко Г.Ф. Применение биологической обратной связи в фониатрической практике // Вестник оториноларингологии. 1991. №3. С. 38–41.
  16.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  17.  Киндурис В.Ю., Гоштаутас А.А., Улоза В.Д. Исследование психологических особенностей больных с функциональными нарушениями голоса // Журнал ушных, носовых, горловых болезней. 1980. № 4. С. 48–52.
  18.  Куликов Л.В. Психологияᅟ настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 430 с.
  19.  Куршев В.А. Заикание. М.: Медицина, 1973. 160 с.
  20.  Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия, 2007. 144 с.
  21.  Лаврова Е.В., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Значение БОС-метода в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса // Вестник оториноларингологии. 1995. № 4. С. 55–59.
  22.  Мажирина К.Г., Первушина О.Н., Джафарова О.А. Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности // Вестник Томского государственного университета.  2008.  № 310. С. 169–173.
  23.  Мажирина К.Г., Первушина О.Н., Джафарова О.А. Исследование взаимосвязи личностных особенностей человека и выбора стратегии поведения в ситуации неопределенности // Вестник НГУ. Cерия: «Психология». 2007. Т. 1. № 2. С. 48–53.
  24.  Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии.
    М.: Эксмо, 2010. 368 с.
  25.  Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Москва, 1998. 250 с.
  26.  Орлова О.С. Биологическая обратная связь в комплексном лечении профессиональных нарушений голоса // XVII Конгресс Союза Европейских Фониаторов: тезисы докладов. М.: UЕР, 1991. С. 73–74.
  27.  Плешков И.В., Аникеева З.И. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий: Диагностика, лечение, реабилитация.
    М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 166 с.
  28.  Радциг Е.Ю., Богомильский  М.Р. Возможности терапии нарушений голоса у детей // Вестник оториноларингологии. 2007. №5. С. 35–37.
  29.  Редько Н.Г.,  Джафарова О.А., Бахтина И.А. Эффективность игрового биоуправления при лечении и реабилитации психосоматических заболеваний // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2007. Т. 5. № 2. С. 33–36.
  30.  Рудин Л.Б. Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса // Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи: материалы науч.-практ. конф. М., 2003. С. 185–186.
  31.  Рябченко А.Т. К вопросу о лечении больных с функциональными нарушениями голоса: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1957. 12 с.
  32.  Самолюбовер Э.Г. Психоневрологические особенности функциональных нарушений голоса // Вопросы практической фониатрии: материалы междунар. симпозиума. М.: НИИ уха, горла и носа, 1997. С. 133–134.
  33.  Сельченок К.В. Психосоматика:ᅟ взаимосвязьᅟ психики и здоровья: ᅟхрестоматияᅟ. Мн.:ᅟ Харвест, 2003.­ 640 с.
  34.  Сохадзе Э.М., Штарк М.Б. Биологическая (биотехническая) обратная связь biofeedback-мониторинг и произвольный контроль физических параметров физиологических систем с мини-ЭВМ: Препринт №239. Новосибирск:  НИИ МБ СО РАМН, 1984. 44 c.
  35.  Степанова Ю.Е., Степанова Г.М. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции: пособие для врачей. СПб.:  изд-во ГМА им. И.И. Мечникова, 2004. 28с.
  36.  Чирешкин Д.Г. Хроническая обструкция гортанной части глотки, гортани и трахеи у детей. Этиология, клиника и методы устранения. М.: Рапид-Принт, 1994. 144 с. 
  37.  Штарк М.Б., Джафарова О.А. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития // Медицинская техника. М.: Медицина, 2002. С. 34–35.
  38.  Щебланов В.Ю., Бобров А.Ф., Джафарова О.А., Надоров С.А. Связь индивидуальных механизмов саморегуляции со свойством стрессоустойчивости // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. C. 134–139.
  39.  Andersson K., Schalen L. Etiology and treatment of psychogenic voice disorder: results of a follow-up study of thirty patients // Journal of Voice. 1998. Vol. 12. № 1.
    Pp. 96–106.
  40.  Schwartz M.S. Biofeedback: A practitioner’s guide. 2nd ed. NY: Guilford Press, 1995.  522 p.

Информация об авторах

Барабанов Родион Евгеньевич, дефектолог, клинический психолог, советник, Российская академия естествознания, Главный психолог ГБУ ЦССВ "Южный"; преподаватель факультета дополнительного профессионального образования Московского психолого-социального университета, Москва, Россия, e-mail: pacmich@rambler.ru

Фанталова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, кафедра общей психологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elenafantal@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1837
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 797
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2