Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 3. С. 23–46
doi:10.17759/cpse.2017060302
ISSN: 2304-0394 (online)
Применение релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: голос, нарушение голоса, дисфония, эмоционально-личностная сфера, психоэмоциональный фон, биологическая обратная связь, биоуправление, психологическая коррекция, саморегуляция, БОСЛАБ, релаксационная терапия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060302
Для цитаты: Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б. Применение релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 23–46. DOI: 10.17759/cpse.2017060302
Полный текст
В статье рассматриваются вопросы психологической коррекции пациентов с нарушением голоса с применением новейших компьютерных психотерапевтических технологий. В работе описан метод психологической коррекции на основе релаксационного биоуправления. Представлены данные, касающиеся динамики изменения физиологических параметров, психоэмоционального фона, а также состояния голосовой функции с учетом проводимого лечения. Описываются приемы и методы работы на аппарате. На основе полученных данных оценивается эффективность данного метода в реабилитации голосовой функции у больных с нарушением голоса. Обосновывается суждение о том, что релаксационное биоуправление является высокоэффективным и неинвазивным методом лечебнооздоровительного воздействия в лечении и реабилитации заболеваний голосового аппарата, способствует снижению уровня тревожности, психосоциального стресса, а также повышению уровня жизненных сил. Использование технологии биорелаксации позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и обеспечивает выработку стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса. Релаксационное биоуправление способствует снижению уровня мышечного напряжения и повышению уровня кожной температуры, поскольку вегетативные реакции пациентов в начале и в конце тренинга достоверно отличалась, а вегетативный баланс к концу курса был смещен в сторону парасимпатических реакций.
Введение
На сегодняшний день постоянно увеличивается число лиц с различными заболеваниями голосового аппарата. Среди возрастных и профессиональных групп населения растет процент больных, обращающихся за медицинской помощью в фониатрические кабинеты. Если в 90-е годы число болезней, связанных с нарушением голоса, составляло 30-40%, то в настоящее время оно выросло до 55-60% [Василенко, 2002; Габдуллин, 1997; Плешков, 2003]. Среди основных факторов развития болезни ученые называют: ухудшение экологической обстановки, возрастающее стрессовое воздействие на человека и психоэмоциональное напряжение в совокупности с общими астенизацией и невротизацией населения [ Гончарук, 1985; Киндурис, 1980; Куршев, 1973; Рябченко, 1957; Самолюбовер, 1997; Andersson, 1998] . При этом частота голосовой патологии, по данным различных авторов, у детей варьирует от 6 до 34% [Богомильский, 1999; Радциг, 2007; Степанова, 2004], а у взрослых - от 15 до 44% [Алиметов, 1995; Василенко, 2002; Василенко, 2003; Рудин, 2003; Чирешкин, 1994]. В связи с этим особое значение в лечении и реабилитации пациентов с нарушением голоса имеет улучшение эффективности оказываемой помощи с применением новейших компьютерных психотерапевтических технологий. Одной из таких технологий является релаксационное биоуправление, которое основано на методах саморегуляции [3; 4; 5; 13]. Релаксационное биоуправление представляет собой новейшую компьютерную лечебно-оздоровительную технологию, которая базируется на принципах биологической обратной связи [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016]. Система биорелаксации широко применяется в восстановительной медицине для лечения пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями. Как указывает в своей работе М.Б. Штарк и соавторы, умение противостоять стрессу в случае психосоматической патологии можно считать ключевым условием как физического, так и психического здоровья [ Иванченко, 1991]. Это умение оказывает влияние и на общий уровень качества жизни человека, и на его способность эффективно функционировать в профессиональном плане, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, избегать психосоматизации [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016; Барабанов, 2016а; Джафарова, 2007; Мажирина, 2008; Сохадзе, 1984; Штарк, 2002; Щебланов, 2010]. М. Шварц (M.S. Schwartz) обращает внимание на то, что с помощью технологии биоуправления пациент начинает понимать и ощущать связь между физиологическими реакциями и его эмоциями, представлениями, мыслями; он обучается чувствовать свое тело, обретает способность к тонкой дифференцировке соматических ощущений и эмоциональных реакций [ Schwartz, 1995].
В фониатрической практике методы биологической обратной связи начали широко применять еще в конце 80-х - начале 90-х годов. Об эффективности метода биологической обратной связи в профилактике возникновения нарушений голосового аппарата и реабилитации данной группы пациентов писали такие выдающиеся деятели здравоохранения, как Г.Ф. Иванченко (1991), Ю.Е. Степанова (2004), Ю.С. Василенко (2003) и др. Также о положительном влиянии БОС-метода в комплексной реабилитации заболеваний голосового аппарата говорили представители психолого-педагогической практики: Е.В. Лаврова (1995), О.Н. Вовк (2005), М.Н. Теречева (2014), О.С. Орлова (1998) и др. Так, О.С. Орлова, например, отмечает, что современный подход к реабилитации голосовой функции у лиц разных возрастных категорий требует комплексного медико-психологопедагогического воздействия, которое реализуется в том числе и с помощью применения системы адаптивного биоуправления [ Орлова, 1998]. Причем, как пишет автор, применение в фониатрической практике биологической обратной связи значительно повышает эффективность коррекционно-педагогического воздействия на голос. Э.М. Сохадзе и соавторы в своей работе указывают, что длительное неблагоприятное социально-психологическое воздействие заметно уменьшает эффективность функционирования голосового аппарата, снижает уровень профессиональной деятельности, меняет субъективную оценку качества жизни пациентом [ Сохадзе, 1984]. Ввиду этого вовремя проведенные коррекционные мероприятия с применением системы биоуправления позволяют не только сохранить голос, но и удержать психическое равновесие.
Биоуправление работает по принципу единства, в основе которого заложена идея целостного функционирования как голосоречевого аппарата, так и центральной нервной системы человека в целом.
Реабилитация пациентов с нарушением голоса с использованием биорелаксации базируется на общих принципах биоуправления, в основе которых лежит обучение пациентов навыкам самоконтроля, где биологическая обратная связь делает доступным процесс обучения психофизиологическому контролю, а применяемый прибор представляет пациенту информацию о его физиологических параметрах, которая в обычных условиях сознательно не воспринимается. Наблюдая за изменениями этих параметров, пользуясь различными психологическими установками, а также следуя инструкциям специалиста, пациент учится самопроизвольно регулировать их, достигая при этом состояния наибольшего комфорта и расслабления [Барабанов, 2015а; Барабанов, 2016а; Джафарова, 2007; Редько, 2007; Штарк, 2002; Щебланов, 2010]. Добившись результата, пациент закрепляет изменения психовегетативного статуса и голоса дальнейшими тренировками. С помощью данной технологии пациент начинает осознавать, а самое главное - ощущать связь между физиологическими реакциями, соматическим и психоэмоциональным состояниями. Человек постепенно осознает механизм взаимодействия между его реакциями и мысленными установками, научается чувствовать свое тело, приобретает навык глубокой дифференциации соматических проявлений и эмоционально-поведенческих реакций [ Schwartz, 1995].
Стоит отметить, что как таковая методика биорелаксационного управления заключается в визуальном экранном представлении, которое управляется физиологическими функциями пациента. Достижение положительного результата осуществляется за счет выявления и закрепления эффективных стратегий поведения, контроля и саморегуляции психовегетативного статуса. Программа разработана ГУ НИИ Молекулярной биологии СО РАМН (Штарк М.Б., Джафарова О.А., 2002) и широко применяется в медицине, коррекционной педагогике и даже спорте.
Цель исследования: изучение эффективности многократного применения релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями голосового аппарата.
Задачи исследования:
1. оценить динамику изменений психофизиологических параметров у пациентов с нарушением голоса;
2. проанализировать данные первичного (до курса биорелаксации и повторного (после курса биорелаксации) клинико-психологического тестирования;
3. выяснить субъективную оценку качества голоса пациентов после курса.
Новизна работы заключается в технологии исследования, ядром которой является релаксационное биоуправление на основе метода биологической обратной связи, позволившей расширить представления о компьютерных методиках лечебнокоррекционной работы с пациентами, имеющими патологию голосового аппарата, и их эффективности.
Эмпирическая база исследования
Исследование проводилось на базе ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России». За 2016 год курс релаксационного биоуправления в отделении фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» прошли 85 пациентов (74 взрослых и 11 детей) с нарушением голоса в возрасте от 10 до 56 лет (46 мужчин и 39 женщин). Преобладали лица молодого и трудоспособного возраста (29±1,7 года). В структуре гортанной патологии преобладала гипотонусная дисфония - 39 пациентов (46%); узелки голосовых складок - 25 случаев (29%); парезы и параличи гортани - 12 обратившихся (14%), из них - 9 парезов (10,6%) и 3 паралича (3,4%); спастическая дисфония - 5 пациентов (7%); афония - 3 пациента (4%).
Дизайн исследования
В дизайн исследования «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации входило патопсихологическое тестирование (компьютерный вариант АПК «Нейрософт»), целью которого было выявление изменений психоэмоционального статуса пациентов.
В исследовании применялись методики:
1. «Самооценка тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;
2.«Тест на истощение жизненных сил и депрессию» А.А. Аппелса;
3. «Шкала психосоциального стресса» Л. Ридера;
4. опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х. Конте.
При проведении курса биоуправления были использованы релаксационные сессии «Цветы» и «Автомастер», входящие в программно-аппаратную серию «БОСЛАБ-РЕЛАКС» программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ». Курс состоял в среднем из 10 сеансов, в каждом из которых было по 2 сессии, продолжительностью от 10 до 20 минут.
Оценка параметров
В ходе сессий оценивали динамику изменений температуры пальцев и электромиографического сигнала посредством графических представлений (рис. 1). В каждом сеансе тренинга определялась степень его эффективности.
Рис. 1. Динамика изменений электромиографического сигнала в курсе тренинга у пациента N
Поскольку основной задачей для пациента было снижение уровня мышечного напряжения, наиболее эффективным считался тот сеанс, где регистрировалось понижение мышечного тонуса в среднем не менее чем на 2 мкВ.
Для статистического анализа применялись: критерий углового преобразования Фишера, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ, а также непараметрический критерий Вилкоксона, поскольку распределение в вариационных рядах было далеко от нормального.
Работа на аппарате представляла собой комплекс процедур, во время проведения которых с помощью электромиографического (ЭМГ) и температурного (Т°) датчиков передавалась информация о состоянии уровней мышечного напряжения и кожной температуры пациента на экран монитора (рис. 2).
Рис. 2. Датчики: электромиографический (а) и температурный (б)
Температура пациентов измерялась на дистальной фаланге пальца руки и отражала состояние периферических сосудов. Понижение периферической температуры указывало на спазм сосудов, что могло быть проявлением хронического стресса. Если регистрировались высокие показатели температуры пальцев, то это свидетельствовало о преодолении пациентом стрессовой нагрузки.
Для достижения максимальной эффективности курса релаксационного биоуправления, пациент должен был научиться расслаблять мышцы шеи, плечевого пояса, круговую мышцу рта, мимические мышцы лица и уметь на практике использовать новые поведенческие стратегии. Лишь в этом случае пациент мог улучшить свои физиологические показатели по сравнению с исходными данными.
После завершения курса биоуправления оценивались уровни мышечного напряжения и кожной температуры. Динамику считали положительной в случае, если мышечное напряжение уменьшалось от первой сессии к последующей и одновременно вырастала периферическая температура тела.
Результаты исследования и их обсуждение
Объективно уровень напряжения мимической мускулатуры снижался от первой к десятой сессии от изначально высоких значений (15-25 мкВ) для каждого пациента до 4-5 мкВ. Опираясь на изменение графических данных от сеанса к сеансу, положительную динамику можно было наблюдать в первые 5-10 минут каждой сессии. Следует отметить, что навыки саморегуляции в целом у пациентов оставались неустойчивыми на протяжении 2-3 сессий, контролировать мышечное расслабление некоторое время они не могли, так как к концу каждой сессии наблюдалось лишь небольшое нарастание значений электромиографии. Но уже начиная с 4-й сессии, согласно результатам проведенного однофакторного дисперсионного анализа (табл. 1), пациенты демонстрировали положительную динамику в отношении уровня мышечного напряжения и навыков самоконтроля.
Таблица 1
Результаты однофакторного анализа динамики электромиографии группы пациентов
Переменная |
Электромиография (ЭМГ) |
Сеанс 1 |
0,40 |
Сеанс 2 |
0,37 |
Сеанс 3 |
0,58 |
Сеанс 4 |
0,74 |
Сеанс 5 |
0,78 |
Сеанс 6 |
0,71 |
Сеанс 7 |
0,76 |
Сеанс 8 |
0,75 |
Примечания: полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.
Что касается температурных показателей, то руки у ряда пациентов (n=11) были изначально достаточно теплыми (около 91,7-93,3 F), и повышать температуру кончиков пальцев в такой ситуации было очень трудно. Тем не менее пациенты успешно справлялись с поставленной задачей.
Данные, полученные в ходе однофакторного анализа динамики кожной температуры от сессии к сессии (табл. 2), также свидетельствует о совершенствовании навыков саморегуляции.
Таблица 2
Результаты однофакторного анализа динамики кожной температуры группы пациентов
Переменная |
Температура |
Сеанс 1 |
0,59 |
Сеанс 2 |
0,50 |
Сеанс 3 |
0,78 |
Сеанс 4 |
0,79 |
Сеанс 5 |
0,80 |
Сеанс 6 |
0,76 |
Сеанс 7 |
0,97 |
Сеанс 8 |
0,91 |
Примечания: полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.
Важно сказать и об объективных изменениях в структуре эмоциональноличностной сферы пациентов, начиная со 2-4 сеанса курса биорелаксации (табл. 3).
Таблица 3
Результаты однофакторного анализа группы пациентов по данным патопсихологического тестирования
Переменная |
Сеанс 1 |
Сеанс 2 |
Сеанс 3 |
Сеанс 4 |
Сеанс 5 |
Сеанс 6 |
Сеанс 7 |
Сеанс 8 |
ЛТ |
0,51 |
0,78 |
0,74 |
0,89 |
0,93 |
0,73 |
0,88 |
0,79 |
СТ |
0,45 |
0,74 |
0,85 |
0,71 |
0,72 |
0,89 |
0,83 |
0,71 |
ИЖС |
0,60 |
0,43 |
0,41 |
0,32 |
0,76 |
0,76 |
0,85 |
0,71 |
ПСС |
0,63 |
0,67 |
0,41 |
0,74 |
0,86 |
0,74 |
0,71 |
0,82 |
Примечания: ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс; полужирным начертанием выделены показатели, значимо отличающиеся от показателей 1 сеанса, p<0,01.
К концу курса обучения навыкам саморегуляции в группе пациентов статистически значимо снизились уровни ситуативной и личностной тревожности (табл. 4).
Таблица 4
Динамика уровня тревожности «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тесту Спилбергера-Ханина)
|
Основная группа (N=85) |
|
До лечения |
После лечения |
|
Тревожность ситуативная* |
43 |
36 |
Тревожность личностная** |
47 |
41 |
Примечания: * - различия значимы при p<0,05; ** - различия значимы при p<0,01.
На наш взгляд, это произошло потому, что, применяя инструмент обратной связи (релаксационный тренажер), пациенты не тратили время и усилия на идентификацию внутренних физиологических состояний. Положительная динамика уровня тревожности в результате курса биоуправления свидетельствует о способности пациентов к психической релаксации. Освоение техник саморегуляции при этом происходит осознанно, в русле рационально-эмоциональной психотерапии.
Поскольку известна прямая зависимость между вегетативными нарушениями и тревожными состояниями, можно предположить, что, тренируя осознанный контроль над своими мыслями и эмоциями (а именно этим занимается пациент, концентрируясь на ощущении расслабленности мышц), пациенты гармонизируют состояние вегетативной нервной системы, о чем могут свидетельствовать изменение уровня тревожности, улучшение общего самочувствия, повышение жизненного тонуса, отмечаемые пациентами к концу тренинга.
При этом изменение показателей личностной и ситуативной тревожности при каждой патологии голоса является стабильным (рис. 3).
Результаты анализа динамики говорят о том, что в каждой нозологической группе имеет место достоверное снижение уровня тревожности (T=3,725; n=85; p<0,01), причем существенной разницы между нозологиями по этому показателю нет (ф*=-0,987; n=85; p>0,05). Пациенты с одинаковой успешностью обучаются мышечной и психической типам релаксации.
Рис. 3. Уровни тревожности по нозологиям «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тесту Спилбергера-Ханина).
Примечания: СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность, p<0,01.
Результаты анализа динамики говорят о том, что в каждой нозологической группе имеет место достоверное снижение уровня тревожности (T=3,725; n=85; p<0,01), причем существенной разницы между нозологиями по этому показателю нет (ф*=-0,987; n=85; p>0,05). Пациенты с одинаковой успешностью обучаются мышечной и психической типам релаксации.
Также можно отметить изменение показателей по уровню психосоциального стресса и жизненных сил (табл. 5).
Таблица 5
Динамика уровня психосоциального стресса и истощения жизненных сил «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тестам А. Ридера и А. Аппелса)
|
Основная группа(N=85) |
|
До лечения |
После лечения |
|
Психосоциальный стресс* |
2,0 |
0,8 |
Истощение жизненных сил* |
6,0 |
2,0 |
Примечания: * - различия значимы при p<0,01.
Как видно из табл. 5, у пациентов значимо различались показатели уровня психосоциального стресса и уровня истощения жизненных сил до и после курса биорелаксации. Это может быть связано с тем, что в личностном плане у пациентов на фоне проводимой релаксационной терапии формировалась способность противостоять стрессу, которая является главным условием сохранения психического и соматического здоровья.
Умение управлять стрессом позволяет повысить эффективность жизнедеятельности (в связи с чем меняется показатель жизненных сил), а также способствует снижению количества конфликтных ситуаций в повседневных делах, оперативному принятию правильных решений в условиях жесткого ограничения по времени и расширению набора эффективных поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях на основе процесса рационализации (рис. 4).
Рис. 4. Уровни психосоциального стресса и истощения жизненных сил по нозологиям «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биорелаксации (средние значения баллов по тестам А. Ридера и А. Аппелса)
Примечания: ПСС - психосоциальный стресс; ИЖС - истощение жизненных сил, p<0,05.
Можно видеть, что наиболее высокий уровень психосоциального стресса, а также истощения жизненных сил до проведения курса релаксации демонстрировали пациенты с афонией. Практически на одном и том же уровне эти показатели были выявлены у пациентов с узелками голосовых складок, с парезами и параличами гортани, а также со спастической дисфонией. При гипотонусной дисфонии был получен наименьший уровень психосоциального стресса и истощения жизненных сил, что может быть связано с тем, что данная патология в наименьшей степени оказывает влияние на коммуникативную и профессиональную деятельность пациентов [Барабанов, 2015; Орлова, 1998; Плешков, 2003; Рябченко, 1957; Самолюбовер, 1997]. Анализ динамики показателей к концу тренинга биоуправления позволяет говорить о том, что наилучший результат удалось получить у пациентов с гипотонусной дисфонией, парезами и параличами гортани. А вот пациенты с узелками голосовых складок, спастической дисфонией и афонией демонстрировали более высокие показатели по завершению курса. Это может быть связано и с типом реагирования пациентов на болезнь, и с представлением внутренней картины болезни, и с общей продолжительностью лечебнореабилитационных мероприятий при каждой патологии, и со степенью нарушения коммуникативной функции, равно как со степенью ограничения профессиональной деятельности, и с трудностями в бытовой сфере, что в совокупности оказывает влияние на качество жизни пациентов той или иной нозологической группы. Это определяет как и в какой степени пациент будет развивать стрессоустойчивость и повышать уровень своей жизнестойкости, поскольку эти два параметра являются интегральными компонентами качества жизни. В целом же стоит сказать о том, что изменение показателей психосоциального стресса и истощения жизненных сил к концу тренинга релаксационного биоуправления в каждой нозологической группе является достоверным (T=0,893; n=85; p<0,01). Курс релаксационного биоуправления способствовал и изменению показателей ряда психологических защит (табл. 6).
Таблица 6
Изменение психологических защит (Индекс жизненного стиля) в основной группе «ДО» и «ПОСЛЕ» курса биоуправления
Название шкалы |
Средние значения(N=85) |
Уровень значимости (критерий Вилкоксона) |
|
ДО |
ПОСЛЕ |
||
Отрицание |
61,43 |
47,01 |
0,001 |
Подавление |
45,65 |
36,13 |
0,007 |
Регрессия |
27,11 |
27,41 |
0,438 |
Компенсация |
43,31 |
51,02 |
0,861 |
Проекция |
58,39 |
38,62 |
0,000 |
Замещение |
48,61 |
25,15 |
0,000 |
Рационализация |
62,80 |
43,17 |
0,585 |
Согласно представленным в таблице данным, результатом тренинга релаксационного биоуправления является снижение уровня таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция, замещение, которые являются неадаптивными и не способствуют эффективным стратегиям поведения в ситуации стресса.
В то же время отсутствие значимых изменений таких психологических защит, как регрессия, компенсация и рационализация, подтверждает данные, полученные в ходе других исследований: взаимосвязь между указанными типами психологических защит и психосоциальным стрессом не установлена [Вассерман, 2005; Елисеевᅟ Ю.Ю; Ильин, 2001; Налчаджян, 2010; Редько, 2007; Сельченок, 2003; Щебланов, 2010].
Нами также был проведен корреляционный анализ между психофизиологическими показателями (табл. 7).
Таблица 7
Корреляции между психофизиологическими и личностными показателями
Переменная |
n=85 |
|||
ЛТ |
СТ |
ПСС |
ИЖС |
|
ЭМГ |
0,29* |
0,45** |
0,32* |
0,31* |
Т° |
0,31* |
0,40** |
0,37* |
0,24* |
Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс. Коэффициенты корреляции статистически значимы при * -p<0,05 и ** - p<0,01.
Как можно видеть, по всем параметрам были получены корреляции с положительным знаком. Получение корреляции с положительным знаком говорит о том, что при понижении уровня мышечного напряжения и повышении температуры снижаются уровни личностной и ситуативной тревожности, уровень психосоциального стресса, а также уровень таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция, замещение, которые являются неадаптивными.
По результатам проведенных тренингов, у 100% пациентов (n=85) был достигнут высокий уровень релаксационного самоконтроля. Это наглядно демонстрируют данные факторного анализа, представленные в табл. 8.
Таблица 8
Результаты многофакторного анализа динамики психофизиологических показателей общей выборки пациентов
Переменная |
Факторные нагрузки (метод главных компонент, без вращения) |
|
Сеанс |
Курс |
|
ЭМГ |
0,65 |
0,86 |
Т° |
0,71 |
0,89 |
ЛТ |
0,74 |
0,88 |
СТ |
0,63 |
0,84 |
ПСС |
0,70 |
0,90 |
ИЖС |
0,70 |
0,86 |
Общая дисперсия |
2,89 |
2,35 |
Доля общей дисперсии |
0,48 |
0,39 |
Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс.
По матрице факторных нагрузок признаков первый и второй факторы (длительность сессии и общая продолжительность сеанса) были определены как факторы клинической эффективности курса релаксационного биоуправления, которые во всех случаях определялись уровнем отношения мышечного напряжения к показателям кожной температуры, степенью снижения личностной и ситуативной тревожности, изменением по показателю психосоциального стресса, а также снижением ряда психологических защит после проведенного курса (0до - бпосле).
В целом можно говорить о значительном уменьшении нервно-психического напряжения у пациентов с голосовой патологией, об улучшении настроения, повышении стрессоустойчивости и активности психической деятельности, нормализации мышечного тонуса (табл. 9), что оказало значительное влияние на субъективную оценку качества голоса, а также способствовало выработке стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса.
Таблица 9
Анализ меры величины эффекта между различными параметрами
Параметры |
Отношение шансов |
95% доверительный интервал |
Уровень значимости |
ЭМГ |
3,7 |
1,5 - 9,4 |
0,035 |
Т° |
4,5 |
2,5 -11,1 |
0,001 |
ЛТ |
3,9 |
1,8 - 6,9 |
0,030 |
СТ |
3,8 |
1,7 - 4,8 |
0,030 |
ПСС |
4,1 |
1,1 - 9,2 |
0,025 |
ИЖС |
4,3 |
1,6 - 4,9 |
0,010 |
Примечания: ЭМГ - электромиография; Т° - кожная температура; ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ИЖС - истощение жизненных сил; ПСС - психосоциальный стресс.
Все пациенты, как они сами отмечали, с большим удовольствием занимались на релаксационном тренажере, особенно дети, поскольку их очень сильно привлекали игровые сюжеты и необычность занятия. Нами было отмечено, что сократился подготовительный этап фонокоррекционной работы по постановке правильного речевого дыхания, улучшилось качество голосовых модуляций. Все пациенты чувствовали большую уверенность в себе и в восстановлении голоса.
Выводы
Таким образом, основываясь на полученных результатах исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. релаксационное биоуправление способствовало снижению уровня мышечного напряжения и повышению уровня кожной температуры, поскольку вегетативная реакция пациентов в начале и в конце тренинга достоверно отличалась, а вегетативный баланс к концу курса был смещен в сторону парасимпатических реакций;
2. курс сеансов релаксационного биоуправления способствовал снижению уровней тревожности и психосоциального стресса, а также повышению уровня жизненных сил;
3. благодаря курсу биорелаксации изменился уровень показателей ряда психологических защит;
4. в результате корреляционного анализа выяснилось, что при понижении уровня мышечного напряжения и повышении температуры (конгруэнтная реакция) снижаются уровни личностной и ситуативной тревожности, психосоциального стресса, а также уровень таких психологических защит, как отрицание, подавление, проекция и замещение;
5. в результате анализа меры величины эффекта между различными параметрами фактор электромиографии и кожно-гальванической реакции были определены как факторы клинической эффективности курса релаксационного биоуправления.
Заключение
В результате исследования мы пришли к поставленной цели: была изучена эффективность многократного применения релаксационного биоуправления в лечении и реабилитации пациентов с заболеванием голосового аппарата.
Выяснилось, что использование технологии биорелаксации позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и способствует выработке стратегий конструктивного поведения в ситуации стресса. Релаксационное биоуправление формирует способность противостоять излишней возбудимости и повышенной эмоциональности, что является основным условием сохранения психического и физического здоровья. Многократное пребывание в состоянии релаксации и расслабления снижает уровень мышечного и эмоционального напряжения пациентов, позже этот рефлекс саморегуляции закрепляется в реальной жизни и в сфере голосоведения.
Вырабатываемое умение управлять своими психофизиологическими параметрами позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности, способствует расширению набора эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях.
Технология релаксационного биоуправления позволяет расширить арсенал лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий при патологии гортани. Использование метода БОС в фониатрической практике способно улучшить общее звучание голоса и показатели нарушенных голосовых функций, значительно устранить речевую и голосовую неуверенность, говорить легко, без усилия, поскольку пациент обучен расслаблению мышц лица, шеи и плечевого пояса. Применение программного обеспечения «БОСЛАБ» в дополнение к традиционным методам фониатрии и фонопедии сокращает сроки выздоровления и способствует успешной реабилитации пациентов с нарушениями голоса. Положительные результаты работы подтверждают продуктивность применения метода биологической обратной связи в работе с пациентами, имеющими нарушения голоса.
Литература
- Алиметов Х.А. Неврологические и морфофункциональные аспекты дискенезий гортани: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. Казань, 1995, 42 с.
- Барабанов Р.Е. Тревожность у лиц с гипотонусным нарушением голоса // Вестник современной науки. 2015. Т. 7. № 2. С. 79–82.
- Барабанов Р.Е. Использование программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ» в реабилитации лиц с гипотонусной дисфонией // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2015. Т. 2. № 2. С. 21–25.
-
Барабанов Р.Е. Релаксационное биоуправление при
лечении узелков голосовых складок // Материалы I всероссийской с международным
участием научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и
образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи
(г. Москва, 18 февраля 2016 г.). М., 2016. С. 311–314. - Барабанов Р.Е. Игровое биоуправление как метод психологической коррекции в комплексной реабилитации заболеваний голосового аппарата // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 120–133.
- Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М.: Сфера, 1999. 328 с.
- Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: методическое пособие. СПб.: Медиа Сфера, 2005. 258 с.
- Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М., 2002. 144 c.
- Василенко Ю.С. Дисфонии и их устранение // Проблемы реабилитации в оториноларингологии: III Всероссийская конф. с междунар. участием и семинар «Актуальные вопросы фониатрии». Самара, 2003. С. 414–416.
- Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой аритмии: автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 2005. 24 с.
- Габдуллин Н.Т. Некоторые подходы к проблемам этиологии, патогенеза заболеваний гортани // Вопросы практической фониатрии: Материалы междунар. симпозиума. М., 1997. С. 49–51.
- Гончарук Л.Е. Клиника и лечение стойких функциональных нарушений голоса: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1985. 22 с.
-
Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А.
Игровое компьютерное биоуправление (развитие и современность) // Медицинская
техника. 2007. Вып. 4.
С. 41–46. - Елисеевᅟ Ю.Ю. Психосоматические заболевания. М.: ᅟЭксмо, 2003ᅟ. 592 с.
- Иванченко Г.Ф. Применение биологической обратной связи в фониатрической практике // Вестник оториноларингологии. 1991. №3. С. 38–41.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
- Киндурис В.Ю., Гоштаутас А.А., Улоза В.Д. Исследование психологических особенностей больных с функциональными нарушениями голоса // Журнал ушных, носовых, горловых болезней. 1980. № 4. С. 48–52.
- Куликов Л.В. Психологияᅟ настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 430 с.
- Куршев В.А. Заикание. М.: Медицина, 1973. 160 с.
- Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия, 2007. 144 с.
- Лаврова Е.В., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Значение БОС-метода в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса // Вестник оториноларингологии. 1995. № 4. С. 55–59.
- Мажирина К.Г., Первушина О.Н., Джафарова О.А. Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310. С. 169–173.
- Мажирина К.Г., Первушина О.Н., Джафарова О.А. Исследование взаимосвязи личностных особенностей человека и выбора стратегии поведения в ситуации неопределенности // Вестник НГУ. Cерия: «Психология». 2007. Т. 1. № 2. С. 48–53.
-
Налчаджян А.А. Психологическая адаптация:
механизмы и стратегии.
М.: Эксмо, 2010. 368 с. - Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Москва, 1998. 250 с.
- Орлова О.С. Биологическая обратная связь в комплексном лечении профессиональных нарушений голоса // XVII Конгресс Союза Европейских Фониаторов: тезисы докладов. М.: UЕР, 1991. С. 73–74.
-
Плешков И.В., Аникеева З.И. Заболевания
голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий:
Диагностика, лечение, реабилитация.
М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 166 с. - Радциг Е.Ю., Богомильский М.Р. Возможности терапии нарушений голоса у детей // Вестник оториноларингологии. 2007. №5. С. 35–37.
- Редько Н.Г., Джафарова О.А., Бахтина И.А. Эффективность игрового биоуправления при лечении и реабилитации психосоматических заболеваний // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2007. Т. 5. № 2. С. 33–36.
- Рудин Л.Б. Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса // Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи: материалы науч.-практ. конф. М., 2003. С. 185–186.
- Рябченко А.Т. К вопросу о лечении больных с функциональными нарушениями голоса: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1957. 12 с.
- Самолюбовер Э.Г. Психоневрологические особенности функциональных нарушений голоса // Вопросы практической фониатрии: материалы междунар. симпозиума. М.: НИИ уха, горла и носа, 1997. С. 133–134.
- Сельченок К.В. Психосоматика:ᅟ взаимосвязьᅟ психики и здоровья: ᅟхрестоматияᅟ. Мн.:ᅟ Харвест, 2003. 640 с.
- Сохадзе Э.М., Штарк М.Б. Биологическая (биотехническая) обратная связь biofeedback-мониторинг и произвольный контроль физических параметров физиологических систем с мини-ЭВМ: Препринт №239. Новосибирск: НИИ МБ СО РАМН, 1984. 44 c.
- Степанова Ю.Е., Степанова Г.М. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции: пособие для врачей. СПб.: изд-во ГМА им. И.И. Мечникова, 2004. 28с.
- Чирешкин Д.Г. Хроническая обструкция гортанной части глотки, гортани и трахеи у детей. Этиология, клиника и методы устранения. М.: Рапид-Принт, 1994. 144 с.
- Штарк М.Б., Джафарова О.А. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития // Медицинская техника. М.: Медицина, 2002. С. 34–35.
- Щебланов В.Ю., Бобров А.Ф., Джафарова О.А., Надоров С.А. Связь индивидуальных механизмов саморегуляции со свойством стрессоустойчивости // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. C. 134–139.
-
Andersson K., Schalen L. Etiology and
treatment of psychogenic voice disorder: results of a follow-up study of thirty
patients // Journal of Voice. 1998. Vol. 12. № 1.
Pp. 96–106. - Schwartz M.S. Biofeedback: A practitioner’s guide. 2nd ed. NY: Guilford Press, 1995. 522 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1837
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 797
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2