Совместное изучение художественных книг и кино как метод коррекционной работы с эмоциональной сферой при расстройствах аутистического спектра

838

Аннотация

В статье описана методика совместного чтения и обсуждения художественных книг и кино как способа психокоррекционного воздействия в работе с аутичными школьниками и молодыми людьми. Дефицитарности в когнитивной и эмоционально-волевой сферах значительно затрудняют самостоятельное изучение аутичными людьми художественных произведений, продуктивное освоение ими в школьном возрасте курса литературы. Чтобы произведение оставило след в душе аутичного человека, обогатило его представления о мире людей и о себе самом, необходимо изучать его неторопливо, возвращаясь к нему по разным поводам и в разных контекстах. В статье описаны способы, помогающие аутичному человеку связать содержание произведения с собственными эмоциональным опытом и жизненными впечатлениями и развивающие способности сопереживания персонажам произведения, запоминания сюжета произведения и актуализации информации о нем в перспективе. Отдельное внимание уделено подбору произведений, подходящих для работы с аутичными людьми.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, расстройства аутистического спектра, художественный текст, фрагментарность в познавательной сфере

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060306

Для цитаты: Костин И.А. Совместное изучение художественных книг и кино как метод коррекционной работы с эмоциональной сферой при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 104–115. DOI: 10.17759/cpse.2017060306

Литература

  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М: Теревинф, 2006.
    216 с.
  2. Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / под ред. Т. Грэндин, М.М. Скариано. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 228 с.
  3. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. «Модель психического». Способность к пониманию ментальных состояний другого человека // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 2. С. 13–18.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф. 1997. 342 с.
  5. Никольская О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Вып. 19. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija (дата обращения: 21.04.2017).
  6. Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Вып. 20. URL: http://alldef.ru/ru/articles /almanah-20/ psihologicheskaja-pomosch-rebenku-s-autizmom (дата обращения: 21.04.2017).

Информация об авторах

Костин Игорь Анатольевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ «ИКП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-5266, e-mail: kostin@ikp.email

Метрики

Просмотров

Всего: 2120
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 838
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2