Клиническая и специальная психология
2018. Том 7. № 3. С. 45–65
doi:10.17759/cpse.2018070303
ISSN: 2304-0394 (online)
Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, самооценка, уровень притязаний, образ Я, самоотчетные характеристики, нарушения почечного функционирования, заболевания разной степени тяжести
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070303
Для цитаты: Вачков И.В., Заруба Д.А., Куртанова Ю.Е. Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 45–65. DOI: 10.17759/cpse.2018070303
Полный текст
Введение
Особенности формирования личности, осложненного условиями хронической соматической болезни, выявление личностных черт, характерных для конкретной нозологии, исследование самооценки и ее мотивационная роль в выздоровлении - привлекают все больший интерес психологов последние десятилетия. Этим психологическим явлениям посвящены многие работы зарубежных и отечественных специалистов (В.Н. Мясищев, Р.А. Лурия, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, Ю.Е. Куртанова и др.)
Однако отдельного исследования, посвященного изучению самосознания, самовосприятия или образа Я, установлению зависимости в отклоняющемся формировании этих явлений от степени тяжести заболевания, не проводилось.
Почечная недостаточность - это патологическое состояние, которое характеризуется полной или частичной утратой функции почек по поддержанию химического постоянства внутренней среды организма. Почечная недостаточность проявляется в нарушении процесса образования и (или) выведения мочи, нарушениях водно-солевого, кислотно-щелочного и осмотического баланса.
У пациентов, страдающих нарушениями почечного функционирования, часто бывают головные боли, головокружения, отеки, повышенное и трудно сбиваемое артериальное давление.
При хронической почечной недостаточности (ХПН) по мере накопления азотистых продуктов обмена в крови, появляются подергивания мышц, иногда болезненные судороги икроножных мышц. В терминальной стадии ХПН характерны тяжелые поражения нервов (полинейропатии) с болями и атрофией (уменьшением объема) мышц. У таких больных наблюдается слабость, в том числе мышечная, из-за анемии, сонливость, ухудшение памяти и другие физиологические проявления, иногда случаются судороги. A в тяжелых случаях - тремор и парезы конечностей.
Симптоматика со стороны центральной нервной системы претерпевает динамику от быстрого утомления, снижения памяти, нарушений сна до выраженной заторможенности и возбуждения, острых психозов, эпилептиформных припадков, нарушений мозгового кровообращения, комы. Это обусловливается нарушением гидратации клеток мозга и нарушением внутриклеточной энергетики [Вaсильевa, 2010].
У больных с легкой степенью нарушения почечного функционирования наблюдаются: пониженное настроение, переоценка тяжести болезни, фиксация внимания на своих ощущениях и физиологических отправлениях (особенно у личностей с астеническими, ригидными и истероидными чертами) [Вaсильевa, 2010].
Также существует процент больных, у которых срабатывает защитный механизм «отрицания болезни». У таких пациентов внешне ровное спокойное поведение, для них характерно избегание разговоров о болезни [Исaев, 2001]. При латентных формах заболевания встречается рациональное отношение к болезни, проявляющееся в общей осведомленности о ней. Больные испытывают особый психологический дискомфорт от ограничений в образе жизни и диете, особо переживают страх смерти [Свистуновa, 2010].
При хронической почечной недостаточности в стадии компенсации или субкомпенсации у подростков наблюдаются астеноневротические расстройства, которые проявляются лабильностью настроения, капризностью, раздражительностью, повышенной утомляемостью. Больных беспокоят частые головные боли, тупые боли в поясничной области и другие неприятные ощущения.
Подростки с ХПН быстро истощаются, они ограничены в физической активности, часто им показан постельный режим. Учащихся в школе переводят на домашнее обучение, что лишает их возможности общения со сверстниками и способов самоутверждения. Длительное пребывание в стационаре вызывает депрессивные переживания. Часто подростки угнетены своим состоянием, испытывают чувство обреченности [Куртанова, 2016]. В то же время у других больных может наблюдаться благодушное настроение с недооценкой характера и тяжести заболевания.
При хронической почечной недостаточности у больных происходит интоксикация организма - уремия. Острое течение уремии сопровождается оглушенностью, и у больных могут проявляться разнообразные психопатологические нарушения: галлюцинации, амнестические расстройства, двигательное беспокойство [Вaсильевa, 2010].
При хронической уремии признаки интоксикации проявляются в нарушении памяти, мышления, эмоциональной сферы. Подростки страдают забывчивостью, у них проявляется эмоциональная неустойчивость. Они испытывают трудности в общении [Вaсильевa, 2010]. Иногда может наблюдаться инфантильное поведение и отношение к болезни: подростки могут недооценивать значимость заболевания, нарушать режим, отказываться от лечения [Соколова, 1995].
Таким образом, нарушения почечного функционирования - особый тип хронических заболеваний, поскольку часто приводит к неизлечимой форме - почечной недостаточности. ХПН способствует проявлению в личности больных психологических особенностей, которые отсутствуют у страдающих другой соматической патологией. Например, длительная интоксикация организма вызывает нарушения памяти, мышления, эмоциональной и коммуникативной сфер, появление психопатологических нарушений.
Для оказания психологической помощи подросткам, страдающим нарушением почечного функционирования, необходимо знать особенности их образа Я и самооценки. Поэтому целью проведенного исследования стало выявление особенностей образа Я и самооценки подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести.
Процедура исследования
В исследовании участвовали три группы испытуемых. Основную экспериментальную группу составили 18 подростков 12-17 лет, ожидающих пересадку почки в Российской детской клинической больнице (РДКБ). В исследовании эта группа была обозначена как RDKB. Группа Pediatria (P) - 18 подростков от 12 до 17 лет, находящихся на стационарном лечении в отделении нефрологии ФГБУ НИИ педиатрии и детской хирургии РАМН. Контрольную группу (обозначена как Normd (N)) составили 20 подростков 12-14 лет, учащихся в среднеобразовательной школе № 553. Основные характеристики этих трех групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики исследованных групп
Характеристики |
Norma (N) |
Pediatria (P) |
RDKB |
Возраст |
12,7+0,75 |
13,9+1,32 |
12,9+1,58 |
Девочки (чел.) |
11 |
8 |
5 |
Мальчики (чел.) |
9 |
10 |
13 |
Всего (чел.) |
20 |
18 |
18 |
В исследовании были использованы следующие методики: проективная методика Гудинаф-Харриса «Я в трех проекциях» (в модификации Е.Б. Фанталовой) [Фанталова, 2015]; тест М. Куна «Кто я?» (в модификации Т.В. Румянцевой) [Румянцева, 2006]; методика «Положительные и отрицательные качества»; методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (интерпретация и подсчет по А.М. Прихожан) [Прихожaн, 2007].
При статистической обработке данных использовался U-критерий Манна- Уитни. Для определения значимости различий величина полученных значений сравнивалась с таблицей критических значений для уровня значимости 0,05.
Был проведен качественный анализ рисунков тремя квалифицированными экспертами, имеющими профессиональный стаж более 10 лет, двое из которых имеют ученые степени.
Результаты и их обсуждение
Для оценки компонентов образа Я подростков и выявления различий было проведено попарное сравнение результатов, полученных по методике «Я в трех проекциях» (в модификации Е.Б. Фанталовой) [Фанталова, 2015], в трех группах испытуемых с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Статистический анализ расхождения между рисунками показал, что при уровне значимости p<0,05 по всем шкалам различия незначимы.
Если обратиться к оценке общих и средних баллов по указанной методике, то наблюдается различие между здоровыми детьми и детьми из групп P и RDKB. Однако и оно небольшое: 1-1,5 балла. Отметим, что между группой Р и группой RDKB различий практически нет, в отличие от сравнения этих групп с группой нормы.
Все три группы подростков относительно зависимы от мнения окружающих в видении себя реального и идеального. Причина этого может заключаться в том, что подростки - как здоровые, так и с хроническими заболеваниями - мало задумываются о самовосприятии, тем более - о восприятии их окружающими, что связано, видимо, со сниженной критичностью и характерной для этого возраста неустойчивой самооценкой [Эриксон, 1996].
Качественный анализ рисунков
Если обратиться к качественному анализу рисунков, сделанных при выполнении методики «Я в трех проекциях», то обращает на себя внимание тот факт, что в нормативной группе у девочек преобладают изображения ребусные, символичные, а также изображения человека (девочек) или животных, а у мальчиков - схематичные рисунки. Иногда в этой группе встречались изображения лиц или изображения отсутствовали.
У подростков из группы Pediatria рисунки наиболее содержательны, разносторонни и разнообразны, изредка встречались схематичные, формальные и неполные изображения - отдельных частей тела. Можно предположить, что это объясняется тем, что у подростков этой группы достаточно возможностей для общения, творчества, обучения, взаимодействия со взрослыми. Поэтому для них, как и для группы условной нормы, выполнение психодиагностических методик не является чем-то важным и увлекательным (исключение составили отдельные испытуемые с эмоциональным трудностями или трудностями в коммуникации, которые, осознавая эти трудности, хотели разобраться в себе) [Венгер, 2003].
Наиболее же упрощенные рисунки оказались у подростков в группе RDKB. У них встречается отсутствие рисунка (одного, нескольких), они часто изображают только лицо. Рисунки схематичные, примитивно детские, а изображения самих себя в метафорической или символичной форме также крайне просты: в образе солнца, сердечка, книги, ноутбука. Это также может быть связано с высокой астеничностью и личностной инфантильностью детей. Изображения человека часто оказываются незавершенными: с недорисованными или короткими конечностями. Характеризуя себя, подростки используют отдельные прилагательные - хороший, добрый.
Также заметна разница в размерах рисунков: у подростков из группы RDKB рисунки часто очень маленького размера, а у подростков из группы Pediatria они занимают все пространство (одна четверть листа) выделенной части бланка. Подростки с тяжелыми нарушениями и в норме редко использовали разные цвета, чаще рисовали простым карандашом, в отличие от подростков из группы Pediatria, которые максимально раскрашивали свои рисунки. У многих подростков из групп P и RDKB вызывало затруднение задание нарисовать себя, особенно это касалось темы «Я глазами других». Но если подростки из группы P справлялись с первоначальной трудностью, помогая себе вербальным описанием, то подростки из группы RDKB часто не могли справиться с заданием. Это подтверждается статистически: показатели U-критерия по шкале «Я глазами других» 57 и 99 при уровне значимости p<0,05.
Сложность задания могла вызвать у подростков с тяжелыми нарушениями непредсказуемую реакцию, например, у них полностью пропадало и так не слишком выраженное желание общаться с психологом, и исчезала всякая мотивация к выполнению заданий. Это, видимо, можно объяснить инфантильностью и недостаточным уровнем произвольной регуляции подростков этой группы, что было выявлено в некоторых исследованиях. Тяжелое заболевание ребенка формирует у матерей воспитательную установку, ориентированную на лечение. Сосредоточившись на болезни своих детей и их лечении, родители недостаточно внимания уделяют их эмоциональному и интеллектуальному развитию [Буслаева, 2016]. Без должного внимания остаются такие стороны личностного развития, как самовосприятие и образ Я. Возможно, сказывается эгоцентризм, в целом характерный для людей, страдающих серьезными соматическими заболеваниями, который мешает воспринимать точку зрения другого [Соколова, 1995]. А возможно, некоторым подросткам, имеющим сопутствующие заболевания, например, нарушенный слух, представить себя глазами других проблематично или неприятно.
В нашем исследовании уровень интеллектуального развития специально не изучался, однако можно предположить, что качество выполнения заданий от него зависело. Это касается и рисунков (например, подростки могли изображать себя метафорически, ребусно, могли выбирать философские самоопределения), и качества и количества вербальных ответов. Вместе с тем и в протоколах условно здоровых подростков встречаются формальные ответы и рисунки. Таким образом, остается неясным: либо они не доверяли психологу, либо не хотели всерьез задумываться над поставленными вопросами [Венгер, 2003].
Интересно также, что подростки из группы Pediatria охотнее шли на контакт, доверяли психологу и раскрывались без затруднений, выполняли задания не формально, а с явным интересом. Этого нельзя сказать об испытуемых из двух других групп. Можно предположить, что подростки из группы условной нормы были более критичны и недоверчивы, они порой проявляли негативное отношение к процедуре исследования. Подростки с тяжелой степенью заболевания в силу недостаточно сформированных коммуникативных навыков, возможно, сниженного интеллектуального уровня порой не могли выполнить задания и отшучивались или просто отказывались.
При создании рисунка «Я глазами других» подростки всех групп активно использовали метафоричные образы: например, характеризуя себя как «любознательную, разговорчивую», девочка изображает ухо, к которому приложена телефонная трубка. «Другие видят меня приятным в общении, отзывчивым человеком»: подросток изображает рот как средство общения и песок на пляже, «потому что на пляже приятно находиться и общаться». Или, например, реплика «Другие видят меня жестоким, сильным, вспыльчивым» проиллюстрирована изображением Змея Горыныча, имеющего три головы: «в зависимости от ситуации какую-то голову приходится отсекать». Еще пример: подросток использует образ хамелеона, чтобы продемонстрировать переменчивость своих эмоциональных состояний. В таблице 2 представлены данные по группам о типах рисунков, встретившихся при выполнении методики «Я в трех проекциях».
Таблица 2
Распределение рисунков по характеру их выполнения (в %)
Категории |
Norma |
Pediatria |
RDKB |
||||||
Символ, ребус, предмет, персонаж, животное |
Человек, лицо |
Отсутст вие рисунка |
Символ, ребус, предмет, персонаж, животное |
Человек, лицо |
Отсутст вие рисунка |
Символ, ребус, предмет, персонаж, животное |
Человек, лицо |
Отсутст вие рисунка |
|
Я глазами других |
85 |
15 |
0 |
61 |
33 |
6 |
16 |
39 |
45 |
Я- реальное |
80 |
20 |
0 |
55 |
39 |
6 |
50 |
40 |
10 |
Я- идеальное |
80 |
10 |
10 |
45 |
33 |
22 |
45 |
45 |
10 |
Охотнее всего подростки из всех трех групп выполняли задание «Я хотел(а) бы быть» и делали рисунки на эту тему. В своих ответах подростки называли:
• профессию или деятельность, которую хотели бы освоить (стать врачом, военным, водителем, получить образование, работать в зоопарке). Подростки из групп Р и RDKB часто среди профессий называли врача. Здоровые подростки больше ориентировались на богатство и успех («Хочу быть миллиардером», «богом», «риэлтором», «популярным психологом»);
• качества, которые хотели бы иметь (настойчивость, успешность, уверенность, независимость в себе и др.);
• способности («быть умным», «быть талантливой»);
• эмоциональные состояния («радостной, счастливой», «веселой»);
• физическую привлекательность («красивой», «сильным», «чтобы были мускулы», «хочу отрастить бакенбарды»);
• здоровье: прямые формулировки типа «быть здоровой», «вылечить здоровье» у подростков с хроническими заболеваниями встречались редко, зато часто - косвенные, связанные с хорошей физической формой, возможностью заниматься спортом; у здоровых подростков вообще отсутствуют упоминания о здоровье.
Некоторые подростки ничего не хотели в себе менять, их все устраивало («Оставаться такой, какая я есть»). Были ответы экзистенциального характера: «Я хотела бы быть обычной звездой во Вселенной».
Подростков с соматическими заболеваниями больше волнуют их возможные успехи, дальнейшая деятельность, здоровье, внешность. А подростков из группы условно здоровых - успех, независимость, самостоятельность, богатство. Они говорят о том, что порой ощущают себя несчастными, хотят быть сильными и не испытывать боли, которую причиняют им сверстники, в том числе и те, в которых они влюблены. Для них важно, что о них думают другие подростки [Хaрлaменковa, 2007; Эриксон, 1996]. В ходе беседы с психологом здоровые подростки 12-14 лет иногда указывали, что уже сталкивались с трудностями в любовных отношениях и это причиняло им страдания. В то же время подростки с хроническими заболеваниями не упоминали о своих сердечных переживаниях и не называли себя несчастными в связи с этим.
Причины ощущения себя несчастливыми у здоровых подростков связаны с их взаимоотношениями со сверстниками, с недостаточно высоким статусом в группе, с отсутствием признания. А у подростков, страдающих соматическими заболеваниями, негативные эмоции вызваны отсутствием здоровья и возможностей заниматься тем, чем бы хотелось, необходимостью постоянного лечения, пребывания вне дома и семьи, недостатком контактов со сверстниками [Агаларова, 2016]. Но в целом подростки с хроническими соматическими заболеваниями, в отличие от своих здоровых сверстников, чаще ощущают себя счастливыми и стараются быть такими (см. табл. 9, шкала «Счастье», распределение ответов в процентах: у детей из групп P, RDKB в два раза меньше ответов «низкий уровень счастья» по сравнению с детьми из группы N).
Таким образом, можно предположить, что подростков с соматическими заболеваниями волнуют их возможные успехи, дальнейшая деятельность, здоровье, а представителей группы условно здоровых - успех, независимость, самостоятельность, богатство, отношение к ним других подростков.
Анализ результатов по методике М. Куна «Кто я?»
Показатель количества самохарактеристик, полученных в выборке по методике М. Куна «Кто я?» (в модификации Т.В. Румянцевой), отражает уровень самопрезентации подростков как вовне (презентация себя социуму), так и самовосприятие: насколько хорошо или плохо, глубоко или поверхностно они знают себя (табл. 3). Контент-анализ ответов позволяет выявить повторы, которые являются сигналом о какой-то волнующей подростка проблеме [Румянцева, 2006].
Таблица 3
Уровень самопрезентации (количество ответов)
|
Группа N/P |
Группа N / RDKB |
Группа P / RDKB |
Уровень самопрезентации |
145,5 |
62,5* |
69,5* |
По данным таблицы 3 мы видим, что достоверно значимыми являются различия в группах Pediatria/RDKB и Norma/RDKB. Количество названных характеристик в группах различается: у подростков из группы Norma в среднем оказалось 10 ответов на человека, а в группе RDKB - практически в два раза меньше (в среднем 5). Количество ответов от 9 до 17 - средний, умеренный уровень самопрезентации, свыше 15 - можно говорить о высоком уровне рефлексии. Не более 8 - показатель низкого уровня рефлексии, и он означает, скорее всего, что подростки из группы РДКБ не задумываются о себе, используют наиболее простые и очевидные характеристики [Румянцева, 2006]. Также это говорит об особом эмоциональном состоянии: замкнутости, тревожности, неуверенности в себе, трудностях в самоконтроле [Соколова, 1995].
Короткий контент-анализ ответов (психолингвистический анализ) включал подсчет использованных частей речи, времени сообщения, количества субъективных или объективных характеристик, а также положительных или отрицательных. Анализ проводился тремя квалифицированными экспертами, имеющими профессиональный стаж более 10 лет, двое из которых имеют научные степени. При этом под субъективными ответами мы понимаем оценочные, личностно-значимые характеристики (например, «одиночка», «веселый», «смелый» и т.д.), а под объективными - все то, что является фактом объективной действительности подростков (пол, возраст, имя, фамилия, социальное положение и т.д.) [Румянцева, 2006]. Результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4
Контент-анализ ответов по тесту М. Куна «Кто я?» (в %)
Переменные |
Norma |
Pediatria |
RDKB |
|
Части речи |
Существительные |
34 |
47 |
35 |
Прилагательные |
42 |
42 |
39 |
|
Глагол |
24 |
11 |
26 |
|
Время |
Настоящее |
97 |
97 |
100 |
Прошлое |
1,5 |
1,5 |
0 |
|
Будущее |
1,5 |
1,5 |
0 |
|
Характеристики |
Объективные характеристики |
30 |
30 |
27 |
Субъективные характеристики |
70 |
70 |
73 |
|
Субъективные характеристики |
Положительные |
72 |
80 |
85 |
Отрицательные |
28 |
20 |
15 |
Таблица 4 показывает, что у подростков из группы Pediatria меньше выявлено глаголов, что может свидетельствовать о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности. У подростков из RDKB высокая представленность глаголов, по-видимому, не означает уверенности в себе, скорее - недостаточную критичность [Румянцева, 2006]. Интересно, что в самохарактеристиках о своем будущем в равной степени (хоть и не часто) писали подростки условной нормы и подростки из группы Pediatria. Полностью отсутствует упоминание будущего у представителей группы RDKB. Возможно, это связано с тем, что подросткам из этой группы думать о будущем страшно, т.к. они находятся перед чертой, за которой вопрос стоит не о вариантах будущего, а о жизни и смерти. При этом подростки этой группы не вспоминают и о прошлом: они живут только настоящим моментом, что опять-таки связано, по-видимому, с переживанием тяжести заболевания. Во всех группах преобладает позитивная валентность идентичности - т.е. положительных качеств подростки называют больше. Хотя у некоторых подростков из групп Pediatria и RDKB, в отличие от их здоровых сверстников, встречаются откровенно уничижительные самохарактеристики (дурак, неряха, слабак).
Качественный анализ ответов позволил отметить, что главная тема здоровых подростков - это общение и все что с ним связано: статус в группе, одиночество и непризнанность («изгой», «я берегу чужие чувства, а мне кидают нож в спину»); дружелюбие и общительность; наличие друзей или отсутствие друзей; трудности в общении («есть мальчик в классе, которого я ненавижу»), что является совершенно адекватным этому возрастному этапу [Обуховa, 2010]. Часто встречаются ответы «до конца сам не знаю, кто я» или просто «не знаю».
У подростков из группы Pediatria ответы имеют более рефлексивный характер, они больше направлены на них самих, хотя тема общения также присутствует: «общительный», «дружелюбный», «хочу больше общаться». Видимо, эта тема актуальна для них в связи с резким сужением круга общения в связи с переходом на домашнее обучение.
Подростки из группы RDKB в основном также называли свои субъективные качества («хороший», «нормальный», «умный», «смелый»), свои хобби, увлечения, внешность. Так, встречались повторяющие описания себя, например, «красивая», «красавчик», «красивый», «милашка». Упоминали свою принадлежность к семье («брат», «сын», «внук»). Тема общения не проявлялась в их ответах. Особенности самохарактеристик каждой группы подростков (компонентов самоидентичности) представлены в таблице 5.
Компонент идентичности |
Группа N/P |
Группа N / RDKB |
Группа P / RDKB |
Социальное «Я» |
162 |
136 |
142,5 |
Коммуникативное «Я» |
144,5 |
81,5* |
113,5 |
Материальное «Я» |
180,5 |
171 |
153 |
Физическое «Я» |
128 |
122 |
151 |
Деятельное «Я» |
194 |
130,5 |
87,5* |
Перспективное «Я» |
190,5 |
169,5 |
145 |
Рефлексивное «Я» |
191 |
105* |
86,5* |
Из данных таблицы 6 видно, что значимые различия выявляются при сравнении группы нормы с подростками из группы RDKB по параметрам «Коммуникативное Я» и «Рефлексивное Я». По параметрам «Деятельное Я» и «Рефлексивное Я» результаты испытуемых группы RDKB отличаются от результатов подростков группы Pediatria, имеющих значимо более высокие показатели. При этом значимых различий между подростками группы Pediatria и их здоровыми сверстниками нет.
Однако стоит обратить внимание на содержательное наполнение ряда компонентов идентичности. Так здоровые подростки часто писали о себе как об ученике, гражданине страны, мальчике или девочке, в то время как подростки из других групп чаще указывали на роль в семье («сын», «внучка», «дочь»). Также здоровые подростки часто указывали на наличие или отсутствие друзей («общительный», «много друзей», «изгой», «одиночка»), т.е. воспринимали себя членом группы, сообщества, фиксировали свой статус в коллективе. Подростки из групп Pediatria и RDKB называли только свои качества - «общительный», «люблю общаться».
Физический компонент идентичности у условно нормативных подростков также выражается более интенсивно, они часто писали о своей внешности, ощущениях, формальных характеристиках тела (рост, вес).
Таким образом, можно сказать, что подростки с заболеванием в терминальной стадии испытывают трудности с разрешением базовых задач подросткового возраста - общения, профессиональной ориентации, самоопределения в силу складывающейся из-за болезни социальной ситуации развития (ограниченность в общении, недостаток полноценного обучения, снижение требований к ним со стороны взрослых - учителей и родителей). Это самым непосредственным образом сказывается на уплощении, обеднении их самовосприятия, содержания образа Я, делает его поверхностным, мешает развитию рефлексивности.
Анализ результатов по методике
«Положительные и отрицательные качества»
Анализ результатов методики показывает, что значимые различия по параметрам «Общее количество качеств» и «Общее количество отрицательных качеств» наличествуют между группами N и P и группами P и RDKB. То есть подростки из группы с хроническими нарушениями работы почек (но не в терминальной стадии) более критично относятся к себе, чем здоровые подростки, и выделяют в себе положительные и отрицательные качества примерно в равной пропорции. У подростков из групп N и RDKB количество положительных качеств преобладает над количеством отрицательных (табл. 6).
Таблица 6
Соотношение положительных и отрицательных качеств
Переменные |
Группа N |
Группа P |
Группа RDKB |
Общее количество названных качеств |
82,5* |
165 |
63,5* |
Общее количество положительных качеств |
114 |
175 |
107,5 |
Общее количество отрицательных качеств |
96,5* |
126 |
44* |
Примечание. * - различия значимы на уровне p < 0,05.
Здоровые подростки в качестве положительных качеств выделяют в себе эмпатичность (в эту категорию были включены такие характеристики как доброта, отзывчивость, готовность помочь), а также жизнерадостность, оптимизм, общительность (дружелюбие, наличие друзей). Рассматривают как недостатки лень (неуспешность в учебе), мягкость (в эту категорию были включена такие характеристики как нерешительность, доверчивость, застенчивость), агрессивность (злость, раздражительность, вспыльчивость, упрямство).
Подростки из группы Pediatria называют сходный набор качеств. Но они реже выделяют общительность и оптимизм, однако чаще - способности (ум, любовь к учебе,), прилежание (категорию, к которой были отнесены честность, ответственность, принципиальность, старательность и т.д.). Среди негативных качеств появляются упоминание о недостатке здоровья, эгоистичности, эмоциональной неустойчивости (нервность, импульсивность, тревожные переживания) (табл. 7).
Таблица 7
Наборы выделяемых качеств
Группы |
Положительные качества |
Отрицательные качества |
Norma |
Эмпатичность (30%) Жизнерадостность (25%) Общительность (20%) Способности (9%) Воспитанность (6%) Успешность (6%) Здоровье (4%) |
Лень (36%) Мягкость (23%) Агрессивность (15%) Вранье, вредность (10%) Пессимизм (10%) Неудовлетворенность внешностью (5%) |
Pediatria |
Эмпатичность (33%) Способности (19%) Оптимизм (15%) Прилежание (15%) Физические характеристики (12%) Общительность (6%) |
Антиспособности, лень (18%) Мягкость (18%) Агрессивность (14%) Эмоциональная неустойчивость (16%) Эгоистичность (14%) Здоровье (11%) Неудовлетворенность внешностью (9%) |
RDKB |
Доброта (34%) Способности, увлечения (27%) Прилежание (17%) Оптимизм (12%) Общительность (2%) Сила воли (2%) |
Агрессивность (26%) Эмоциональная неустойчивость (26%) Неуспешность (17%) Здоровье (26%) Вредность (4%) |
Таким образом, легко увидеть, что самоописание посредством положительных и отрицательных характеристик сходно у подростков из группы условной нормы и Pediatria и отличается у подростков с тяжелыми формами болезни. Для них характерно сужение числа характеристик, преобладание положительных качеств над отрицательными.
Анализ результатов исследования самооценки
по методике Дембо-Рубинштейн
Из данных табл. 8 видно, что высота самооценки у здоровых подростков и подростков с хроническими заболеваниями (не в терминальной стадии) распределяется одинаково (преобладает средняя и выше средней, что является нормой [Обуховa, 2010; Прихожaн, 2007]).
Таблица 8
Распределение уровней самооценки по методике Дембо–Рубинштейн (в %)
Шкалы |
Norma |
Pediatria |
RDKB |
|||||||||
Низ. |
Ср. |
В. ср. |
Выс. |
Низ. |
Ср. |
В. ср. |
Выс. |
Низ. |
Ср. |
В. ср. |
Выс. |
|
Ум |
5 |
50 |
30 |
15 |
10 |
40 |
30 |
20 |
28 |
33 |
17 |
22 |
Характер |
10 |
45 |
25 |
20 |
28 |
17 |
33 |
22 |
17 |
11 |
28 |
44 |
Здоровье |
23 |
28 |
23 |
26 |
33 |
34 |
23 |
10 |
33 |
33 |
6 |
28 |
Счастье |
40 |
0 |
10 |
50 |
22 |
17 |
33 |
28 |
11 |
22 |
28 |
39 |
Общая |
19 |
31 |
22 |
28 |
23 |
27 |
30 |
20 |
22 |
25 |
20 |
33 |
Примечание. Низ. – низкий уровень самооценки (<45 баллов); ср. – средний уровень самооценки (45–59 баллов); в. ср.– уровень самооценки выше среднего (75–100 баллов) и выс. – высокий уровень самооценки (75–100 баллов).
Имеются некоторые различия по шкалам Счастье и Здоровье: подростки из группы Pediatria в меньшей степени ощущают себя счастливыми и здоровыми.
Подростки из группы RDKB большое значение придают характеру (что также отразилось и в ответах по методике «Положительные, отрицательные качества»), высота самооценки по шкале Характер - на высоком и очень высоком уровнях.
При анализе уровня притязаний выявилось, что здоровые подростки отмечали уровень притязаний в 100 баллов по шкалам Счастье и Здоровье. Также согласно полученным данным, завышенные ожидания, желанность Здоровья обнаруживаются у подростков из группы RDKB - с заболеванием в терминальной стадии. Практически все они делали отметки высоты притязаний на верхнем полюсе этой шкалы.
Наибольший разрыв между самооценкой и желаемым уровнем у здоровых подростков приходится на шкалу Ум, у подростков из группы Pediatria и RDKB - на шкалу Здоровье. Между тем, разрыв больше 23 баллов свидетельствует о конфликте между возможным и желаемым, что может тормозить личностное развитие [Прихожaн, 2007]. Также это выступает свидетельством неудовлетворенности собой или тем состоянием, в котором находится человек.
Анализ данных, представленных в табл. 9, показывает, что между подростками с нарушением почечного функционирования в легкой степени и их здоровыми сверстниками достоверных различий нет, а вот между этими двумя группами и группой подростков, у которых заболевание в терминальной стадии, различия отношения уровня притязаний статистически значимы.
Таблица 9
Сравнение параметров методики Дембо-Рубинштейн в разных группах
(величина U критерия)
Шкалы |
Высота самооценки |
Уровень притязаний |
||||
N / P |
N/RDKB |
P/RDKB |
N / P |
N/RDKB |
P/RDKB |
|
Ум |
154,5 |
148,5 |
136,5 |
163,5 |
113,5 |
117 |
Характер |
169 |
123,5 |
110,5 |
146 |
71* |
86* |
Здоровье |
122 |
147,5 |
151 |
175,5 |
68* |
49* |
Счастье |
171 |
157 |
145 |
148,5 |
60* |
79,5* |
Таким образом, у здоровых подростков и подростков из группы с легкой формой нарушения почечного функционирования преобладает средний и высокий уровень самооценки и притязаний, расхождение между актуальной самооценкой и уровнем притязаний также колеблется между средней и слабой степенью (больше половины ответов). Самооценка, уровень притязаний и степень расхождения между «хочу» и «могу» подростков с тяжелой формой заболевания имеют отличия от показателей других групп: самооценка преобладает низкая, уровень притязаний высокий и предельно завышен по шкале Здоровье, у них наблюдается наибольший процент сильного расхождения между «могу» и «хочу».
Выводы
Сравнительный анализ особенностей самосознания трех групп подростков (условно здоровых, имеющих нарушения почечного функционирования в легкой степени и тех, у кого заболевание в терминальной стадии) выявил совпадения по большинству параметров между подростками первых двух групп. В то же время сравнение подростков с заболеванием в терминальной стадии со здоровыми сверстниками и подростками с нарушениями почечного функционирования легкой степени по многим показателям и шкалам дает достоверные различия.
Подростки из группы RDKB испытывают трудности и ограничения в решении задач своего возраста - самопознание, идентификация, поиск своего места в мире, жизни, обществе. Их коммуникативный, рефлексивный и деятельностный компоненты идентичности имели самые низкие показатели.
Образ Я подростков с заболеванием в терминальной стадии характеризуется: эгоцентричностью, некритичностью, обедненностью. Идентичность этой группы детей малодифференцирована, однообразна, поверхностна. Подросткам присущ низкий уровень рефлексии, импульсивность.
У подростков с заболеванием в терминальной стадии преобладает низкая самооценка, уровень притязаний высокий и резко завышен по шкале Здоровье, обнаруживается значительное расхождение между оценкой наличного состояния и желаемого.
В образе Я подростков с нарушениями почечного функционирования в легкой степени нет различий по большинству параметров, однако была обнаружена определенная специфика в сферах, связанных с общением (выраженное желание общаться и недостаток общения), здоровьем (проблемы со здоровьем попадали в списки отвергаемых в себе качествах) и счастьем. Самооценка и притязания подростков с нарушениями почечного функционирования в легкой степени имеют средний и высокий уровни. Расхождение между актуальной самооценкой и уровнем притязаний имеет среднюю и слабую степень.
На основании представленных выводов можем сформулировать ряд рекомендаций по работе психолога с подростками и родителями. Работа психолога с детьми должна быть направлена на развитие рефлексии посредством совместной деятельности со сверстниками (командные игры, театральные постановки с обсуждением полученного опыта в конце каждой встречи). Цель - научить подростков говорить о своих чувствах, переживаниях, выражать отношение к другим, учиться сравнивать и анализировать. Также необходимо моделировать такие ситуации общения, которых дети лишены или в которых ограничены; важно развитие самопознания, способности слышать себя и выражать свои чувства и эмоции (занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными). Эффективны в работе с подростками в соматической клинике игры, арт- терапевтические занятия с целью снижения страхов, тревожных состояний, повышения уровня самопринятия.
Работа с родителями должна быть направлена на снятие тревожности и страхов, которые могут возникать в связи с болезнью ребенка. Психологу нужно помочь родителю расширить эмоциональный опыт взаимодействия с ребенком, акцентировать внимание родителей на психологические потребности ребенка и необходимость развивать его личностные особенности, его эмоциональную, интеллектуальную, культурную, рефлексивную, коммуникативную, творческую стороны личности.
Литература
- Агаларова К.Н. Восприятие подростками больничной среды [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 1. С. 33–44. doi:10.17759/cpse.2016050103
-
Буслаева А.С. Родительские воспитательные установки
при хроническом соматическом заболевании ребенка (на материале юношеского
ревматоидного артрита) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная
психология. 2016.
Т. 5. № 4. С. 61–75. doi:10.17759/cpse.2016050405 -
Вaсильевa И.A. Кaчество жизни больных при лечении
гемодиaлизом: биологические и психосоциaльные фaкторы, методы оценки и
подходы
к коррекции: aвтореф. дис. … док. психол. нaук. СПб., 2010. 45 с. - Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
-
Исaев Д.Н. Формировaние внутренней кaртины болезни
у детей
и психосомaтическaя ситуaция // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. № 1. С. 20–31. -
Куртанова Ю.Е. Возможности психологической
реабилитации пациентов
с первичными лимфедемами [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 118–127. doi:10.17759/cpse.2016050409 - Обуховa Л.Ф. Возрaстнaя психология. М.: Юрaйт, 2010. 460 c.
- Прихожaн A.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 c.
-
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование:
диагностика отношений
в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с. - Свистуновa Е.В. Ребенок и болезнь: психологический aспект проблемы // Педиaтрия. 2010. № 3. С. 54–58.
- Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. 359 с.
- Фанталова Е.Б. Я-образ в условиях переживания внутренних конфликтов у студентов // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2015. Т. 2. С. 184–187.
- Хaрлaменковa Н.Е. Сaмоутверждение подросткa. М.: Институт психологии РAН, 2007. 384 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1977
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 950
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4