Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

31 место — направление «Психология»

0,59 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,663 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вариативность клинической картины эфферентной моторной аграфии при реализации различных культурных функций письменной речи 28

Иванова Е.Г.
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2370-7020
e-mail: ekozintseva@gmail.com

Скворцов А.А.
кандидат психологических наук, доцент факультета социальных наук департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0471-4217
e-mail: skwortsow@mail.ru

Микадзе Ю.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8137-9611
e-mail: ymikadze@yandex.ru

Аннотация

Исследование посвящено изучению письменных ошибок в условиях выполнения пациентами с эфферентной моторной аграфией различных по содержанию, специфических для человека речевых задач. Объектом исследования является письменная речь, предметом – нарушение письменной речи при эфферентной моторной аграфии. Целью работы было выявление наиболее специфических видов письменных ошибок в зависимости от культурно-исторического значения актуализируемых функций письменной речи при эфферентной моторной аграфии. К используемым методам относятся классические нейропсихологические методики, а также специально разработанные экспериментальные методики, актуализирующие культурно-исторические функции письма (коммуникативную, мнестическую и регуляторную). Для анализа распределения ошибок использовались непараметрические критерии Хи-квадрат Фридмана и Т-критерия Вилкоксона для попарного сравнения данных. В обследовании приняли участие 22 пациента, имеющие органические поражения мозга, вследствие ишемического инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии. Показано, что из грамматических ошибок, наиболее специфичными являются синтаксические ошибки в виде нарушения границ предложения, пропусков самостоятельных и служебных слов, нарушения норм согласования и управления. Различия при реализации различных по функциональному назначению письменных задач, нейропсихологическая компонентная структура которых была максимально схожей, объясняются выбором различных стратегий письменной деятельности. Однако общей закономерностью является доминирование смыслового содержания текста над его формальным структурированием, выраженным в грамматических правилах. Проведенное исследование подтверждает, что при изучении аграфии важно рассмотрение как структурного (изучение операций речевого акта) так и функционального (определяемого их культурно-исторической спецификой) аспектов реализации письменной речи.

Ссылка для цитирования

Финансирование

исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00841\19

Литература
  1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской.
    М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.
    М.: изд-во МГУ, 1989. 215 с.
  3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под ред.
    О.Б. Иншаковой. М.: изд-во МПСИ, 2001. С. 7−20.
  4. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: В. Секачев, 2008. 128 c.
  5. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека: о соотношении языка, сознания и действительности. Фрунзе: Илим, 1972. 234 с.
  6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002.
    350 с.
  7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо; Смысл, 2004. 1136 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика 1983.  369 с.
  9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
  10. Джексон Дж.Х. Избранные работы по афазии. СПб.: Нива, 1996. 72 с.
  11. Доблхофер Е., Фридрих И. История письма. Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней / Пер. с нем. Г.М. Бауэра. М.: Эксмо, 2002. 400 с.
  12. Жан Ж. История письменности и книгопечатания / Пер. с фр.
    Ю.В. Крижевской. М.: АСТ: Астрель, 2005. 224 с.
  13. Зинковская Н.Я. Язык. Письменность. Культура: учеб. пособие. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2005. 160 с.
  14. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965. 600 с.
  15. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Под ред. Б.М. Величковского. М.: Прогресс, 1983. 302 с.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: изд-во МГУ, 1981.
    584 с.
  17. Лихачёв Д.С. Исторические предпосылки возникновения русской письменности и русской литературы // Вопросы истории. 1951. № 12. С. 30–55.
  18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008. 621 с. 
  19. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970.
    496 с.
  20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. М.: изд-во МГУ, 1973.
    376 с.
  21. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: изд-во АПН РСФСР, 1950. 84 с.
  22. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2002. 352 с.
  23. Лурия А.Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. М.: АМН CСCP, 1947. 367 с.
  24. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев: Штиинца, 1983. 87 с.
  25. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
    1087 с.
  26. Мазунова Л.К. Письмо как способ и средство сохранения фенотипа «человек культурный». М.: Наука, 2006. 302 с.
  27. Микадзе Ю.В., Козинцева Е.Г., Скворцов А.А. и др. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 33. С. 9. URL: http://psystudy.ru/index.php/eng/2014v7n33e/943-mikadze33e.html (дата обращения: 05.09.2019).
  28. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учеб. для вузов по спец. «Психология».
    М.: изд-во МГУ, 1987. 288 с.
  29. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения.
    М.: изд-во МПСИ, 2002. 640 с.
  30. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии: учеб. пособие к спецпрактикуму для студентов психол. фак. М.: изд-во МГУ, 1981.
    67 с.
  31. Caramazza A. Some aspects of language processing revealed through the analysis of acquired aphasia: The lexical system // Annual Review of Neuroscience. 1988. Vol. 11.
    № 1. P. 395–421. doi: 10.1007/978-94-011-3740-9_1
  32. Coltheart M., Caramazza A. Cognitive neuropsychology twenty years on // Cognitive neuropsychology. 2006. Vol. 23. № 1. P. 3–12. doi: 10.1080/02643 290500443250
  33. Gor K., Chrabaszcz A., Cook S. Processing of native and nonnative inflected words: Beyond affix stripping // Journal of Memory and Language. 2017. Vol. 93. P. 315–332.
    doi: 10.1016/j.jml.2016.06.014
  34. Lichteim L. On aphasia // Brain. 1885. Vol. 7. № 4. P. 433–484.
    doi: 10.1093/brain/7.4.433
  35. Lukatela G., Gligorijević B., Kostić A., et al. Representation of inflected nouns in the internal lexicon // Memory & Cognition. 1980. Vol. 8. № 5. P. 415–423.
    doi: 10.3758/BF03211138.
  36.  
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика