Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические детерминанты возникновения внутриличностных противоречий студентов 57

Каткова А.С.
преподаватель, кафедра социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского), Ялта, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1632-1189
e-mail: katkova.aleksasha@mail.ru

Вачков И.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВПО МПГУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427
e-mail: igorvachkov@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию внутриличностных противоречий, влияющих на становление и развитие личности студентов и которые могут препятствовать их профессиональному совершенствованию. Основная цель статьи – на основе эмпирического исследования раскрыть сущность психологических детерминант внутриличностных противоречий будущих психологов. В работе раскрыта психологическая сущность внутриличностных противоречий субъекта с позиции зарубежных и отечественных исследователей, которые выделяли основной фактор противоречия – разновекторность влечений и потребностей личности. Проведен анализ детерминант возникновения внутриличностных противоречий – зависимости от родителей, травматичного опыта и объектных отношений –которые являются неосознаваемыми и обусловливают деструкции в личностно-профессиональном развитии субъекта. Рассмотрены основные положения метода осознания внутриличностных противоречий, раскрыты этапы процесса исследования противоречий, проявляющиеся в деструкциях поведения личности. Эмпирически подтверждается наличие внутриличностных проблем, деструктирующих личностное развитие будущего психолога. Исследованы основные противоречия, которые подразделяются на жизнеутверждающие и деструктивные проявления.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
  2. Большой психологический словарь. 4-е изд. / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога / Пер. с англ. В.В. Старовойтова; под ред. Ю.В. Божко.
    М.: Канон +, 2019. 272 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.
    М.: Национальное образование, 2019. 368 с.
  5. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 126–134. DOI:10.17759/psyedu.2018100311 (дата обращения: 26.06.2020).
  6. Горлова Н.В., Хасан Б.И. Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития в юности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. С. 69 – 82. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013 /n3/62446.shtml (дата обращения: 26.06.2020).
  7. Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю. Личностное развитие и качество уединения [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 30–40. DOI: 10.17759/chp.2018140104 (дата обращения: 26.06.2020).
  8. Кляйн М. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2018. 368 с.
  9. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. 3-е изд. / Пер с франц.
    и науч. ред. Н.С. Автономовой. М.: Квадрига, 2017. 751 с.
  10. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб.: Питер, 2001. 688 с.
  11. Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии // Психологический журнал. 1991. Том 12. № 4. С. 117–120.
  12. Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
  13. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: МОДЭК, МПСИ, 2009. 544 с.
  14. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модекс», 1995. 356 с.
  15. Психологический словарь / Под. ред. В.В. Давыдова [и др]. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  16. Философский словарь / Под ред. И.В. Андрущенко [и др.]. Киев.: А.С.К., 2006. 1056 с.
  17. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева.
    М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  18. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2019. 528 с.
  19. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб.: Питер, 2019. 240 с.
  20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2017. 608 с.
  21. Шемякина О.О. Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/ 53529.shtml (дата обращения: 28.02.2020).
  22. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М.: Канон+, 2013. 320 с.
  23. Яценко Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. Днепропетровск: Инновация, 2015. 394 с.
  24. Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. München: J.F. Bergmann-Verlag, 2013. 398 p.
  25. Fromm E. Escape from Freedom. Stuttgart: Holt Paperbacks. 1994. 543 p.
  26. Gignac G.E., Szodorai E.T. Effect size guidelines for individual differences researchers // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 102. pp. 74–78. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.069
  27. Gorlova N., Romanyuk L., Vanbrabant L., et al. Meaning-in-life orientations and values in Youth: cross-cultural comparison // European Journal of Developmental Psychology. 2012. Vol. 6 № 9. P. 744–750. DOI: 10.1080/17405629.2012.689823
  28. Maslow A. Self-actualizing and Beyond Challenges of Humanistic Psychology. N.Y.: McGraw-Hill, 1967. 326 p.
  29. Perls F.S. Das Ich, der Hunger und die Aggression. Die Anfaenge der Gestalttherapie. Stuttgart: Klett-Cptta, 1978. 154 p.
  30. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44. № 3. Р. 95–103.
  31. The Handbook of Solitude. Psychological Perspectives on Social Isolation, Social Withdrawal, and Being Alone / R.J. Coplan, J.C. Bowker (eds.). Chichester, UK: Blackwell Publishing Ltd, 2014. 608 p. DOI: 10.1002/978111842737
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика