Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Уровень совместности как показатель теоретичности способа решения задачи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рефлексия индивидуальных действий, совместная деятельность, принятие решений, решение задач
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Поливанова Н.И. Уровень совместности как показатель теоретичности способа решения задачи // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.
Фрагмент статьи
Экспериментальные психологические исследования групповых форм решения задач осуществляются главным образом на основании сопоставления индивидуальных и групповых решений одних и тех же задач, а также специальной организации совместных форм, в основе которых лежат и моделируются те или иные закономерности функционирования группы. При этом исследуются в основном социально-психологические феномены, такие, как выделение и распределение функций-ролей между участниками группы, влияние ситуации межличностного общения на возникновение продуктивной познавательной активности личности и обратное влияние личностных особенностей членов группы на эффективность ее работы, взаимосвязь межличностных отношений в группе и результаты ее работы, значительно реже — формы когнитивного группового взаимодействия.
Ярким примером инструментального моделирования в эксперименте совместной деятельности является «Гомеостат» [15]. В этой методике группа операторов, воздействуя на стрелочные индикаторы (свои и партнеров), добивается согласованных перемещений стрелок в определенное положение, ориентируясь только на собственный индикатор. Экспериментатор со своего пульта имеет возможность контролировать действия испытуемых и регистрировать параметры их деятельности. Кроме того, он может регулировать взаимозависимость партнеров, изменяя величину коэффициента их взаимосвязи; вводить рассогласования в систему действия испытуемых, создавая таким образом наряду с инструментальным взаимодействием и конфликтную напряженность в группе. К сожалению, методическое богатство метода не было использовано в полной мере, авторов исследования интересовали главным образом эффективность стиля руководства группой, а также цена (степень эмоциональной напряженности) участия каждого члена группы в межличностном взаимодействии. В другом инструментальном методе моделирования групповой работы, «Кибернометре» [16], участники, располагая разными рычагами, должны совместно решить задачу на скорейшее безошибочное прохождение лабиринта либо перцептивно-мыслительную задачу определения очертания предмета (букв).
В результате этих исследований выявлены различные факторы, способствующие проявлению эффективной совместности, детерминируемые как процессами группового функционирования, так и особенностями участвующих в совместном решении индивидов; прослежена зависимость группового решения от числа элементов задачи, типа их связей и характера распределения между разными членами группы; продемонстрирована возможность экспериментального управления процессом совместной работы путем манипулирования структурой распределения элементов задачи между участниками.
Литература
- Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
- Брушлинский А. В. Анализ через синтез и групповое решение мыслительной задачи // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983.
- Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
- Данилова В. Л. К проблеме коллективно-распределенной деятельности в решении «задач на соображение» // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983.
- Кольцова В. А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Кольцова В. А., Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности // Психологические исследования общения. М., 1985.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблемы общения в психологии. М., 1981.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
- Ломов Б. Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972.
- Ломов Б. Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8.
- Ломов Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. Т. 1. № 5. 1980.
- Максименко В. И. Поиск решения в ситуации непосредственного общения // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. № 1. 1979.
- Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.
- Нежное П. Г., Медведев A. M. Метод исследования содержательного анализа у школьников // Вестник МГУ. Серия Психология. 1988. № 2.
- Новиков М. А. Психофизические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
- Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
- Полуэктова Н. М., Тихонов Б. В. Влияние характера взаимодействий на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения. М., 1986. 20.
- Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Путляева Л. В., Сверчкова Р. Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
- Цуканова Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения. М., 1985.
- Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
- Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 2.
- Янушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1406
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 524
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1