Уровень совместности как показатель теоретичности способа решения задачи

524

Аннотация

В статье затрагивается проблема групповых форм решения задач. Совместные действия исследуются с точки зрения формирования учебно-познавательной деятельности, которая предполагает кооперацию участников. Представленное исследование направлено на изучение психологических особенностей формирующегося взаимодействия в различных стратегиях совместного комбинированного решения задач. Показано, что уровень взаимодействия прямо связан с характером стратегии решения. Выделены стратегии совместного решения задач и соответствующие им уровни формирующегося взаимодействия. Указывается, что общий смысл совместной деятельности определяется при возникновении предметно-содержательных конфликтов.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия индивидуальных действий, совместная деятельность, принятие решений, решение задач

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Поливанова Н.И. Уровень совместности как показатель теоретичности способа решения задачи // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

Экспериментальные психологические исследования групповых форм решения задач осуществляются главным образом на основании сопоставления индивидуальных и групповых решений одних и тех же задач, а также специальной организации совместных форм, в основе которых лежат и моделируются те или иные закономерности функционирования группы. При этом исследуются в основном социально-психологические феномены, такие, как выделение и распределение функций-ролей между участниками группы, влияние ситуации межличностного общения на возникновение продуктивной познавательной активности личности и обратное влияние личностных особенностей членов группы на эффективность ее работы, взаимосвязь межличностных отношений в группе и результаты ее работы, значительно реже — формы когнитивного группового взаимодействия.

Ярким примером инструментального моделирования в эксперименте совместной деятельности является «Гомеостат» [15]. В этой методике группа операторов, воздействуя на стрелочные индикаторы (свои и партнеров), добивается согласованных перемещений стрелок в определенное положение, ориентируясь только на собственный индикатор. Экспериментатор со своего пульта имеет возможность контролировать действия испытуемых и регистрировать параметры их деятельности. Кроме того, он может регулировать взаимозависимость партнеров, изменяя величину коэффициента их взаимосвязи; вводить рассогласования в систему действия испытуемых, создавая таким образом наряду с инструментальным взаимодействием и конфликтную напряженность в группе. К сожалению, методическое богатство метода не было использовано в полной мере, авторов исследования интересовали главным образом эффективность стиля руководства группой, а также цена (степень эмоциональной напряженности) участия каждого члена группы в межличностном взаимодействии. В другом инструментальном методе моделирования групповой работы, «Кибернометре» [16], участники, располагая разными рычагами, должны совместно решить задачу на скорейшее безошибочное прохождение лабиринта либо перцептивно-мыслительную задачу определения очертания предмета (букв).

В результате этих исследований выявлены различные факторы, способствующие проявлению эффективной совместности, детерминируемые как процессами группового функционирования, так и особенностями участвующих в совместном решении индивидов; прослежена зависимость группового решения от числа элементов задачи, типа их связей и характера распределения между разными членами группы; продемонстрирована возможность экспериментального управления процессом совместной работы путем манипулирования структурой распределения элементов задачи между участниками.

Литература

  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
  2. Брушлинский А. В. Анализ через синтез и групповое решение мыслительной задачи // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983.
  3. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
  4. Данилова В. Л. К проблеме коллективно-распределенной деятельности в решении «задач на соображение» // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983.
  5. Кольцова В. А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  6. Кольцова В. А., Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности // Психологические исследования общения. М., 1985.
  7. Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблемы общения в психологии. М., 1981.
  8. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
  9. Ломов Б. Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972.
  10. Ломов Б. Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8.
  11. Ломов Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. Т. 1. № 5. 1980.
  12. Максименко В. И. Поиск решения в ситуации непосредственного общения // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. № 1. 1979.
  13. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  14. Нежное П. Г., Медведев A. M. Метод исследования содержательного анализа у школьников // Вестник МГУ. Серия Психология. 1988. № 2.
  15. Новиков М. А. Психофизические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  16. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  17. Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  18. Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  19. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. В. Влияние характера взаимодействий на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения. М., 1986. 20.
  20. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  21. Путляева Л. В., Сверчкова Р. Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.
  22. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
  23. Цуканова Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  24. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения. М., 1985.
  25. Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  26. Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 2.
  27. Янушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 6.

Информация об авторах

Поливанова Нина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , ПИ РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1406
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 524
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1