Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Соловецкий монастырь как образовательная система 937

Столяров В.П., старший научный сотрудник Института культуры и природного наследия, руководитель Соловецкой экспедиции

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты практики образования в одном из самых крупных монастырей России — Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Как своеобразное «учреждение образования» обитель выполняла две функции: 1) являлась центром образовательной системы Беломорского региона; 2) готовила иноков для воспроизводства собственной структуры. Автор анализирует многоэтапную систему монастырского обучения, задачей которого было приобретение определенных знаний, формирование мировоззрения и нового образа жизни.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Православные монастыри занимают особое место в развитии русской культуры. Широко известны складывавшиеся веками монастырские библиотечные собрания, иконописные школы, созданные трудами иноков шедевры архитектурного зодчества. Монастыри издревле являлись и образовательными центрами, источниками знания и духовной мудрости.

Монастырская культура характеризуется поразительной устойчивостью, способностью к постоянной внешней модернизации хозяйственных способов (технологий) освоения территории при сохранении внутреннего целеполагания культуры, высокой продуктивностью производства историко-культурного наследия. К сожалению, сам феномен монастырской православной культуры как составной части русской культуры до сих пор не до конца осмыслен с научной точки зрения, опыт монастырской практики, накапливавшийся веками, еще ждет своих исследователей — психологов, педагогов, социологов.

Литература
  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Собр. соч.: В 6т.
    Т. 3. М., 1983.
  2. Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1—2. М., 1836.
  3. РГИА, ф. 1183, оп. 1, д.6.
  4. Кононов Ф. П. Воспоминания о жизни в Соловецком монастыре (рукопись). Архив СГИАПМЗ.
  5. Столяров В. П. Монастырское хозяйство Муксалмы // Соловецкие острова. Большая Муксалма. М., 1996.
  6. Столяров В. П. Историко-культурный комплекс «Соловки»: Проблемы освоения, преемственности, сохранения // Русская культура вне границ: Информационно-аналитический сборник. 1996. № 1.
  7. Столяров В. П. Некоторые подходы к анализу историко-культурного пространства территории (на примере Соловецкого архипелага) // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Вып. 1. М., 1996.
  8. Столяров В. П., Кулешова М. Е. Анализ практики управления особо ценной исторической территорией (Соловецкий архипелаг) // Наследие и современность. Вып. 3. М., 1996.
  9. Федоров П. Ф. Соловки. Кронштадт, 1889.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика