Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред 917

Поливанова Н.И.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина И.В.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
e-mail: irinarivina@yandex.ru

Айсувакова Ю.Г.
выпускница факультет «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия

Медведева Н.К.

Поплаухина Е.Д.

Аннотация

Авторы рассматривают различные технологии дошкольного обучения и результаты диагностики развития мышления у детей-первоклассников, прошедших эти технологии. Констатируется, что дети из разных образовательных сред демонстрируют своеобразие и различие в проявлении сформированности тех или иных компонентов системности мышления и его общего уровня. Это подтверждает, что различные образовательные среды оказывают специфичное влияние на формирование интеллекта детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Если раньше школы разделялись в основном по специализации, т. е. по более углубленному изучению какого-либо предмета, то теперь возникли радикально новые подходы к обучению и развитию детей.

Произошли перемены и в сфере дошкольного образования. На протяжении длительного времени роль и значение дошкольных воспитательных учреждений недооценивались, а их педагогический потенциал использовался не в полной мере. В настоящее время детским садам Российской Федерации предоставлена известная свобода выбора программ обучения и воспитания детей. Это сразу же привело к интенсивному созданию новых программ дошкольного воспитания. Стала особенно актуальной проблема преемственности дошкольного образования и школьного обучения. На этой основе возникает много комплексов «детский сад — школа», формируется целостное образовательное пространство, объединяющее дошкольное и школьное учреждения.

В связи с появлением большого разнообразия школ и детских садов, использующих различные учебные программы, формы и режимы обучения, особое значение приобрело влияние той или иной технологии обучения на развитие ребенка в целом и на интеллектуальное в частности.

В одной из наших работ [11] исследовались особенности умственного развития детей младшего школьного возраста, обучавшихся в начальных классах в по-разному организованных образовательных средах. У детей обнаружено существенное различие способов мыслительной деятельности, отношения к учебной работе, уровня теоретичности мышления. Получены некоторые «типовые портреты» развития мышления учащихся в разных средах. Наиболее ярко различие «портретов» проявляется на выходе из младшей школы (у учащихся III — IV классов), когда дети прошли полный курс обучения и соответствующие интеллектуальные структуры у них в достаточной мере сформировались. Сопоставление этих «портретов» дает основание судить о большей или меньшей эффективности развивающего воздействия образовательной среды конкретной начальной школы.

Литература
  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.,1996.
  3. Ефимова Л. И. Мировидение: Методическое пособие для учителей. М., 1996.
  4. Замков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития / / Психологическая наука и образование. М., 1996. № 4.
  5. Зверева М. В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  6. Колесникова Б. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М.,1996.
  7. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования (проект). М.,1988.
  8. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.,1988.
  9. Поддьяков Н.Н, Мышление дошкольника. М., 1977.
  10. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6 — 9 лет. М.,1995.
  11. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
  12. Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика