Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9987Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 (15) / 2000 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе 932

Новлянская З.Н.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428
e-mail: zinaidann@mail.ru

Аннотация

Цель настоящей статьи – описать первоначальный этап практического овладения законом художественной формы детьми младшего школьного возраста. Автор анализирует психологические изменения, которые происходят с ребенком в процессе целенаправленного обучения. Автор приходит к заключению, что освоение художественной формы – очень интенсивный и неравномерный процесс, в котором чрезвычайно важно целенаправленное руководство взрослого, готовящего ребенка к индивидуальному и самостоятельному выполнению творческого задания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Цель настоящей статьи — описать первоначальный этап практического овладения законом художественной формы детьми младшего школьного возраста, если им предоставлены благоприятные психолого-педагогические условия для творческого развития. Эти условия обеспечены специальной программой и методикой, разработанными и апробированными автором совместно с Г. Н. Кудиной и неоднократно представленными в разного рода публикациях.

Фундамент программы образуют теоретические положения М. М. Бахтина о взаимоотношениях автора художественного текста и читателя как разворачивающемся во времени заочном диалоге, основанном на «сотворчестве понимающих». Построение этих отношений через постоянное «бывание» ребенка то в авторской позиции (создание художественного текста), то в читательской (воссоздание художественного образа и авторского отношения к нему) и является той основной целью учения, которую преследует программа.

В процессе обучения происходит интенсивное литературно — творческое развитие детей, становление их творческих способностей, в которые преобразуются универсальные психологические предпосылки, свойственные каждому нормально развивающемуся ребенку 6—7-летнего возраста.

В предыдущих публикациях, отражающих содержание многоаспектного лонгитюдинального исследования, в центре внимания были обсуждение и отработка программы (в соавторстве с Г. Н. Кудиной был создан «сквозной» десятилетний курс «Литература как предмет эстетического цикла» для общеобразовательной школы), ее методическое оснащение и внедрение (разработаны и изданы комплекты учебных пособий для I — VI классов).

Теперь наступило время более внимательно проанализировать и описать сам ход развития, те психологические изменения, которые происходят с ребенком в процессе целенаправленного обучения. То есть акцент с психолого-педагогических условий переносится на реальный процесс, на то, как протекает творческое становление ребенка — автора.

В подобном становлении для удобства анализа можно прочертить две ведущие линии — освоение авторской позиции, т. е. начало сознательного сочинительства, и освоение художественной формы, т. е. овладение культурными средствами воплощения авторских замыслов, характерными для искусства. О том, как протекает процесс овладения художественной формой у детей младшего школьного возраста, и пойдет речь.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика