Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте

1677

Аннотация

В статье рассматривается проблема мотивации в двух аспектах: проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения и проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. По результатам эмпирического исследования авторами выделены закономерности связи дезадаптации ребенка в школе, его статусного положения и учебной мотивации, а также влияния родительского отношения к детям. По результатам исследования авторы дают практические рекомендации для школьных психологов.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Святогорова М.В., Вачков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Полный текст

 

В практической деятельности учителя и школьного психолога вопрос о мотивации учения является одним из самых животрепещущих. При этом очень важно понять, от чего зависит мотивация. Как она связана с адаптацией к школе? Зависит ли учебная мотивация от отношений с учителем и родителями? И вообще, что происходит с мотивацией учения на протяжении школьных лет? Или — более узко — какова динамика мотивации учащихся на разных этапах обучения в начальной школе?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели специальное исследование, результаты которого могут быть, как нам кажется, интересными для школьных психологов и учителей.

Проблема мотивации учения может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения; во-вторых, как проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической педагогика станет только тогда, когда на все проблемы обучения, в том числе и на первый аспект проблемы мотивации учения, она будет смотреть через призму личностного роста ученика.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

1)     экспериментальным путем определить уровень учебной мотивации школьной адаптации детей в начальной школе;

2)     исследовать взаимосвязь и взаимозависимость школьной адаптации и учебной мотивации младших школьников;

3)     сравнить частоту проявления и выраженность признаков школьной дезадаптации в I, II и III классах;

4)     выявить картину внутригрупповых отношений с целью изучения влияния школьной адаптации на статусное положение ребенка в классе;

5)     изучить динамику зависимости учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей детско-родительских отношений;

6)     изучить влияние уровня адаптации ребенка в школе на его адаптацию в других сферах общения;

7)     выявить влияние отрицательного отношения к учителю и конфликтного отношения в семье на школьную адаптацию

Экспериментальной базой исследования послужили средние школы № 8 и 11 г. Вологды. В психологическом исследовании участвовали дети I — III классов. Всего к исследованию было привлечено 364 человека (252 ребенка в возрасте 7—10 лет и 112 взрослых — родителей).

Предмет и задачи исследования определили его логику и этапы.

На I этапе с целью изучения динамики учебной мотивации младших школьников и адаптации было осуществлено:

1)     наблюдение за учениками I, II и III классов в различных ситуациях для выявления уровней адаптации детей к школе (общение со сверстниками, поведение на уроках, выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, отношение к школе); при этом можно выделить три уровня адаптации детей к школе: высокий — ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко усваивает учебный материал, прилежен; средний — ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, внимателен при выполнении заданий, но требует контроля; низкий — ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, нарушает дисциплину, пассивен, не имеет близких друзей;

2)     анкетирование тех же детей для оценки школьной мотивации;

3)     проведение проективного рисуночного теста «Что мне нравится в школе»;

4)     использование методики «Реакции дезадаптации детей и подростков», на основе которой была сделана карта наблюдения различных признаков школьной дезадаптации, включающей в себя следующие показатели: нарушения преимущественно в эмоциональной сфере, нарушения преимущественно в сфере общения, нарушения преимущественно в сфере поведения, невротические расстройства, ранние признаки школьной дезадаптации;

5)     работа с методикой «Социометрия» в I и III классах для выявления картины межличностных отношений учеников и выяснения зависимости статусного положения в классе от уровня адаптации.

На II этапе для исследования влияния родительского отношения к детям на их учебную мотивацию и школьную адаптацию было осуществлено:

1)     проведение проективного рисуночного теста «Кинематический рисунок семьи» (КРС) для выявления психологического климата в семье (особенностей восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений);

2)     обследование родителей этих детей с помощью теста-опросника (А. Я. Варга, В. В. Столин) для выявления разнообразных чувств по отношению к ребенку: поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков;

3)     обследование этих же родителей с помощью теста-опросника удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) для экспресс-диагностики степени удовлетворенности — неудовлетворенности браком, в результате которого семьи разбиваются на категории от абсолютно неблагополучных до абсолютно благополучных;

4)     обследование этих же родителей по тесту «Типы семейного состояния» (Р. В. Овчарова) с целью диагностики типа семейного состояния: чувства вины, тревоги одного из супругов, нервно-психического напряжения в семье;

5)     тестирование этих же родителей по тесту «Понимаете ли вы друг друга?», позволяющего определить степень доверия и откровенности между супругами.

На III этапе для выявления влияния дезадаптации ребенка в школе, неспособности справиться с ролью ученика на его адаптацию в других средах общения было осуществлено:

1)     обследование детей по методике ранжирования признаков средовой адаптации (де­задаптации) ребенка (Р. В. Овчарова), ребенку предлагалось отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения); по результатам строится график, на трех направлениях которого проводятся окружности, — чем ближе к центру и чем больше наслоение окружностей, тем лучше идет адаптация; модификация указанной методики заключалась в том, что одна из трех сред общения, а именно «улица» (среда неформального общения), была заменена понятием «учитель» и семь групп этого направления заменены другими семью группами («вторая мама», «любимый учитель», «значимый человек в жизни», «захочу и не буду», «игнорируемый», «отвергаемый, непринимаемый», «человек лишний, ненужный в жизни»),

2)     использование проективного рисуночного теста «Моя учительница», предназначенного для изучения учебной мотивации учащихся начальных классов, эмоционального отношения их к учителю и школе с целью выявления зависимости между школьной адаптацией, взаимоотношениями с родителями и отношением к учителю у учеников I и III классов;

3)     применение методики Д. Стота «Карта наблюдения» (КН), направленной на выделение характера дезадаптации ребенка в школе, в основе которой лежит фиксация форм деза- даптивного поведения по результатам длительного наблюдения за учениками I и III классов.

На IV этапе для выявления типа зависимости между учебной мотивацией и школьной адаптацией, а также для изучения их динамики в ходе индивидуального и возрастного развития младших школьников была осуществлена статистическая обработка полученных данных.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у учеников III класса, по сравнению с I и II классами, повышается уровень школьной адаптации (возрастает число детей с высоким и средним уровнем адаптации к школе), в то время как уровень учебной мотивации, наоборот, снижается.

Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.

Психологическое исследование динамики учебной мотивации младших школьников в ходе индивидуального и возрастного развития и ее связи с адаптацией и отношениями с родителями и учителем позволило обнаружить следующее:

1.      В связи с положительной динамикой мотивации учения во II классе наблюдается уменьшение проявления различных признаков дезадаптации, при этом возрастает число детей со средним и высоким уровнями школьной адаптации по сравнению с первым годом обучения.

2.      На первом и втором годах обучения учебная мотивация и школьная адаптация связаны между собой более тесно, чем к концу третьего года обучения.

3.      К концу начальной школы наблюдается повышение адаптации, но при этом уровень учебной мотивации снижается.

4.      Дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияет на его адаптацию в других средах общения; к концу младшего школьного возраста это влияние снижается.

5.      Возникшая общая средовая дезадаптация ребенка указывает на его социальную отгороженность и отвержение.

6.      Статусное положение ребенка в классе зависит от уровня его адаптации, к концу обучения в начальной школе эта зависимость становится менее жесткой, чем в начале обучения.

7.      Школьная дезадаптация характерна для детей с конфликтным отношением в семье и отрицательным отношением к учителю.

8.      К концу начального обучения зависимость между учебной мотивацией, школьной адаптацией и отношением к учителю ослабевает.

9.      Тип «авторитарной гиперсоциализации» и тип «маленький неудачник» коррелируют с отвержением ребенка и его социальной нежелательностью, т. е. существует статистически доверительная зависимость между ними.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать рекомендации для школьных психологов.

При проявлении у ребенка такой формы дезадаптации, как неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, причиной которого может быть недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей, рекомендуется провести специальные беседы с ребенком для установления причин нарушений учебных навыков.

При неспособности произвольно управлять своим поведением, причиной которой может послужить неправильное воспитание в семье (отсутствие ограничений, внешних норм), рекомендуется работа с семьей, анализ учителем собственного поведения для предотвращения возможного неправильного поведения ребенка.

При неспособности принять темп школьной жизни из-за неправильного воспитания в семье или игнорирования взрослыми индивидуальных особенностей детей (чаще встречается у детей соматически ослабленных, с задержкой психического развития или слабым типом нервной системы) рекомендуется работа с семьей и определение оптимального режима нагрузки.

При школьном неврозе, или «фобии школы» (т. е. неумении разрешить противоречие между семейным и школьным «мы»), ребенок не способен выйти за границы семейной общности. В этих случаях, как правило, родители используют детей для разрешения своих проблем, но делают это бессознательно. Здесь нужны семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для родителей, т. е. помощь школьного психолога.

Информация об авторах

Святогорова М.В., психолог, Вологда, Россия

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2545
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1677
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3