Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Закономерности развития личности
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Коссов Б.Б. Закономерности развития личности // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 1.
Фрагмент статьи
Личностный аспект является наиболее сложным и в то же время важным в профессиональном становлении специалиста. Можно выделить несколько основных подходов в изучении профессионального развития личности. Пожалуй, самый распространенный из них связан с акцентированием внимания на динамике отдельных свойств, которые считаются профессионально важными. Однако системный подход требует уделять больше внимания соотношениям разных свойств в структуре целостной личности. Такой подход перспективнее как в аспекте диагностики личности, так и в решении задач ее развития и саморазвития. Без попыток приблизиться ко все более успешному решению этих необозримых и «вечных» для педагогики задач нечего и говорить о становящейся все более модной и действительно в высшей мере актуальной реабилитации и дальнейшей разработке проблемы воспитания подрастающих поколений. Действительно, авторитарно поставленным целям и методам воспитания молодежи, так широко распространенным в недавнем прошлом нашей страны, необходимо противопоставить гуманистически и демократически ориентированные цели и методы воспитания, а значит сделать акцент на саморазвитии и самовоспитании личности.
Исходными для настоящего исследования некоторых закономерностей системного профессионального развития личности стали наблюдавшиеся Б. Г. Ананьевым и его сотрудниками эмпирические факты системно-структурных изменений профессионально важных свойств по мере становления специалистов с высшим образованием [1]. Повышение уровня корреляционных связей между профессионально важными качествами (ПВК) неоднократно подтверждалось затем в исследованиях роста квалификации представителей разных рабочих профессий [1].
Системно-стилевая концепция личности, подкрепленная адекватными системными методами изучения, открывает новые возможности для выявления некоторых закономерностей профессионального становления личности.
Общая закономерность структурно-системного развития личности, описанная нами [7], касается роли такого системообразующего фактора и механизма в изменении личностной структуры, как обобщение. Было показано, что более высокие уровни в структурной модели личности занимают свойства, обладающие и более высоким уровнем обобщения, т. е. дифференцированно охватывающие относительно более широкие условия жизнедеятельности человека. В качестве примера таких разных условий в наших исследованиях можно назвать оценивание студентами не только собственных личностных свойств, но и свойств других студентов своей учебной группы.
Литература
-
Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
-
Аркадьев А. Г., Браверман Э. М. Обучение машины распознаванию образов. М., 1964.
-
Коссов Б. Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал. 1981. № 2.
-
Коссов Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: Новый метод исследования. М.; Воронеж, 1998.
-
Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. № 6.
-
Коссов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.; Воронеж, 1997.
-
Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000.
-
Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
-
Лакин Г. Ф. Биометрия. М., 1973.
-
Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5007
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1058
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5