Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности учителей начальных классов, работающих по различным дидактическим системам (к 100-летию Л.В.Занкова) 919

Шилова О.Р.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Развивающее обучение широко внедряется в массовую практику начальной школы. С 1991/92 учебного года начался этап широкого внедрения в практику систем развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, в наибольшей степени реализующих своим содержанием новые цели обучения. С 1995/96 учебного года обе системы были введены в общеобразовательную школу как вариативные государственные системы, наряду с традиционной.

Традиционная система обучения

Термином «традиционная система обучения» мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений. Для нее характеры неправомерное облегчение учебного материала, медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний, подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении. Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.

В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на «деловой» основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.

Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут «дотянуть» большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.

Авторитарная позиция педагога и репродуктивное обучение способствуют развитию профессиональных деформаций личности учителя. Основные ее показатели, по данным Е. Н. Смоленской [13],— безапелляционность, консерватизм, закрытость в общении, оценочность суждений, что со временем становится определяющими чертами характера и отражается в стиле мышления. Передавая образцы готового опыта своим ученикам, в силу своей ролевой позиции такие учителя не только не способствуют творческому развитию ребенка, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.

Литература
  1. Вьюнкова Ю. Н. Мастерство и педагогическая техника учителя в системе развивающего образования // Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. М.; Самара, 2001.
  2. Горбилева А. Я., Нагорнов Н. В. Особенности организации обучения по методике Л. В. Занкова // Новое время — новая дидактика. М.; Самара, 2001.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Дидактическая система Л. В. Занкова и проблемы современной школы: Материалы научно-практической конференции / Под ред. М. И. Красновой. Тула, 1993.
  5. Занков Л. В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах) // Избранные педагогические труды. М., 1990.
  6. Занков Л. В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды. М., 1990.
  7. Занков Л. В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование // Избранные педагогические труды. М., 1990.
  8. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). М., 2000.
  9. Изучение развития учащихся учителем: Методические рекомендации для учителей младших классов / Под ред. М. В. Зверева. Самара, 1992.
  10. Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. М.; Самара, 2001.
  11. Новоселова Н. В. Трудности работы по дидактической системе Л. В. Занкова и их некоторые причины (1-й год обучения) // Становление и развитие профессионально сориентированной личности будущего педагога. Тверь, 1995.
  12. Система развивающего обучения Л. В. Занкова в тульских школах (из опыта работы) / Под ред. М. В. Зверевой. Тула, 1995.
  13. Смоленская Е. Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания общего образования. Вып. З. Ростов н/Д, 1992.
  14. Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М., 1991.
  15. Товпинец И. П. Практика развивающего обучения и перестройка работы учителя // Новое время — новая дидактика. М.; Самара, 2001.
  16. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. М., 1994.
  17. Чутко Н. Я. Чтобы мысли не дремали. Обнинск, 2000.
  18. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика